Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Российское налоговое законодательство и эффективность собираемости налогов

          

РОССИЙСКОЕ НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ

           
           Б. Лахов,
пресс-секретарь ГНИ
по г. Москве
           
          РИА "Новости" провело круглый стол по теме "Российское налоговое законодательство и эффективность собираемости налогов", в котором приняли участие А.П. Починок  -  член Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ, Д.Г. Черник  -  начальник Государственной налоговой инспекции по г. Москве, С.Д. Шаталов  -  заместитель министра финансов РФ.
           
          В своем выступлении Д.Г. Черник отметил, что поступления налогов в 1 квартале 1997 года по Москве в консолидированный бюджет составили почти 18 трлн руб. и 339 млн дол. США, что на 12 % больше, чем за соответствующий период прошлого года.
           
          1 апреля завершена кампания по декларированию гражданами доходов за 1996 год. В результате разъяснительных мероприятий на 1 апреля было подано более 121 тысячи деклараций, тогда как в прошлом году на ту же дату декларировали свои доходы 83 тысячи налогоплательщиков. В бюджет доначислено подоходного налога около 163 млрд руб., что в 2 раза больше, чем в прошлом году. В 1996 году было выявлено несколько тысяч человек, уклонившихся от подачи декларации; в этом году ожидается, что произойдет то же самое. Рост количества поданных деклараций объясняется также увеличением доходов москвичей, превышающим темпы роста инфляции.
           
          Вместе с тем, отметил Д.Г. Черник, имеются люди, предпочитающие скрывать свои доходы. Однако не следует думать, что налоговая инспекция забывает о должниках. Она имеет право поинтересоваться доходами не только за 1996 год, но и за три предыдущих года. В столице ежегодно обрабатывается до 5 млн сведений о доходах не только москвичей, но и тех людей, кто трудится на территории столицы, что требует, в свою очередь, времени. Поэтому сведения по месту жительства получателей доходов могут приходить с опозданием, но все они проверяются, и гражданин не должен удивляться приглашению в налоговую инспекцию и просьбе отчитаться о своих доходах за предыдущие годы.
           
          Говоря об общеэкономической ситуации в столице, Д.Г. Черник подчеркнул, что есть все основания полагать, что в 1997 году темпы падения производства снизятся, а показатели развития производства вырастут. Из анализа поступления налогов в 1996 году видно, что нельзя было отменять налог на превышение фонда оплаты труда, в результате чего Москва потеряла 7 трлн руб., произошло снижение инвестиционной активности, началось перетекание средств из фондов накопления в фонды потребления.
           

          Коснувшись социальной сферы Д.Г. Черник отметил, что в Москве происходит резкое расслоение уровня доходов: около 20 % москвичей (занятых чаще всего в непроизводственной сфере) получают доходы, превышающие 14 млн руб. в месяц, в то же время около 20 % москвичей имеют среднемесячный доход не больше 297 тыс. руб. Налог на превышение фонда оплаты труда позволял осуществлять некоторое нивелирование этих доходов. Московская налоговая инспекция проводит политику сотрудничества с налогоплательщиками, когда главное  -  не штрафы и санкции, а сами налоги, из которых и формируется бюджет.
           
          Налоговые инспектора, несмотря на колоссальную перегрузку, всегда помогут и разъяснят налогоплательщикам особенности налогообложения, помогут заполнить декларацию, что подтверждают и сами посетители инспекций.
           
          В заключение Д.Г. Черник заверил налогоплательщиков, что Московская налоговая инспекция гарантирует всем физическим и юридическим лицам полную конфиденциальность проверок их деятельности.
           
          В своем выступлении С.Д. Шаталов отметил, что за первые три месяца текущего года динамика сбора налогов носит положительный характер. Если за январь в федеральный бюджет было собрано 11,5 трлн руб., за февраль  -  14,7 трлн руб., то в марте предполагается собрать 19 трлн руб. В консолидированный бюджет поступило налогов (при задании: январь  -  45,3 трлн руб., февраль  -  46,5 трлн руб., март  -  58,1 трлн руб.): в январе  -  26,1 трлн руб., в феврале  -  30,6 трлн руб., а в марте предполагается выйти на уровень 38 трлн руб. Это  -  цифры Федерального казначейства, то есть суммы, которые реально прошли через счета казначейства или через его организации на местах и которые существенно меньше запланированных в бюджете 1997 года, что объясняется тем, что из-за непринятия Государственной Думой некоторых законов с 1 января 1997 года ежедневно теряется около 50 млрд руб.
           
          При проведении налоговой политики Правительство исходит из того, что налоговое бремя должно распределяться более равномерно среди физических и юридических лиц за счет отмены налоговых льгот, объем которых в России исчисляется в 163 - 170 трлн руб. Но отмена налоговых льгот не означает закручивания гаек, так как позволит снизить налоговые ставки. Налоговая политика Правительства будет реализовываться посредством Налогового кодекса, вторая, третья и четвертая части которого в апреле будут внесены на обсуждение в Государственную Думу. Помимо либерализации налогообложения необходимо также улучшить собираемость налогов, перекрыть многочисленные способы уклонения от налогообложения.
           
          А.П. Починок в своем выступлении отметил, что в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится более 80 законопроектов, внесенных в том числе Правительством и субъектами Федерации, в которых требуется изменение существующей налоговой системы (введение новых налогов, новых льгот и т. д.).
           

          Складывается очень сложная ситуация. Первое: нельзя проводить секвестирование в соответствии с законом о бюджете; такого прецедента еще не было. Второе, уже на сегодняшний день отставание по консолидированному бюджету превысило 50 трлн руб., а по федеральному бюджету  -  35 трлн руб. за 1 квартал, то есть существует вероятность недобора около 100 трлн руб., запланированных в бюджете 1997 года. Если проводить секвестр по установленной процедуре, то все деньги нужно потратить исключительно на "защищенные" отрасли, не оставляя ничего остальным, таким образом, Правительству понадобится внести на рассмотрение специальный закон "О секвестре федерального бюджета РФ", который изначально будет ущемлять защищенные отрасли, то есть в ходе налоговой реформы произойдет сокращение государственных расходов.
           
          В настоящее время нет реальных шансов на решение текущих проблем с помощью Налогового кодекса, на принятие которого потребуется не менее 1,5 года. В связи с тем что Налоговый кодекс опоздал к бюджету 1997 года, придется многие его составляющие в этом году принимать в виде отдельных законов, в том числе о налоговых льготах.
           
          Далее участники "круглого стола" ответили на вопросы журналистов. В частности, на вопрос РИА "Новости" о том, ожидается ли либерализация и упрощение налоговой системы, А.П. Починок ответил, что либерализацию обеспечит Налоговый кодекс.
           
          Группой экономистов под руководством Е.Т. Гайдара была подготовлена система изменений в налогообложении физических лиц, что, по мнению С.Д. Шаталова, обойдется потерями в 102 трлн руб. Речь идет об увеличении необлагаемого интервала, сокращении количества интервалов, прекращении прогрессии и введении низкого верхнего потолка суммарных отчислений налогов с заработной платы.
           
          Отвечая на вопрос о том, какие льготы будут отменены, А.Г. Починок ответил, что это, в первую очередь, льготы по налогу на прибыль по всем общественным организациям, налогу на добавленную стоимость, подоходному налогу с физических лиц. Все граждане России должны, по его словам, платить подоходный налог, за исключением очень узкой группы льготников.
           
          С.Д. Шаталов добавил к сказанному, что Налоговый кодекс предусматривает пересмотр приоритетов в механизме формирования льгот, ожидается отмена инвестиционных льгот, а вместо этого предлагаются другие механизмы.
           

          Д.Г. Черник добавил, что отмена льгот, в частности, по инвестиционной активности может оказаться преждевременной. Это касается и некоторых других льгот, например, связанных со строительством жилья и т.д. Налоговые льготы должны быть инструментом государственной политики.
           
          С.Д. Шаталов возразил, что Организацией экономического сотрудничества и развития было проведено исследование в 30 государствах, которое показало, что налоговые льготы практически не отражаются на инвестиционной активности.