Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Рекомендации по учету топлива и смазочных материалов и применению норм расхода ГСМ на автомобильном транспорте

          

Рекомендации по учету топлива и смазочных материалов и применению норм расхода ГСМ на автомобильном транспорте

           
           Н.А. Барабанова
           
          В соответствии с п. 80 инструкции Минфина России от 03.11.93 г. №122 "По бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете" бухгалтерский учет топлива, горючего и смазочных материалов ведется на балансовом субсчете 061. Однако в Инструкции не даны разъяснения по организации и порядку осуществления данного учета.
           
          В практической деятельности организаций учет топлива, горючего и смазочных материалов осуществляется следующим образом.
           
          Приказом или распоряжением руководителя определяется способ и порядок расчетов за топливо и смазочные материалы. Если по приказу ответственность возложена на одно определенное лицо (диспетчера, мастера, механика, проректора), то оно и ведет расчеты с бухгалтерией и с водителями.
           
          Ответственный работник, получив в бухгалтерии под роспись пронумерованные путевые листы на месяц, также под роспись в своем журнале выдаст их водителям. Путевые листы, как правило, выдаются на один день или на смену при условии сдачи предыдущего листа.
           
          Тот же ответственный работник собирает путевые листы, проверяет правильность их заполнения, соответствие записей в путевых листах показателям спидометров и факты получения бензина, и на основании путевых листов составляет отчет о расходе топлива и смазочных материалов (с указанием марки бензина, номеров автомашин, пробега, расхода бензина по норме и фактического его расхода). К отчету обязательно прилагаются путевые листы, в установленные сроки отчет сдается в бухгалтерию. Бухгалтерия, принимая отчет, обязана проверить соответствие номеров путевых листов, зарегистрированных при получении их ответственным лицом (диспетчером, мастером, механиком, проректором). Если приказом или распоряжением установлен другой порядок учета топлива и смазочных материалов, то есть ответственность возлагается лично на водителя автомашины, то именно он получает в бухгалтерии путевые листы, отчитывается за них, составляет отчет о расходе топлива и смазочных материалов и в установленные сроки представляет его в бухгалтерию.
           
          Проверяя сданные путевые листы, бухгалтер должен сравнить показания спидометров по предыдущим листам, чтобы удостовериться в отсутствии разрыва их последовательности. Часто отсутствие такого контроля приводит к излишнему списанию бензина.
           
          Так например, в одном учебном заведении водитель, зная, что бухгалтер не сверяет показания спидометра в сдаваемых путевых листах с показаниями, приведенными в предыдущих листах, на протяжении года менял эти показания, в результате чего было излишне списано более 5000 л бензина на приблизительно 15 000 км приписанного пробега.
           
          В настоящее время заправка автомашин бензином часто производится за наличный расчет. В этом случае выдача денег под отчет производится либо ответственному лицу (диспетчеру, механику, мастеру, проректору), либо непосредственно водителю; и тот, и другой затем отчитываются за полученные средства в авансовом отчете.
           
          К авансовому отчету должны быть приложены чеки касс автозаправочных станций (АЗС), согласно которым списываются подотчетные суммы и приходуются смазочные материалы и бензин под отчет ответственного лица либо водителя (в зависимости от установленного порядка). При списании топлива и смазочных материалов следует руководствоваться линейными нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112199 - 0295 - 93), утвержденными Департаментом автомобильного транспорта Российской Федерации 26 августа 1993 г. и введенными в действие с 1 октября 1993 г. по 1 октября 1998 г.
           
          Нормативные материалы используются в работе не только сотрудниками автотранспортных предприятий, но и другими организациями, эксплуатирующими автомобильную технику на территории Российской Федерации. Линейные нормы и нормы на работу оборудования предназначены для расчетов с водителями, оперативной и статистической отчетности. Нормы расхода устанавливаются для каждой марки эксплуатируемых автомобилей.
           
          Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с техническим процессом перевозки пассажиров и грузов, в состав линейных норм не включаются и устанавливаются отдельно, здесь нормативный расход не должен превышать 0,5 % от общего количества топлива, потребляемого организацией (в том числе на технический осмотр, регулировочные работы, приработку деталей двигателей и автомобилей после ремонта, внутригаражные разъезды).
           
          Базовая норма расхода топлива дана на 100 км пробега автомобиля. Норма расхода может повышаться, например, при следующих условиях.
           
          1. Работа в зимнее время; согласно приведенному Приложению № 1 (к "Линейным нормам расхода топлива") по климатическим условиям Московская область относится к V зоне, где предельная величина надбавок составляет 10 %, а срок их действия (т.е. зимнее время)  -  5 месяцев в году. Период применения зимних надбавок к линейной норме (в пределах этих 5 месяцев) и их конкретная величина (в пределах 10 %) регламентируются приказом руководителя. Руководители могут производить уточнение надбавок относительно рекомендованных для данного региона значений при существенном отклонении (в сторону как повышения, так и понижения) температуры от средних ежегодных величин.
           
          2. Работа в городах с населением не менее 1 млн чел.; надбавка составляет до 10 %, конкретная цифра также устанавливается приказом руководителя организации.
           
          3. При пробеге первой тысячи километров новыми или вышедшими из капитального ремонта автомобилями, а также при централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии  -  надбавка до 10 %, при перегоне в спаренном или строенном состоянии  -  до 20%.
           
          Кроме того, нормы могут повышаться при работе в горных местностях, если работа требует технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой (маршрутное такси, инкассация и др.), при перевозке крупногабаритных и взрывоопасных грузов (предельная надбавка 10 %). При работе автомобилей в отрыве от основного местонахождения (в командировках) применяются надбавки, установленные для района работы автомобилей.
           
          Допускается снижение норм расхода. Например, при работе на загородных дорогах с усовершенствованным покрытием, находящихся в удовлетворительном состоянии, норма может быть снижена вплоть до 85 % базовой.
           
          При необходимости применения одновременно нескольких надбавок линейная норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
           
          Нормы расхода смазочных материалов установлены на 100 литров общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел и смазок снижаются на 50 % для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 3 лет (кроме автомобилей ВАЗ и легковых автомобилей иностранных марок) и увеличиваются на 20 % для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет.
           

Пример применения норм расхода бензина

           
          Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ГАЗ - 24 - 10 работал в городе Москва в зимнее время, пробег за месяц составил 240 км.
           
          Базовая линейная норма расхода топлива на 100 км пробега составляет 13 л, установленные руководителем надбавки составляют 10 % за работу в зимнее время и 8 % за работу в городе с населением более 1 млн чел. (всего 18 % от линейной нормы или 2,34 л на 100 км). Нормированный расход бензина за месяц составит 36,8 л:
           
          240 х (13 + 2,34)/100.
           
          Если лица, виновные в недостаче топлива и в его излишнем списании, известны, то они возмещают ущерб согласно ценам, действующим на день установления данного факта.
           
          Пример: в феврале 1996 г. по результатам проверки путевых листов на автомашину ЗМЛ - 130 за 1995 год было установлено, что за счет несоответствия показаний спидометра излишне списано 5235 л бензина. Действующая на день проверки цена бензина составляла 1500 руб. за 1 л, соответственно сумма убытков составила 7 852 000 руб. В бухгалтерии делаются следующие проводки:
           
          1. Сторно на сумму излишнего списания бензина на расходы:
           
          Д - т 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия";
           
          211 "Расходы по специальным средствам";
           
          214 "Расходы на содержание учреждения при новом хозяйственном механизме";
           
          К - т 140 "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия";
           
          249 "Материальные и приравненные к ним затраты", 400 "Доходы по специальным средствам".
           
          2. На сумму выявленной недостачи бензина:
           
          Д - т 170 "Расчеты по недостачам";
           
          Кр - т 064 "Топливо, горючее и смазочные материалы".
           
          3. Списание недостачи бензина за счет средств учреждения:
           
          Д - т 140 "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия";
           
          249 "Материальные и приравненные к ним затраты";
                         
          400 "Доходы по специальным средствам";
           
          К - т 170 "Расчеты по недостачам".
           
          4. Взыскание сумм недостачи с виновных лиц
           
          Д - т 120 "Касса";
           
          180 "Расчеты с рабочими и служащими";
           
          133 "Расчетный счет";
           
          К - т 170 "Расчеты по недостачам" Балансовые счета 200, 211, 249, 140, 400 применяются в зависимости от источника финансирования автотранспорта в бюджетной организации.
           
          (Статья предоставлена журналом "БиНО")