Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Виды административной ответственности за нарушения налогового законодательства

          

Виды административной ответственности за нарушения налогового законодательства

           
           А. В. Смирнов
           
          При традиционно сложившемся в нашей стране отношении к понятиям "законопослушание" и "'налогоплательщик" особую остроту приобрела проблема налоговой дисциплины.
           
          В соответствии с действующим законодательством об административных правонарушениях не всякое нарушение законодательства может стать основанием для привлечения к административной ответственности, для наступления которой необходимо наличие таких признаков правонарушения, как противоправность действия или бездействия, наличие вины, причинной связи между противоправным деянием и наступившими последствиями, а также его наказуемость. Кроме того, нарушение не должно влечь за собой уголовную ответственность. Не менее важное условие для наступления ответственности  -  правонарушитель должен быть не моложе шестнадцати лет, вменяемым и т.д.
                    

         Учитывая вышеизложенное, можно дать следующее определение административного нарушения налогового законодательств административное нарушение налогового законодательства -это посягающее на действующую налоговую систему противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

           

          Рассмотрим это определение. Прежде всего, действие или бездействие нарушителя должно посягать именно на налоговую систему, а не на систему управления, государственный или общественный порядок и т.п.
           
          Действуя или бездействуя, лицо должно нарушать какой - либо действующий законодательный или нормативный акт о налогах. Нарушитель должен быть виновен во вменяемом ему в вину нарушении. Для наступления административной ответственности за нарушение налогового законодательства не имеет значения, как было совершено правонарушение: умышленно (то есть правонарушитель сознавал противоправный характер своего деяния, предвидел вредные последствия и желал их или сознательно допускал наступление этих последствий) или по неосторожности (то есть лицо, совершившее противоправное деяние, предвидело возможность наступления вредных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).
           
          Например, неопытность главного бухгалтера малого предприятия не может быть признана основанием для освобождения от административной ответственности.
           

          Определение того, как было совершено правонарушение: умышленно или по неосторожности  -  имеет значение только для установления размера налагаемого административного штрафа за некоторые нарушения налогового законодательства.
           
          За совершенное деяние (действие или бездействие) предусмотрена административная ответственность. Например, если частный нотариус возьмет государственную пошлину в размере меньшем, чем установлено нормативным актом, то тем самым он посягнет умышленно или по незнанию на налоговую систему, нарушая Закон Российской Федерации от 09.12.91 г.  № 2005 - I "О государственной пошлине", но при этом не будет одного признака правонарушений  -  наказуемости деяния, за которое действующим законодательством не предусмотрена ответственность, и нотариус, хотя он и нарушил законодательство, не подлежит преследованию по Закону.
           
          Административные нарушения налогового законодательства, штрафы за совершение которых имеют право налагать государственные налоговые инспекции, приведены в ст. 4 и 15 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118 - I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943 - I "О Государственной налоговой службе РСФСР" (основная часть административных правонарушений), п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.91 № 2003 - I "О налогах на имущество физических лиц", п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 12.12.91 № 2020 - I "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" и п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 г.  № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".
           
          Открытие банком или иным кредитным учреждением расчетного или иного счета налогоплательщику без предъявления последним документа, подтверждающего его постановку на учет в налоговом органе и несообщение об открытии указанных счетов в пятидневный срок в налоговый орган (часть вторая ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.91 №2118 - I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации")
           
          В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118 - I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" каждый налогоплательщик  -  предприятие, учреждение, организация, физическое лицо подлежит постановке на учет в государственных налоговых инспекциях. При этом банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только по предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на такой учет. Цель такого учета  -  облегчить контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства. До 3 апреля 1995 года учет налогоплательщиков в налоговых органах также значительно снижал степень вероятности открытия налогоплательщиком нескольких расчетных счетов и тем самым облегчал поиск средств налогоплательщика в погашение возникшей недоимки по налогам и другим обязательным платежам. В настоящее время согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.03.95 № 291 "О признании утратившим силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей"" предприятия, учреждения и организации могут иметь несколько расчетных счетов, что облегчает ведение хозяйственной деятельности налогоплательщиков, однако значительно усложняет контрольную работу налоговых органов. Об открытии указанных счетов банковские и кредитные учреждения обязаны информировать налоговый орган в пятидневный срок.
           

          Таким образом, или привлечения налогоплательщика к административной ответственности необходимо наличие следующих признаков:
           
           -  открытие банковским или иным кредитным учреждением налогоплательщику расчетного или иного счета без предъявления им документа, подтверждающего постановку на учет, либо по предъявлению им документа, якобы подтверждающего постановку на учет, но таковым не являющимся (например, ксерокопии или письма о якобы имевшей место постановке на налоговый учет);
           
           -  несообщение банком или иным кредитным учреждением в пятидневный срок в налоговый орган об открытии расчетного или другого счета.
           
          Только в совокупности эти два нарушения влекут административную ответственность.
           
          Несвоевременное сообщение, то есть сообщение банком или иным кредитным учреждением в налоговую инспекцию об открытии налогоплательщиком расчетного или иного счета в срок больше пяти дней считается несообщением.
           
          В случае выявления органами Госналогслужбы России фактов открытия банками и иными кредитными учреждениями расчетных (текущих, валютных, ссудных, депозитных и других) счетов по представлению налогоплательщиком документа, подтверждающего постановку на налоговый учет, но без уведомления налогового органа на руководителей этих учреждений налагается административный штраф, предусмотренный п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".
           
          Субъектом правонарушения (правонарушителем) является руководитель банка (или кредитного учреждения), нарушившего установленный порядок.
           
          Правонарушение может быть совершено как умышленно (например, руководитель банка знал о том, что предприятие не состоит на учете в налоговых органах и, несмотря на это, допустил открытие расчетного счета), так и по неосторожности (например, руководитель банка не удостоверился в наличии документа о постановке на учет в государственной налоговой инспекции).
           
          Административное взыскание может быть наложено только в отношении тех нарушений, которые были совершены после 1 июля 1992 года, так как административная ответственность за это правонарушение установлена Законом Российской Федерации от 16.07.92 г. № 3317 - 1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" и в соответствии со ст. 2 этого Закона введена с 1 июля 1992 года.
           

          Непредставление банками и другими кредитными учреждениями данных о финансово - хозяйственных операциях налогоплательщиков - клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год (часть вторая ст. 15 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2118 - 1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
           
          В соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоговые органы имеют право получать без оплаты от всех юридических лиц данные, необходимые для исчисления и уплаты налоговых платежей. Кроме того, законодательство обязывает банки, кредитные учреждения, биржи представлять соответствующим государственным налоговым инспекциям данные о финансово - хозяйственных операциях налогоплательщиков - клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год. Данное положение не противоречит понятиям "банковская тайна" или ''тайна банковских вкладов". В соответствии со ст. 26 Закона РСФСР от 02.12.90 г. "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц могут выдаваться (кроме самих клиентов, их вышестоящих органов, судов, арбитражных судов, следственных органов и аудиторских организаций) налоговым органам.
           
          За непредставление таких данных установлена административная ответственность, для наступления которой необходимо:
           
           -  во - первых, чтобы банк, кредитное учреждение, биржа или иное предприятие отказались представить государственной налоговой инспекции данные о финансово - хозяйственных операциях налогоплательщиков - клиентов этих учреждений и предприятий;
           
           -  во - вторых, чтобы запрашиваемые данные касались финансово - хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиками в истекшем финансовом году.
           
          Отсутствие хотя бы одного указанного условия исключает наступление административной ответственности.
           
          Отказ предоставить данные, касающиеся финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика в текущем финансовом году, не образует состава данного правонарушения и не влечет наступления ответственности в соответствии с частью второй ст. 15 Закона Российской Федерации ''Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
           
          Непредставление данных о финансово - хозяйственной деятельности может быть выражено как в пассивной форме (игнорирование требования налогового органа), так и в активной (банк направляет государственной налоговой инспекции ответ, в котором отказывается представить запрашиваемые сведения).
           

          Форма выражения вины (умысел или неосторожность) не имеет значения; в любом случае административный штраф взыскивается за каждую неделю просрочки в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ).
           
          Субъектами правонарушения являются руководители банков, кредитных учреждений, бирж и иных предприятий.
           
          Административная ответственность наступает за деяния, обладающие всеми вышеуказанными признаками и совершенные после 1 января 1992 года.
           
          Открытие банками и иными кредитными учреждениями расчетных (текущих, валютных, ссудных, депозитных и других) счетов без уведомления налогового органа (п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей")
           
          Как уже отмечайтесь, обязанность банковских и иных кредитных учреждений уведомлять налоговые органы в пятидневный срок установлена ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.91 №2118 - 1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В п. 1 Указа Президента от 23.05.94 № 1006 эта обязанность подтверждена.
           
          Если налоговые органы выявляют факты открытия банками и иными кредитными учреждениями расчетных (текущих, валютных, ссудных, депозитных и других) счетов, о которых они не получили уведомления, то на руководителей предприятий, организаций и учреждений, банков, других кредитных учреждений, а также на физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица, налагается административный штраф.
           
          Таким образом, для наступления административной ответственности, предусмотренной абзацем вторым п. 1 названного Указа, необходимо, чтобы налогоплательщик, или коммерческий банк, или иное кредитное учреждение открыли расчетный (текущий, валютный, ссудный, депозитный или другой) счет и не уведомили об этом налоговый орган.
           
          Отличие этой административной ответственности от ответственности, установленной ст. 4 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" заключается в том, что для ее наступления не имеет значения, на основании каких документов был открыт счет.
           
          Несвоевременное уведомление налогового органа считается неуведомлением.
           

          Субъекты правонарушения (правонарушители)  -  руководитель нарушившего банка или кредитного учреждения, руководитель предприятия, учреждения, организации, индивидуальный предприниматель.
           
          Правонарушение может быть совершено только умышленно.
           
          Указанное деяние становится административно наказуемым и вытечет наложение административного штрафа в размере стократного установленного законодательством Российской Федерации размера ММОТ только в случае его совершения после 24 мая 1994 года.
           
          Задержка банками и кредитными учреждениями исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и иных обязательных платежей и использование неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов (часть третья ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации")
           
          В соответствии с действующим законодательством банковские и кредитные учреждения должны исполнять в первоочередном порядке платежные поручения налогоплательщиков по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и в государственные внебюджетные фонды. Запрещено использовать неперечисленные суммы налогов и иных обязательных платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды в качестве кредитных ресурсов. За нарушение этого порядка и запрета налоговый орган обязан наложить на руководителя такого учреждения - нарушителя административный штраф в размере пятикратного установленного законом размера ММОТ.
           
          Существом данного правонарушения является:
           
           -  задержка банками и кредитными учреждениями исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и иных обязательных платежей;
           
           -  использование неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов.
           
          Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие как первого, так и второго признака. То есть, если банк только задержал исполнение платежного поручения, но не использовал неперечисленные суммы в качестве кредитных ресурсов, то на него не может быть наложен административный штраф.
           
          Субъекты данного правонарушения  -  руководители банков или кредитных учреждений, задержавшие исполнение платежных поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и иных обязательных платежей в бюджеты или во внебюджетные фонды и использовавшие неперечисленные суммы в качестве кредитных ресурсов.
           

          Вина может быть только в форме умысла. Трудно представить себе, что руководитель банка может отдать распоряжение о задержке исполнения платежного поручения налогоплательщика и использовать затем неперечисленные суммы налогов в качестве кредитных ресурсов, предполагая, что такое использование не повлечет за собой задержку поступлений средств в бюджет.
           
          Административная ответственность наступает за деяния, обладающие всеми вышеуказанными признаками и совершенные после 1 января 1992 года.
           
          Основным недостатком законодательной нормы, устанавливающей ответственность за рассматриваемое правонарушение, является то, что она не дает возможности наказать руководителей банков, виновных только в задержке исполнения платежных поручений.
           
          Неправильное удержание предприятиями, учреждениями, организациями подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, неперечисление, неполное или несвоевременное перечисление удержанных сумм в бюджет (часть пятая ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации")
           
          Порядок удержания предприятиями подоходного налога с доходов, выплачиваемых физическим лицам, и перечисления удержанных сумм в бюджет установлен ст. 8, 9, 11 и 13 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998 - 1 "О подоходном налоге с физических лиц" и инструкцией Госналогслужбы России от 29.06.95 г.  № 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"".
           
          Предприятие (учреждение, организация) нарушит указанный порядок, если не удержит, неправильно удержит подоходный налог с доходов, выплачиваемых им физическим лицам; если не перечислит или несвоевременно перечислит удержанные суммы в бюджет. Однако исходя из текста части пятой ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к установленной этой нормой ответственности можно привлечь только за совершение следующих нарушений:
           
           -  неправильное удержание предприятиями, учреждениями, организациями подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам;
           
           -  несвоевременное перечисление предприятиями, учреждениями, организациями удержанных сумм в бюджет;
           

           -  неперечисление предприятиями, учреждениями, организациями удержанных сумм в бюджет;
           
           -  неполное перечисление предприятиями, учреждениями, организациями удержанных сумм в бюджет.
           
          Ответственность наступает как при наличии одного, так и нескольких перечисленных нарушений; причем, при выявлении нескольких таких нарушений, при совпадении дня совершения и лица, их совершившего, они расцениваются как одно административное правонарушение, за что налагается только один административный штраф в размере пятикратного установленного законом размера ММОТ.
           
          Неправильное удержание предприятиями, учреждениями, организациями подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, может выражаться в неполном, избыточном удержании налога, уплате налога за счет средств предприятий, учреждений, организаций. Неудержание предприятием, учреждением, организацией подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, не может быть признано административным правонарушением, так как не является административно наказуемым. В части пятой ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" содержится указание, за невыполнение каких обязанностей наступает административная ответственность. Для того, чтобы неправильно удержать подоходный налог, надо его прежде всего правильно или не правильно, но удержать.
           
          Субъекты рассматриваемого правонарушения  -  руководители предприятий, учреждений, организаций, неправильно удержавшие подоходный налог с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, неперечислившие, неполно или несвоевременно перечислившие удержанные суммы в бюджет.
           
          Вина правонарушителя, выраженная как в форме умысла, так и неосторожности не имеет практического значения для наложения взыскания за данное административное правонарушение, кроме того, законодатель установил фиксированный размер административного штрафа.
           
          Административная ответственность наступает за перечисленные нарушения при условии их совершения после 1 июля 1992 года.
           
          Сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения (абзац второй п. 12 ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР")
           

          К сожалению, действующее законодательство не дает определения того, что понимается под сокрытием (занижением; прибыли (дохода) или сокрытием (неучтенном) иных объектов налогообложения. Исходя из имеющейся практики применения налогового законодательства можно сделать заключение, что сокрытие прибыли (дохода; или сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения состоит в неотражении в бухгалтерском учете или налоговом расчете имеющегося объекта налогообложения или полученной прибыли. Занижение прибыли (дохода) заключается в отражении в бухгалтерском учете или налоговом расчете меньшей суммы прибыли (дохода) в сравнении с действительно полученной.
           
          Таким образом, можно сделать вывод, что занижение прибыли (дохода)  -  это сокрытие части полученной прибыли (дохода).
           
          Итак, для наступления ответственности, предусмотренной абзацем вторым п. 12 ст. 7 названного Закона, должно иметь место:
           
           -  либо сокрытие прибыли (дохода);
           
           -  либо занижение прибыли (дохода) путем сокрытия части прибыли (дохода);
           
           -  либо сокрытие путем неучтения иных объектов налогообложения.
           
          При наличии одного или нескольких указанных признаков наступает административная ответственность в виде административного штрафа в размере от двух до пяти размеров ММОТ. При выявлении нескольких указанных нарушений, совершенных в один день по вине одного и того же человека, на правонарушителя составляется протокол об административном правонарушении и налагается только один административный штраф, так как указанные деяния являются однородными.
           
          Субъект данного правонарушения  -  должностное лицо предприятия, учреждения, организации, виновное в совершении данного правонарушения.
           
          Должностное лицо  -  это лицо, постоянно или временно осуществляющее функции представителей власти, а также занимающее постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно - распорядительных или административно - хозяйственных обязанностей, или выполняющее такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию.
           
          Таким образом, к числу должностных лиц относятся руководители, заместители руководителей и главных бухгалтеров предприятий, учреждений и организаций. При отнесении к категории должностных лиц старших бухгалтеров следует учитывать, что должностными лицами они могут быть только в случае отсутствия на предприятии, в учреждении или организации должности главного бухгалтера, или старший бухгалтер, совершая рассматриваемые административные правонарушения, исполнял обязанности главного бухгалтера.
           

          Рассматриваемое правонарушение может совершаться должностным лицом как умышленно, так и по неосторожности (в результате некомпетентности). Установление формы вины имеет значение для определения степени тяжести налагаемого взыскания, так как законодатель установил минимальный и максимальный размер административного штрафа, налагаемого за данное правонарушение, в размере от двух до пяти размеров ММОТ.
           
          За те же административные правонарушения в виде сокрытия (занижения) прибыли (дохода) или сокрытия (неучтения) иных объектов налогообложения, совершенные повторно, установлена повышенная административная ответственность  -  административный штраф в размере от пяти до десяти размеров ММОТ.
           
          Повторным нарушением следует считать совершение в течение года однородного проступка, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию.
           
          Следует иметь в виду, что сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или неучтение иных объектов налогообложения это не сокрытие, или занижение, или неучтение от налогового органа, а от государства. Например, налогоплательщик ведет бухгалтерский учет безукоризненно, но в налоговый орган сведения не представляет и в бюджеты ничего не перечисляет. Руководителя и главного бухгалтера этого общества следует привлечь к административной ответственности за нарушения налогового законодательства, в том числе и за сокрытие прибыли (дохода), и за сокрытие иных объектов налогообложения.
           
          Отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка и искажение бухгалтерских отчетов (абзац второй п. 12 ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР")
           
          Единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории России для предприятий, организаций, являющихся юридическими лицами независимо от подчиненности и форм собственности (включая предприятия с иностранными инвестициями), основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета, установлены Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
           
          Существом правонарушения следует считать:
           

           -  отсутствие, то есть неведение бухгалтерского учета на предприятии, в учреждении, организации;
           
           -  ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка и искажение бухгалтерских отчетов.
           
          Ответственность наступает как при совершении одного из указанных деяний, так и обоих в совокупности.
           
          Исходя из текста абзаца второго п. 12 ст. 7 названного Закона ответственность за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка наступает, когда имеет место искажение бухгалтерских отчетов.
           
          Административное взыскание налагается не только в случае нарушения порядка, установленного названным Положением. Порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности установлен также другими нормативными актами, составляющими единую систему, которая регулирует ведение бухгалтерского учета.
           
          Субъектом правонарушения является должностное лицо предприятия, учреждения, организации, виновное в совершении этого правонарушения. Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 18 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия, учреждения, организации, поэтому административный штраф за это административное правонарушение налагается именно на руководителя, или его заместителя, если правонарушение было совершено в отсутствие руководителя.
           
          Вина руководителя может быть выражена как в форме умысла (руководитель знал о том, что бухгалтерия ведет бухгалтерский учет с нарушением установленного порядка и искажает бухгалтерские отчеты), так и в форме неосторожности (вследствие плохой информированности). Установление формы вины имеет значение для определения степени тяжести налагаемого взыскания.
           
          За совершение указанного правонарушения налагается административный штраф в размерах от двух до пяти размеров ММОТ.
           
          За те же административные правонарушения, совершенные повторно, установлена повышенная административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти до десяти размеров ММОТ.
           
          Непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджеты (абзац второй п. 12 ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР")
           

          В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налогоплательщик обязан представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
           
          Для наступления административной ответственности должностное лицо предприятия, учреждения, организации должно быть виновно в следующих нарушениях:
           
           -  непредставлении в налоговый орган бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды;
           
           -  представлении этих документов позже срока, установленного законодательством;
           
           -  представлении документов, составленных с нарушением или с отступлением от форм, которые установлены налоговым законодательством.
           
          Обязательное условие наступления административной ответственности  -  документ должен быть связан не только с исчислением, но и с уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды.
           
          Ответственность наступает как при совершении одного, так и нескольких в совокупности нарушений. При выявлении нескольких из вышеперечисленных нарушений, совершенных одним лицом и в один и тот же день, налагается штраф как за одно административное правонарушение.
           
          Субъекты правонарушения  -  руководитель (его заместитель) и главный бухгалтер предприятия, учреждения, организации.
           
          Вина правонарушителя может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности.
           
          Административные штрафы налагаются в размере от двух до пяти размеров ММОТ.
           
          За те же правонарушения, совершенные повторно, штрафы налагаются в размере от пяти до десяти ММОТ.
           
          Повторным считается однородное правонарушение, совершение в течение года, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию.
           
          Например, гражданин был 20.07.96 г. привлечен к административной ответственности за непредставление бухгалтерских отчетов. В результате повторной проверки, проведенной государственной налоговой инспекцией 11.05.97 г., выявлено несвоевременное представление иных документов, необходимых для исчисления или уплаты налогов. Такое правонарушение считается повторным, так как предыдущее и вновь совершенное нарушения являются однородными.
           

          Нарушение гражданами законодательства о предпринимательской деятельности или осуществление ими предпринимательской деятельности, в отношении которой имеется специальное запрещение (абзац третий п. 12 ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР")
           
          Предпринимательская деятельность граждан регулируется частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 № 65 "О свободе торговли", Указом Президента Российской Федерации от 22.02.92 № 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", распоряжением Президента Российской Федерации от 30.11.92 г. № 743 - рп "О дополнении перечня видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" и другими соответствующими нормативными актами. До 1 января 1995 г. предпринимательская деятельность физических лиц на территории Российской Федерации регулировалась также Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
           
          Субъект рассматриваемого административного правонарушения  -  гражданин, нарушающий законодательство о предпринимательской деятельности.
           
          Административная ответственность наступает в следующих случаях:
               
          
           -  занятия предпринимательской деятельностью без государственной регистрации;
           
           -  осуществление не указанных в свидетельстве о государственной регистрации видов предпринимательской деятельности;
           
           -  ведение законодательно запрещенных видов предпринимательской деятельности.
           
          При выявлении нескольких из вышеперечисленных деяний, совершенных одним лицом в один и тот же день, налагается административное взыскание как за одно административное правонарушение.
               Субъектами данного правонарушения являются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, обязанные представлять в налоговые органы декларацию о доходах и виновные в ее непредставлении или несвоевременном представлении, либо во включении в декларацию искаженных данных.
           
          Виновность гражданина может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности (например, гражданин считал, что доход, полученный по месту основной работы и работы по совместительству, в совокупности не превысил установленного законодательством предела).
           
          Административные штрафы налагаются в тех же размерах, что и за нарушения законодательства о предпринимательской деятельности.
           
          Продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов (ст. 146(7) Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
           
          В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г.  № 924 "О марках акцизного сбора" оплата организациями марок акцизного сбора является авансовым налоговым платежом по акцизам. Таким образом, если на товаре, подлежащем маркировке акцизными марками, таковая отсутствует, это значит, что организация уклоняется от уплаты акцизного сбора, либо данный товар  -  продукт "подпольного" производства.
           
          Для наступления административной ответственности необходимо наличие следующих признаков:
           
           -  гражданин или индивидуальный предприниматель должен продавать подакцизный товар и (или) организовывать такую продажу;
           
           -  продаваемый товар должен быть отнесен к перечню товаров, облагаемых акцизным сбором, то есть быть подакцизным;
           
           -  марка акцизного сбора должна либо отсутствовать на продаваемом подакцизном товаре, либо быть неустановленного образца.
           
          Указанные признаки должны присутствовать в совокупности. Например, гражданин продает алкогольные напитки иностранного производства, маркированные поддельными марками акцизного сбора, либо физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель), заключил с несколькими гражданами договоры подряда на продажу сигарет иностранного производства без марок акцизного сбора.
           
          Следует иметь в виду, что организация продажи подакцизного товара, не маркированного марками акцизного сбора либо маркированного марками неустановленного образца, выражается в привлечении наемных продавцов на договорной основе. Для привлечения к административной ответственности не имеет значения, были данные отношения оформлены в письменном виде или нет.
           
          Субъекты данного административного правонарушения  -  граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства), индивидуальные предприниматели, а также руководители и должностные лица предприятий (организаций), осуществляющие продажу немаркированных подакцизных товаров.
           
          Виновность субъекта данного административного правонарушения может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности (например, индивидуальный предприниматель считал, что продаваемый товар не относится к подакцизному, либо не знал, что наклеенные марки акцизного сбора не соответствуют установленному образцу).
           
          Совершение вышеуказанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до ста размеров ММОТ с конфискацией немаркированного товара.
           
          Если указанные правонарушения совершены руководителями или должностными лицами предприятий (организаций), осуществляющих продажу подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов, они несут административную ответственность в размере до ста размеров ММОТ с конфискацией немаркированного товара.
           
          Необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров (статья 156(2) Кодекса РСФСР об административных правонарушениях)
           
          Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.94 № 319 "О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора" ответственными за маркировку марками акцизного сбора подакцизных товаров являются предприятия, которые производят и импортируют указанные товары.
           
          Необеспечение такой маркировки образует состав рассматриваемого административного правонарушения.
           
          Признаками состава данного правонарушения являются:
           
           -  необеспечение производства подакцизной продукции марками акцизного сбора установленного образца;
           
           -  производство подакцизной продукции без маркировки марками установленного образца;
           
           -  производство подакцизной продукции с маркировкой марками неустановленного образца (в том числе поддельными).
           
          Административная ответственность наступает как при наличии одного из вышеперечисленных признаков, так и обоих в совокупности.
           
          Руководство организации - производителя подакцизной продукции обязано закупить в соответствующей государственной налоговой инспекции необходимое количество марок акцизного сбора. Выпуск немаркированной подакцизной продукции по причине отсутствия марок акцизного сбора на складе рассматривается как необеспечение производства марками акцизного сбора установленного образца.
           
          Субъектами данного административного правонарушения являются руководители и должностные лица организации - производителя подакцизных товаров.
           
          Виновность субъекта правонарушения может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности. Установление налоговыми органами формы вины не имеет практического значения, так как за совершение данного административного правонарушения предусмотрен фиксированный размер административного штрафа сто размеров ММОТ.
           
          Невыполнение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, а также гражданами требований налоговых органов и их должностных лиц, перечисленных в пунктах 3 - 6 ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" (абзац четвертый п. 12 ст. 7 данного Закона)
           
          В соответствии с п. 6 ст. 7 названного Закона налоговые органы и их должностные лица имеют право получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово - кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. Отказываясь представить эти документы, руководители и другие должностные лица предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово - кредитные учреждения), а также граждане совершают административно наказуемое правонарушение.
           
          Следует обратить внимание на то, что если к административной ответственности в соответствии с частью второй ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" руководителя банковского или другого кредитного учреждения можно привлечь к административной ответственности только в случае непредставления налоговым органам данных о финансово - хозяйственных операциях клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год, то к административной ответственности в соответствии с абзацем четвертым п. 12 ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" того же руководителя можно привлечь к административной ответственности за непредставление налоговым органам данных о финансово - хозяйственных операциях налогоплательщиков - клиентов этих учреждений и предприятий в текущем финансовом году.
           
          Согласно п. 4 ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" налоговые органы и их должностные лица имеют право обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения, производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан независимо от места их нахождения. Для наступления административной ответственности необходимо наличие следующих признаков:
               
          
           -  должностное лицо предприятия, учреждения, организации или гражданин пассивно или активно не позволяет налоговому инспектору или работнику налоговой полиции обследовать указанные помещения;
           
           -  помещения, которые намерены обследовать работники налоговых органов, используются для извлечения доходов либо связаны с содержанием объектов налогообложения;
           
           -  обследование указанных помещений необходимо для осуществления работниками налоговых органов или органов налоговой полиции своих полномочий.
           
          Отсутствие одного из указанных признаков исключает наступление административной ответственности.
           
          В соответствии с п. 5 ст. 7 названного Закона налоговые органы и их должностные лица имеют право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений налогового законодательства и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение. Игнорирование таких требований и образует состав рассматриваемого правонарушения.
           
          Например, в ходе проверки предприятия налоговым органом было установлено, что бухгалтерский учет не велся. Данный факт был отражен в акте проверки, руководитель был привлечен к административной ответственности. При проведении через полгода повторной проверки государственный налоговый инспектор убедился в том, что требования по результатам предыдущей проверки не выполнены. Руководитель этого предприятия был привлечен к административной ответственности как за повторное правонарушение (отсутствие ведения бухгалтерского учета на предприятии), так и за не выполнение требований налогового органа об устранении нарушений налогового законодательства.
           
          В соответствии с п. 6 ст. 7 названного Закона налоговые органы и их должностные лица имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово - кредитных учреждениях в случаях непредставления или отказа представить государственным налоговым инспекциям, их должностным лицам и сотрудникам органов налоговой полиции бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджеты и другие внебюджетные фонды.
           
          Для наступления рассматриваемой ответственности необходимо, чтобы налогоплательщик продолжал совершать операции по банковским счетам после принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам. К ответственности привлекаются как должностные лица предприятий, учреждений, организаций или граждане, так и руководитель банка, допустивший такие операции.
           
          При выявлении нескольких указанных правонарушений, совершенных одним и тем же лицом в один и тот же день, административное взыскание налагается как за одно административное правонарушение.
           
          Субъекты рассматриваемых правонарушений  -  руководители и другие должностные лица предприятий, учреждений, организаций, банковских и иных кредитных учреждений, а также граждане, виновные в их совершении.
           
          Рассматриваемые правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Административные штрафы за эти правонарушения налагаются в размере от двух с половиной до пяти размеров ММОТ.
           
          Повышенные штрафы за повторное нарушение действующего законодательства не предусмотрены.
           
          Следует иметь в виду, что административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, предписаний, которые выданы органами государственного контроля (к таковым относятся и налоговые органы) в пределах их компетенции (статья 165(9) Кодекса РСФСР об административных правонарушениях), установленная Федеральным законом от 30.07.96 г. № 103 - ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР", не отменяет административную ответственность, установленную абзацем четвертым п. 12 ст. 7 За кона РСФСР от 21.03.91 г. № 943 - 1 "О Государственной налоговой службе РСФСР".
           
          Непредставление или несвоевременное представление нотариусами, а также должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, документов, необходимых для исчисления налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения (п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 12.12.91 № 2020 - I "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения")
           
          Обязанность нотариуса представлять в налоговые органы справки о стоимости имущества, переходящего в собст