Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Платежи в государственные социальные внебюджетные фонды

                    

ПЛАТЕЖИ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

           

С.С. Штарев,
заместитель Руководителя Госналогслужбы России     
О.А. Листратенко,
начальник отдела социальных фондов
Управления государственных целевых
 бюджетных и внебюджетных фондов и доходов
 от приватизации Госналогслужбы России

           
          В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий  -  государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.
           
          Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными кредитно-инансовыми учреждениями. Оперативное управление средствами Государственного фонда занятости населения Российской Федерации осуществляют органы службы занятости.
           
          Средства государственных социальных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Основным их источником являются обязательные платежи  -  страховые взносы. Обязательный характер платежей в государственные внебюджетные фонды, законодательное установление тарифов и категорий плательщиков приводят к тому, что эти платежи нередко отождествляются с налогами. Однако они не входят в налоговую систему, состав которой указан в главе II Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Платежи в государственные внебюджетные фонды регулируются налоговым законодательством только в случаях, установленных нормативными документами.
           

Пенсионный фонд Российской Федерации

           
          Основными документами, регламентирующими комплекс вопросов по расчетам плательщиков с Пенсионным фондом России, являются:
           
           -  Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2122-1, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93 г. № 4460-1 "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)";
           
           -  Инструкция о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденная постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.11.94 г. № 258 (с изменениями).
           
          Федеральный закон от 05.02.97 г. № 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" изменил условия освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России. С 1997 года от уплаты этих взносов освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также предприятия, учреждения и организации, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров и численность работающих инвалидов составляет не менее 50 % от общей численности работающих, в том числе предприятия, учреждения и организации, имеющие указанные льготы и подлежащие преобразованию до 01.07.99 г. в соответствии с действующим законодательством.
           
          Если численность работающих инвалидов составляет менее 50 % от общей численности работающих, освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России применяется в части выплат, начисленных в пользу инвалидов и пенсионеров, независимо от источника финансирования.
           
          В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), из которых в соответствии с Законом РСФСР от 20.11.90 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" исчисляется пенсия работников, в том числе штатных, внештатных, сезонных, временных, совместителей, а также работающих в артелях, по договорам подряда и поручения, трудовым соглашениям или выполняющим разовые, случайные и кратковременные работы.
           

          В ст. 100 указанного Закона говорится, что в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера.
           
          Взносы начисляются до вычета соответствующих налогов и независимо от источника финансирования.
           
          Общий перечень видов оплаты труда, на которые не начисляются страховые взносы был указан в Приложении 7 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России.
           
          Федеральный закон от 21.12.95 г. № 207-ФЗ существенно изменил базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд России. Установлено, что начисление страховых взносов производится работодателем по отношению к выплатам, начисленным работнику, независимо от источников их финансирования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, определяются Правительством Российской Федерации. В развитие данного Федерального закона Правительством Российской Федерации было принято постановление от 19.02.96 г. № 153 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации", которое было введено в действие с 1 января 1996 года.
           
          Указанное постановление существенно расширило базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд России. С 1996 года страховые взносы начисляются на следующие виды выплат, произведенных работодателем:
           
           -  все виды премий, поощрительных выплат, включая стоимость ценных подарков, независимо от периодичности их выплаты и источников финансирования, в том числе единовременного характера (кроме единовременной выплаты работнику в связи с выходом на пенсию);
           
           -  суммы материальной помощи работникам независимо от размеров, за исключением видов материальной помощи, предусмотренных Перечнем;
           
           -  страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией в пользу работника, по договорам личного, имущественного и иного добровольного страхования, в том числе в негосударственные пенсионные фонды;  
     
           -  полевое довольствие;  
     

           -  суммы, начисленные работнику, по представлению ему соответствующих услуг, в том числе по оплате экскурсий, путешествий;
           
           -  безвозвратные ссуды, а также суммы выданных работнику возвратных ссуд и кредитов, кроме ссуд, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
           

           -  стоимость приобретаемых работнику жилья, промышленных, продовольственных товаров и др. (в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации), которые передаются в личную собственность работника;
           
           -  выплаты работникам на питание и проезд, кроме предусмотренных Перечнем;
           
           -  стоимость наград, присуждаемых в денежном или натуральном выражении за призовые места в соревнованиях, смотрах, конкурсах и других аналогичных мероприятиях.
           
          Следует учитывать, что введение в действие Перечня не вносит изменений в порядок исчисления среднего заработка для назначения государственной пенсии.
           
          Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.96 г. № 966 "О внесении изменений и дополнений в перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации" определило, что при отсутствии у работодателя задолженности по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы также не начисляются:
           
           -  на суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых организацией в пользу работников, по договорам добровольного медицинского страхования, заключаемым на срок не менее одного года, договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного или утраты застрахованным трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным в связи с окончанием срока их действия или досрочным расторжением;
           
           -  на суммы страховых платежей (взносов) работодателей, не превышающие в год 24-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного  обеспечения  и договорам негосударственного пенсионного страхования, заключенным с негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями на срок не менее одного года и предусматривающим выплаты сумм в случаях установления застрахованному инвалидности и (или) достижения им пенсионного возраста, дающего право на установление государственной пенсии.
           
          Указанные нормативные документы регулируют базу для начисления страховых взносов работодателями.
           

          В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд (Российской Федерации) России и законодательными актами, устанавливающими страховые тарифы в Пенсионный фонд до 1997 года, взносы начислялись на выплаты по договорам подряда и поручения. Вместе с тем на выплаты и вознаграждения, полученные за выполнение работы (кроме авторского договора) по другим договорам гражданско-правового характера, в том числе введенным в действие Гражданским кодексом РФ (часть вторая) с 01.03.96 г., договорам на возмездное оказание услуг и на выполнение научно-исследовательских работ, страховые взносы в Пенсионный фонд России не начислялись.
           
          В соответствии с п. 3 cт. 421 Гражданского кодекса РФ (часть первая) стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанные договоры). К отношениям сторон по смешанному договору применялись в соответствующих частях правила по договорам, элементы которых содержатся в смешанном договоре. При определении базы для начисления страховых взносов на выплаты по смешанным договорам определялся конкретный размер выплат, приходящихся на виды работ, регулируемых нормами, указанными в главе 37 (Подряд), в главе 49 (Поручение) части второй ГК РФ и в законодательстве по авторскому праву.
           
          Если предприятие заключило договор подряда или поручения с индивидуальным предпринимателем, то страховые взносы им начисляются, на выплаты по данным договорам в том случае, если предприниматель выполняет работу в соответствии с заключенным договором собственным трудом.
           
          При этом 1 % не удерживается, поскольку предприниматель является субъектом отношений по платежам в Пенсионный фонд России и уплачивает страховые взносы с доходов по установленным тарифам.
           
          Если предприниматель заключил договор на выполнение работы по данному договору с организацией, т. е. выступает субподрядчиком, страховые взносы предприятие, заключившее договор с предпринимателем, не начисляет на выплаты по данному договору. Сам предприниматель вносит 5 % со своего дохода, а организация, непосредственно выполнившая работу, уплачивает 28 % и 1 % самостоятельно.
           
          Если предприниматель для выполнения работы использует наемную рабочую силу, то предприятие, заключившее договор подряда с предпринимателем, не уплачивает страховые взносы, а предприниматель, выступающий уже как работодатель, не только вносит положенные 5 % с дохода, но и уплачивает 28 % и 1% с выплат, произведенных работникам. (Письмо Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.08.95 г. № С1-7/УП-54, письмо Пенсионного фонда России от 26.09.95 г. № ЛЧ-09-11/5624-ИН.)
           

          Федеральный закон от 05.02.97 г. № 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" расширил базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд России для работодателей-организаций за счет вознаграждений, выплачиваемых по всем (а не только подряда и поручения, как было установлено ранее) договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Кроме того, прямо указано на необходимость начисления страховых взносов при заключении таких договоров с индивидуальными предпринимателями.
           
          В соответствии с п. 4 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2122-1 (с изменениями и дополнениями), граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью (предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица), уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.
           
          Согласно п. "д" ст. 3 Закона Российской Федерации от 07.12.91 г. № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы документально подтвержденных физическими лицами (кроме лиц, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации) расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от предпринимательской деятельности.
           
          Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд производится индивидуальными предпринимателями исходя из размера совокупного годового чистого дохода, определяемого как разница между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода.
           
          Возникает также вопрос о начислении страховых взносов на доходы (которые входят в налогооблагаемую базу для исчисления подоходного налога), получаемые индивидуальными предпринимателями по договорам аренды, найма жилого помещения, купли-продажи.
           

          В соответствии со ст. 89 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в общий трудовой стаж, учитываемый для установления пенсии, включается любая работа в качестве рабочего и служащего, а также индивидуальная трудовая деятельность. В связи с тем что основным признаком договоров аренды, найма жилого помещения или купли-продажи является передача одним лицом другому лицу имущества за плату во временное или постоянное владение и пользование, т. е. отсутствует работа, включаемая в общий трудовой стаж для назначения государственной пенсии, доходы, получаемые предпринимателями по вышеназванным договорам, не учитываются при исчислении пенсии. Следовательно, страховые взносы в Пенсионный фонд с указанных доходов не уплачиваются.
           
          Федеральный закон от 05.02.97 г. № 26-ФЗ, определивший тарифы страховых взносов на 1997 год, увеличил их размер по платежам в Пенсионный фонд России для индивидуальных предпринимателей, а также частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, частных аудиторов с 5 до 28%.
           
          Указанные категории плательщиков, использующих в своей деятельности труд наемных работников, т. е. являющихся работодателями, уплачивают в Пенсионный фонд России страховые взносы от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам. Кроме того, указанным Федеральным законом установлены принципиальные моменты по уплате страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (работающими по патенту). Для этой категории плательщиков страховые взносы в Пенсионный фонд России исчисляются с доходов, определяемых исходя из стоимости патента.
           
          Федеральным законом от 08.07.96 г. № 88-ФЗ ''О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 год" установлено, что работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров.
           
          Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, уплачивают исчисленные страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислены страховые взносы.
           

          Если плательщик не перечислил в установленные сроки страховые взносы, то невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщиков страховых взносов. Пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки, начиная со следующего по истечении срока уплаты и по день уплаты включительно.
           
          В случае когда срок уплаты совпадает с выходным (праздничным) днем, пеня начисляется начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.
           
          В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.08.96 г. № 1274 "О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней" начисление пеней во все государственные социальные внебюджетные фонды, включая Пенсионный фонд России, учреждениями науки, просвещения, здравоохранения, культуры и системы социальной защиты населения, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней, производится со дня, следующего за днем фактического получения в банках средств на оплату труда работников этих учреждений. При этом следует учитывать, что данным Указом установлена льгота не всем бюджетным организациям, а только пяти перечисленных отраслей и одной организационно-правовой формы юридического лица - учреждениям.
           
          Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) был установлен следующий размер пени:
           
           -  по страховым взносам работодателей, включая обязательные взносы работников,  -  1 %;
           
           -  по страховым взносам граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (предпринимателей), а также граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве,  -  0,5 %.
           
          Ст. 8 Федерального закона от 08.07.96 г. № 88-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 год" установлено, что в 1996 году за несвоевременную уплату страховых взносов работодателей, включая обязательные взносы работников, начисляется пеня в размере одной трехсотой от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Данный Федеральный закон введен в действие со дня его опубликования, т. е. с 10.07.96 года.
           
          Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 г. "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" установлено, что с предприятий, банков или иных кредитных организаций в случае задержки уплаты обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации пени взыскиваются в размере 0,3 % от недоимки (неуплаченной суммы страховых взносов) за каждый день просрочки платежа.
           

          Данный Указ вступил в силу со дня его официального опубликования  -  22.08.96 г.
           
          Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России предусматривается применение к работодателям и иным плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания:
           
           -  всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в Пенсионный фонд России суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении  -  штрафа в двойном размере;
           
           -  10 % причитающихся к уплате сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за их отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов;
           
           -  10 % причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм страховых взносов в Пенсионный фонд России за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости.
           
          В соответствии с Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России под сокрытой или заниженной суммой оплаты труда, определяемой помесячно, понимается выявленная в ходе проверки первичных бухгалтерских и других документов сумма оплаты труда, не учтенная работодателем или иным плательщиком взносов при начислении взносов, на которую в соответствии с действующим законодательством они должны быть начислены.
           
          В случае если плательщик взносов до дня документальной проверки самостоятельно выявил не учтенную ранее сумму оплаты труда (имеется исправительная запись в бухгалтерских документах), начислил и уплатил с нее взносы в Пенсионный фонд России, финансовые санкции в виде взыскания сокрытой или заниженной суммы оплаты труда и штрафа в той же сумме не применяются. На сумму взносов в Пенсионной фонд России, уплаченную с не учтенной ранее оплаты труда, начисляется пеня по день фактической уплаты взносов.
           
          Излишне перечисленная сумма взносов, выявленная в ходе документальной проверки, в том числе и ошибочно начисленная на выплаты, на которые по действующему законодательству взносы не начисляются, зачисляется в счет будущих платежей или по заявлению плательщика взносов возвращается на его расчетный счет в десятидневный срок со дня подачи заявления.
           
          Следует учитывать, что финансовая санкция в виде взыскания сокрытой (заниженной) суммы применяется только к оплате труда. Как уже указывалось ранее, постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.96 г. № 153 расширило базу для начисления страховых взносов за рамки оплаты труда. Выплаты, не носящие характер оплаты труда (безвозвратные ссуды, а также суммы, выданные работнику для погашения возвратных ссуд или кредитов, выплата работникам на питание и проезд, стоимость содержания ребенка в детском дошкольном учреждении, командировочные расходы, превышающие установленные законодательством нормы, и др.), не могут быть отнесены к заниженной (сокрытой) сумме оплаты труда.
           

          Соответственно, к указанным выплатам не может быть применена финансовая санкция в виде взыскания сокрытой (заниженной) суммы оплаты труда и штрафа в той же сумме (письмо Пенсионного фонда России от 04.09.96 г. № ЕВ-16-11/6316-ИН).
           
          Если плательщик правильно определил сумму оплаты труда, на которую в соответствии с законодательством начисляются страховые взносы, но неправильно применил размер страхового тарифа или применил один страховой тариф, удержав с заработной платы работников 1 %, а 28% не начислил или наоборот, то в этом случае фонд оплаты труда также не является сокрытым. При этом не перечисленная своевременно сумма страховых взносов считается недоимкой, которая взыскивается с плательщика с начислением пени.
           
          Если плательщиком не были начислены страховые взносы на отдельные выплаты по заработной плате, на которые они должны быть начислены, но до дня начала проверки он самостоятельно выявил неучтенную ранее сумму оплаты труда (имеется исправительная запись в бухгалтерских документах), начислил на нее страховые взносы  -  финансовые санкции в виде взыскания сокрытой или заниженной суммы оплаты труда также не применяются. При этом за несвоевременную уплату страховых взносов, начисленных на не учтенную ранее сумму оплаты труда, начисляются пени по день фактической уплаты (письмо Пенсионного фонда России от 09.08.94 г. № 16-24/4227).
           
          В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России органы Фонда при взыскании в бесспорном порядке сумм недоимки по страховым взносам, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций пользуются правами, предоставленными налоговым органам по взысканию невнесенных в срок налогов.
           
          Инкассовые распоряжения на бесспорное взыскание сумм недоимки по страховым взносам, пеням, штрафам и иным финансовым санкциям могут быть выставлены на все открытые плательщику расчетные (текущие) и иные счета (кроме ссудных и депозитных). Что касается бюджетных счетов, то выставление на них инкассовых распоряжений может быть осуществлено в пределах сумм, причитающихся к уплате в Пенсионный фонд исходя из объемов финансирования по оплате труда (письмо Пенсионного фонда России от 30.01.96 г. № ЛЧ-16-11/544-ИН).
           
          Пенсионному фонду России дано право предоставлять отсрочки и рассрочки погашения задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам и иным финансовым санкциям в исключительных случаях, когда их взыскание ведет к прекращению производственной деятельности плательщика страховых взносов, на срок не более трех месяцев в течение одного календарного года.
           

Фонд социального страхования Российской Федерации

           
          Основными документами, комплексно регламентирующими порядок расчетов с Фондом социального страхования Российской Федерации, является Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденная постановлением Фонда социального страхования России, совместно с Минтруда и социального развития России, Минфина России, Госналогслужбой России с участием Центрального банка России от 02.10.96 г. № 162/2/87/07-1-07, а также Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 г. № 101.
           
          Обязательной регистрации в качестве страхователей (плательщиков страховых взносов) в отделениях фонда подлежат работодатели:
           
           -  организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм (в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства);
           
           -  граждане, в том числе иностранные, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.
           
          Граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей и, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, регистрируются в качестве страхователей в добровольном порядке.
           
          Если указанные категории граждан используют труд наемных работников, они подлежат обязательной регистрации.
           
          В 1992-1995 годах был определен тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 5,4 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям и установлен для работодателей-предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.
           
          Федеральным законом от 21.12.95 г. № 207-ФЗ определен тариф только для одной категории плательщиков - организаций-работодателей (в прежнем размере).
           
          От уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации освобождены общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.
           

          На основании ст. 14 Федерального закона от 01.07.94 г. № 9-ФЗ "О федеральном бюджете на 1994 год" были освобождены в 1994 году Министерство обороны России, МВД России, Федеральная служба контрразведки России, ФПС России, Служба внешней разведки России, Главное управление охраны России, Служба безопасности Президента РФ и другие воинские формирования, а также Департамент налоговой полиции России от уплаты страховых взносов по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции в Фонд социального страхования Российской Федерации. Эти же тарифы и условия освобождения от уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, действовавшие в 1996 году, сохранены Федеральным законом от 05.02.97 г. № 26-ФЗ и на 1997 год.
           
          Страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации начисляются на оплату труда работников по всем основаниям, в том числе внештатных, сезонных, временных и выполняющих работу по совместительству, за исключением выплат, на которые в соответствии с законодательством страховые взносы не начисляются. При этом имеется в виду Перечень видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.09.90 г. № 358/16-28.
           
          Страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляются: на компенсацию за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, различные виды денежных пособий, выдаваемых в качестве материальной помощи, компенсационные выплаты (суточные по командировкам и выплаты взамен суточных, выплаты в возмещение ущерба, причиненного трудящемуся увечьем либо иным повреждением здоровья, связанными с их работой); стоимость бесплатно предоставляемых некоторым категориям работников квартир, коммунальных услуг, топлива, проездных билетов или стоимость их возмещения, стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла, обезжиривающих средств, молока и лечебно-профилактического питания, предоставляемого в случаях, предусмотренных законодательством; дотации на обеды, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха за счет средств фонда социального развития (фонда потребления); возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе либо переезде в другую местность; доплаты и надбавки к заработной плате взамен суточных в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или имеет разъездной характер, либо в связи со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков; заработная плата за дни работы без вознаграждения за труд (субботники, воскресники и т.п.), перечисляемая в соответствующий бюджет и благотворительные фонды; поощрительные выплаты, включая премии, в связи с юбилейными датами, днями рождения, за .долголетнюю и безупречную трудовую деятельность, активную общественную работу и в других аналогичных случаях, производимые за счет фонда заработной платы (единого фонда оплаты труда); денежные награды, присуждаемые за призовые места на соревнованиях, смотрах, конкурсах и т.п.; стипендии, выплачиваемые предприятиями и организациями учащимся (аспирантам), направленным на обучение с отрывом от производства; пособия, выплачиваемые за счет предприятия, учреждения и организации молодым специалистам за время отпуска после окончания высшего или среднего специального учебного заведения; вознаграждения, выплачиваемые гражданам предприятиями, учреждениями, организациями и кооперативами за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера.
           
          Как видно из перечисленных выплат, страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляются на вознаграждение за выполнение работ по всем договорам гражданско-правового характера, в том числе по договорам подряда и поручения, что значительно отличает базу для начисления страховых взносов в этот фонд по сравнению с другими фондами.
           

          До 1995 года при расчетах по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации действовал нормативный принцип, согласно которому каждому предприятию устанавливался индивидуальный норматив перечисления средств (от 0 до 40 %). Предприятием должна была быть перечислена соответствующая установленному для него нормативу доля начисленных страховых взносов на социальное страхование. В соответствии с Порядком планирования и перечисления средств социального страхования на 1995 год, утвержденным постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.04.95 г. № 4П/4а, был введен остаточный принцип перечисления средств. Исполнительные органы фонда разрабатывают и доводят до страхователей на календарный год дифференцированный норматив расходов на санаторно-курортное обслуживание трудящихся и членов их семей. Норматив расходов на выплату всех видов пособий по социальному страхованию не устанавливается.
           
          Страхователи ежемесячно в установленные сроки перечисляют в соответствующий исполнительный орган фонда весь остаток от начисленных страховых взносов за вычетом фактически произведенных расходов на санаторно-курортное обслуживание трудящихся и членов их семей и выплату всех видов пособий по социальному страхованию.
           
          Согласно указанной инструкцией "О порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования" организации уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за истекший месяц. Вместе с тем постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.05.96 г. № 46 установлено, что до нормализации положения по своевременности выплаты заработной платы бюджетные учреждения и организации уплачивают страховые взносы в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Кроме того, при определении даты уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации необходимо учитывать положения Указа Президента Российской Федерации от 28.08.96 г. № 1274, приведенные в разделе по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
           
          Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 г. № 5357-1, постановлением Совета Министров  -  Правительства Российской Федерации от 06.10.93 г. № 1094 и Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации (п. 18) предусмотрено, что применение финансовых санкций при нарушении порядка уплаты страховых взносов в указанный фонд осуществляется в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России. Таким образом, со второго полугодия 1993 года санкции, применяемые по платежам на социальное страхование, соответствуют санкциям по платежам в Пенсионный фонд России. При этом необходимо иметь в виду, что финансовые санкции применяются ко всей сумме оплаты труда в случае ее сокрытия или занижения при начислении страховых взносов, а взыскание пени и применение штрафов в размере 10 % за несвоевременную сдачу расчетной ведомости и несвоевременную постановку на учет производится от той части суммы платежей, которая подлежит перечислению в Фонд социального страхования Российской Федерации.      
         

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации

           
          Основными документами, регламентирующими расчеты по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, являются Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 08.06.93 г. № 5132-1, Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и законодательные акты, устанавливающие тарифы страховых взносов.
           
          Инструкция, комплексно регламентирующая все вопросы по расчетам с Фондом занятости, до настоящего времени не утверждена.
           
          Предусмотрено, что Фонд занятости может формироваться за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из бюджетов всех уровней, других поступлений. Однако обязательные страховые взносы с заработка работающих в настоящее время не установлены.
           
          В соответствии с законодательными актами о тарифах страховых взносов тариф страховых взносов в Фонд занятости в 1993-1995 годах был определен в размере 2 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям и установлен для работодателей-предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности.
           
          Следует иметь в виду, что от уплаты страховых взносов в Фонд занятости освобождены только общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей, а со второго полугодия 1993 года  -  религиозные объединения.
           
          Согласно Закону Российской Федерации от 14.05.93 г. № 4966-1 "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год" от внесения страховых платежей в Фонд занятости в 1993 году освобождены Минобороны России, МВД России, Служба внешней разведки России, ФАПСИ и другие воинские формирования Российской Федерации. На основании ст. 14 Федерального закона от 01.07.94 г. № 9-ФЗ в 1994 году воинские формирования Российской Федерации, а также Департамент налоговой полиции России от уплаты страховых взносов    по    денежному   довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции в Государственный фонд занятости освобождены.
           
          Эти условия освобождения от уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости сохранены в 1995 - 1997 годах. Законодательными актами, действовавшими до 1996 года, было не предусмотрено начисление страховых взносов в Фонд занятости на выплаты по договорам гражданско-правового характера, в том числе подряда, поручения, авторским договорам, в отличие от Пенсионного фонда России. В остальном при исчислении страховых взносов в Фонд занятости до 1996 года использовалась база для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд России.
           

          Федеральный закон от 21.12.95 г. № 207-ФЗ установил страховой тариф в Фонд занятости в размере 1,5 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения, только для одной категории плательщиков  -  работодателей-организаций. Данные условия сохранены в 1997 году.
           
          С 1996 года в практической работе целесообразно при начислении страховых взносов в Фонд занятости руководствоваться базой для их начисления, применяемой по платежам в фонды обязательного медицинского страхования.
           
          Положением о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации (п. 10) установлено, что к плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются финансовые и иные санкции, предусмотренные Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2118-1 ''Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
           
          Начисление пени производится в соответствии с действующим налоговым законодательством, начиная с установленного срока уплаты страховых взносов и по день уплаты включительно. Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2118-1 был установлен размер пени 0,3 % за каждый день просрочки. В соответствии с изменениями, обусловленными Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. № 2270, размер пени был увеличен до 0,7 %. Указом Президента Российской Федерации от 08.05.96 г. № 685 с 20 мая 1996 года размер пени снижен до 0,3 %.
           

Фонды обязательного медицинского страхования

           
          Основными документами, комплексно регламентирующими расчеты по платежам в фонды обязательного медицинского страхования, являются Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 г. № 4543-1 ''О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год", и Инструкция о порядке учета и взимания страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденная постановлением Совета Министров  -  Правительства Российской Федерации от 11.10.93 г. № 1018.
           
          Указанной Инструкцией установлено, что плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования являются:
           
           -  организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, в том числе с иностранными инвестициями;
           
           -  иные хозяйствующие субъекты, к которым для целей настоящей Инструкции относятся крестьянские (фермерские) хозяйства; родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой  -  адвокаты, частные детективы, частные охранники, нотариусы; граждане, использующие труд наемных работников; лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы; органы исполнительной власти.
           
          Последние осуществляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
           
          Страховые тарифы взносов в фонды обязательного медицинского страхования установлены общими законами о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды: в Федеральный фонд  -  0,2 %, в территориальные фонды  - 3,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
           

          От уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей. На платежи в фонды обязательного медицинского страхования распространяется действие указанной ранее ст. 14 Федерального закона от 01.07.94 г. № 9-ФЗ об освобождении от уплаты страховых взносов воинских формирований.
           
          Федеральный закон от 21.12.95 г. № 207-ФЗ при установлении тарифов страховых взносов на 1996 год не выделил категории плательщиков в фонды обязательного медицинского страхования, вместе с тем сохранены и действовавшие ранее условия освобождения от уплаты страховых взносов в данные фонды. Поэтому нет оснований для исключения индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и т.п. из категорий плательщиков указанных взносов.
           
          Базой для исчисления страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования служит оплата труда, начисленная по всем основаниям, включая выплаты по договорам подряда и поручения. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в указанные фонды, содержится в п. 9 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование. При применении данного перечня следует учитывать, что на компенсационные выплаты, установленные законодательством (в том числе и на суточные по командировкам), страховые взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются только в пределах установленных законодательством норм. К таким компенсационным выплатам относятся надбавки за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом, полевое довольствие и т.п. (письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 27.12.96 г. № 5300/23-И). В указанный перечень не включены выплаты материальной помощи. Однако в соответствии с перечнем страховые взносы не начисляются на выплаты, носящие единовременный либо компенсационный характер.
           
          Организации-работодатели уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц.
           

          Плательщики, исчисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование для которых производится исходя из полученного дохода, и физические лица, нанимающие граждан по договорам, уплачивают страховые взносы в те же сроки, что и по платежам в Пенсионный фонд России.
           
          Органы исполнительной власти, являющиеся плательщиками, осуществляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно, не позднее 25-го числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации.
           
          Указ Президента Российской Федерации от 28.08.96 г. № 1274 распространяется и на платежи в фонды обязательного медицинского страхования.
           
          По истечении установленных сроков уплаты взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается в бесспорном порядке с начислением пени за каждый день просрочки, начиная со следующего дня и по день уплаты включительно, в следующих размерах: для органов исполнительной власти, являющихся плательщиками,  -  0,1 %, для работодателей и иных плательщиков  -  1 %. Размер пени по платежам в фонды обязательного медицинского страхования действующим законодательством, в отличие от других фондов, не изменялся.
           
          Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, кроме взимания пени, предусмотрены следующие финансовые санкции:
           
           -  за отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов  -  штраф в размере 10 % причитающихся к уплате сумм страховых взносов (отказом от регистрации в фонды обязательного медицинского страхования считается непредставление заявления о регистрации в качестве плательщика страховых взносов по истечении 30 дней со дня получения письменного уведомления территориального фонда);
           
           -  за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым взносам  -  штраф в размере 10 % причитающихся к уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов;
           
           -  в случае сокрытия или занижения сумм, на которые должны начисляться страховые взносы,  -  штраф в размере страхового взноса с сокрытой или заниженной суммы, взимаемый сверх причитающегося платежа с учетом пеней, а при повторном в течение года нарушении  -  указанный штраф в двойном размере.
           

          Бесспорный порядок взыскания недоимок, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций применяется в течение трех лет с момента образования указанной недоимки. Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимок, штрафов и иных финансовых санкций также составляет три года.
           
          Федеральный закон от 05.02.97 г. № 26-ФЗ не внес изменений в тарифы, базу для начисления страховых износов и условия освобождения от их уплаты по фондам обязательного медицинского страхования, действовавшим в 1996 году.