Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Повышение эффективности контрольной работы-важная задача налоговых органов

                    

Повышение эффективности контрольной работы
- важная задача налоговых органов

        

  Ю.Ф. Алпатов,
  член коллегии, начальник Управления методологии
  и организации контрольной работы Госналогслужбы России,
  государственный советник налоговой службы II ранга
           

          Действующим налоговым законодательством определено, что главной 1 задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации и ее органов на местах является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды государственных налогов и других обязательных платежей.
           
          В целях обеспечения выполнения этой задачи налоговые органы целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению контроля за соблюдением налогового законодательства хозяйствующими субъектами всех форм собственности и видов предпринимательской деятельности, уделяя особое внимание проведению документальных и камеральных проверок отчетов, налоговых расчетов и деклараций предприятий, организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, потенциально склонных к сокрытию или занижению доходов (прибыли) и иных объектов налогообложения.
           
          Принятые в 1996 году организационные и практические меры по совершенствованию форм и методов контрольной работы позволили налоговым органам заметно повысить ее результативность. Проверками отчетов, налоговых расчетов и деклараций налогоплательщиков доначислено, с учетом финансовых санкций, в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды 180,8 трлн руб. и уменьшены начисленные налоги и сборы на 6,3 трлн руб., или в итоге доначислено платежей на сумму 174,5 трлн руб., что составляет 33,1 % от общей суммы фактических поступлений денежных средств в казну государства, в том числе документальными проверками доначислено 53,0 трлн руб. и камеральными  -  127,1 трлн рублей. При росте платежей в бюджетную систему в 1996 году в 1,3 раза сумма доначислений по итогам проверок увеличилась в 3,3 раза.
           
          Наиболее значительные доначисления по отношению к фактически поступившей в бюджетную систему сумме налогов и обязательных платежей произведены налоговыми органами Республики Башкортостан (72,4 %), Республики Коми (58,7 %), Республики Хакасия (73,3 %); Красноярского края (64,3 %), Архангельской (55,7 %), Кемеровской (52,5 %), Магаданской (90,7 %), Мурманской (88,2 %), Самарской (59,8 %), Сахалинской (58,6 %) областей и некоторых других субъектов Российской Федерации.
           

          В расчете на одного документально проверенного налогоплательщика (юридического лица) доначисления увеличились в 1,9 раза, а в расчете на одного налогового работника, занимающего должность руководителя и специалиста, доначисления возросли в 3,2 раза. Резко увеличились эти показатели в налоговых органах Республики Коми, Красноярского и Хабаровского краев, Амурской, Вологодской, Магаданской, Мурманской, Пермской, Сахалинской и других областей, г. Москвы, Корякского, Таймырского, Ханты-Мансийского автономных округов.
           
          В расчете на одного специалиста в налоговых органах Ямало-Ненецкого автономного округа документальными и камеральными проверками отчетов и расчетов налогоплательщиков дополнительные начисления в бюджетную систему за 1996 год составили 12,0 млрд руб., Ханты-Мансийского автономного округа  -  5,6, Республики Коми  -  3,3, Самарской области  -  2,9, г. Москвы  -  2,7, Мурманской области  -  2,6, Магаданской области и Чукотского автономного округа по 2,1, Красноярского края  -  2,0, Республики Башкортостан  -  1,9 млрд руб., при 1,1 млрд руб. в целом по России.
           
          Принимались меры по ужесточению мер воздействия и ответственности к нарушителям налоговой дисциплины. Более 425 тыс. должностных лиц предприятий, учреждений и организаций и 522 тыс. физических лиц-предпринимателей привлечены к административной ответственности с наложением штрафов на сумму 215 млрд руб., 490,9 тыс. раз приостанавливались операции по расчетным счетам налогоплательщиков, 166,3 тыс. материалов проверок передано в правоохранительные органы для принятия процессуального решения.
           
          В 1996 году на четверть увеличилось количество срочных сообщений госналогинспекций о доначислениях в ходе документальных проверок юридических лиц налогов и других обязательных платежей свыше 500 млн руб., что также свидетельствует о повышении качества проверок и результативности контрольной работы налоговых органов. Всего поступило таких сообщений от 74 территориальных госналогинспекций по результатам 822 проверок, которыми доначислено 8,5 трлн руб., или в среднем на одну документальную проверку  -  10,4 млрд рублей.
           
          Большая и эффективная работа проведена налоговыми органами в соответствии с Национальным планом проверок налогоплательщиков, утвержденным Госналогслужбой России на 1996 год. В порядке выполнения централизованных заданий, предусмотренных этим планом, документально проверено 88,3 тыс. хозяйствующих субъектов всех форм собственности, 68,4 тыс. из которых (77,4 %) доначислены платежи и предъявлены финансовые санкции на сумму 2,9 трлн руб., 641 тыс. долларов США и 27 тыс. немецких марок.
           

          Так, документальными проверками 125 крупных предприятий и организаций, осуществляющих перепродажу горюче-смазочных материалов, нарушения налогового законодательства установлены в 76 (60 %), доначислено налогов и предъявлено финансовых санкций на сумму 374,5 млрд рублей. В 13,5 тыс. малых предприятий или в 72 % от числа проверенных по выявленным фактам нарушений налогового законодательства, доначислено платежей в бюджет на сумму 253,2 млрд рублей. Нарушения налогового законодательства установлены практически во всех проверенных 435 коммерческих банках, которым дополнительно предъявлены налоги и финансовые санкции в размере 175,8 млрд руб. и 273,5 тыс. долларов США.
           
          В ходе проверок 275 иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории России, и 336 предприятий, перечисляющих денежные средства иностранным юридическим лицам, которые получают доходы из источников в России, нарушения обнаружены у 333 налогоплательщиков (52 %), выявлено 157 иностранных юридических лиц, уклонявшихся от постановки на учет в налоговых органах. Общая сумма предъявленных к доплате налогов и финансовых санкций составила 683,1 млрд рублей.
           
          Проведены массовые проверки коммерческих структур, занимавшихся обналичиванием денежных средств, и их клиентов по вопросам соблюдения установленного порядка работы с денежной наличностью и налогового законодательства. По этой тематике проверено более 3,2 тыс. хозяйствующих субъектов. По результатам проверок дополнительно начислено налогов, других обязательных платежей и финансовых санкций на сумму 248,3 млрд руб. и 77,2 тыс. долларов США, наложены штрафы за нарушения порядка работы с денежной наличностью в сумме 16,4 млрд рублей. Привлечено к административной ответственности 108 должностных лиц предприятий-нарушителей, которым предъявлены штрафы на сумму 137 млн руб., возбуждено 24 уголовных дела.
           
          В соответствии с Национальным планом проверок налогоплательщиков налоговыми органами на постоянной основе осуществлялись мероприятия по выявлению юридических и физических лиц, уклоняющихся от постановки на налоговый учет. В результате, в целом по России выявлено, поставлено на учет и привлечено к уплате налогов 40,4 тыс. юридических лиц и 230 тыс. граждан-предпринимателей.
           
          При организации и осуществлении контрольной работы налоговыми органами принимались меры по усилению взаимодействия с органами налоговой полиции. Совместно со специалистами этих органов проведено 18,5 тыс. документальных проверок против 14,8 тыс. проверок в 1995 году (125 %), заметно повысилась результативность таких проверок. В целом по России в расчете на одну совместную документальную проверку доначислено платежей, включая финансовые санкции, 541,2 млн руб. (в 1995 году этот показатель равнялся 330,0 млн руб., т.е. рост в 1,6 раза). Хорошее взаимодействие налоговых органов и органов налоговой полиции налажено в Республике Карелия, Кабардино-Балкарской Республике, Ставропольском крае. Калининградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской областях и многих других субъектах Российской Федерации.
           

          В истекшем году при проведении мероприятий по увеличению собираемости налогов, выявлению и пресечению налоговых правонарушений значительно активизировалось взаимодействие налоговых органов с другими контролирующими и правоохранительными органами, и, в первую очередь, с органами внутренних дел. В результате существенно расширена сфера охвата действенным контролем различных категорий налогоплательщиков и видов их предпринимательской деятельности. Во исполнение указаний Госналогслужбы России, ФСНП России, МВД России, ФУДН при Госкомимуществе России и Госалкогольслужбы при Правительстве Российской Федерации совместными усилиями только во втором полугодии 1996 года выявлено 4,5 тыс. юридических лиц и 88 тыс. физических лиц-предпринимателей, уклонившихся от постановки на учет в налоговых органах и уплаты налогов. На 35 тыс. предприятий и организаций пресечены различные нарушения установленного порядка производства, хранения и реализации алкогольной продукции, уплаты акцизов и лицензионных сборов. На рынках и в других местах массовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами проверено около 400 тыс. торговых точек и более 1,7 млн торгующих граждан, на постах ГАИ проконтролировано 1,6 млн единиц автотранспортных средств на предмет наличия сопроводительных документов на товары повышенного спроса. В результате осуществленных совместных широкомасштабных мероприятий дополнительно начислено налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на сумму 1,4 трлн руб., снято с реализации (конфисковано) немаркированной алкогольной продукции на сумму 10 млрд руб., задержано грузов, не оформленных соответствующими сопроводительными документами, на сумму 100 млрд руб.
           
          Все вышеизложенное подтверждает, что в истекшем году налоговые органы обеспечили дальнейшее повышение эффективности контрольной работы. Вместе с тем фактическое положение дел с соблюдением налогового законодательства и собираемостью налогов, необходимость обеспечения их поступления в 1997 году в бюджетную систему в предусмотренных объемах обязывает налоговые органы осуществлять на постоянной основе мероприятия по дальнейшему совершенствованию форм и методов контроля за правильностью исчисления налогов и других обязательных платежей, следить за полнотой и своевременностью их поступления в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
           
          Необходимость усиления контрольной работы обусловливается также и тем, что в ее организации и проведении продолжают иметь место серьезные недостатки и нарушения, далеко не полностью мобилизованы имеющиеся резервы и возможности повышения эффективности этой работы.
           

          В 1996 году по сравнению с 1995 годом заметно сократилось количество документально проверенных налогоплательщиков, что в условиях массовых фактов нарушений налогового законодательства, занижения доходов (прибыли) и других объектов налогообложения следует считать одним из серьезных недостатков в работе налоговых органов.
           
          Если за 1995 год документально было проверено 927,5 тыс. юридических лиц, или 36,3 %, то за 1996 год  -  830,6 тыс. юридических лиц (24,1 %), или меньше на 96,9 тыс. Резко сократилось число документально проверенных налогоплательщиков в Республике Башкортостан (71,3 % к 1995 году). Республике Бурятия (60,2 %), Кабардино-Балкарской Республике (65,2 %), Приморском крае (67,6 %), Курганской (60,5 %), Томской (72 %), Тульской (71,5 %), Ярославской (66,0 %) областях, Коми-Пермяцком автономном округе (50,0 %).
           
          Количество документальных проверок в истекшем году по ряду регионов снизилось по сравнению с прошлым годом в силу ряда объективных причин, и, в первую очередь, в результате выполнения большого объема работ, не связанных с контрольной работой за соблюдением налогового законодательства. Однако и в этих условиях налоговые органы многих субъектов Российской Федерации обеспечили увеличение числа документальных проверок. В частности, в Республике Адыгея рост составил 104 %, в Республике Карелия  -  135 %, в Республике Северная Осетия  -  115,2 %, Удмуртской Республике  -  106,6 %, Читинской области  -  103,8 %, в г. Москве  -  108,0 %.
           
          Несмотря на неоднократные рекомендации Госналогслужбы России, налоговые органы не предпринимают достаточных мер к тому, чтобы документальные проверки налогоплательщиков носили преимущественно комплексный характер, т.е. проводились одновременно по всем, особенно основным, видам налогов. В результате по-прежнему продолжают иметь место многократные документальные проверки в течение календарного года одних и тех же налогоплательщиков, что вызывает справедливые нарекания и жалобы с их стороны.
           
          Отчетные данные и материалы проверок показывают, что налоговыми органами допускаются серьезные недостатки и просчеты при выборе конкретных хозяйствующих объектов. Вследствие этого практически каждая вторая документальная проверка, особенно по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, оказывается безрезультатной. В итоге рабочее время налоговых инспекторов, как правило высококвалифицированных, затрачивается впустую; снижается эффективность контрольной работы.
           

          В 1996 году в целом по России результативность документальных проверок по налогу на добавленную стоимость составила 53,2 % и по налогу на прибыль  -  48,3 %; по сравнению с 1995 годом эти показатели вместо роста фактически снизились соответственно на 1,3 и 3,7 пункта. В налоговых органах Республики Калмыкия доля результативных документальных проверок составила по налогу на прибыль всего лишь 17,7 % (по сравнению с 1995 годом уменьшилась на 6,3 пункта), по налогу на добавленную стоимость  -  29,1 %; в Республике Дагестан соответственно  -  24,2 и 33,2%, в Алтайском крае  -  30,9 и 42,8 %, в Оренбургской области  -  36,2 и 42,8 %, в Пензенской области  -  38,7 и 43,5 % (снижение составило 13,4 и 9,7 пункта). Значительно уменьшилось количество результативных документальных проверок в налоговых органах Республики Коми, Республики Марий Эл, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Камчатской, Курганской, Ленинградской, Нижегородской, Саратовской, Тюменской, Ульяновской, Читинской областей, г. Санкт-Петербурга.
           
          Анализ отчетных данных о результатах контрольной работы позволяет сделать вывод о том, что отдельные налоговые органы стремятся выполнить показатель по общему количеству документальных проверок в ущерб их качеству и результативности. Так налоговыми органами Республики Алтай за 1996 год документально проверены практически все налогоплательщики - юридические лица (98,1 %), что значительно (в 3 раза) больше, чем в среднем по России. Однако по вопросу правильности исчисления и уплаты налога на прибыль проконтролировано 28,1 % и налога на добавленную стоимость  -  37,7 % налогоплательщиков - юридических лиц, т.е. только каждый третий из документально проверенных. И, как следствие, эффективность документальных проверок в налоговых органах республики оказалась самой низкой в России. Нарушения налогового законодательства были выявлены только при одной проверке из трех проведенных по налогу на добавленную стоимость и из пяти проверок по налогу на прибыль. В расчете на одного специалиста доначисления составили 90 млн руб., при 1110 млн руб. в целом по России, а в расчете на одну документальную проверку соответственно 5,0 млн руб. и 63,8 млн руб., т.е. на порядок ниже.
           
          Аналогичное положение наблюдается в налоговых органах Республики Адыгея, Чувашской Республике, Брянской, Смоленской, Тюменской областей, Ненецкого автономного округа и некоторых других субъектов Российской Федерации.
           

          Налоговым органам в условиях большой нагрузки на специалистов, занимающихся проведением документальных проверок, незаконопослушности многих налогоплательщиков, особенно негосударственных форм собственности, необходимо незамедлительно принять меры к устранению серьезных недостатков в работе по организации таких проверок.
           
          Управлением методологии и организации контрольной работы Госналогслужбы России на основе использования и дальнейшего развития опыта работы по выбору объектов для проведения документальных проверок, накопленного госналогинспекциями по субъектам Российской Федерации, практики зарубежных стран с развитой экономикой подготовлен регламент планирования и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства. Цель данного методологического документа  -  четко регламентировать основные требования к работе налогового органа по выбору хозяйствующих субъектов для проведения в них документальных проверок и планированию контрольной работы в целом, а также созданию необходимой методологической основы для этой работы. Заключения по проекту данного документа, полученные от основных методологических структурных подразделений центрального аппарата Госналогслужбы России, а также ряда крупных госналогинспекций по субъектам Российской Федерации, показывают, что он получил высокую оценку и по их отзывам будет хорошей основой для рациональной организации процесса предпроверочного планирования и предпроверочной подготовки. По мнению Управления, практическое применение положений, предусмотренных Регламентом, позволит существенно повысить результативность документальных проверок соблюдения налогового законодательства, а следовательно, и эффективность контрольной работы в целом.
           
          Госналогслужба России и ФСНП России на совместном заседании коллегий в октябре 1996 года отметили, что при высокой результативности совместных проверок (в среднем по России она на порядок выше) налоговыми органами крайне недостаточно проводится документальных проверок с участием сотрудников органов налоговой полиции, что также существенно понижает показатели эффективности контрольной работы. Как было отмечено выше, в 1996 году проведено 18,5 тыс. таких проверок, что составляет по сравнению с 1995 годом 125 %, однако их доля в общем количестве документальных проверок остается незначительной  -  лишь 1,5 % (в 1995 году  -  1,1 %). Крайне низок удельный вес совместных документальных проверок в Калужской и Камчатской областях (0,2 %), Магаданской области и Республике Адыгея (0,3 %). Не превышает 0,5 % удельный вес совместных проверок в налоговых органах Ивановской, Ульяновской, Сахалинской областей. В то же время налоговыми органами Брянской и Новгородской областей совместно с органами налоговой полиции проводилась каждая десятая документальная проверка, удельный вес совместных проверок в налоговых органах Ленинградской области составил 8,4 %, Республики Ингушетия  -  7,6 %, Белгородской области  -  5,0 %, Курской области  -  4,7 %, Мурманской области  -  4,4 %, Ямало - Ненецкого автономного округа  -  3,8 %, г. Санкт-Петербурга и Москвы соответственно 3,2% и 2,2 % от общего количества проведенных документальных проверок.
           
          В истекшем году налоговыми органами не обеспечено полное и своевременное поступление в бюджет доначисленных налогов и предъявленных финансовых санкций по результатам документальных и камеральных проверок отчетов и расчетов налогоплательщиков, а многими из них эта важная работа существенно ослаблена, что отрицательно повлияло на эффективность контрольной работы. За 1996 год поступило и принудительно взыскано только 14,4 % от доначисленной суммы (в 1995 году этот показатель составлял 31 %).
           

          Особенно неудовлетворительны эти показатели в налоговых органах Ханты-Мансийского автономного округа, где взыскано всего 4 % от доначисленных сумм (в 1995 году  -  19 %), Магаданской  - 5% (22 %), Курской  -  7 % (19 %), Оренбургской 9% (20%), Рязанской  - 9% (22%), Саратовской  - 9% (43%) областей, Корякского  - 7% (39%) и Ямало-Ненецкого  - 9 % (37%) автономных округов.
           
          Неполное поступление и взыскание доначисленных платежей в определенной мере объясняется продолжающимся кризисом платежей и тяжелым финансовым положением налогоплательщиков. Однако там, где налоговыми органами взысканию доначисленных налогов и финансовых санкций уделялось постоянное внимание и принимались соответствующие меры, положение значительно лучше, чем в среднем по России. В частности, налоговыми органами г. Москвы взыскано 4,2 трлн руб., г. Санкт-Петербурга  -  0,3 трлн руб., что составляет 31 % доначисленных платежей. Налоговыми органами Республики Дагестан взыскано 48 %, Липецкой области  -  30 %, Московской области  -  33 %, Орловской области  -  30 %, Псковской области  -  30 % доначисленных платежей.
           
          Недостаточно принимаются меры по повышению качества документальных проверок. Во многих случаях акты проверок составляются с нарушением предъявляемых к таким документам требований. Выявленные нарушения излагаются нечетко, без ссылки на действующие законы о налогах и других обязательных платежах, на инструкции по их применению, что предоставляет должностным лицам проверенных предприятий и организаций возможность, зачастую по чисто формальным основаниям, обращаться в вышестоящие налоговые органы, арбитражные и народные суды с требованиями о признании недействительными акты проверок и принятые по ним решения. Еще не изжиты также факты неправильного толкования действующего налогового и иного законодательства. В результате на рассмотрение претензий и разногласий налогоплательщиков, перепроверку результатов некачественно проведенных и оформленных документальных проверок отвлекаются высококвалифицированные специалисты налоговых органов, что отрицательно влияет на количество документальных проверок.
           
          Во многих случаях при документальных проверках неполностью выявляются имеющиеся факты нарушений налогового законодательства. В 1996 году специалистами госналогинспекций по субъектам Российской Федерации перепроверкой 7,2 тыс. результатов (актов) документальных проверок налогоплательщиков (в трех из десяти перепроверенных городских или районных инспекциях) дополнительно начислено налогов и сборов и предъявлено финансовых санкций на сумму 105,4 млрд руб., в том числе в Республике Башкортостан  -  15,1 млрд руб., Республике Саха (Якутия)  -  7,0, Свердловской области  -  12,9, Республике Карелия  -  3,1 млрд рублей.
           

          Учитывая, что обеспечение поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды в предусмотренных на 1997 год объемах в значительной мере зависит от состояния контроля за их полным исчислением и своевременной уплатой, госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации и подчиненным им налоговым органам необходимо на основе детального анализа и критической оценки фактического положения дел разработать, а главное, осуществить на практике конкретные мероприятия по устранению серьезных недостатков в организации контрольной работы за соблюдением налогового законодательства, дальнейшему повышению ее эффективности.
           
          Главными направлениями на этом важном участке работы налоговых органов должны быть:
                
           -  увеличение количества и повышение качества документальных проверок отчетов, налоговых расчетов и деклараций налогоплательщиков, проведение их, как правило, комплексно, т.е. одновременно по всем видам налогов и обязательных платежей;
           
           -  обеспечение правильного выбора объектов для документальных проверок с учетом имеющихся рекомендаций Госналогслужбы России, накопленной положительной практики и предоставленных законодательством прав налоговым органам;
           
           -  своевременное и качественное выполнение Национального плана проверок налогоплательщиков Государственной налоговой службы Российской Федерации на 1997 год, а также планов и графиков, разработанных и утвержденных непосредственно налоговыми органами;
           
           -  осуществление на постоянной основе мероприятий по дальнейшему усилению взаимодействия с органами налоговой полиции, особенно в части увеличения совместных документальных проверок, обеспечения своевременного и в полном объеме выполнения мероприятий, предусмотренных совместным решением коллегий Госналогслужбы России и ФСНП России от 30.10.96 г. "О мерах по совершенствованию взаимодействия Государственной налоговой службы Российской Федерации и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и подчиненных им органов по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства, по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений";
           
           -  дальнейшее расширение взаимодействия в работе по осуществлению контроля за полнотой и своевременной уплатой государству налогов и других обязательных платежей с администрациями субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими контролирующими и правоохранительными органами.
           

          Особое внимание должно быть уделено расширению взаимодействия с органами внутренних дел. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14.12.96 г. № 1680 "Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджеты", приказа Госналогслужбы России и МВД России от 10.10.96 г. № ВА-З-16/8 и № 541 "О взаимодействии органов Государственной налоговой службы Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации" и телеграммы Госналогслужбы России и МВД России от 09.01.97 г. № ВА-6-16/23 и № 175 совместная контрольная работа налоговых органов и органов внутренних дел должна осуществляться по следующим направлениям:
           
           -  выявление юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, уклоняющихся от государственной регистрации, постановки на учет в налоговых органах и уплаты налогов и других обязательных платежей;
           
           -  выявление и пресечение фактов подпольного производства алкоголя, проверка соблюдения установленных правил производства, хранения и реализации этилового спирта и готовой алкогольной продукции, правильности уплаты акцизных сборов;
           
           -  проверка полноты уплаты налогов и сборов гражданами, торгующими на рынках и в других местах массовой торговли;
           
           -  проверка соблюдения действующего законодательства по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
           
          В целях обеспечения более целенаправленного и квалифицированного участия сотрудников внутренних дел в контрольной работе налоговых органов за соблюдением налогового и иного законодательства Госналогслужбой России и МВД России подготавливаются и в ближайшее время будут направлены на места памятки по проверке предприятий и организаций, а также физических лиц-предпринимателей, реализующих алкогольные и табачные изделия; физических лиц, осуществляющих торговые операции с населением (в том числе на рынках и в других местах массовой торговли); соблюдения законодательных и других нормативных актов по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также памятка участкового инспектора по контролю за соблюдением налогового законодательства на закрепленной территории.
           
          Для обеспечения эффективного взаимодействия с правоохранительными и другими контролирующими органами на уровне субъектов Российской Федерации по инициативе госналогинспекций должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке планы совместных действий по усилению контроля за соблюдением налогового и иного законодательства.
           

          Показательными, по нашему мнению, являются меры, принятые в этом направлении в Ханты-Мансийском автономном округе, где Госналогинспекцией, Управлением ФСНП России и Управлением внутренних дел разработан и в декабре 1996 года утвержден губернатором округа План совместных мероприятий по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней на 1997 год. В плане содержится 31 конкретное мероприятие, в том числе проведение систематических проверок предприятий и организаций, не сдающих отчеты и расчеты по налогам в течение трех и более месяцев или сдающие с нулевыми показателями финансово-хозяйственной деятельности, а также предприятий, осуществляющих с ними производственные связи; организация проверок правильности уплаты подоходного налога с физических лиц руководителями крупных предприятий-недоимщиков и членами их семей; проведение проверок на постах ГАИ, в аэропортах, на железнодорожных станциях, в речных портах граждан, привозящих в округ товары для продажи, по вопросу уплаты ими установленных налогов и сборов; осуществление проверок на оптовых рынках для выявления юридических и физических лиц, закупающих крупные партии товаров за наличный расчет; контроль за соблюдением коммерческими структурами установленного порядка работы с денежной наличностью, применения контрольно-кассовых машин, правильности исчисления и своевременности уплаты налогов иностранными юридическими лицами и другие мероприятия. В проведении этих мероприятий задействованы налоговые органы, органы налоговой полиции, внутренних дел, прокуратуры, контрольно-ревизионного аппарата финансовых органов, транспортной инспекции, санэпидемстанции, управления торговли, отдела по защите прав потребителей, отдела цен, лицензионной палаты, территориальных органов ФУДНа при Госкомимуществе России и т.д.
           
          Принятые госналогинспекциями по субъектам Российской Федерации и подчиненными им органами на местах конкретные меры по устранению имеющихся недостатков и упущений в контрольной работе за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами, своевременная и полная реализация результатов документальных и камеральных проверок отчетов, налоговых расчетов и деклараций налогоплательщиков будут в значительной мере способствовать дальнейшему повышению ее эффективности и обеспечению на этой основе поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему в объемах, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год".