Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Местные налоги и сборы, действующие на территории Республики Хакасии Об упрощенной системе налогообложения для малого предпринимательства на примере ГНИ по г. Абакану

                    

Местные налоги и сборы, действующие на территории Республики Хакасии
Об упрощенной системе налогообложения для малого предпринимательства на примере ГНИ по г. Абакану

           
           Н. Урман,           
начальник отдела информации ГНИ           
по Республике Хакасия
           

I. Местные налоги и сборы

           
          Налоги и сборы, вводимые местными органами власти и местного самоуправления, являются составной частью действующей налоговой системы. Их место и роль в формировании местных бюджетов, а также порядок введения определяются Конституцией Российской Федерации, Законами РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Указами Президента России и постановлением Правительства РФ по вопросам налогообложения.
           
          ГНИ по Республике Хакасия постоянно усиливает контроль за соблюдением требований налогового законодательства при введении налогов и сборов, полнотой и своевременностью их уплаты.
           
          Общая сумма поступлений по местным налогам и сборам, вводимым представительными органами и органами местного самоуправления в 1996 году, составила 89 389 млн руб. или 7,3 % от всех налоговых поступлений и 8,9% от поступлений в бюджеты территорий.
           
          По сравнению с 1995 годом поступления этих платежей возросли в 1,5 раза.
           
          Анализ структуры местных налогов и сборов показывает, что основную часть составляют поступления от налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы  -  76 324 млн руб. или 85,4 %.
           
          Важное место в структуре поступлений занимает сбор за право торговли, в том числе подакцизными товарами, приносящий 5847,5 млн руб. или 6,5 %.
           
          Анализ поступившей от налоговых органов информации свидетельствует о том, что некоторые виды местных налогов и сборов малоэффективны и не способствуют формированию местных бюджетов (например, поступления по сбору с владельцев собак составили 1 млн руб.).
           
          Госналогинспекции в практической работе по контролю за уплатой местных налогов и сборов применяют к налогоплательщикам, допускающим нарушения налогового законодательства, санкции, которые предусмотрены ст. 13, 14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а на должностных лиц и граждан, виновных в этих нарушениях, накладывают административные штрафы.
           
          В 1996 году налоговыми инспекциями проверено 1367 юридических лиц, что составило 27,8% от общего числа плательщиков. В результате в бюджет доначислено 16 472 млн руб., в том числе финансовых санкций  -  15 118 млн руб.
           
          Налоговые органы Республики Хакасия взаимодействуют с органами местного самоуправления в подготовке решений о введении местных налогов и нормативных актов о порядке их исчисления и уплаты.
           
          В 1996 году по ходатайству госналогинспекции были внесены изменения и дополнения в действующие Положения по местным налогам и сборам по:
           
           -  сбору за право торговли, где изменены ставки сбора, конкретно определены плательщики;
           
           -  целевому сбору на содержание милиции, где определены плательщики - физические лица, изменены ставки с 1 до 3%.
           
           -  налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, где изменен порядок исчисления и сроки уплаты налога;
           
           -  лицензированию торговли товарами, облагаемыми акцизами, где произведена корректировка перечня отдельных видов подакцизных товаров, уточнена ответственность плательщиков;
           
           -  налогу на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, где изменены ставки, порядок уплаты, исчисления.
           
          Налоговые органы взаимодействуют с правоохранительными органами, налоговой полицией, финансовыми и другими контролирующими органами.
           
          Совместно с сотрудниками налоговой полиции и МВД проведено 292 рейда в местах массовой торговли по проверке наличия лицензий, патентов. Привлечено к административной ответственности 518 граждан; сумма штрафов составила 98,8 млн руб., взыскано 91 млн руб., на 28 граждан дела переданы в суд.
           
          Рассмотрим виды местных налогов, действующих на территории Республики Хакасия.
           

1. Сбор за право торговли

           
          Плательщики сбора  -  предприятия и организации всех организационно - правовых форм, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, а также граждане Российской Федерации и других государств (физические лица), реализующие товары и изделия (кроме запрещенных законодательством) с рук, выносимых лотков, открытых прилавков и машин, а также через постоянные торговые точки (киоски, палатки, рынки и т. п.).
           
          Документом на право торговли является патент (ксерокопия не допускается), выданный местной администрацией, или разовый талон.
           
          Юридические и физические лица, торгующие только подакцизными товарами и уплатившие лицензионный сбор, сбор за право торговли не уплачивают.
           
          Патент на право торговли приобретается на каждую торговую точку.
           
          В случае прекращения торговой деятельности юридических и физических лиц зачет и возврат денег, уплаченных за патент, не производится.
           
          В случае утраты или кражи патента дубликат выдается на общих основаниях.
           
          Конкретные ставки сбора за право торговли по городам и районам определяются местными представительными органами власти в зависимости от места расположения торговой точки, от занимаемой площади и т.д.
           
          За право осуществлять круглосуточную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами юридические и физические лица уплачивают сбор в размере, определенном органами власти.
           

2. Налог на рекламу

           
          Рекламой считаются все виды объявлений, извещений и сообщений, передающие коммерческую информацию при помощи средств массовой информации, каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов и т.д.
           
          Плательщиками указанного налога являются предприятия и организации всех организационно - правовых форм, филиалы, расположенные на территории города, включая предприятия с иностранными инвестициями, а также граждане Российской Федерации, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном порядке, рекламирующие свою продукцию и получающие доход от размещения рекламы на рекламных носителях.
           
          Ставка налога на рекламу устанавливается в размере, не превышающем 5 % от стоимости услуги, оказанной предприятию или физическому лицу по рекламированию продукции, услуг.
           
          Рекламодатели продукции, работ, услуг относят расходы на уплату налога на рекламу на финансовые результаты своей деятельности.
           

3. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров

           
          Объектом налогообложения является сумма сделки (купли - продажи) от перепродажи автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.
           
          Источником уплаты налога для юридических лиц служит прибыль, остающаяся в их распоряжении, а для физических лиц  -  средства, полученные от реализации автомобилей, вычислительной техники, персональных компьютеров.
           
          Ставка налога устанавливается решениями районных и городских органов государственной власти и не превышает 10 % суммы сделки.
           
          Органы нотариальных контор ГАИ или иные органы, находящиеся на территории подведомственной местному органу власти, на которые возложены обязанности по оформлению сделок купли - продажи, выдают физическим и юридическим лицам соответствующие документы на право владения собственностью при наличии квитанции (платежного документа) на уплату налога.
           

4. Сбор за выдачу ордера на квартиру

           
          Ставки сбора за выдачу ордера на отдельную квартиру устанавливаются решениями районных и городских органов государственной власти в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ) на день получения ордера в зависимости от общей площади и качества жилья.
           
          Сбор за выдачу ордера на заселение отдельной квартиры уплачивается физическими лицами до получения ордера через отделения Сбербанка. Органы государственной власти могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по сбору за выдачу ордера на квартиру.
           
          Расходы юридических лиц по уплате сбора относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.
           

5. Целевой сбор на содержание милиции и другие цепи

           
          Плательщики указанного сбора  -  предприятия, организации всех организационно - правовых форм, являющиеся юридическими лицами, а также предприятия с иностранными инвестициями, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, расположенные на территории района, города, а также граждане, проживающие на соответствующей территории.
           
          Ставка целевого сбора устанавливается решением соответствующих органов власти.
           
          Предельный размер ставки сбора не может превышать размера 3 % годового фонда заработной платы, рассчитанной от установленной законом ММОТ.
           
          Сроки уплаты целевых сборов определяются представительными органами власти, которые своими решениями могут устанавливать льготы в соответствии со ст. 10 Закона РФ ''Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
           
          Расходы по уплате целевых сборов юридическими лицами относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.
           

6. Haлoг на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

          
          
          Плательщиками налога являются юридические лица  -  предприятия и организации всех организационно - правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы предприятий и другие структурные подразделения, осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной представительному органу власти.
           
          Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, его конкретные ставки, льготы по налогу устанавливаются представительными органами власти в размере, не превышающем 1,5 % от объема реализации продукции (работ, услуг).
           
          Исчисление налога производится плательщиком нарастающим итогом с начала года. Расходы юридических лиц по уплате налога относятся на финансовые результаты предприятий.
           

7. Сбор с владельцев собак

           
          Плательщики сбора  -  физические лица - владельцы собак (кроме служебных), проживающие в городах. Основанием для освобождения от уплаты этого сбора владельца служебной собаки является документ, подтверждающий необходимость ее содержания и использования в служебных целях. Ставки сборов устанавливаются решениями районных и городских органов государственной власти в размере не превышающем 1/7 размера ММОТ в год на момент исчисления налога.
           
          Граждане, имеющие собак, обязаны зарегистрировать их в органах коммунального хозяйства.
           
          Регистрация собак и взимание сбора с их владельцев возлагается на органы коммунального хозяйства. Для этих целей указанные органы открывают отдельные лицевые счета, в которых указываются адреса владельцев собак и отметки об уплате сбора.
           
          Суммы платежей по сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти в районные бюджеты районов (в городах).
           
          Районные и городские органы государственной власти могут устанавливать для отдельной категории плательщиков льготы по сборам.
           
          Владельцы собак (кроме служебных) уплачивают сбор в установленных размерах через отделения Сбербанка один раз в год в сроки, определенные местными органами государственной власти. В случае приобретения собаки после установленного срока уплаты сбора сумма сбора может быть перечислена исходя из числа месяцев, оставшихся до конца года.
           

8. Лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями и пивом

           
          Плательщиками лицензионного сбора являются юридические лица - предприятия всех организационно - правовых форм (включая предприятия с иностранными инвестициями и их дочерние предприятия, международные объединения и организации), реализующие вино - водочные изделия и пиво населению.
           
          Лицензионный сбор взимается в следующих размерах: с предприятий, учреждений и организаций (юридических лиц)  -  50 установленных Законом размеров ММОТ в год, действующей на момент получения лицензии.
           
          При торговле с временных торговых точек, обслуживающих вечера, балы, гулянья и другие мероприятия  -  в размере 1/2 установленного Законом размера ММОТ за каждый день торговли.
           
          Лицензионный сбор за право торговли вино - водочными изделиями и пивом перечисляется юридическими лицами с расчетного счета платежным поручением.
           
          Лицензии выдаются на основании письменных заявлений органами государственной власти района, города, на территории которого осуществляется торговля, в 15 - ти дневный срок со дня подачи заявления и предъявления документа об оплате сбора.
           
          Действие лицензии распространяется только на территорию, которая подведомственна органу, выдавшему лицензию.
           
          Средства, поступившие от уплаты лицензионного сбора за право торговли вино - водочными изделиями, зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов власти в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселковых и сельских Советов.
           
          В случае отказа в выдаче лицензии внесенный сбор возвращается финансовыми органами в 5 - ти дневный срок при предъявлении письменного отказа.
           
          Расходы по уплате лицензионного сбора за право торговли вино - водочными изделиями и пивом у юридических лиц производятся за счет прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль (доход).
           
          При реорганизации предприятия (слиянии, разделении, преобразовании в иную организационно - правовую форму) к вновь созданному предприятию, являющемуся правопреемником прав и обязанностей прежнего предприятия, переходит лицензионное право реализации вино - водочных изделий населению данного района.
           
          В этом случае лицензия переоформляется (без оплаты) одновременно с государственной регистрацией созданного предприятия.
           
          Аналогичным образом решается вопрос о праве на реализацию вино - водочных изделий при преобразовании филиала в самостоятельное предприятие, если организация, в состав которой входил этот филиал, имела лицензию на реализацию этих изделий на территории данного района (города).
           
          Администрация района ведет учет выданных лицензий на право реализации вино - водочных изделий; лицензии оформляются в 3 - х экземплярах. Один экземпляр выдается предприятию, второй направляется в налоговую инспекцию, третий находится вместе с заявлением и принятым решением в деле администрации района (города).
           

9. Сбор за уборку территории населенных пунктов

           
          Плательщики сбора  -  юридические и физические лица (владельцы строений). Объектом обложения является объем выполненных работ в стоимостном выражении, определенный исходя из убираемой площади и нормативных расценок.
           
          Ставки сбора устанавливаются в городах и районах местными органами государственной власти, а в поселках и сельских населенных пунктах  -  на собраниях и сходах жителей.
           
          Конкретная ставка сборов определяется исходя из нормативов и расценок убираемой площади (кв. м) на одного человека.
           
          Юридические лица уплачивают сбор за счет прибыли в порядке, определенном ст. 22 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
           

10. Курортный сбор с физических лиц

           
          С 1 января 1992 года введен в действие Закон РФ от 12.12.91 г. № 2018 - 1 "О курортном сборе с физических лиц".
           
          Плательщиками курортного сбора являются физические лица, прибывающие в курортные местности.
           
          Предельный размер ставки курортного сбора не превышает 5 % от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации.
           
          Конкретный размер ставки курортного сбора устанавливается Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области и автономного округа, на территории которого находятся курортные местности.
           
          От уплаты курортного сбора освобождаются:
           
           -  дети в возрасте до 16 лет;  -  инвалиды и сопровождающие их лица;  -  лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха;
           
           -  лица, прибывшие в курортные местности в служебную командировку, на учебу и постоянное место жительства;
           
           -  лица, следующие по плановым туристическим маршрутам туристско - экскурсионных предприятий и организаций, а также совершающие путешествия по маршрутным книжкам;
           
           -  мужчины в возрасте от 60 лет и старше, женщины в возрасте от 55 лет и старше;
           
           -  дети, приезжающие к родителям указанного возраста.
           
          Курортный сбор уплачивается плательщиками по месту их временного проживания.
           
          При перемене плательщиком места проживания в пределах курортной местности сбор повторно не взимается.
           
          Лица, прибывшие в курортную местность, уплачивают курортный сбор в трехдневный срок со дня прибытия.
           

11. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

           
          Плательщиками регистрационного сбора являются физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами Российской Федерации.
           
          Предельный размер ставки регистрационного сбора, а также категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются районным, городским (кроме городов районного подчинения), районным в городах Советом народных депутатов. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом размера ММОТ.
           
          Регистрационный сбор уплачивается через банк либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов.
           
          Регистрация производится не позднее чем в 15 - дневный срок с момента подачи заявления. Гражданину выдается свидетельство после предъявления им документа об уплате регистрационного сбора.
           
          Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр выдается непосредственно предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, третий направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя.
           

12. Земельный налог

           
          Плательщиками этого налога являются юридические и физические лица  -  собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Ставки земельного налога определяются Законом Республики Хакасия "О плате за землю".
           

13. Налог на имущество физических лиц

           
          Налог на имущество физических лиц взимается на основании Закона "О налогах на имущество физических лиц", принятого Верховным Советом Российской Федерации от 09.12.91 г.
           
          Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, все, кто имеет на территории Российской Федерации в собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Сюда же относятся моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.
           

II. Об упрощенной системе налогообложения для малого предпринимательства на примере ГНИ по г. Абакану


           
          Предприниматель А. Матвеев (фамилия изменена), торгуя в своем маленьком магазине продуктами питания, получил в прошлом году доход 627 000 тыс. руб. Его расходы составили более 400 000 тыс. руб. Как исправный налогоплательщик, А. Матвеев уплатил государству в качестве подоходного налога 63 640 тыс. руб. Сумма ощутимая; он задумался, как ее уменьшить. И здесь ему на помощь пришло государство.
           
          Федеральный закон от 29.12.95 г. № 222 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" определил основы
           
          ведения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, которая применяется наряду с ранее существовавшей системой. Право выбора по какой из систем налогообложения работать предоставляется самой организации или индивидуальному предпринимателю.
           
          С 1 квартала 1997 года А. Матвеев перешел на новую систему. Ведь ему предстоит уплатить за год только 3 005,6 тыс. руб. Даже если предположить, что он сработает так же, как в 1996 году, то есть не увеличит свои доходы, бюджет недополучит от него 60 000 тыс. руб.
           
          Упрощенная система предлагает замену уплаты всех федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога. Одновременно сохраняется порядок уплаты таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение транспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
           
          Упрощенная система может быть применена любым предприятием с предельным числом среднесписочного состава до 15 человек и размером совокупной вахтовой выручки, не превышающей сумму 100 - тысячекратного минимального размера оплаты труда, что в 1996 году составляло 7 500 900 тыс. руб.
           
          Под выражением ''предельная численность" следует понимать среднесписочную численность работающих за отчетный период. Определяется она с учетом всех работников предприятий, филиалов, в том числе работающих по договорам гражданско - правового характера и по совместительству.
           
          Под действие упрощенной системы налогообложения не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных предприятий, его структурных подразделений, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, предприятия игорного бизнеса.
           

          Документом на право применения упрощенной системы для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей служит патент, который выдается налоговой инспекцией.
           
          Все вроде бы хорошо для налогоплательщиков. Но а каково бюджету? С введением нового Закона казна заметно опустеет.
           
          В Абакане упрощенная система налогообложения начала применяться с III квартала 1996 года. На нее перешел 31 предприниматель, в основном владельцы магазинов.
           
          Согласно заполненным декларациям о доходах в 1996 году доход этих предпринимателей составил до перехода на патент 11 852 345 тыс. руб. Доход к налогообложению после вычета расходов  -  3 576 125,1 тыс. руб. Подоходный налог с этой суммы исчислен и уплачен в размере 1 054 483,8 тыс. руб.
           
          После перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности валовый доход 31 предпринимателя за IV квартал 1996 года был равен 20 906 623,9 тыс. руб. Доход к налогообложению должен был бы быть 4 826 615,8 тыс. руб. Уплачена же стоимость патентов в сумме 26 764,0 тыс. руб. В результате в бюджет не допоступило только за IV квартал 1996 года 1 689 315,5 тыс. руб.
               
          
          По нашему мнению, упрощение должно быть в учете, отчетности, когда уплачивается один налог вместо нескольких. Но не в сумме налога в ущерб и без того пустого бюджета.
           
          А где же выход? В самом Законе. Годовая стоимость патента устанавливается органами государственной власти на местах.
           
          В настоящее время стоимость патента в Республике Хакасия составляет от 3 005,6 тыс. руб. для розничной торговли до 13 350 тыс. руб. для оптовой торговли и торговли вино - водочными изделиями.
           
          Первые результаты работы по новой системе налогообложения показали, что стоимость патентов должна зависеть от величины доходов. В апреле 1997 года ГНИ по г. Абакану обратилась с письмом в Правительство Республики Хакасия и в администрацию г. Абакана, в котором внесла предложения по изменению стоимости патента, ее градации в зависимости от доходов, чтобы бюджет города не пострадал.
           
          Для мелких предпринимателей патент приобретать невыгодно. Но им никто не запрещает работать по регистрационному свидетельству. Выбор есть. Человек сам выбирает себе систему работы, которая удобна и выгодна для него.
           
          Сделанные нами расчеты заставляют задуматься над тем, что ждет бюджет в этом году, когда уже выдан 271 патент вместо 31 в прошлом году. Ведь бюджет города  -  это зарплата учителей, врачей. Как решится проблема  -  покажет время. Наша налоговая система только формируется, и всякий опыт, будь он положительный или отрицательный, имеет свою ценность.