Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Общие принципы налогообложения и сборов

                    

Общие принципы налогообложения и сборов

           
           С.Г. Пепеляев,           
директор департамента налогов и права аудиторской фирмы "ФБК",
член президиума Российской ассоциации налогового права, к.ю.н.
           
          В действующем российском законодательстве проблема принципов налогообложения и сборов не нашла сколько - нибудь серьезного разрешения. Нормам Закона РФ от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которые содержат положения, имеющие значение принципов, во многом присущ эпизодический, "случайный" характер.
           
          В проекте Налогового кодекса принципы налогообложения сформулированы в отдельной, весьма небольшой по объему ст. 3 "Основные принципы налоговой системы Российской Федерации". При этом отсутствует системный подход к изложению этих принципов. Набор их, если не сказать случайный, то, во всяком случае, хаотичный. К тому же содержание конкретных принципов раскрыто недостаточно полно.
           
          В этих условиях особое значение приобретает практика Конституционного Суда РФ.
           
          В ряде постановлений, принятых в 1996 -  1997 годах. Конституционный Суд РФ выделил несколько важнейших критериев, которым должна отвечать практика налогообложения в правовом демократическом государстве. Кроме того, Конституционный Суд РФ дал примеры применения этих критериев в конкретных обстоятельствах и тем самым выразил свою позицию относительно их правового значения.
           
          Постановления Конституционного Суда РФ имеют характер источника юридических норм. Сформулированным Конституционным Судом принципам налогообложения должна соответствовать повседневная практика законодательных, исполнительных и судебных органов.
           
          Имеются примеры, когда арбитражные суды при рассмотрении споров о налогах обосновывали свои решения ссылками на постановления Конституционного Суда РФ. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении по делу № КА - А40/541 - 97 отметил: "Суд первой и апелляционной инстанций не исследовал также вопрос о вине налогоплательщика в образовании недоимки.
           
          Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.12.96 № 20 - П (п. 5), налоговое правонарушение есть предусмотренное законом виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делам о налоговом правонарушении подлежит доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика".
           

          Практика использования актов конституционного правосудия как источников права заслуживает всесторонней поддержки и нуждается в распространении. К сожалению, этот процесс сдерживается из - за того, что акты Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения не обобщаются.
           
          Высший арбитражный суд РФ публикует в Вестнике ВАС РФ постановления Конституционного Суда РФ по налоговым проблемам для сведения и использования судами при рассмотрении соответствующих дел. Ряд публикаций снабжены сопроводительными письмами руководителей ВАС РФ. Это свидетельствует о высоком значении указанных документов и о внимании ВАС РФ к поднимаемым Конституционным Судом проблемам.
           
          Видимо, назрела необходимость издания Высшим арбитражным судом РФ обобщающего документа, четко ориентирующего арбитражные суды по вопросам применения конституционных принципов налогообложения.
           
          Необходимость такого документа еще более очевидна в условиях "замалчивания" решений Конституционного Суда органами исполнительной вертикали. Например, Госналогслужба России до сих пор "не замечает" постановления от 17.12.96 г. № 20 - П, признавшее неконституционной норму ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" бесспорном взыскании с юридических лиц штрафных санкций. Без внимания остается и норма о вине как обязательном признаке налогового правонарушения.
           

I. Понятие и правовое значение общих принципов налогообложения и сборов

           
          Часть 3 ст. 75 Конституции РФ предусматривает, что федеральным законом РФ должны быть установлены общие принципы налогообложения и сборов. Однако в ней не указано, для чего они устанавливаются, каково их правовое значение.
           
          Ответ на эти вопросы дает практика Конституционного Суда РФ.
           
          В постановлении от 21.03.97 № 5 - П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"" Конституционный Суд РФ отметил, что "общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации".
           
          Как отмечает П. Кирхгоф, "доходы, как особая категория, интересуют государственное право не с точки зрения происхождения, правовой основы или целенаправленности расходования денежных средств. В центре его внимания  -  степень свободы государства в области финансов"*. Направленность основных принципов налогообложения и сборов  -  именно ограничение этой свободы. Они на конституционном уровне ставят препоны налоговому произволу, создают основы справедливого, умеренного и соразмерного налогообложения.
           
          -----
           * Государственное право Германии. В 2 - х томах. Т. 2. М.: Институт государства и права РАН, 1995. С. 134.
           
          Сама Конституция РФ о принципах налогообложения непосредственно говорит весьма скупо, по сути только в ст. 57.
           
          Однако в Конституции закреплены общие начала, которые должны быть реализованы (воплощены) в любой отрасли законодательства. Речь идет о закрепленных в Конституции равенстве прав и свобод человека и гражданина, запрете на их ограничение иначе, как федеральным законом, единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, признании и защите государством всех форм собственности, свободе экономической деятельности и др.
           
          Законы о налогах, как и любые другие законы, не свободны от того, чтобы их смысл, содержание и применение оценивались сквозь призму прав и свобод человека и гражданина. В постановлении от 04.04.96 г. № 9 - П Конституционный Суд РФ отметил, что, "регулируя налогообложение, субъекты Российской Федерации в полной мере должны руководствоваться требованиями статьи 18 Конституции Российской Федерации о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов" (п. 5 постановления).
           

          Поэтому перечисленные начала специфическим образом преломляются в финансовой сфере и обуславливают принципы налогообложения.
           
          Как справедливо отмечает К. Фогель, "для финансовой системы из существующего общего регулирования делаются специфические выводы, они касаются существования финансового права. Наряду с писаным выступает, таким образом, более широкое, неписаное финансовое право Основного закона"*.
           
          -----
          * Там же. С. 113.
           
          С этой точки зрения общие принципы налогообложения и сборов, подлежащие закреплению в федеральном законе, являются развитием положений Конституции РФ в специфической области.
           
          Например, принцип единства налоговой политики развивает одну из основ конституционного строя РФ  -  принцип единства экономического пространства (ст. 8 часть 1 Конституции РФ).
           
          Принципы налогообложения и сборов содержат наиболее общие конституционные начала и в то же время развивают эти начала, наделяя их конкретным смыслом и содержанием. Поэтому, говоря о нарушениях общих принципов налогообложения и сборов, есть все основания одновременно говорить о нарушении соответствующих базовых конституционных положений.
           
          Конституция РФ использует термин "общие принципы налогообложения и сборов". Этим подчеркивается одна из характеристик этих принципов: они лежат в основе нормо - творческой деятельности и федерации, и ее субъектов, и органов местного самоуправления. Применение понятия "общие принципы" оправдано тем, что речь о них идет в ст. 72 Конституции РФ о совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов.
           
          Однако по своей природе и происхождению эти принципы являются основными. Этот термин лучше характеризует их значимость для правовой системы и их отношение к Основному закону.
           
          Анализ актов Конституционного Суда РФ показывает, что термин "общие" применяется в конституционном правосудии в качестве синонима понятия "основные".
           
          Общие принципы налогообложения и сборов подлежат применению независимо от того, закреплены они в федеральном законе или нет.
           

          Конституционный Суд РФ имеет в своей практике примеры формулирования таких принципов на основе конституционных положений и применения их при вынесении решения о конституционности того или иного акта.
           
          Например, Закон г. Москвы от 14.09.93 "О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально - бытовыми условиями граждан, прибывающих в Москву на жительство" признан неконституционным, поскольку принят без учета принципа соразмерного конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.96 № 9 - П). В Конституции РФ этот принцип непосредственно не сформулирован, однако он предопределен рядом конституционных положений.
           
          Конституция РФ не только предопределяет общие принципы налогообложения и сборов, но и содержит основы интерпретации применительных к налогообложению начал, которые имеют общеправовое значение. Например, принцип равенства обязанностей граждан не является специфическим принципом налогообложения. Однако равенство в налоговом праве реализуется по - особому: не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в постановлении от 04.04.96 г. № 9 - П.
           
          Основные принципы налогообложения и сборов не могут быть нарушены независимо от того, нашли они закрепление в федеральном законе или нет. Закрепление их в федеральном законе лишь должным образом обеспечивает реализацию этих принципов. Однако поскольку они служат воплощению и защите основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, начал федерализма, имеются все основания говорить об их "надзаконном" характере.
           
          По этой причине применение основных принципов налогообложения и сборов не может зависеть даже от степени их конкретизации в Основном законе. "В целом конституционное финансовое право не может зависеть от случайности, по которой одни вопросы нашли в тексте Конституции полное отражение, а другие  -  нет"*.
           
          -----
          * Государственное право Германии. В 2 - х томах. Т. 2. М.: Институт государства и права РАН, 1995. С. 113.
           
          К тому же общие принципы налогообложения и сборов направляют и связывают саму законодательную власть, имея для нее "эталонное" значение. Поэтому закрепление этих принципов в федеральном законе является своего рода их констатацией, а не установлением по воле законодателей.
           
          В федеральном законе могут быть закреплены принципы налогообложения, непосредственно не проистекающие из Конституции. Возможность этого признается Конституционным Судом РФ. В п. 3 постановления от 21.03.97 указано, что "принцип налогообложения и сборов в части непосредственно предопределяемой положениями Конституции Российской Федерации (выделено автором), в соответствии с ее статьей 71 (пункт "а") находятся в ведении Российской Федерации".
           
          Таким образом, к принципам налогообложения могут быть отнесены положения, как вытекающие из Конституции и выступающие гарантиями реализации основных начал социального, государственного и национального устройства, так и не вытекающие из Конституции, но принятые в соответствии с ней.
           
          Очевидно, вторая группа принципов имеет "связанный" характер. Они не могут противоречить принципам, базирующимся на Основном законе, поэтому к ним не может быть применена характеристика "основные" (общие).
           
          Например, ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлен принцип однократности налогообложения: "один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения". Этот принцип служит воплощению справедливости в налогообложении и направлен против "загромождения" системы налогов. Он развивает конституционные начала налогообложения, однако носит сугубо прикладной характер. Хотя значение этого принципа для развития системы налогов трудно переоценить (поэтому запрет двойного налогообложения мы и относим к принципам), но говорить о нем как об основном было бы неверно.
           
          Одним из оснований деления принципов налогообложения и сборов на виды может быть их значимость для решения проблем налогообложения.
           

          Общие принципы налогообложения и сборов существенны для налоговой системы в целом или же для нескольких ее элементов. Иные принципы, не относящиеся к основным, лежат в основе правового регулирования конкретных элементов налоговой системы.
           
          Так, принцип однократности налогообложения устанавливает только стандарты системы налогов, в то время как общий принцип единства налоговой политики подлежит учету и при установлении конкретных налогов, и при решении вопроса о компетенции органов власти и самоуправления различных уровней, и при учреждении налоговых органов.
           
          В условиях федеративного государства органы власти субъектов федерации (а также органы местного самоуправления) обладают определенными полномочиями в налоговой сфере, одна из целей которой  -  унификация налоговых изъятий.
           
          Право органов субъектов федерации устанавливать налоги не безгранично. Рубежи очерчены с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, а также конституционного принципа единства экономического пространства.
           
          Таким образом, основные принципы налогообложения и сборов служат, с одной стороны, основой налоговой компетенции субъектов федерации, а с другой стороны, ограничивают эту компетенцию.
           
          Как отметил Конституционный Суд, "право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Российской Федерации связаны этими общими принципами" (абзац 3 п. 4 постановления от 21.03.97 г. № 5 - П).
           
          Установление общих принципов налогообложения и сборов относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "и" части 1 ст. 72 Конституции РФ). Эти принципы должны быть закреплены в федеральном законе (часть 3 ст. 75 Конституции РФ).
           
          В случаях, если соответствующего федерального закона принято не было, субъекты федерации имеют право в опережающем порядке самостоятельно законотворчествовать по предметам совместного ведения, как это определено ст. 5 Протокола к Федеративному договору (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации).
           
          Однако по вопросу об установлении субъектами федерации основных принципов налогообложения и сборов необходимо учитывать следующее.
           

          Как указал Конституционный Суд РФ, "и при отсутствии федерального закона об общих принципах налогообложения и сборов признание за субъектами Российской Федерации права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не давало бы им автоматически полномочий по решению в полном объеме вопросов, касающихся данных принципов в части, имеющей универсальное значение как для законодателя в субъектах Российской Федерации, так и для федерального законодателя".
           
          Конституционный Суд определил, что принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой Конституцией РФ, находятся в ведении Российской Федерации. Этот вывод основан на положениях п. "а" ст. 71 Конституции РФ. Данный пункт определяет, что принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением находятся в ведении Российской Федерации.
           
          Поскольку в основе разграничения полномочий в налоговой сфере лежат наиболее общие конституционные принципы, то этот вопрос относится к предметам федерального ведения.
           
          Общие принципы налогообложения и сборов одинаково обязательны для соблюдения и федерацией, и ее субъектами, и органами местного самоуправления. Это отражено и в самом их названии. Устанавливая эти принципы, федерация не может предусмотреть для себя более "льготные" условия. Совершенно справедливо, что "федеральный закон, который хотел бы изменить существующие общие принципы односторонне в пользу федерации или хотя бы в отдельном случае только в пользу федерации, противоречил бы конституции"*.
           
          -----
          * Государственное право Германии... С. 116.
           
          Основные принципы налогообложения и сборов выполняют свою роль гарантий реализации и соблюдения основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, начал федерализма различными способами в законодательной, правоприменительной и судебной практике.
           
          Законодательным органам основные принципы, во - первых, задают направления нормотворчества: в конкретных законах эти принципы должны развиваться и конкретизироваться. Законодатель не может отказаться от воплощения в законе того или иного основного принципа.
           
          Во - вторых, основные принципы выступают критериями оценки законодательных актов. Положения закона, не соответствующие основным принципам налогообложения, должны признаваться неконституционными и не подлежащими применению.
           

          Основные принципы непосредственно определяют структуру и объем полномочий налоговых органов. Максимальное воплощение этих принципов должно быть провозглашено целью их деятельности. Они же лежат в основе оценки законности конкретных действий и решений налоговой администрации.
           
          Судебные инстанции используют основные принципы налогообложения и сборов в качестве презумпции при разрешении споров, возникших из - за пробелов в законодательстве. Поскольку Конституция РФ является актом прямого действия, то вытекающие из нее принципы налогообложения могут быть непосредственным основанием судебного решения.
           
          Общие принципы налогообложения и сборов являются "эталоном" при рассмотрении вопроса о применении подзаконного акта, его оценки как соответствующего Конституции и Закону.
           
          Они же должны применяться и при рассмотрении исков о признании недействительными актов нормативного характера органов власти и управления.
           

II. Классификация общих принципов налогообложения и сборов

           
          В зависимости от направленности действия, решаемых задач общие принципы налогообложения и сборов можно разделить на три группы:
           
           -  принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя;
           
           -  принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина;
           
           -  принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма.
           
          Как и любая классификация, предлагаемое деление является условным. Например, принцип установления налогов законами развивает наиболее общий принцип разделения властей и должен быть отнесен к первой группе принципов. Однако установление налогов законами справедливо рассматривается и как основа соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
           
          Справедливо отмечено, что "аспекты парламентской демократии и правового государства так тесно переплетаются в конституционном финансовом праве, что их разделение не представляется возможным"*.
           
          -----
          * Там же. С. 13.
           
          При всем этом предлагаемая классификация основана на традиционном для конституционного права выделении круга проблем. Она оправдана тем, что основные принципы налогообложения и сборов развивают более общие конституционные начала и являются их логическим продолжением.
           
          Возможны и другие основания деления на группы общих принципов налогообложения и сборов*.
           
           -----
           * Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993. С. 77.
           

Общие принципы налогообложения и сборов, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя

           
          К этой группе могут быть отнесены следующие принципы.
           
          1) Принцип публичной цели взимания налогов и сборов
           
          В соответствии с этим принципом налоги устанавливаются с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти и должны иметь общественно возмездный характер. Государство не может иметь потребности, отличные от потребностей общества, и расходовать налоговые поступления на эти цели.
           
          Данный принцип развивает положения о социальном характере государства (часть 1 ст. 7 Конституции РФ).
           
          2) Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов
           
          Налог устанавливается с целью получения дохода, а не с целью принуждения к определенному поведению. Регулирующая функция налога не может возобладать над фискальной.
           
          Данный принцип развивает положения Конституции о праве на труд, смыслом которого является право каждого на получение индивидуального дохода, а также положения о бюджете как основе функционирования государственного аппарата, условии выполнения государством его социальных функций.
           
          3) Принцип ограничения специализации налогов и сборов
           
          По общему правилу, налог не предназначен для определенного расхода. Это  -  одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантия выполнения государством своих социальных и иных функций.
           
          Целевые налоги абсолютно не исключаются, однако их установление должно быть обусловлено конституционно значимыми целями.
           
          Обоснованием данного принципа является также закрепленное в Конституции РФ требование всеобщности и единства бюджета (ст. 114).
           
          4) Принцип установления, изменения или отмены налогов и сборов законами
           
          С точки зрения разграничения компетенции между органами государственной власти установление налогов иначе, чем актом представительного органа, не соответствует Конституции РФ/ст. 57, 75 (часть 3)/.
           
          Данный принцип опирается также на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (часть 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение же является ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ.
           

          5) Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре
           
          Данный принцип выступает гарантией реального выполнения народными избранниками доверенных им функций в сфере налогообложения.
           
          Он противостоит популизму и закрепляет особую процедуру внесения законопроектов о налогах (часть 3 ст. 104 Конституции РФ).
           
          Указанный принцип ограничивает прямое и косвенное делегирование полномочий по установлению налогов*.
           
          -----
          * Подробнее об этом см.: Пепеляев С.Г. О Постановлении Конституционного Суда от 18.02.97 г. №3 - П "По делу о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" // Налоговый вестник, 1997. № 6.
           
          Он обеспечивает также принятие и введение в действие законов о налогах в соответствии с закрепленными правилами (ст. 57, 106 Конституции РФ).
           
          6) Принцип ограничения форм налогового законотворчества
           
          Данный принцип ограничивает включение норм о налогообложении в законы, не посвященные налогообложению как таковому. Он важен не только с позиции доходов бюджета, но и равенства обязанностей граждан.
           
          Указанный принцип не закреплен в Конституции. Однако Конституционный Суд РФ высказался в пользу его установления*.
           
           -----
           * Там же. С. 3 - 9.
           

Общие принципы налогообложения и сборов, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина

           
          В данную группу объединены следующие принципы.
           
          1) Принцип юридического равенства плательщиков налогов и сборов
           
          Этот принцип не допускает установления дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно - правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований (абзац 6 п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 21.03.97 № 5 - П). Основа этого принципа  -  ст. 8 (часть 2), 19 и 57 Конституции РФ. 2) Принцип всеобщности налогообложения Этот принцип означает, что каждый член общества обязан участвовать в уплате налогов наравне с другими. Не допускается предоставление индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованных с позиции конституционно значимых целей. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).
           
          3) Принцип равного налогового бремени "В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности" (п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.96 № 5 - П).
           
          Равенство реализуется в налоговом праве не как уплата налогов в одинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков и выражается в том, что за основу берется фактическая способность к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов.
           
          Данный вывод опирается на анализ части 2 ст. 6, 57 Конституции РФ.
           
          4) Принцип соразмерности налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод
           
          Этот принцип означает, что "налогообложение не должно быть несоразмерным, то есть таким, чтобы оно могло парализовать реализацию гражданами конституционных прав" (п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.96 № 5 - П). При этом Конституционный Суд РФ исходит и из того, что "основные права граждан Российской Федерации гарантируются Конституцией Российской Федерации без каких - либо условий фискального характера" (п. 3 постановления от 04.04.96 № 5 - П) *.
           
           -----
           * Подробнее об этом см.: Пепеляев С.Г. Постановление Конституционного Суда от 4 апреля 1996 года  -  важная веха в развитии налогового права.  -  В книге: Ваш налоговый адвокат. Советы юристов. Сборник статей. Вып. 1. М.: ФБК - ПРЕСС, 1997. С. 14 - 17.
           

Общие принципы налогообложения и сборов, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма

           
          Закрепленные в Конституции РФ основы федеративного устройства получают развитие в следующих общих принципах налогообложения и сборов.
           
          1) Принцип единства налоговой политики
           
          Этот принцип развивает закрепленный в Конституции принцип единства экономического пространства (часть 1 ст. 8).
           
          Конституция предусматривает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких - либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74, часть 1).
           
          Следовательно, недопустимо установление налогов, нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации. К таким, в частности, относятся региональные налоги, которые позволяют формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов (абз. 4 п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 21.03.97 № 5 - П).
           
          Единство налоговой политики обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов.
           
          2) Принцип единства системы налогов Данный принцип обусловлен задачей унификации налоговых изъятий. Конституционный Суд РФ решил, что такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов федерации устанавливать налоги, с одной стороны, соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства, с другой стороны (абз. 4 п. 4 постановления от 21.03.97 № 5 - П).
           
          Из данного принципа вытекает ограничение на установление дополнительных налогов и сборов, не предусмотренных федеральным законом.
           
          3) Принцип разделения налоговых полномочий
           
          В федеративном государстве полномочия в сфере налогообложения не могут сосредотачиваться исключительно у федерального законодателя. Нельзя говорить о реальной самостоятельности субъектов федерации и органов местного самоуправления, не имеющих собственной доходной базы.
           
          Однако право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты федерации связаны общими принципами налогообложения и сборов (абз. 3 п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 21.03.97 г. № 5 - П).