Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новое в налогообложении прибыли предприятий и организаций в 1997 году

                    

Новое в налогообложении прибыли предприятий и организаций в 1997 году

           
          Ю.Б. Сергиенко,
          государственный советник
          налоговой службы III ранга
           
          В связи с продолжающимся процессом совершенствования налогового, законодательства, в том числе по налогу на прибыль, в инструкцию Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" внесены очередные изменения и дополнения № 3 от 18.03.97, зарегистрированные Минюстом России 05.06.97, регистрационный номер 1320.*
           
        -----
       * Текст изменений и дополнений см. на с. 158 данного номера журнала.
           
          Кроме основных изменений и дополнений, основанных на Федеральных законах от 14.12.96 г. № 151 - ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"", вступившим в силу с 1 января 1997 года, и от 10.01.97 г. № 13 - ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"", вступившим в силу со дня его официального опубликования, то есть с 21 января 1997 года (за исключением норм, регламентирующих порядок уплаты налога, применяемых с 1 января 1997 года), в инструкцию внесены уточнения, разъясняющие наиболее часто поступающие запросы от налогоплательщиков и налоговых органов.
           
          Налогоплательщики (за исключением бюджетных организаций, малых предприятий и иностранных юридических лиц) после опубликования закона, внесшего изменения в порядок исчисления и сроки уплаты налога на прибыль, должны были принять решение, на каких условиях они будут рассчитываться с бюджетом, поскольку начиная с 1 января 1997 года им предоставлено право выбора: перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога или сохранить авансовые платежи налога на прибыль с последующими ежеквартальными перерасчетами по фактически полученной прибыли. Выбранный порядок должен действовать без изменения до конца календарного года.
           
          Предприятия, решившие перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, уплачивают налог по всем месячным расчетам не позднее 25 - го числа месяца, следующего за отчетным.
           

          Бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, малые предприятия уплачивают в бюджет налог на прибыль ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период.
           
          По предприятиям, добывающим драгоценные металлы, драгоценные камни отменен ранее действовавший порядок уплаты налога по фактически полученной прибыли за истекший квартал, то есть установлен общий режим уплаты в бюджет налога на прибыль. Вместе с тем указанные предприятия вошли в число налогоплательщиков, по которым органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать ежеквартальную уплату налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за истекший квартал. К таким предприятиям относятся также общественные организации, религиозные объединения, жилищно - строительные, дачно - строительные и гаражные кооперативы, садоводческие товарищества.
           
          Предприятия, как рассчитывающиеся с бюджетом ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, так и уплачивающие авансовые платежи, представляют в налоговые органы квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность, а также дополнительные материалы по определению налогооблагаемой прибыли.
           
          Расчеты налога по фактически полученной прибыли должны составляться предприятиями ежемесячно нарастающим итогом с начала года и представляться в налоговые органы по месту своего нахождения независимо от сроков представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности не позднее 20 - го числа каждого месяца, следующего за отчетным. Одновременно с расчетами налога по фактически полученной прибыли должны представляться дополнительные материалы по определению налогооблагаемой прибыли, то есть отражающие корректировку для целей налогообложения прибыли, которая определена по данным бухгалтерского отчета. Для этих целей к налоговому расчету предприятия должны прилагать справку о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли", согласно вновь введенному приложению № 11, а банки  -  согласно приложению № 12 к инструкции. Кроме того, представляются обоснованные расчеты по налоговым льготам.
           
          Уплата налога предприятиями, не перешедшими на ежемесячные расчеты с бюджетом по фактически полученной прибыли, производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам  -  в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год. Сумма налога на прибыль, подлежащая взносу в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.
           

          По предприятиям, являющимся плательщиками авансовых взносов налога, сохраняется положение об уточнении разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, которая действовала в истекшем квартале.
           
          Поскольку Федеральный закон от 10.01.97 г. № 13 - ФЗ официально опубликован 21 января 1997 года, а его положения в части права перехода предприятий на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц действуют с 1 января 1997 года, Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России была направлена налоговым органам телетайпограмма от 27.01.97 № ВК - 6 - 02/76 о практической реализации данной нормы.
           
          В частности, было сообщено, что предприятия, принявшие решение о переходе на указанную систему расчетов с бюджетом, обязаны до 10 февраля 1997 года сообщить об этом налоговым органам по месту своего нахождения. При определении суммы налога, подлежащего взносу в бюджет исходя из фактической прибыли за январь, следует засчитывать авансовые суммы налога, внесенные по сроку 15 января 1997 года. Излишне внесенные суммы налога на прибыль по расчету за январь засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику по его заявлению в установленном порядке.
           
          По предприятиям, перешедшим на указанную систему расчетов с бюджетом, которые не обеспечили своевременное и полное перечисление авансовых сумм налога по сроку 15 января, пени не начисляются, а взысканные суммы пени подлежат возврату.
           
          Исходя из указанных выше федеральных законов в инструкцию внесены изменения в части порядка определения объекта обложения налогом и исчисления облагаемой прибыли, разъяснены отдельные положения этого раздела инструкции и сделаны ссылки на вышедшие в последнее время постановления Правительства Российской Федерации, применяемые при налогообложении прибыли.
           
          Согласно новому законодательству вместо учитываемых при налогообложении прибыли сумм, полученных и уплаченных в виде санкций и возмещения убытков, с 21 января 1997 года следует учитывать присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков, как это предусмотрено действующим в настоящее время Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552, с учетом последующих изменений и дополнений. Этим постановлением необходимо руководствоваться при отнесении к доходам (расходам) от внереализационных операций сумм для целей налогообложения до принятия федерального закона, устанавливающего перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
           

          Из основного закона о налоге на прибыль исключены положения в части корректирования прибыли в целях налогообложения на суммы курсовых разниц, в связи с чем в инструкции предусмотрено, что валовая прибыль корректируется для целей налогообложения на суммы положительных (отрицательных) курсовых разниц, образовавшихся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам, действовавшего на день поступления валютных средств на валютный счет предприятия (или на дату последнего отчета), и курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам на день определения предприятием суммы налогооблагаемой прибыли с целью расчетов с бюджетом только по 20 января 1997 года включительно. Положительные курсовые разницы, образовавшиеся начиная с 21 января 1997 года, должны облагаться налогом на прибыль в составе общей прибыли, а отрицательные курсовые разницы должны уменьшать налогооблагаемую базу. Исходя из положений законодательства в Положение о составе затрат постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.97 г. № 273 внесены изменения, согласно которым для формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, в состав внереализационных доходов включены положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте, и соответственно в состав внереализационных расходов включены отрицательные курсовые разницы.
           
          В связи с изменением порядка налогообложения доходов, полученных по ценным бумагам, валовая прибыль уменьшается в целях налогообложения с 21 января 1997 года на суммы доходов не по всем видам ценных бумаг, как это было ранее, а только по доходам в виде дивидендов, полученным по акциям, принадлежащим предприятию - акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия - эмитента, а также доходам, полученным владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления.
           
          В связи с поступающими запросами разъяснен действующий с 1 января 1996 года порядок применения индекса инфляции, предназначенного для уменьшения прибыли, полученной от реализации основных фондов и иного имущества предприятия.
           

          Федеральным законом от 31.12.95 г. № 227 - ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"" было установлено, что при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
           
          Во исполнение этого Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 21.03.96 г. № 315 "Об утверждении порядка исчисления индекса инфляции, применяемого для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли", которым было поручено Госкомстату России, Минэкономики России и Минфину России утвердить методику ежеквартального исчисления индекса - дефлятора. Кроме того, Госкомстату России поручено ежеквартально публиковать индекс - дефлятор в "Российской газете" 20 - го числа следующего за отчетным кварталом месяца.
           
          Индекс инфляции для индексации стоимости реализуемого имущества предприятий (ИРИП) является специальным показателем, предназначенным исключительно для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли. В соответствии с Методикой исчисления индекса - дефлятора для индексации стоимости реализуемого имущества предприятий, утвержденной 21 мая 1996 года Госкомстатом России, Минэкономики России и Минфином России, индекс строится как средневзвешенный показатель из соответствующих частных индексов, характеризующих изменение цен на основные элементы имущества предприятий (основные фонды, материальные оборотные средства).
           
          Исходя из указанной Методики в иное имущество предприятия, подлежащее индексации при его реализации, должны включаться материальные ценности (сырье, материалы, топливо и тому подобные ценности, а также малоценные и быстроизнашивающиеся предметы).
                                              
          По официальным сообщениям Госкомстата России, опубликованным в "Российской газете", величина индекса - дефлятора в 1996 году составила соответственно в первом квартале 113,3 %, во втором  -  108,3, в третьем  -  105,2, в четвертом  -  103,5 %. В первом квартале 1997 года индекс - дефлятор был равным 101,6 %.
           
          Начиная с 1 января 1996 года для целей налогообложения учитывается не фактически полученная прибыль от реализации основных фондов и иного имущества, а прибыль в уменьшенном размере, определенная расчетным путем в результате увеличения соответственно остаточной или первоначальной стоимости на индекс - дефлятор. При этом индекс - дефлятор применяется к остаточной стоимости имущества согласно данным бухгалтерского учета по состоянию на дату их реализации. Если продажная цена ниже остаточной или первоначальной стоимости или находится на их уровне, то индекс - дефлятор не применяется.
           
          Рассмотрим на примере порядок определения налогооблагаемой прибыли. Предприятие в феврале 1996 года реализовало имевшееся на начало года оборудование по рыночной цене 300 млн руб. при его остаточной стоимости по состоянию на момент реализации, равной 250 млн руб., получив при этом прибыль 50 млн руб. Для целей налогообложения остаточная стоимость с учетом индекса - дефлятора составила 283 млн руб. (250 млн руб. х 113,3 %) а налогооблагаемая прибыль  -  17 млн руб. (300 млн руб.  -   283 млн руб.).
           
          Исходя из этого валовая прибыль, отражаемая по первой строке Расчета налога от фактической прибыли за отчетные периоды 1996 года должна быть уменьшена на 33 млн руб. (50 млн руб.  -  17 млн руб.).
           
          В случае, если предприятие реализовало во втором квартале 1996 года оборудование, поступившее на предприятие в первом квартале этого года, то применяется индекс - дефлятор только второго квартала, то есть при применении индекса - дефлятора необходимо учитывать время поступления этого оборудования.
           
          Предприятие реализовало имевшееся на начало года оборудование в мае по рыночной цене 280 млн руб. при остаточной стоимости по состоянию на дату реализации 260 млн руб., получив при этом фактическую прибыль 20 млн руб. Для целей налогообложения остаточная стоимость с учетом индекса - дефлятора составила 319 млн руб. (260 млн руб. х 113,3 % х 108,3 %) и превысила рыночную цену на 39 млн руб. (280 млн руб.  -  319 млн руб.). В этом случае прибыли от указанной операции для целей налогообложения нет, следовательно, валовая прибыль должна быть уменьшена на 20 млн руб., то есть на всю сумму фактически полученной прибыли от реализации этого оборудования.
           
          В случае превышения первоначальной или остаточной стоимости, скорректированной на индекс инфляции, над продажной ценой, отрицательный результат не должен увеличивать налогооблагаемую прибыль.
           

          Валовая прибыль предприятия исходя из нового законодательства не должна уменьшаться с 21 января 1997 года на сумму отчислений в резервный и другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые акционерными обществами и предприятиями с иностранными инвестициями.
           
          При этом сохранен порядок определения налогооблагаемой базы банков с учетом уменьшения валовой прибыли на сумму отчислений на формирование резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам.
           
          В изменениях к инструкции учтены разъяснения Минфина России и Госналогслужбы России, доведенные письмом от 28.11.95 г. № 125; НП - 6 - 01/618 "О невключении в налогооблагаемую базу стоимости акций, полученных акционерами - юридическими лицами в результате переоценки основных фондов" (зарегистрированное в Минюсте России 25.12.95 г., регистрационный номер 999), в связи с чем это письмо отменено.
           
          Суть налоговой нормы состоит в том, что при увеличении уставного капитала в связи с переоценкой основных фондов акционерного общества, произведенной на основании постановления Правительства Российской Федерации, стоимость дополнительно полученных акционерами - юридическими лицами акций по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им ранее акций, либо разница между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных акций, без изменения доли (удельного веса) акционеров в уставном капитале акционерного общества, не подлежит включению в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль акционера.
           
          Уточнена редакция положения инструкции о порядке исчисления прибыли, полученной от совместной деятельности без создания юридического лица, подлежащей распределению между участниками этой деятельности для целей налогообложения.
           
          Предприятие, осуществляющее учет результатов совместной деятельности, ежеквартально нарастающим итогом с начала года должно сообщать каждому участнику совместной деятельности и налоговому органу по месту их нахождения долю прибыли, определенную исходя из прибыли по данным бухгалтерского учета, скорректированной с учетом метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), применяемого для целей налогообложения, норм Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552, с учетом изменений и дополнений, и ее уменьшение (увеличение) в соответствии с п. 2.4, 2.5 и 2.6 инструкции.
           
          Отменена льготная ставка в размере 8 % по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, действовавшая для банков и страховщиков, у которых соблюдался установленный удельный вес соответственно выданных кредитов и полученных страховых взносов в общей сумме кредитов и страховых взносов, по крестьянским (фермерским) хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, производящим или перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также по малым предприятиям определенных видов деятельности.
           

          Уточнены положения инструкции по отдельным льготам по налогу на прибыль.
           
          Согласно принятому налоговому законодательству изменилась льгота, связанная с направлением средств на финансирование капитальных вложений.
           
          При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должна уменьшаться на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам, только предприятиями отраслей сферы материального производства.
           
          В то же время льготой по затратам на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам, могут воспользоваться предприятия всех без исключения отраслей народного хозяйства.
           
          При этом сохранено правило, что эти льготы предоставляются предприятиям при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
           
          При отнесении предприятий к отраслям сферы материального производства необходимо руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), согласно которому к сфере материального производства относятся следующие отрасли народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля и общественное питание, материально - техническое снабжение и сбыт, заготовки, информационно - вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы, прочие виды деятельности сферы материального производства (редакции и издательства, заготконторы по сбору металлолома и утиля, вневедомственная охрана, конторы по сбору пищевых отходов, хозяйственное управление прочими видами деятельности сферы материального производства).
           
          Если на предприятии, в учреждении, организации имеются подсобно - вспомогательные производства и подразделения, осуществляющие различные по своему характеру функции, и если они имеют самостоятельную систему учета и выделены в отдельные учетные единицы (например, жилищно - коммунальные, медицинские, культурно - бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и др.), то такие производства и подразделения относятся к тем отраслям народного хозяйства, которые соответствуют характеру их деятельности.
           

          Указанным классификатором следует также руководствоваться, когда возникают другие вопросы при отнесении предприятий к отраслям сферы материального производства.
           
          Льгота может быть применена всеми предприятиями, бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющими виды деятельности, которые относятся к сфере материального производства согласно этому классификатору, и направившими прибыль на финансирование капитальных вложений производственного назначения в эту сферу деятельности.
           
          Согласно Федеральному закону от 14.12.96 г. № 151 - ФЗ с 1 января 1997 года не применяется ограничение в предоставлении льготы предприятиям, осуществляющим за счет собственной прибыли затраты на развитие социальной и коммунально - бытовой сферы для содержания спецконтингента, питание и вещевое довольствие спецконтингента, развитие социальной сферы личного состава уголовно - исполнительной системы, обеспечение предусмотренных действующим законодательством гарантий и компенсаций персоналу уголовно - исполнительной системы, развитие производственной базы предприятий уголовно - исполнительной системы, укрепление базы производства сельскохозяйственной продукции для спецконтингента и личного состава. До 1997 года эта льгота входила в состав льгот, которые не должны были уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %.
           
          Начиная с итогов за 1997 год будет по - новому определяться убыток предприятия, на покрытие которого направляется прибыль в течение пяти лет. Согласно новой редакции закона при определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные предприятием за год убытки только от реализации продукции (работ, услуг). В этом порядке определяется убыток, понесенный начиная с 21 января 1997 года. В то же время в налоговом расчете не должны учитываться убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, убытки, понесенные до 1 января 1996 года в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, а также убытки, возникшие от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством Российской Федерации по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), которые учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли.
           
          При применении указанной льготы следует иметь в виду, что согласно законодательству освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством).
           

          В случае, если предприятие в отдельные годы из пяти лет, в течение которых должен покрываться убыток, получило снова убыток, то доля убытка, приходящаяся покрытию в эти годы (ежегодно по одной пятой части убытка, подлежащего покрытию в течение пяти лет), не принимается к покрытию в последующие годы.
           
          Например, предприятием за 1992 год получен убыток 3000 тыс. руб. и за 1993 год  -  10 000 тыс .руб.
           
          Поскольку предприятие начало получать прибыль с 1994 года, на покрытие убытка прибыль должна направляться ежегодно начиная с 1994 года по 2600 тыс. руб. При соблюдении всех условий, от налогообложения освобождается прибыль в 1994 - 1997 годах ежегодно по 2600 тыс. руб. (600 тыс. руб. + 2000 тыс. руб.), а в 1998 году  -  2000 тыс. руб. Доля убытка, полученного в 1992 году, не может быть покрыта в 1993 году по причине получения в этом году убытка и не может быть перенесена на последующие годы.
           
          В инструкцию внесены также поправки в связи с новой законодательной нормой в части определения прибыли, выводимой из под налогообложения у религиозных объединений, их предприятий и организаций, а также общественных организаций инвалидов и их предприятий.
           
          По новому законодательству с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации перечень предприятий религиозных объединений, имеющих право на льготу, пополнился хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных объединений. По религиозным объединениям, предприятиям, находящимся в их собственности, не подлежит как и прежде налогообложению прибыль от культовой деятельности, производства и реализации предметов культа и предметов религиозного назначения, а также иная прибыль, если она направлялась на осуществление религиозной деятельности этих объединений. В то же время в связи с принятым законом не вся иная прибыль не облагается налогом. В частности, льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья и других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных объединений.
           
          Несколько ограничено применение льготы для общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов. До вступления в силу нового законодательства не подлежала налогообложению вся полученная ими прибыль. Теперь льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья и других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
           

          Перечень не подлежащих освобождению от налогообложения товаров, прибыль от производства и реализации которых получена общественными организациями инвалидов или религиозными объединениями, а также предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в их собственности, и хозяйственными обществами, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов или религиозных объединений, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.97 № 579. К таким товарам относятся шины для автомобилей, охотничьи ружья, яхты, катера (кроме специального назначения), продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов), драгоценные камни и драгоценные металлы, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента), высококачественные изделия из хрусталя и фарфора, икра осетровых и лососевых рыб, готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.
           
          При этом по религиозным объединениям и их предприятиям и организациям, а также общественным организациям инвалидов и их предприятиям и организациям льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации продукции и товаров как собственного производства, так и приобретенных.
           
          Принята новая льгота для товариществ собственников жилья, жилищно - строительных, жилищных потребительских кооперативов, направляющих собственные средства на обслуживание и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов в целях управления и эксплуатации которых эти организации были созданы.
           
          Начиная с 1 января 1996 года при налогообложении применяются новые критерии отнесения предприятий к малым предприятиям, установленные Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88 - ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
           
          Под субъектами малого предпринимательства теперь понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых:
           
           -  доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %;
           

           -  доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %;
           
           -  средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
           
          в промышленности, в строительстве и на транспорте  - 100 человек;
           
          в сельском хозяйстве и в научно - технической сфере  -  60 человек; в оптовой торговле  -  50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения  -  30 человек;
           
          в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности  -  50 человек.
           
          Для устранения возникающих вопросов, связанных с отнесением предприятий к малым предприятиям и предоставлением льгот, в инструкцию внесены дополнительные разъяснения.
           
          Включено положение о том, что при определении доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, следует иметь в виду, что к малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по российскому законодательству.
           
          Например, доли в уставном капитале предприятия распределены следующим образом:
           
          1) иностранный инвестор  -  45 %;
           
          2) российский учредитель (малое предприятие)  -  55 %.
           
          Численность работников предприятия соответствует требуемой численности для малого предприятия.
           
          В рассматриваемом примере доля иностранного инвестора в уставном капитале превышает 25 %. В связи с этим предприятие не может быть отнесено к субъекту малого предпринимательства и на него не могут распространяться льготы, предусмотренные для таких предприятий.
           
          Следует обратить внимание на то, что порядок регистрации малого предприятия не является критерием отнесения предприятий к малым, поэтому для снятия возникающих вопросов из инструкции исключены положения, относящиеся к их регистрации.
           
          Кроме того, определено, что критерии отнесения предприятий к малым предприятиям определяются исходя из фактических показателей за соответствующие отчетные периоды нарастающим итогом с начала года.
           
          Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско - правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
           

          Поскольку необходимым условием отнесения предприятий к малым предприятиям является соблюдение критериев в целом юридическим лицом, для предоставления льгот по налогу на прибыль филиалам и другим обособленным подразделениям субъектов малого предпринимательства, являющихся самостоятельными налогоплательщиками, в инструкцию введены пояснения об условиях и порядке предоставления им льгот. Для этого необходимо, чтобы головное предприятие сообщало указанным подразделениям ежеквартально нарастающим итогом с начала года заверенные налоговыми органами по месту своего нахождения сведения, подтверждающие право на получение льгот. Филиалы и другие обособленные подразделения субъектов малого предпринимательства представляют эти сведения в налоговую инспекцию одновременно с налоговыми расчетами.
           
          Малые предприятия, соответствующие указанным выше критериям, могут получить льготу в том случае, если они осуществляют виды деятельности, установленные Законом о налоге на прибыль, и соблюдают другие условия для получения льгот, по которым уточнения и изменения не вносились.
           
          В инструкцию внесены поправки на основании изменения статьи Закона, регулирующей налогообложение отдельных видов доходов предприятий.
           
          Сохранен ранее действовавший порядок налогообложения доходов в виде дивидендов, которые получены по акциям, принадлежащим предприятию - акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия - эмитента, то есть они должны облагаться налогом по ставке 15% у источника выплаты этих доходов.
           
          Доходы по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

          По официальным сообщениям Госкомстата России, опубликованным в "Российской газете", величина индекса - дефлятора в 1996 году составила соответственно в первом квартале 113,3 %, во втором  -  108,3, в третьем  -  105,2, в четвертом  -  103,5 %. В первом квартале 1997 года индекс - дефлятор был равным 101,6 %.
           
          Начиная с 1 января 1996 года для целей налогообложения учитывается не фактически полученная прибыль от реализации основных фондов и иного имущества, а прибыль в уменьшенном размере, определенная расчетным путем в результате увеличения соответственно остаточной или первоначальной стоимости на индекс - дефлятор. При этом индекс - дефлятор применяется к остаточной стоимости имущества согласно данным бухгалтерского учета по состоянию на дату их реализации. Если продажная цена ниже остаточной или первоначальной стоимости или находится на их уровне, то индекс - дефлятор не применяется.
           

          Рассмотрим на примере порядок определения налогооблагаемой прибыли. Предприятие в феврале 1996 года реализовало имевшееся на начало года оборудование по рыночной цене 300 млн руб. при его остаточной стоимости по состоянию на момент реализации, равной 250 млн руб., получив при этом прибыль 50 млн руб. Для целей налогообложения остаточная стоимость с учетом индекса - дефлятора составила 283 млн руб. (250 млн руб. х 113,3 %) а налогооблагаемая прибыль  -  17 млн руб. (300 млн руб.  -   283 млн руб.).
           
          Исходя из этого валовая прибыль, отражаемая по первой строке Расчета налога от фактической прибыли за отчетные периоды 1996 года должна быть уменьшена на 33 млн руб. (50 млн руб.  -  17 млн руб.).
           
          В случае, если предприятие реализовало во втором квартале 1996 года оборудование, поступившее на предприятие в первом квартале этого года, то применяется индекс - дефлятор только второго квартала, то есть при применении индекса - дефлятора необходимо учитывать время поступления этого оборудования.
           
          Предприятие реализовало имевшееся на начало года оборудование в мае по рыночной цене 280 млн руб. при остаточной стоимости по состоянию на дату реализации 260 млн руб., получив при этом фактическую прибыль 20 млн руб. Для целей налогообложения остаточная стоимость с учетом индекса - дефлятора составила 319 млн руб. (260 млн руб. х 113,3 % х 108,3 %) и превысила рыночную цену на 39 млн руб. (280 млн руб.  -  319 млн руб.). В этом случае прибыли от указанной операции для целей налогообложения нет, следовательно, валовая прибыль должна быть уменьшена на 20 млн руб., то есть на всю сумму фактически полученной прибыли от реализации этого оборудования.
           
          В случае превышения первоначальной или остаточной стоимости, скорректированной на индекс инфляции, над продажной ценой, отрицательный результат не должен увеличивать налогооблагаемую прибыль.
           
          Валовая прибыль предприятия исходя из нового законодательства не должна уменьшаться с 21 января 1997 года на сумму отчислений в резервный и другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые акционерными обществами и предприятиями с иностранными инвестициями.
           
          При этом сохранен порядок определения налогооблагаемой базы банков с учетом уменьшения валовой прибыли на сумму отчислений на формирование резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам.
           

          В изменениях к инструкции учтены разъяснения Минфина России и Госналогслужбы России, доведенные письмом от 28.11.95 г. № 125; НП - 6 - 01/618 "О невключении в налогооблагаемую базу стоимости акций, полученных акционерами - юридическими лицами в результате переоценки основных фондов" (зарегистрированное в Минюсте России 25.12.95 г., регистрационный номер 999), в связи с чем это письмо отменено.
           
          Суть налоговой нормы состоит в том, что при увеличении уставного капитала в связи с переоценкой основных фондов акционерного общества, произведенной на основании постановления Правительства Российской Федерации, стоимость дополнительно полученных акционерами - юридическими лицами акций по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им ранее акций, либо разница между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных акций, без изменения доли (удельного веса) акционеров в уставном капитале акционерного общества, не подлежит включению в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль акционера.
           
          Уточнена редакция положения инструкции о порядке исчисления прибыли, полученной от совместной деятельности без создания юридического лица, подлежащей распределению между участниками этой деятельности для целей налогообложения.
           
          Предприятие, осуществляющее учет результатов совместной деятельности, ежеквартально нарастающим итогом с начала года должно сообщать каждому участнику совместной деятельности и налоговому органу по месту их нахождения долю прибыли, определенную исходя из прибыли по данным бухгалтерского учета, скорректированной с учетом метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), применяемого для целей налогообложения, норм Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552, с учетом изменений и дополнений, и ее уменьшение (увеличение) в соответствии с п. 2.4, 2.5 и 2.6 инструкции.
           
          Отменена льготная ставка в размере 8 % по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, действовавшая для банков и страховщиков, у которых соблюдался установленный удельный вес соответственно выданных кредитов и полученных страховых взносов в общей сумме кредитов и страховых взносов, по крестьянским (фермерским) хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, производящим или перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также по малым предприятиям определенных видов деятельности.
           
          Уточнены положения инструкции по отдельным льготам по налогу на прибыль.
           

          Согласно принятому налоговому законодательству изменилась льгота, связанная с направлением средств на финансирование капитальных вложений.
           
          При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должна уменьшаться на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам, только предприятиями отраслей сферы материального производства.
           
          В то же время льготой по затратам на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам, могут воспользоваться предприятия всех без исключения отраслей народного хозяйства.
           
          При этом сохранено правило, что эти льготы предоставляются предприятиям при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
           
          При отнесении предприятий к отраслям сферы материального производства необходимо руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), согласно которому к сфере материального производства относятся следующие отрасли народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля и общественное питание, материально - техническое снабжение и сбыт, заготовки, информационно - вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы, прочие виды деятельности сферы материального производства (редакции и издательства, заготконторы по сбору металлолома и утиля, вневедомственная охрана, конторы по сбору пищевых отходов, хозяйственное управление прочими видами деятельности сферы материального производства).
           
          Если на предприятии, в учреждении, организации имеются подсобно - вспомогательные производства и подразделения, осуществляющие различные по своему характеру функции, и если они имеют самостоятельную систему учета и выделены в отдельные учетные единицы (например, жилищно - коммунальные, медицинские, культурно - бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и др.), то такие производства и подразделения относятся к тем отраслям народного хозяйства, которые соответствуют характеру их деятельности.
           

          Указанным классификатором следует также руководствоваться, когда возникают другие вопросы при отнесении предприятий к отраслям сферы материального производства.
           
          Льгота может быть применена всеми предприятиями, бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющими виды деятельности, которые относятся к сфере материального производства согласно этому классификатору, и направившими прибыль на финансирование капитальных вложений производственного назначения в эту сферу деятельности.
           
          Согласно Федеральному закону от 14.12.96 г. № 151 - ФЗ с 1 января 1997 года не применяется ограничение в предоставлении льготы предприятиям, осуществляющим за счет собственной прибыли затраты на развитие социальной и коммунально - бытовой сферы для содержания спецконтингента, питание и вещевое довольствие спецконтингента, развитие социальной сферы личного состава уголовно - исполнительной системы, обеспечение предусмотренных действующим законодательством гарантий и компенсаций персоналу уголовно - исполнительной системы, развитие производственной базы предприятий уголовно - исполнительной системы, укрепление базы производства сельскохозяйственной продукции для спецконтингента и личного состава. До 1997 года эта льгота входила в состав льгот, которые не должны были уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %.
           
          Начиная с итогов за 1997 год будет по - новому определяться убыток предприятия, на покрытие которого направляется прибыль в течение пяти лет. Согласно новой редакции закона при определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные предприятием за год убытки только от реализации продукции (работ, услуг). В этом порядке определяется убыток, понесенный начиная с 21 января 1997 года. В то же время в налоговом расчете не должны учитываться убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, убытки, понесенные до 1 января 1996 года в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, а также убытки, возникшие от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством Российской Федерации по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), которые учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли.
           
          При применении указанной льготы следует иметь в виду, что согласно законодательству освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством).
           

          В случае, если предприятие в отдельные годы из пяти лет, в течение которых должен покрываться убыток, получило снова убыток, то доля убытка, приходящаяся покрытию в эти годы (ежегодно по одной пятой части убытка, подлежащего покрытию в течение пяти лет), не принимается к покрытию в последующие годы.
           
          Например, предприятием за 1992 год получен убыток 3000 тыс. руб. и за 1993 год  -  10 000 тыс .руб.
           
          Поскольку предприятие начало получать прибыль с 1994 года, на покрытие убытка прибыль должна направляться ежегодно начиная с 1994 года по 2600 тыс. руб. При соблюдении всех условий, от налогообложения освобождается прибыль в 1994 - 1997 годах ежегодно по 2600 тыс. руб. (600 тыс. руб. + 2000 тыс. руб.), а в 1998 году  -  2000 тыс. руб. Доля убытка, полученного в 1992 году, не может быть покрыта в 1993 году по причине получения в этом году убытка и не может быть перенесена на последующие годы.
           
          В инструкцию внесены также поправки в связи с новой законодательной нормой в части определения прибыли, выводимой из под налогообложения у религиозных объединений, их предприятий и организаций, а также общественных организаций инвалидов и их предприятий.
           
          По новому законодательству с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации перечень предприятий религиозных объединений, имеющих право на льготу, пополнился хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных объединений. По религиозным объединениям, предприятиям, находящимся в их собственности, не подлежит как и прежде налогообложению прибыль от культовой деятельности, производства и реализации предметов культа и предметов религиозного назначения, а также иная прибыль, если она направлялась на осуществление религиозной деятельности этих объединений. В то же время в связи с принятым законом не вся иная прибыль не облагается налогом. В частности, льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья и других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных объединений.
           
          Несколько ограничено применение льготы для общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов. До вступления в силу нового законодательства не подлежала налогообложению вся полученная ими прибыль. Теперь льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья и других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
           

          Перечень не подлежащих освобождению от налогообложения товаров, прибыль от производства и реализации которых получена общественными организациями инвалидов или религиозными объединениями, а также предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в их собственности, и хозяйственными обществами, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов или религиозных объединений, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.97 № 579. К таким товарам относятся шины для автомобилей, охотничьи ружья, яхты, катера (кроме специального назначения), продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов), драгоценные камни и драгоценные металлы, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента), высококачественные изделия из хрусталя и фарфора, икра осетровых и лососевых рыб, готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.
           
          При этом по религиозным объединениям и их предприятиям и организациям, а также общественным организациям инвалидов и их предприятиям и организациям льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации продукции и товаров как собственного производства, так и приобретенных.
           
          Принята новая льгота для товариществ собственников жилья, жилищно - строительных, жилищных потребительских кооперативов, направляющих собственные средства на обслуживание и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов в целях управления и эксплуатации которых эти организации были созданы.
           
          Начиная с 1 января 1996 года при налогообложении применяются новые критерии отнесения предприятий к малым предприятиям, установленные Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88 - ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
           
          Под субъектами малого предпринимательства теперь понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых:
           
           -  доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаци