Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогах в дорожные фонды

                    

О налогах в дорожные фонды

           
           С.С. Штарев,
государственный советник налоговой службы I ранга           

Л.В. Милославская,
советник налоговой службы I ранга           

Т.И. Постникова,
советник налоговой службы I ранга
                
          От уровня развития автомобильных дорог зависят основные экономические показатели  -  валовой внутренний продукт, уровень цен, доходы бюджета, уровень занятости населения и т.д.
           
          Протяженность автомобильных дорог в России в 5 - 30 раз меньше, чем в развитых зарубежных странах. По обеспеченности автомобильными дорогами Российская Федерация находится на предпоследнем месте среди бывших республик СССР. Средняя скорость движения на российских автомагистралях вдвое ниже, чем на аналогичных зарубежных дорогах, что приводит к значительным экономическим потерям.
           
          Затратный механизм и достаточно скрытый механизм образования убытков, действовавший долгое время в России, не позволяли ощутить все масштабы упущенной выгоды и экономического ущерба из - за бездорожья и плохого состояния автомобильных дорог, что выражалось в значительном перерасходе топлива (по сравнению с развитыми зарубежными странами в России расходуется горючего в 1,5 раза больше), многочисленных дорожно - транспортных происшествиях с человеческими жертвами (ежегодно из - за плохого состояния автомобильных дорог погибает 2,2 тыс. человек, а получают ранение 9,5 тыс. человек), потерях грузов (экономические расчеты показывают, что 1 рубль, затраченный на ремонт дорог, приносит пользователю автомобильных дорог 3 рубля чистой прибыли).
           
          Плохие дороги становятся причиной негативных социальных явлений: повышенной смертности населения из - за несвоевременного оказания медицинской помощи, сдерживания развития культуры и образования в труднодоступных районах, сокращения свободного времени за счет увеличения времени пребывания в пути к месту работы, отдыха, торговым центрам.
           
          Из - за трудности доставки товаров снижается их качество и увеличивается стоимость. Отсутствие автомобильных дорог ведет к снижению подвижности населения, увеличению безработицы, уменьшению доходов работников, занятых в сельском хозяйстве, и продуктивности сельскохозяйственного производства.
           
          Таким образом, валовой внутренний продукт в стране находится, по оценкам специалистов, в прямой зависимости от плотности автомобильной дорожной сети.
           

          С целью создания условий для скорейшего развития экономики и национальных ресурсов страны, стабилизации социально - экономической ситуации и повышения деловой активности населения путем удовлетворения спроса и доступности в автомобильных перевозках в Российской Федерации была принята президентская программа "Дороги России".
           
          Финансирование развития и содержания автомобильных дорог общего пользования осуществляется за счет налогов, формирующих дорожные фонды, порядок исчисления и уплаты которых регламентируется Законом Российской Федерации от 18.10.91 г. № 1759 - 1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) и инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.95 № 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с изменениями и дополнениями), которая согласована с Минфином России.
           
          Непременным условием реализации программы "Дороги России" является сохранение автономии и целевого использования дорожных фондов, а также дальнейшее совершенствование источников финансирования, определенных Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", где налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, представлены в двух уровнях: налоги, формирующие Федеральный дорожный фонд, и налоги, образующие территориальные дорожные фонды.
           
          В соответствии с законодательством России порядок образования и использования Федерального дорожного фонда регламентируется законодательным органом Российской Федерации, а территориальных дорожных фондов  -  законодательными органами субъектов Российской Федерации.
           
          В 1995 году Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1995 год" Федеральный дорожный фонд консолидирован в федеральный бюджет. Законами о федеральном бюджете на 1996 и 1997 годы эта норма была пролонгирована.
           
          Бюджет Федерального дорожного фонда ежегодно утверждается Государственной Думой Российской Федерации в составе федерального бюджета на соответствующий год.
           
          В Федеральном законе Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1997 год" установлена новая норма в отношении объектов налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог, а именно:
           

          ст. 54 этого Закона в целях реализации президентской программы "Дороги России" предусмотрено, что в 1997 году впредь до внесения соответствующих изменений в Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере:
           
           -  2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);
           
           -  2,5% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.
           
          Налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности, а полученные средства зачисляются в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации по ставке 1,25% и в территориальные дорожные фонды по ставке 1,25 %. При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога.
           
          Ст. 97 вышеназванного Закона предложено Президенту Российской Федерации и поручено Правительству Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом в двухмесячный срок со дня его официального опубликования. Федеральный закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1997 год" опубликован 4 марта 1997 года в "Российской газете".
           
          В связи с этим Правительство Российской Федерации поручило Госналогслужбе России, Минфину России и Минюсту России привести в соответствие с вышеназванным Законом инструкцию Госналогслужбы России от 15.05.95 г. "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
           
          Госналогслужбой России по согласованию с Минюстом России были разработаны Изменения и дополнения № 6 указанной инструкции, которые зарегистрированы в Минюсте России 07.04.97 г., регистрационный номер 1286.
           
          На внесение изменений и дополнений в инструкцию повлияли также отмена специального налога с предприятий, учреждений и организаций для финансирования поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей, введение Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и отдельных норм, изложенных в Указе Президента Российской Федерации "О Федеральном дорожном фонде Российской Федерации".
           
          Уточнение порядка применения Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" в связи с поступающими запросами о порядке налогообложения отдельных категорий плательщиков также нашло свое отражение в Изменениях и дополнениях № 6.
           

          В Законе, кроме основных налогов, установлены другие источники финансирования дорожных работ. Однако перечень конкретных источников должен быть определен в порядках образования и использования дорожных фондов, утвержденных соответствующими законодательными органами.
           

Налог на реализацию горюче - смазочных материалов

           
          Налог на реализацию горюче - смазочных материалов  -  один из основных налогов, формирующих Федеральный дорожный фонд. Удельный вес его поступлений в общем объеме поступлений в дорожные фонды составляет около 40 %.
           
          Плательщиками данного налога являются юридические лица и предприниматели, реализующие автомобильный бензин, дизельное топливо, масла, сжатый и сжиженный газ, используемый в качестве моторного топлива.
           
          Плательщики разделяются на две категории: производители горюче - смазочных материалов (продавцы) и хозяйствующие субъекты, осуществляющие их перепродажу (перепродавцы).
           
          Соответственно, объектом обложения налогом на реализацию горюче - смазочных материалов для продавцов является оборот по реализации горюче - смазочных материалов исходя из фактических цен реализации (включая акциз) без налога на добавленную стоимость, а для перепродавцов  -  сумма разницы между выручкой от реализации горюче - смазочных материалов (без налога на добавленную стоимость) и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость). Ставка налога  -  25 %.
           
          Для юридических лиц и предпринимателей, реализующих горюче - смазочные материалы за пределы государств - участников СНГ по ценам, приближенным к мировым, эти обороты исключаются из налогооблагаемой базы.
           
          Указанная льгота предоставляется, если эта категория плательщиков представляет в налоговые органы следующие документы:
           
           -  контракт, заключенный между российским и иностранным лицом на поставку горюче - смазочных материалов;
           
           -  выписку банка, подтверждающую, что за продукцию, отгруженную иностранному лицу, на счет российского налогоплательщика поступила выручка от реализации горюче - смазочных материалов;
           
           -  грузовую таможенную декларацию с отметкой российского таможенного органа, осуществившего выпуск горюче - смазочных материалов в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который горюче - смазочные материалы были вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации.
           
          В случаях вывоза горюче - смазочных материалов трубопроводным транспортом, представляется полная грузовая таможенная декларация с отметкой российского таможенного органа.
           

          При вывозе горюче - смазочных материалов судами через морские порты необходимо представить копию поручения на отгрузку экспортных горюче - смазочных материалов с указанием порта разгрузки с отметкой пограничной таможни Российской Федерации и копию коносамента (документ, содержащий условия договора морской перевозки груза и являющийся товарораспорядительным документом, предоставляющим его держателю право распоряжения грузом), в котором должен быть указан порт разгрузки, находящийся за пределами территорий государств - участников СНГ.
           
          При вывозе горюче - смазочных материалов с таможенной территории Российской Федерации воздушным транспортом необходимо представить копию международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами стран СНГ.
           
          Для подтверждения факта экспорта горюче - смазочных материалов за пределы стран СНГ железнодорожным транспортом следует представить копию грузовой таможенной декларации, оформленной на экспортируемые из России горюче - смазочные материалы, перемещаемые через таможенные границы стран СНГ в соответствии с таможенным режимом транзита, с отметкой пограничного таможенного органа государства - участника СНГ.
     
               В соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" юридические лица и индивидуальные предприниматели также не являются плательщиками налога на реализацию горюче - смазочных материалов.
           
          Следует отметить, что горюче - смазочные материалы, реализованные в рамках совместной деятельности, облагаются налогом на реализацию горюче - смазочных материалов на основании отдельного баланса участника совместной деятельности, которому поручено ведение общих дел в соответствии с договором.
           
          В случае реализации горюче - смазочных материалов по ценам не выше фактической себестоимости для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, которая сложилась на момент продажи, но не ниже фактической себестоимости.
           
          Если в течение 30 дней до реализации горюче - смазочных материалов по ценам, не превышающим фактическую себестоимость, организация продала аналогичную продукцию по ценам выше фактической себестоимости, то по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисленные из максимальных цен реализации этих горюче - смазочных материалов.
           

          Организации и предприниматели, приобретающие горюче - смазочные материалы для их доработки с целью улучшения качества и дальнейшей перепродажи, уплачивают налог на реализацию горюче - смазочных материалов от суммы разницы между выручкой от реализации горюче - смазочных материалов исходя из фактических цен реализации, но не ниже фактической себестоимости (без налога на добавленную стоимость), и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость).
           
          В указанную разницу включаются затраты, связанные с улучшением качества ГСМ, издержки обращения, включая расходы по транспортировке, хранению, реализации, коммерческие расходы, акциз и прибыль перепродавца горюче - смазочных материалов.
           
          Необходимо также отметить, что реализация горюче - смазочных материалов в рамках договора комиссии, поручения, агентского договора облагается налогом на реализацию горюче - смазочных материалов у продавцов этих материалов от фактической суммы реализации ГСМ, по которой комиссионером, поверенным, агентом была произведена реализация горюче - смазочных материалов, а у перепродавцов  -  от суммы разницы между всей фактической суммой реализации комиссионером, поверенным, агентом и стоимостью их приобретения.
           
          Формирование цены на горюче - смазочные материалы зависит от принятой плательщиком учетной политики.
           
          Если устанавливается цена на горюче - смазочные материалы на условиях их доставки до пункта назначения за счет поставщика, то расходы по таре и доставке подлежат включению в состав коммерческих расходов или издержек обращения организаций (предпринимателей) - поставщиков и учитывается в составе отпускной цены и выручки от реализации горюче - смазочных материалов. Аналогично учитываются при установлении отпускной цены расходы по таре и доставке горюче - смазочных материалов до пункта отправления за счет поставщика.
           
          При установлении отпускной цены на условиях доставки горюче - смазочных материалов за счет поставщика до пункта отправления расходы по таре и доставке горюче - смазочных материалов от пункта отправления до пункта назначения, возмещаемые покупателями сверх отпускной цены, у поставщика в выручку от реализации горюче - смазочных материалов не включаются и налогом на реализацию горюче - смазочных материалов не облагаются.
           
          Обращаем внимание плательщика на то, что изменился порядок уплаты налога на реализацию горюче - смазочных материалов.
           

          Плательщиком не производятся декадные платежи.
           
          Налог уплачивается ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации горюче - смазочных материалов за истекший календарный месяц в срок не позднее 20 - го числа следующего месяца организациями со среднемесячными платежами налога от 3 млн руб. и ежеквартально исходя из фактических оборотов по реализации горюче - смазочных материалов за истекший квартал в срок не позднее 20 - го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, организациями со среднемесячными платежами до 3 млн руб. и малыми предприятиями, а также предпринимателями, не перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
           
          Отмечается также, что предпринимателями сумма платежей по налогу на реализацию горюче - смазочных материалов включается в состав расходов декларации о доходах.
     

Налог на пользователей автомобильных дорог

           
          Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являются все юридические лица, включая созданные на территории Российской Федерации организации с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
           
          В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год" с марта месяца текущего года изменились ставка налога на пользователей автомобильных дорог и объект обложения этим налогом.
           
          На всей территории Российской Федерации установлена единая ставка налога в размере 2,5 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.
           
          При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут повышать (понижать) ставку налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога, то есть от 2,5 %.
           
          Установлены аналогичные с налогом на реализацию горюче - смазочных материалов условия обложения налогом на пользователей автомобильных дорог  -  плательщиков, осуществляющих реализацию и обмен товаров, продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости.
           
          Также при установлении цены реализации товаров, продукции (работ, услуг) для целей обложения налогом на пользователей автомобильных дорог применяются аналогичные с налогом на реализацию горюче - смазочных материалов условия.
           
          Для определения налогооблагаемой базы из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключаются налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на реализацию горюче - смазочных материалов, экспортные пошлины, лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, суммы установленных процентных надбавок к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры. При этом по заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности исключается налог на добавленную стоимость и налог на реализацию горюче - смазочных материалов, исчисленных от разницы между продажной и покупной ценами реализованных товаров.
           
          Необходимо обратить внимание на то, что авансовые платежи по налогу отменяются, а устанавливается налог, который уплачивается не позднее 15 числа следующего месяца, исходя из оборота за прошедший месяц по реализации продукции (работ, услуг) и продаже товаров. При этом плательщики налога со среднемесячными платежами не более 2 млн руб. и субъекты малого предпринимательства (юридические лица), не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплату налога производят один раз в квартал по квартальным расчетам.
           

          При исчислении налога на пользователей автомобильных дорог необходимо учитывать особенности отдельных категорий плательщиков, а именно:
           
           -  бюджетные и некоммерческие организации, реализующие продукцию (работы, услуги) и осуществляющие продажу товаров, уплачивают налог от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности;
           
           -  объектом обложения налогом у ломбардов является сумма, полученная от проведения оценки и хранения имущества, принятого в залог, процентов, полученных от предоставления краткосрочных кредитов, обеспеченных залогом движимого имущества граждан, предназначенного для личного потребления;
           
           -  в случае, если организация сдает в аренду имущество, кроме имущества, находящегося в государственной собственности, то арендная плата, полученная от реализации таких услуг, облагается налогом;
           
           -  организации трубопроводного транспорта уплачивают налог от суммы разницы между продажной и покупной ценами газа;
           
           -  при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог по банкам и другим кредитным учреждениям из суммы доходов этих организаций, определенных первым разделом Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, исключаются следующие доходы:
           
          разница между ценой реализации и ценой приобретения ценных бумаг, принадлежащих банку (только в части государственных краткосрочных бескупонных облигаций);
           
          денежные и основные средства, материальные и нематериальные активы, безвозмездно передаваемые банку юридическими и физическими лицами;
           
          проценты и комиссионные сборы, полученные банком по операциям за прошлые годы, а также востребованные проценты и комиссионные сборы, излишне уплаченные банком клиентам в прошлые годы;
           
          излишки кассы банка;
           

          прочие доходы, включаемые банком в облагаемую прибыль в соответствии с законодательством, а также полученные в результате осуществления иной деятельности;
           
          суммы восстановленных резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг.
           
          Страховые организации уплачивают налог от суммы доходов, определенных разделами 1 и 2 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками.
           
          В рамках совместной деятельности по выручке, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров уплату налога на пользователей автомобильных дорог осуществляет на основании данных отдельного (обособленного) баланса тот участник совместной деятельности, которому поручено ведение общих дел участниками договора.
           
          Следует обратить внимание на особенности определения облагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами.
           
          В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 г. "О дорожных фондах в Российской Федерации", инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.95 г. "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", письмом Госкомимущества России и Минфина России от 25.05.93, 21.05.93 г. № ДВ - 2/3498, 62 "О порядке оценки чистых активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах" (зарегистрировано Минюстом России 01.06.93 г., регистрационный номер 267) и Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.93 г. № 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций" в налогооблагаемую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды в дополнение к общеустановленном порядку включают сумму разницы между выручкой от продажи ценных бумаг, с одной стороны, и их учетной стоимостью, процентами по проданным облигациям, начисленными с момента их последней выплаты, расходами по продаже в виде комиссионных, вознаграждений, с другой стороны.
           
          Поскольку по государственным краткосрочным бескупонным облигациям разница между ценой их реализации и ценой покупки приравнивается к проценту, то она исключается у профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционных фондов из выручки от реализации ценных бумаг и не участвует в формировании у данной категории плательщиков налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог.
           

          Внесены существенные уточнения в порядок предоставления льгот по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также налогам с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств, для колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, объединений, акционерных и других предприятий, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов.
           
          Определено, что для предоставления льготы по уплате вышеназванных налогов в текущем году удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции определяется по результатам работы за прошедший год.
           
          При этом, если на основании указанных расчетов хозяйствующий субъект получил льготу и не уплачивал налог в текущем году, но по результатам работы за этот год удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции составил менее 70 %, то внесение налоговых платежей за текущий год производится в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.
           
          Вместе с тем, если в течение прошедшего года налоги уплачивались, но по результатам работы за истекший год удельный вес доходов составил 70 и более процентов, то плательщику по его заявлению производится возврат уплаченных сумм налогов или их зачет в счет будущих платежей в установленном порядке.
           
          В соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222 - ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" субъекты малого предпринимательства (юридические лица), перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог. В связи с этим п. 23 инструкции дополнен подпунктом 23.7 соответствующего содержания.
           
          Внимание плательщиков обращается также на то, что согласно Изменениям и дополнениям № б инструкции и в соответствии с Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, независимо от процентного отношения объема выполненных работ по содержанию дорог (в денежном отношении) к расчетной сумме налога на пользователей автомобильных дорог, освобождаются от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
           
          При этом к вышеназванным организациям относятся организации, выполняющие работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования, перечень которых приведен в инструкции Минфина СССР и Госбанка СССР от 19.09.78 г. № 86, 34 "По классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования".
           

          Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. № 1428 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием Конституции Российской Федерации" внесены изменения в постановление Правительства РСФСР от 24.12.91 г. №61 "О классификации автомобильных дорог в РСФСР" в части определения автомобильных дорог общего пользования.
           
          Установлено, что к автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги, которые являются государственной собственностью Российской Федерации и подразделяются на: дороги общего пользования, являющиеся Федеральной собственностью,  -  федеральные дороги; дороги субъектов Российской Федерации, относящиеся соответственно к собственности субъектов Российской Федерации.
           
          Аналогичные изменения внесены в инструкцию.                   

Налог на приобретение автотранспортных средств

           
          Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являются юридические лица, а также предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли - продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал.
           
          По автотранспортным средствам, приобретенным в рамках совместной деятельности, уплату налога производит тот участник совместной деятельности, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участниками договора.
           
          Плательщикам налога необходимо иметь в виду, что если владелец автотранспортного средства в соответствии с действующим законодательством освобожден от уплаты налога, то в заявлении на регистрацию этого автотранспортного средства он должен указать, что по закону не является плательщиком налога на приобретение автотранспортных средств.
           
          Налог не уплачивается также в том случае, если регистрация и перерегистрация автотранспортных средств производятся при смене местонахождения плательщика, передаче автотранспортных средств от одного структурного подразделения другому внутри одной организации, при реорганизации, смене организационно - правовой формы организаций, в том числе при приватизации государственных и муниципальных предприятий (кроме продажи автотранспортных средств при ликвидации организаций, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством).
           
          Кроме того, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не уплачивают налог на приобретение автотранспортных средств.
           
          Объектом обложения налогом является продажная цена автомобиля (без налога на добавленную стоимость и акциза).
           
          Обращаем внимание на то, что при исчислении налога из продажной цены автомобиля акциз исключается только в случае приобретения автомобиля у организации, которая произвела и реализовала этот автомобиль.
           
          Данная норма согласуется с Законом Российской Федерации от 06.12.91 г. № 1993 - 1 "Об акцизах" (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с которым по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, плательщиками акцизов являются производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации, а также их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
           
          В связи с развитием лизинговой деятельности в Российской Федерации изменилось понятие лизинга.
           
          Это нашло свое отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации, согласно ст. 665 которого по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
           
          В ряде правительственных документов (постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.95 г. № 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" и утвержденное им Временное положение о лизинге, постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.96 г. № 752 "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации") также определено, что имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя.
           
          С учетом вышеизложенного, в инструкцию внесены изменения, согласно которым арендодатель (лизингодатель), приобретающий в собственность автотранспортные средства для осуществления лизинговой деятельности, является плательщиком налога на приобретение автотранспортных средств в установленном порядке.
           
          Арендатор (лизингополучатель) уплату налога производит в том случае, если выкупает полученные по договору лизинга автотранспортные средства.
           
          Днем приобретения автотранспортных средств как для юридических лиц, так и для предпринимателей является день приобретения автотранспортных средств по сделке купли - продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал.
           
          Следует обратить внимание на то, что изменен порядок определения налогооблагаемой базы при приобретении автотранспортных средств путем мены.
           
          С введением в действие Изменений и дополнений № 6 инструкции в случае приобретения автотранспортных средств путем мены на какой - либо товар (выполненные работы, услуги) для исчисления налога на приобретение автотранспортных средств принимаются продажные цены, но не ниже рыночных цен на автотранспортные средства таких или аналогичных марок, сложившихся на момент совершения сделок (в том числе на биржах).
           
          Налог на приобретение автотранспортных средств уплачивается по месту их регистрации или перерегистрации в течение 5 дней со дня приобретения автотранспортных средств.
           
          Регистрация или перерегистрация автотранспортных средств не производится без предъявления органу, осуществляющему регистрацию или перерегистрацию, квитанции или платежного поручения об уплате налога.
           
          В части выполнения налоговыми органами функций по контролю за правильностью и своевременностью внесения налогов в дорожные фонды определено, что уплата в дорожные фонды доначисленных сумм налогов, а также штрафных санкций и пени по результатам проверок производится в пятидневный срок со дня вручения руководителю организации решения по акту проверки.
           
          Плательщикам налогов в дорожные фонды необходимо обратить особое внимание на то, что изменились формы расчетов по налогам, которые представляются в налоговые инспекции.
           
          Из расчета по налогу на реализацию горюче - смазочных материалов в связи с изменением порядка уплаты этого налога исключены показатели декадных платежей.
           
          Дан более подробный расчет налога по организациям, осуществляющим перепродажу горюче - смазочных материалов с выделением отдельных строк по организациям (предпринимателям), реализующим горюче - смазочные материалы из емкостей нефтебазы, и организациям (предпринимателям), реализующим эти материалы через автозаправочные станции за наличный расчет.
           
          В целях проведения анализа потерь бюджета Федерального дорожного фонда Российской Федерации в результате действия льготы, установленной п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. № 1008 "О Федеральном дорожном фонде Российской Федерации", в форму расчета включен показатель оборотов по реализации горюче - смазочных материалов за пределы государств - участников СНГ по ценам, приближенным к мировым, которые не облагаются налогом на реализацию горюче - смазочных материалов.
           
          Кроме того, внесено уточнение о том, что расчетная ставка в размере 17,24 % для определения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Федерального дорожного фонда организациями (предпринимателями), реализующими горюче - смазочные материалы через автозаправочные станции за наличный расчет, применяется в условиях действия ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 20 %.
           
          Из расчета по налогу на пользователей автомобильных дорог также в связи с изменением порядка уплаты этого налога исключены авансовые платежи.
           
          В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год" и Изменениями и дополнениями № 6 инструкции в расчет включен новый объект обложения налогом и новая ставка:
           
          2,5 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, налога на реализацию горюче - смазочных материалов, акцизов, экспортных пошлин, надбавок к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры;
           
          2,5 % от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.
           
          Расчетом предусмотрено, что плательщик отдельно показывает сумму налога, подлежащую перечислению в Федеральный дорожный фонд, и сумму налога, зачисляемую в территориальный дорожный фонд.
           
          В расчете по налогу с владельцев транспортных средств в графе 3 указывается срок уплаты налога, который должен быть не позднее срока регистрации (перерегистрации) и проведения технического осмотра транспортного средства.
           
          В графе 8 сумма налоговых платежей должна показываться плательщиком в тысячах рублей.
           
          В расчете по налогу на приобретение автотранспортных средств также конкретизирован срок уплаты налога  -  в течение 5 дней со дня приобретения автотранспортного средства, что соответствует п. 55 инструкции и п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.94 № 938, согласно которому собственники автотранспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Госавтоинспекции или органах гостехнадзора в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных знаков.
           
          В графах 5 и 6 исключены формулы для расчета налога на добавленную стоимость и акциза при исчислении облагаемой базы по налогу. Это обусловлено следующим.
           
          П. 16 инструкции Госналогслужбы России oт 11.10.95 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено выделение отдельной строкой сумм налога на добавленную стоимость в первичных учетных документах (счетах, счетах - фактурах, накладных, счетах - фактурах по НДС, актах выполненных работ и др.).
           
          В связи с этим плательщик налога на добавленную стоимость должен производить оформление документов за реализованные товары, в том числе автотранспортные средства, соответствующим образом, то есть суммы налога на добавленную стоимость в обязательном порядке выделяются отдельной строкой во всех первичных учетных документах.
           
          Аналогичный порядок применяется по акцизам согласно п. 8 инструкции Госналогслужбы России от 22.07.96 г. "О порядке исчисления и уплаты акцизов" (с последующими изменениями и дополнениями).
           
          Сумма налога на приобретение автотранспортных средств указывается плательщиком в тысячах рублей, так же как и в расчетах по другим налогам, поступающим в дорожные фонды.
           
          В заключение хотелось бы отметить, что законодательство Российской Федерации по вопросам налогов, формирующих дорожные фонды, требует дальнейшего совершенствования.
           
          По нашему мнению, оно должно идти, прежде всего, в следующих направлениях:
           
           -  уточнение круга плательщиков налогов путем вовлечения в их число предпринимателей без образования юридического лица, филиалов и других аналогичных подразделений юридических лиц, имеющих отдельный баланс и расчетный счет;
           
           -  уточнение налогооблагаемой базы по налогам за счет включения в нее результатов деятельности не только в сфере производства, торговли, снабжения, сбыта и заготовок, но и других видов деятельности, получивших в условиях рыночной экономики широкое развитие;
           
           -  сокращение льгот по налогам.