Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Письмо ГНС РФ от 26.11.96 № ВК-6-12/813


Письмо ГНС РФ от 26.11.96 № ВК-6-12/813


         В связи с поступающими многочисленными вопросами, возникающими в ходе осуществления процедуры постановки на учет (переучета) отдельных категорий налогоплательщиков  физических лиц, Госналогслужба России разъясняет следующее.
     

         1. Можно ли поставить на налоговый учет по месту осуществления своей деятельности лицо, получившее свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (далее свидетельство), не по месту жительства, а в регионе осуществления этой деятельности?

     
         В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующим регистрирующим органом по месту жительства этого лица. Выдача этим органом свидетельств лицам, не имеющим в паспорте отметки органа регистрационного учета (органа внутренних дел или органа местного самоуправления) о регистрации места жительства (прописке) в зоне действия органа, осуществляющего регистрацию предпринимателей без образования юридического лица, является нарушением действующего законодательства.
     
         Согласно пункта 36 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 13.06.96 № ВА-3-12/49 (зарегистрирована в Минюсте России 11.07.96 № 1121), учет налогоплательщиков  физических лиц осуществляется налоговой инспекцией по месту их жительства.
     
         В связи с вышеизложенным государственная налоговая инспекция по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, в которую он обратился для постановки на учет, должна обязать его лично обратиться в государственную налоговую инспекцию по месту жительства для прохождения данной процедуры и присвоения ИНН, а также сообщить этой налоговой инспекции о намерении предпринимателя осуществлять свою деятельность на территории другого региона, адрес места его пребывания и выслать третий экземпляр свидетельства (если налоговая инспекция располагает экземпляром, присланным регистрирующим органом). Кроме того, о факте неправомерной выдачи свидетельства по месту осуществления деятельности предпринимателя, а не по месту его жительства налоговая инспекция, согласно пункту 38 вышеназванной Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, должна направить информацию о допущенных нарушениях в орган, выдавший документ (свидетельство) налогоплательщику.
     

         2. Каков порядок заполнения заявления о постановке на учет физического лица (далее заявление) и информационного письма о постановке на учет налогоплательщика физического лица, занимающегося в установленном законодательством порядке предпринимательской деятельностью (далее информационное письмо), в случае предъявления налогоплательщиком двух и более свидетельств?

     
         В этом случае налогоплательщик должен на каждое свидетельство заполнить отдельный бланк заявления с приложением. При этом реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина, адрес места жительства, а также пункт 4 на втором и последующих бланках заявления можно не заполнять. Отметку о постановке на учет и присвоение ИНН следует сделать на бланке заявления, соответствующем первому полученному свидетельству. Все заявления с приложениями подшиваются в учетное дело налогоплательщика. На лицевой стороне информационного письма указываются реквизиты первого свидетельства (№, дата выдачи, наименование органа, выдавшего свидетельство). На оборотной стороне письма записываются реквизиты других представленных в хронологическом порядке свидетельств, начиная со второго. Записи на оборотной стороне информационного письма должны быть заверены подписью начальника госналогинспекции и гербовой печатью. С правой стороны оставляется свободное поле для внесения отметки об аннулировании соответствующего свидетельства. При аннулировании свидетельства, записанного на лицевой стороне информационного письма, выдается новое информационное письмо с учетом произошедших изменений. Прежнее информационное письмо и копия нового подшиваются в учетное дело налогоплательщика.
     

         3. В связи с чем введена дата "30 апреля 199___ года" окончания срока действия информационного письма?

     
         Данная мера направлена на привлечение налогоплательщиков для декларирования фактически полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением этих доходов. Выбор даты определен пунктом 63 Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 № 35 (зарегистрирована в Минюсте 21.07.95 № 911) по применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", согласно которому физические лица вправе в течение месяца (т.е. до 30 апреля) после подачи в налоговый орган декларации о доходе уточнить заявленные в ней данные. После подачи декларации в апреле 1997 года налогоплательщику выдается взамен утратившему силу новое информационное письмо сроком действия до 30 апреля 1998 года. Для его выдачи заполнение налогоплательщиком нового заявления и приложения к нему не требуется, кроме случая, когда у налогоплательщика произошли какие-либо изменения ранее сообщенных сведений. Тогда действия госналогинспекции определяются пунктами 2.92.10 Методических указаний для государственных налоговых инспекций по осуществлению процедур постановки на учет (переучета), снятия с учета отдельных категорий налогоплательщиков  физических лиц (приложение к письму Госналогслужбы России от 30.07.96 № ПВ-6-12/523). Прежнее информационное письмо и копию нового следует подшить в учетное дело налогоплательщика.
     

         4. Какой ИНН (новый или прежний) присваивается при постановке на учет предпринимателю, ранее имевшему ИНН, затем снявшемуся с учета, а в настоящее время возобновившему предпринимательскую деятельность?

     
         В соответствии с пунктом 4 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 13.06.96 № ВА-З-12/49 (зарегистрирована в Минюсте 11.07.96 № 1121), налогоплательщикуфизическому лицу при постановке на учет в налоговой инспекции присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который является единым учетным номером в налоговых инспекциях по всей территории Российской Федерации и (согласно пункту 2.6 вышеназванных Методических указаний для государственных налоговых инспекций по осуществлению процедур постановки на учет (переучета) снятия с учета отдельных категорий налогоплательщиков  физических лиц), сохраняется за ним на все время осуществления предпринимательской деятельности или занятия частной практикой. При прекращении налогоплательщиками  физическими лицами предпринимательской деятельности или частной практики их ИНН передаются в архив и повторно другим налогоплательщикам не присваиваются.
     
         При постановке на учет предпринимателя или частного практика, ранее стоявшего на учете и имевшего ИНН, госналогинспектор должен присвоить ему прежний ИНН и выдать информационное письмо о постановке на учет с указанием ранее закрепленного за ним ИНН.
     
         В целях исключения фактов присвоения одному налогоплательщику двух или более ИНН в разных инспекциях рекомендуем в случае, когда предприниматель или частный практик при постановке на учет предъявит в налоговую инспекцию паспорт с отметкой о перемене места жительства в период, начиная с 1 сентября текущего года, и свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя или лицензию на право заниматься частной практикой, полученное в регистрирующих органах по новому месту жительства, сделать запрос в госналогинспекцию по прежнему месту жительства налогоплательщика о факте постановки его там на учет и присвоения ему ИНН.
     

         5. Имеют ли право госналогинспекции направлять налогоплательщиков физических лиц в органы государственной статистики для присвоения кодов ОКНО и других классификационных признаков? Как поступать налоговым инспекторам в случаях предъявления налогоплательщиками информационных писем, выданных государственными органами статистики, с указанием присвоенных им кодов ОКПО?

     
         Согласно совместному приказу Госкомстата России и Госналогслужбы России от 22.08.96 № ВА-3-09/71 "Об информационном взаимодействии органов государственной статистики и налоговых органов" процесс обмена информацией о налогоплательщиках  физических лицах между госналогинспекциями по субъектам Российской Федерации, районам, городам, районам в городах и территориальными органами государственной статистики будет происходить организованно на безвозмездной основе. Осуществление его госналогинспекциями возможно после переучета налогоплательщиков  индивидуальных предпринимателей и создания базы данных о них *, начиная с 1 апреля 1997 года. Порядок информационного обмена на технических носителях будет сообщен дополнительно.
     
         -----
         * В соответствии с Планом организационных мероприятий программное обеспечение по формированию базы данных должно быть разработано в декабре т. г.
     

         На данном этапе налоговые органы не имеют права направлять налогоплательщиков  индивидуальных предпринимателей в территориальные органы государственной статистики для присвоения кодов ОКПО и других классификационных признаков. При наличии же у налогоплательщиков  индивидуальных предпринимателей информационных писем, полученных в органах государственной статистики, с указанием присвоенных им кодов ОКПО возможен прием этих писем и подшивка в учетные дела налогоплательщиков до особых указаний по их использованию.    


Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.Г. Кораблев