Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоги: ответы на вопросы, советы специалистов по применению налогового законодательства, предостережения от ошибок

                 

Налоги:

                 

ответы на вопросы, советы специалистов по применению налогового законодательства, предостережения от ошибок

В.Ю. Пулькин,
советник налоговой службы II ранга;     
     
В.Н. Степанов,
советник налоговой службы II ранга;
     
А.И. Обручев,
советник налоговой службы III ранга;     
     
А.С. Кленовский,
старший госналогинспектор;     
     
Руководители и специалисты Государственной
налоговой инспекции по Московской области:
     
Т.Л. Подколзина,
государственный советник налоговой службы II ранга;
     
Б.П. Чаплыгин,
государственный советник налоговой службы III ранга;
     
И.А. Очнева,
советник налоговой службы I ранга;
     
Н.Н. Шелемех,
государственный советник налоговой службы III ранга;
     
В.И. Шеруимов,
советник налоговой службы I ранга;
     
В.Н. Васькин,
советник налоговой службы I ранга;
     
Н.Н. Васькин,
советник налоговой службы I ранга;
     
Т.С. Савинова,
советник налоговой службы I ранга;
     
П.С. Карпов,
советник налоговой службы I ранга;
     
В.С. Лубяная,
советник налоговой службы III ранга ;     

Налогообложение банков

                 

         Каким образом производится переоценка основных средств банка?

                 
         Банки проводят переоценку основных средств в общеустановленном порядке.
                 

         Является ли вексель ценной бумагой?

                 
         Вексель считается ценной бумагой. Доходы, получаемые векселедержателем, включаются им в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль по ставке 15 процентов  для предприятий и 18 процентов  для банков, если они были получены в виде процентов, сумма которых указана в самих векселях, и по общей ставке, если они получены в виде разницы между ценой приобретения и ценой продажи (погашения) векселя (ст.2, 10 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", разъяснение Госналогслужбы РФ и Минфина от 8 декабря 1993 года № НП - 4 - 01/196н,142).
                 
         Вексельное обращение регулируют следующие инструктивные материалы: Основы гражданского законодательства Союза ССР, Положение о простом и переводном векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 года, Закон РФ "О денежной системе РФ", указы Президента РФ от 19 октября 1993 года № 1662 "06 улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение" и от 23 мая 1994 года № 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов в народном хозяйстве", постановление Президиума ВС РСФСР от 24 июня 1991 года "О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР", письмо Центробанка РФ "О банковских операциях с векселями" от 9 сентября 1991 года № 14 - 4/30, нормы международного права  Женевские конвенции о векселях 1930 года, ратифицированные СССР в 1936 году: "О единообразном Законе о переводном и простом векселе", "О разрешении некоторых коллизий Законов о переводных и простых векселях".
                 

         Обоснованно ли филиалы "Уникомбанка" заявляют льготу на суммы, перечисленные "Благотворительному фонду промышленников и коммерсантов"?

                 
         Банки вправе заявлять льготы на суммы, отчисленные в пределах установленных норм на благотворительные цели, в частности "Благотворительному фонду промышленников и коммерсантов", зарегистрированному в Минюсте 21 сентября 1992 года за № 2012, текущий счет № 1700851.
                 

         Представляются ли в налоговые инспекции аудиторские заключения о достоверности отчета филиалов банка?

                 
         Аудиторское заключение по подтверждению годового отчета филиалами банков в налоговые инспекции не представляется.                
      

   Можно ли принимать льготу по капитальным вложениям у банков в случае:
        - приобретения компьютеров;
        - офисной мебели (дорогостоящей);
       - приобретения автотранспорта?

                 
         Льгота предоставляется на общих основаниях.
                 

         Куда следует относить сумму превышения курса покупки иностранной валюты над курсом ЦБ РФ?

                 
         В соответствии с п.3.8 приказа Минфина РФ от 19 октября 1995 г. № 115 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 г." (с изменениями и дополнениями от 27 марта 1996 г.), указанное превышение следует относить в дебет счета 80 в отличие от ранее действовавшего (до 1 января 1995 г.) порядка, согласно которому такое превышение следовало относить в дебет счета 81. Однако для целей налогообложения отрицательная разница не уменьшает базу обложения.
                 

         Какие санкции применяют налоговые инспекции за нарушения предприятиями валютного законодательства РФ?

                 
         Санкции за нарушения валютного законодательства предусмотрены ст. 14 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 615 - 1 "О валютном регулировании и валютном контроле". Они предъявляются предприятиям органами и агентами валютного контроля. Налоговые инспекции агентами валютного контроля не являются и применять санкции по указанным нарушениям не вправе. При установлении налоговой инспекцией в ходе контрольной работы фактов нарушения валютного законодательства, таких, например, как превышение сроков оплаты продукции, отправленной на экспорт (более 180 дней); нарушение порядка использования наличной и безналичной валюты; вклад валютных ценностей в уставный фонд иностранного предприятия; покупка недвижимости за рубежом без разрешения ЦБ РФ и т.п., следует сообщить органам и агентам валютного контроля. Таковыми являются главные территориальные управления ЦБ РФ по г. Москве (ул. Житная, 12) и Московской области (ул. Петровка, Д.8/11, стр. 1), Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (2 - й Зачатьевский пер., д.2, стр.7), налоговая полиция.
                 
         Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" на Госналогслужбу РФ возложен контроль за выполнением порядка зачисления валютной выручки от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории РФ товаров (работ, услуг). За нарушение установленного порядка зачисления валютной выручки налоговые инспекции налагают штраф на предприятия в размере сокрытой выручки на основании п.8 настоящего Указа. Письмом Госналогслужбы РФ от 27 августа 1993 г. № ЮУ - 4 - 06/132Н "О применении штрафных санкций за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации" дано разъяснение понятию "сокрытая выручка" применительно к данному Указу.
                 

         Какими документами руководствоваться для проверки правильности доходов и расходов банка для целей налогообложения?

                 
         Для проверки правильности доходов и расходов банка следует руководствоваться Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994 года № 490.
                 
         При переоценке валютных счетов бухгалтерского учета банков, правильности определения курсовой разницы необходимо применять письмо Центрального банка РСФСР от 10 августа 1992 г. № 15 "О порядке переоценки валютных счетов и статей бухгалтерского баланса в иностранной валюте".
                 

         На основании каких нормативных документов следует производить расчет компенсации разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам банка в случаях, когда уровень процентных ставок по таким ссудам ниже, чем обычно применяется банком для сторонних клиентов?

                 
         Основанием для такого расчета являются п.70 постановления Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 490 и письма Минфина РФ от 21 сентября 1994 г. № 130 и Госналогслужбы РФ от 23 сентября 1994 г. № НП - 6 - 01/361 с последующими изменениями и дополнениями. Учет суммы компенсации разницы по ссудам, выдаваемым работникам банка, ведется без дополнительных проводок по балансовым счетам банка.
                 

         Каким нормативным документом определены санкции, применяемые к банкам при задержке платежей в бюджет налогоплательщиков?

                 
         В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка платежного поручения налогоплательщика банк несет ответственность в соответствии со статьей № 15 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. №2118 - 1 "Об основах налоговой системы в РФ". Разъяснение Госналогслужбы РФ от 5 июля 1995 года № 01 - 1 - 06/50.
                 

         В каком объеме банки сдают отчет в ГНИ?

                 
         1. Форма № 1 "Баланс банка".
                 
         2. Форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках".
                 

         3. Форма № 3 "Приложение к балансу".
                 
         4. Форма № 5 "Справка о составе фондов банка, разных средств и фондов банка, разных средств и фондов специального назначения".
                 
         5. Форма № 113 "Отчет о хищениях и просчетах".
                 
         6. Форма № 1 - Т "Сводный статистический отчет по труду".
                 
         7. Краткая объяснительная записка по бухгалтерскому годовому отчету.
                 
         8. Аудиторское заключение или справка о сроках проведения аудиторской проверки.
                 
         9. Информация о всех счетах, открытых в других банках, в том числе за рубежом.
                 
         10. Список дебиторов.
                 
         11. Справка ежемесячно до 6 - го числа об остатках на счете 100.
                 
         По налогам:
                 
         1. Расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального банка РФ за пользование банковским кредитом. 2. Расчет налога на прибыль. 2а. Справка по выплате доходов и удержанию налогов на доходы иностранных юридических лиц от источников в РФ за _____ квартал 199__ года согласно приложению № 8 к инструкции Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 года № 34.
                 
         3. Расчет налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной (за 1995 год).
                 
         4. Расчет налога на имущество.
                 
         5. Расчет среднегодовой стоимости имущества.
                 
         6. Расчет налога на добавленную стоимость.
                 
         7. Расчет налога на пользователей автодорог.
                 
         8. Расчет налога с владельцев транспортных средств.
                 
         9. Расчет налога на приобретение автотранспортных средств.
                 
         10. Расчеты по местным налогам.
                 

         Каким образом производится начисление амортизации (износа) основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов в банках?

                 
         Начисление производится ежемесячно по установленным нормам.
                 

         При включении амортизации, начисленной по основным средствам и МБП, в себестоимость услуг банка необходимо учитывать, что в соответствии с п.31 постановления Правительства РФ от 16 мая 1991г. № 490 на себестоимость услуг банка относится износ только тех основных фондов, которые используются непосредственно для банковской деятельности.
                 

         Каким образом начисляется резерв на возможные потери по ссудам и как он отражается в бухгалтерском учете при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль банка?

                 
         Порядок создания резерва на возможные потери по ссудам изложен в письме Центробанка РФ от 20 декабря 1994 года № 130а, а также телеграммах Росгосналогслужбы, Росминфина, Росцентробанка от 6 июня 1995 г. № НП - 6 - 01/315, 04 - 01 - 21, 73 - 95 и телеграммах от 01.11/31.10.95 г. № НП - 6 - 01/578; 04 - 01 - 21, 114 - 95. Телеграмма ЦБ РФ от 01 ноября 1995 года № 204.
                 

         Какие применяются нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и подготовку и переподготовку кадров в банках?

                 
         Для определения норм и нормативов следует руководствоваться письмом Минфина РФ от 6 октября 1993 г. № 94 и письмом Минфина РФ от 29 апреля 1994 г. № 56.
                 

         Какова ответственность предприятий и организаций по уплате налогов и ответственность банков за задержку и несвоевременное перечисление их в бюджет?

                 
         В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118 - 1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее  Закон) налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги.
                 
         Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога или отменой налога.
                 
         Эта обязанность может считаться исполненной при поступлении соответствующих сумм в бюджет. В противном случае имеет место недоимка, которая может быть взыскана с налогоплательщика в общем порядке.
                 
         В то же время, если налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления соответствующей суммы налога в бюджет, возложенные на него налоговым законодательством (своевременно представил банку надлежаще оформленное платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет при наличии денежных средств на счете плательщика), к нему не может применяться ответственность, предусмотренная п. 1 "в" ст. 13 Закона, то есть с плательщика сумма пени за просрочку не взыскивается.
                 

         В том случае, когда налог фактически не поступил в результате нарушений, допущенных банком, обслуживающим налогоплательщика (в частности, вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения платежного поручения налогоплательщика), ответственность за задержку перечисления налога несет банк в соответствии со ст. 15 Закона.
                 
         Претензии предприятий - клиентов к банку удовлетворяются в установленном законодательством порядке через судебные органы, то есть для взыскания с виновного банка суммы долга и штрафных санкций плательщик вправе обратиться в Арбитражный суд с иском.
                 

Операции в иностранной валюте

                 

         Сумма на командировочные расходы выдана в иностранной валюте. По какому курсу следует принимать к зачету израсходованную сумму?

                 
         Согласно п.13 Положения о бухгалтерском учете и отчетности записи в бухгалтерском учете по операциям в иностранной валюте производятся в валюте, действующей на территории РФ, в суммах, определяемых путем пересчета инвалюты по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату совершения операций, т.е. на день представления авансового отчета, сданного в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением ЦБ РФ 22 сентября 1993 года № 40 и доведенным письмом ЦБ РФ от 4 октября 1993 года № 18. (Основание: письмо Госналогслужбы РФ № ВГ - 6 - 01/213 от 17 июня 1994 года.)
                 

         При документальной проверке установлена кассовая наличность в валюте. Имеет ли место в данном случае нарушение валютного законодательства?

                 
         Согласно ст.5 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) - резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено ЦБ РФ. Таким образом, расчеты наличной иностранной валютой запрещены, кроме случаев, предусмотренных в инструкции ЦБ РФ от 20 января 1993 года № II "О порядке реализации гражданам на территории РФ товаров (работ, услуг) за инвалюту", измененной в соответствии с положениями писем ЦБ РФ от 1 октября 1993 года № 56, от 2 сентября 1994 года № 107. В данном случае имеет место нарушение валютного законодательства, о котором следует сообщить агенту валютного контроля.
                 
         В том случае, если указанная кассовая наличность является выручкой предприятия за реализованную продукцию (работ, услуги), то в соответствии с письмом Госналогслужбы РФ от 27 августа 1993 г. № ЮУ - 4 - 06/132Н на предприятие следует наложить штраф в размере всей сокрытой выручки, т.е. выручки, не зачисленной на счет в уполномоченном банке.
                 
         При этом следует иметь в виду, что согласно п.15 письма ЦБ РФ от 2 сентября 1994 г. № 107 "06 уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории РФ" предприятия, учреждения, организации не могут снимать наличную иностранную валюту со своих текущих валютных счетов в уполномоченных банках, а уполномоченные банки не могут выдавать наличную иностранную валюту с текущих валютных счетов указанных лиц, за исключением случаев снятия наличной инвалюты на командировки работников дипломатическими представительствами иностранных государств, а также по специальному разрешению Банка России.
                 
         То есть в случае установления наличной инвалюты в кассе предприятия, снятой с текущего валютного счета в уполномоченном банке на командировочные расходы и другие цели согласно положениям названного письма № 107, вышеуказанные штрафные санкции применять не следует.
                 

         Предприятие берет кредит в иностранной валюте. По какой ставке Центробанка производится списание затрат, по выплате процентов по указанному кредиту?

                 
         Согласно письму Госналогслужбы РФ от 30 июня 1994 г. № 06 - 2 - 13 в вопросах отражения в учете платежей по процентам за кредиты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации действует единый порядок. С 1 января 1995 года по ссудам, полученным в иностранной валюте, оплата процентов, относимых на себестоимость, принимается по ставке ЛИБОР, увеличенной на три процента согласно постановлению Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661 "Изменения и дополнения, вносимые в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли".
                 

         Предприятие покупает основные средства за иностранную валюту. На предприятие основные средства поступают после оплаты. Какой курс иностранной валюты следует применять при оприходовании основных средств и как учитывать возникшую курсовую разницу?

                 
         Пример. Согласно договору одно предприятие - резидент покупает, а другое предприятие - резидент продает товар за 100 долларов. То предприятие, которое покупает товар, делает следующие проводки:
                 
         1. Перечислена предоплата за покупаемый товар. Курс на дату перечисления 1:1000.
                 
         Д60  -  К52  -  1000  -  1 000 000 руб.
                 
         2. Поступил товар на склад предприятия - покупателя. Курс на дату поступления 1:1500. Товар оприходован:
                 
         Д10(12,41)  -  К60  -  1000  -  1 500 000 руб.
                 
         3. Списывается возникшая курсовая разница:
                 
         Д60 К83(80)  -  500 000 руб. Таким образом, возникшая разница в курсе валюты на дату перечисления средств за товар и их оприходовании регулируется суммой дооценки возникшей дебиторской задолженности согласно п.64 Положения № 10 "О бухгалтерском учете и отчетности в РФ".
                 
         В случае перечисления иностранной валюты предприятиями - резидентами иностранным фирмам в качестве предоплаты в связи с выполнением последними договоров о поставке оборудования (других объектов основных средств), товаров следует руководствоваться П.3.12 инструкции № 48 (с изменениями и дополнениями, внесенными письмами Минфина РФ от 13 октября 1993 года № 114 и от 11 июля 1994 года № 91) и относить возникшие положительные курсовые разницы в К85, отрицательные курсовые разницы  в Д07,08 (других счетов учета материальных ценностей).
                 

         Каковы сроки представления бухгалтерской отчетности и уплаты авансовых платежей для предприятий с иностранными инвестициями?

                 
         С 1 января 1994 года предприятия с иностранными инвестициями осуществляют уплату авансовых взносов налога на прибыль не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога (п.12 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 ).
                 
         Федеральным законом РФ от 25 апреля 1995 года № 64 - ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"" отменены особенности порядка исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятиями с иностранными инвестициями.
                 
         Таким образом, с 1 января 1995 года предприятия с иностранными инвестициями рассчитываются с бюджетом по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.
                 

Налог на прибыль

                 

         В каком порядке следует применять п.8 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" при реализации продукции внутри производства по ценам ниже фактической себестоимости ?

                 
         Согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. №2116 - 1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом последующих изменений и дополнений) объектом налогообложения является прибыль от реализации продукции, работ, услуг, которая определяется как разница между выручкой от реализации продукции, работ, услуг без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
                 
         В соответствии с Положением "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552, и Положением "О бухгалтерском учете и отчетности в РФ", утвержденным приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. № 170, выручка от реализации продукции определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки.
                 
         В связи с этим при реализации продукции внутри предприятия между цехами для дальнейшей переработки в рамках основной деятельности п.8 инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 года № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" не применяется.
                 

         При предоставлении предприятиям льготы на прибыль, направленную на финансирование капитальных вложений, распространяется ли льгота на затраты по приобретению нематериальных активов?

                 
         В соответствии с п.4.1 инструкции Госналогслужбы от 10 августа 1995 г. № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на фактически произведенные затраты и расходы, произведенные за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, направленной на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также на погашение кредитов банков, использованных на эти цели.
                 
         Затраты, связанные с приобретением и созданием активов нематериального характера, приобретением земельных участков и объектов природопользования, при предоставлении вышеуказанной льготы не учитываются.
                 

         Изменился ли порядок камеральной проверки расчетов по налогу на прибыль в связи с выходом Постановления Правительства РФ № 661?

                 
         Порядок камеральной проверки расчетов в связи с выходом постановления Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661 не изменился; изменился порядок расчета прибыли для целей налогообложения, что и должно быть максимально учтено при приеме отчетов и расчетов по налогам.
                 

         Как оприходуются и зачисляются на финансовые результаты организаций материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке?

                 
         В соответствии с приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации с последующим установлением причин возникновения излишков и виновных лиц.
                 
         В соответствии с п.14 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства России от 05.08.92 г. № 552 ( с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства России от 01.07.95 г. №661 и введенных в действие с 01.01.95 г.), для целей налогообложения во внереализационные доходы включаются суммы указанных излишков в составе других доходов от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
                      

         Как исчисляются пени на дополнительно исчисленные суммы налогов по документальным проверкам, законченным или организуемым после 20.05.96 г.?

                 
         В соответствии с абзацем 4 пункта 4 разъяснений Госналогслужбы России от 28 июня 1996 г. № 11В - 6 - 0/450 по документальным проверкам, законченным или организуемым после 20.05.96 г., исчисление пени на дополнительно начисленные суммы налогов производится в размере 0,3 %.
                 
         В связи с изложенным пени, исчисленные по документальной проверке, законченной после 20.05.96 г., в иных размерах, подлежат пересчету в соответствии с п.4 разъяснений.
                 

         По каким формам отчитываются бюджетные организации?

                 
         При рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться письмом Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 28 октября 1992 г. № 100, ВГ - 6 - 01 - 385 "Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и порядке представления отчетности в налоговые органы" с дополнениями и изменениями, внесенными письмом Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 9 сентября 1993 г. № 108, НП - 4 - 01/139н (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 1993 г. № 340).
                 

         В каких случаях налоговые органы могут предъявлять в суд требование о ликвидации юридического лица и обращении взыскания недоимки на его имущество?

                 
         Согласно ст.61 Гражданского кодекса РФ и ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоговые органы могут предъявлять в суд требование о ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
                 
         Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание судом юридического лица банкротом также влечет его ликвидацию.
                 
         В остальных случаях юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
                 
         В соответствии со ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налогоплательщик обязан вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово - хозяйственной деятельности, своевременно и в полном размере уплачивать налоги.
                 
         Согласно ст. 13 вышеуказанного Закона взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке и обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых  на имущество этих лиц.
                 
         Пунктом 5 Положения о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках, утвержденного Госналогслужбой РФ 25 мая 1994 года № ВГ - 4 - 08/57н, Департаментом налоговой полиции РФ 26 мая 1994 года № СА - 574 и Минфином РФ 25 мая 1994 года № 58, предусмотрено, что решение об обращении взыскания недоимки на имущество налогоплательщика принимается налоговым органом в лице начальника государственной налоговой инспекции по месту постановки налогоплательщика на учет либо его заместителя путем принятия мотивированного постановления.
                 
         Обязательным условием вынесения такого решения является оставление налогоплательщиком без удовлетворения или ответа в установленный инспекцией срок (не менее двух недель после получения) ее письменного требования о погашении недоимки, направленного с нарочным или заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении. Решение вступает в силу (подлежит исполнению) в указанный в нем срок, но не ранее одного месяца со дня образования недоимки и не позднее трех месяцев со дня ее обнаружения налоговым органом.
                 

         Уплачивают ли налог на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета?

                 
         Федеральным законом от 25 апреля 1995 года № 64 - ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"" установлено, что по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов.
                 
         Порядок расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, установлен постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 660.
                 
         Указанный порядок расчетов с бюджетом не распространяется на объекты социально - культурной сферы (дома отдыха, детские лагеря отдыха и другие), находящиеся на балансе организации и являющиеся ее структурными подразделениями, содержащиеся за счет прибыли этой организации.
                 

         При предоставлении предприятиям льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных, вложений, подлежат ли льготированию затраты, произведенные на приобретение нематериальных активов?

                 
         В соответствии с п.4.1 инструкции Госналогслужбы № 37 от 10 августа 1995 года "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на фактически произведенные затраты и расходы, произведенные за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения, жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.
                 
         Затраты, связанные с приобретением и созданием активов нематериального характера, приобретением земельных участков и объектов природопользования, при предоставлении вышеуказанной льготы не учитываются.                 
    

     В ИЧП введено в эксплуатацию оборудование (станок по изготовлению целлофановых пакетов). Акт ввода подписан лишь руководителем предприятия и главным бухгалтером.
                 
         На сегодня реализации пакетов нет, выпускается только брак; от других видов деятельности имеется прибыль.
     
        Может ли предприятие иметь льготу по капитальным вложениям на данное оборудование?

                 
         Льгота по налогу на прибыль предоставляется предприятию при фактически произведенных затратах на финансирование капитальных вложений за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом учитывается сумма износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату. Произведенные расходы по основным средствам, не требующим монтажа, учитываются при определении льготы, если они отражены на сч.08 "Капитальные вложения".
                 

Налог на имущество

                 

          Каков порядок использования средств юридических лиц, поступающих на их расчетные (текущие) счета?

                 
         Порядок использования средств, поступающих на расчетные текущие счета, определен Указом Президента Российской Федерации № 1005 от 23 мая 1994 г.; разъяснениями Госналогслужбы РФ и Минфина РФ по исполнению правительственных телеграмм: № НП - 6 - 13/349, № 1 35/64 от 14 сентября 1994 г.; № ВГ - 6 - 13/81; № 04 - 01 - 01 от 14 февраля 1995 года; письмом Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 23 октября 1995 г. № ВГ - 6 - 13/555 и № 116 "О введении временного порядка использования денежных средств, поступающих на расчетные (текущие) счета предприятий и организаций".
                 

Налог на добавленную стоимость

                 

         При расчетах за товарно -материальные ценности, приобретенные юридическими лицами друг у друга за наличный расчет, в приходных кассовых ордерах выделяется НДС и спецналог. Следует ли в этом случае принимать их к зачету?

                 
         С 1 мая 1995 года суммы НДС и спецналога по материальным ресурсам подлежат вычету за тот отчетный период, в котором они оприходованы и оплачены на основании расчетных документов. Вместе с тем при других формах расчета, а именно при:
                 
          товарообменных операциях;
                 
          расчетах наличными деньгами через кассу;
                 
          предварительной оплате (авансах);
                 
          расчетах с использованием векселей;
                 
          расчетах, основанных на зачете взаимных требований;
                 
          обращении на бесспорное взыскание сумм, причитающихся недоимщику по его платежам в бюджет от его дебиторов, основными документами, подтверждающими поступление (оприходование) материальных ресурсов и МБП, а также отражение в бухгалтерском учете дебиторской и кредиторской задолженности по ним, являются счета фактуры, кассовые расходные ордера при наличии товарно - транспортных накладных и других сопроводительных расчетно - товарных документов, в которых НДС и СН выделены отдельной строкой.
                 
         Названные документы могут служить основанием для включения НДС и спецналога на возмещение из бюджета.
                 

         Предприятие приобрело легковой автотранспорт. НДС и спецналог на счет 19 не списываются. Как учитывать приобретенный автотранспорт на счете 01? Вместе с НДС и спецналогом или нет?

                 
         Налог на добавленную стоимость и спецналог, уплаченный по приобретенным легковым автомобилям и микроавтобусам, не исключаются из налоговой суммы, полученной от покупателей за реализованные товары (работы, услуги).
                 

         В ходе документальной проверки установлено, что предприятие необоснованно заявило льготу по НДС. Какие штрафные санкции применяются в данном случае налог 100 процентов, 10 процентов, пени от доначисленного налога?

                 
         Вопрос возникает потому, что неоднократно указывалось, что при неподтверждении льготы штрафные санкции по прибыли не применяются.
                 
         Действительно, штрафные санкции не применяются по прибыли. В данном случае нет объекта налогообложения. При заявлении льготы по НДС налогоплательщик в строке 11 расчета по НДС показывает сумму необлагаемого оборота.
                 
         В случае неподтверждения льготы к налогоплательщику применяются штрафные санкции в соответствии с законодательством, так как увеличивается налогооблагаемый оборот.
                 

         Торгово -закупочное предприятие реализует рентгеновскую пленку (мед. изделие), полученную из Швеции. Имеется сертификат на иностранном языке. Какие документы должно представить предприятие на получение льготы по НДС?

                 
         Согласно инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 года № 39 (п.12, пп."У"), услуги торгово - закупочных и посреднических организаций по реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно - ортопедических изделий и медицинской техники, включая импортные, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
                 

         Контракт заключен с предприятием, находящимся на территории Украины. Выручка, согласно контракту, поступит в долларах на валютный счет продавца. Должен ли быть исчислен НДС по данному контракту?

                 
         В соответствии с письмами Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 14 апреля 1993 г. № 47, В3 - 4 - 05/55н и от 22 сентября 1993 г. № 109, В3 - 4 - 15/149н расчеты российских предприятий, учреждений и организаций впредь до заключения международных соглашений за реализуемые хозяйствующим субъектам государств - членов СНГ товары (услуги, работы) производятся по ценам (тарифам), увеличенным на сумму НДС.
                 
         В связи с этим поставленные по контракту на Украину товары (работы, услуги) облагаются НДС независимо от вида валюты, предусмотренной для расчетов между поставщиком и заказчиком.
                 
         Типичные ошибки в исчислении и уплате НДС, спецналога, за которыми следуют штрафные санкции:
                 
          несоответствие данных учетных регистров, а также Главной книги данным, отраженным в налоговых расчетах;
                 
          невключение в облагаемый оборот авансов и предоплат;
                 
          невключение в налогооблагаемую базу для исчисления налога на добавленную стоимость и спецналога средств, полученных при поставке по бартеру за товары (работы, услуги), реализуемые в страны  члены СНГ, так как эти поставки не относятся к экспортным и облагаются налогом в общеустановленном порядке. Экспортируемыми признаются товары (работы, услуги) при наличии на них таможенных документов, подтверждающих пересечение границы;
                 
          неуплата в бюджет налога, получаемого по договорам аренды от арендаторов;
                 
          неправомерное применение льгот по налогу на добавленную стоимость и спецналогу при отсутствии раздельного учета по льготируемым и облагаемым налогом товарам (работам, услугам).
                 

Акцизы

                 

         Много вопросов возникает при документальных проверках по исчислению акцизов на ликероводочные изделия, выработанные из давальческого сырья. Рассматривая эти вопросы, следует иметь в виду следующее.

                 
         В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 6 декабря 1991г. № 1993 - 1 "Об акцизах" с учетом изменений, предусмотренных Законом РФ от 22 декабря 1992 г. № 4178 - 1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах", плательщиками акцизов до 1 января 1994 года по товарам, выработанным из давальческого сырья, являлись предприятия и организации, оплатившие стоимость работы по изготовлению этих товаров и реализующие их.
                 
         С 1 января 1994 г. в соответствии с пунктом 20 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней", имеющего силу закона, плательщиками акцизов по подакцизным товарам, изготовленным из давальческого сырья, стали предприятия и организации, производящие подакцизные товары.
                 
         При этом следует иметь в виду, что в понятие "производство алкогольной продукции" включается также и розлив. Так, согласно действующей "Типовой инструкции к составлению отчетов промышленных предприятий (объединений) по продукции", утвержденной Госкомстатом СССР от 23.09.87 г. № 17 - 04/0371 по согласованию с Госпланом и Минфином СССР, № 32, установлено, что "работами (услугами) промышленного характера являются также расфасовка и розлив продукции, полученной со стороны, даже если это оплачено предприятием".
                 
         Кроме того, действующей государственной системой стандартизации предусмотрено, что производство алкогольной продукции, являющееся сложным процессом, включает все стадии  от приемки и переработки сырья до его розлив