Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение частнопрактикующих нотариусов


Налогообложение частнопрактикующих нотариусов  

     

В.М. Акимова,
начальник отдела по совершенствованию
налогового законодательства Управления методологии
налогообложения физических лиц Госналогслужбы России,
советник налоговой службы I ранга
 

          В связи с многочисленными запросами, поступающими в адрес Государственной налоговой службы Российской Федерации от региональных налоговых инспекций, нотариальных палат, частнопрактикующих нотариусов и различных юридических лиц, после появления новой категории налогоплательщиков - частнопрактикующих нотариусов, рассмотрим некоторые вопросы, связанные с нотариальной деятельностью в Российской Федерации, в том числе постановку на учет нотариусов в налоговых органах, определение доходов и расходов нотариусов, исчисление подоходного налога.

 

          Тема налогообложения доходов налогоплательщиков, включая частнопрактикующих нотариусов, наиболее актуальна в настоящее время, поскольку приближается 1 апреля 1997 года - срок подачи налогоплательщиками налоговой декларации о полученных ими доходах. Из чего же следует исходить при решении вопросов налогообложения доходов частнопрактикующих нотариусов, полученных ими в 1996 г.?

 

О некоторых вопросах, связанных с деятельностью и налогообложением доходов частнопрактикующих нотариусов

 

          В Российской Федерации основным нормативным актом, регламентирующим нотариальную деятельность, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее по тексту  -  Основы).

 

          В соответствии с этим документом совершение нотариальных действий осуществляется государственными нотариальными конторами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными совершать нотариальные действия.

 

          Согласно Основам нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариусам запрещено заниматься:

 

          самостоятельной предпринимательской и иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;

 

          оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

 

          Обязательное нотариальное свидетельствование ряда сделок, выдача свидетельств о праве на наследство и на долю в общем имуществе, протест векселей и удостоверение неоплаты чеков, удостоверение фактов, имеющих юридическое значение, свидетельствование верности копий документов и принятие документов на хранение, совершение исполнительных надписей и меры по обеспечению доказательств - эти и другие действия, совершаемые нотариусами, играют важную роль в надлежащем оформлении формирующихся рыночных взаимосвязей.

 

          Частнопрактикующие нотариусы наряду с государственными нотариусами призваны оказывать нотариальные услуги физическим и юридическим лицам, защищая их права и законные интересы.

 

          В соответствии со статьей 1 Основ частнопрактикующие нотариусы совершают все предусмотренные законодательством нотариальные действия от имени государства. Охрана прав физических и юридических лиц, их законных интересов осуществляется посредством совершения нотариусом предусмотренных законодательством нотариальных действий.

 

          В отличие от нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную имущественную ответственность по решению суда в случае причинения ущерба нотариальными действиями, противоречащими действующему законодательству.

 

          Нотариальной деятельностью в соответствии со статьей 3 Основ вправе заниматься граждане Российской Федерации, получившие лицензию на право осуществления этой деятельности.

 

          В соответствии со статьей 13 Основ территорией деятельности нотариуса является нотариальный округ. Нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначается на должность.

 

          Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения, штампы удостоверительных надписей, личные бланки.

 

          Все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, подлежат обязательной регистрации в реестре (статья 50 Основ).

 

          Основами предусматривается 18 видов нотариальных действий. Однако их перечень не является исчерпывающим.

 

          Функции нотариуса не сводятся лишь к оказанию нотариальных услуг. Удостоверение фактов, копий документов и другие нотариальные действия в отношении граждан и организаций совершаются таким образом, чтобы при этом не были затронуты (ущемлены) права третьих лиц, государственные и общественные интересы.

 

          Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с законодательными актами и присягой. Он обязан хранить в тайне сведения, которые ему стали известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности.

 

          Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

          В соответствии со статьей 22 Основ за выполнение действий, в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса. Нотариальные действия считаются совершенными после уплаты суммы согласно тарифу.

 

          В случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", а также Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариус обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

 

Постановка на налоговый учет нотариуса, занимающегося частной практикой

 

          В соответствии с Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" с получаемых доходов частнопрактикующие нотариусы уплачивают подоходный налог. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются плательщиками подоходного налога в порядке, предусмотренном законодательством о подоходном налоге для физических лиц, получающих доходы от занятия предпринимательской и иной деятельностью без образования юридического лица, и обязаны встать на налоговый учет в государственной налоговой инспекции в установленном Государственной налоговой службой Российской Федерации порядке.

 

          Учет налогоплательщиков - одно из условий осуществления государственными налоговыми инспекциями контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в соответствующие бюджет и государственные внебюджетные фонды.

 

          Постановка на учет нотариусов, занимающихся частной практикой, осуществляется налоговыми органами в соответствии с инструкцией Государственной налоговой службой Российской Федерации "О порядке учета налогоплательщиков", утвержденной приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 13.06.96 № ВА  - 3 - 12/49 (зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 11.06.96 № 1121).

 

          При постановке на учет в налоговой инспекции сведения о налогоплательщике автоматизирование обрабатываются и ему присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который является единым учетным номером в налоговых инспекциях по всей территории Российской Федерации.

 

          Идентификационный номер налогоплательщика проставляется во всех формах заявлений, деклараций, справок, информационных письмах, утвержденных Государственной налоговой службой Российской Федерации, а также в иных документах в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными актами.

 

          Сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АИС "Налог").

 

          При постановке на учет налоговая инспекция выдает налогоплательщику памятку о видах налогов и иных обязательных платежей, подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также при запросе налогоплательщика ему предоставляется информация о действующем налоговом законодательстве.

 

          Налоговые инспекции и налогоплательщики, осуществляя процедуру постановки на учет, снятия с учета, своевременного внесения изменений в учетные документы, выполняют возложенные на них обязанности и несут за них ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

          Постановка на учет частнопрактикующих нотариусов осуществляется в налоговых инспекциях по месту их жительства.

 

          Местом жительства является место, где физическое лицо постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды или иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

          В случае осуществления деятельности не по месту жительства налоговая инспекция по месту постановки нотариуса на учет обязана переслать заверенную копию его заявления о постановке на учет в налоговую инспекцию по месту нахождения нотариальной конторы для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

 

          Для постановки на учет в налоговой инспекции по месту жительства нотариус должен предъявить приказ органа юстиции о назначении на должность нотариуса, лицензию, а также паспорт и, при необходимости, иной документ, удостоверяющий место жительства данного лица.

 

Ведение частнопрактикующим нотариусом учета доходов и расходов

 

          Денежные средства, полученные нотариусами за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, кроме денежных средств, хранящихся на депозитных счетах должников, остаются в распоряжении нотариуса и являются его доходом.

 

          Нотариус, получивший лицензию на право осуществления частной практики, при регистрации в налоговом органе в качестве налогоплательщика обязан зарегистрировать книгу учета доходов и расходов, связанных с осуществлением деятельности. В указанной книге отражаются все полученные доходы и произведенные расходы отчетного периода.
     
               Порядок ведения книги и отражения в ней необходимых сведений и данных устанавливается налоговым органом по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.

 

          С учетом особой специфики деятельности частных нотариусов налоговые органы разрабатывают специальную книгу учета доходов и расходов, удобную для отражения необходимых сведений и заполнения по окончании отчетного периода декларации о доходах.

 

          Налоговые органы разрабатывают памятки по ведению книг учета доходов и расходов, которые вручают нотариусам, занимающимся частной практикой. Нотариус несет ответственность за правильность ведения книги, своевременность и полноту отражения в ней сведений, необходимых для осуществления контроля налоговыми органами по вопросам занятия им частной практикой.

 

Определение для целей налогообложения доходов и расходов частнопрактикующего нотариуса

 

          В валовой доход нотариуса включаются доходы, полученные от совершения нотариальных действий, от выполнения других работ, а также проценты по расчетным и иным счетам в банках.

 

          В состав затрат включаются документально подтвержденные и фактически произведенные расходы, связанные с осуществлением нотариальной деятельности.

 

          Данные, отраженные в книге учета доходов и расходов, должны подтверждаться соответствующими документами (реестрами, договорами, приходными и расходными документами и др.).

 

          Если при обследовании деятельности плательщика устанавливается, что книга учета доходов и расходов ведется неправильно или в ней учтены не все подлежащие налогообложению доходы и связанные с ними расходы, налоговый орган обязан потребовать от плательщика внесения в нее соответствующих изменений. При невыполнении этих требований данные книги учета доходов и расходов не принимаются, а исчисление налога в этом случае производится на основании результатов произведенных обследований деятельности.

 

          В валовой доход не включаются доходы, которые в соответствии с законодательством не включаются в состав совокупного годового дохода и не подлежат налогообложению.

 

          Разница между валовым доходом (в денежной и натуральной форме), полученным в течение отчетного календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода, рассматривается как совокупный годовой доход (чистый доход), полученный в отчетном календарном году и подлежащий налогообложению.

 

          Облагаемый доход определяется в полной годовой сумме независимо от времени существования источника дохода. При этом, если источник дохода существовал полный год, но в течение года были перерывы в работе, годовым доходом признается фактически полученная сумма дохода.

 

          В состав затрат включаются документально подтвержденные и фактически произведенные расходы, непосредственно связанные с извлечением дохода. При этом, состав расходов нотариуса увеличивается на сумму понесенных расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством Российской Федерации.

 

          В частности, в состав затрат нотариуса включаются:

 

          - стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов при условии, что эти предметы необходимы нотариусу для занятия деятельностью.

 

          Порядок отнесения предметов к малоценным и быстроизнашивающимся устанавливается Министерством финансов Российской Федерации;

 

          - амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, используемых для осуществления деятельности.

 

          В состав расходов нотариуса включается стоимость износа, начисленного в процентах от стоимости основных средств, по нормам амортизации на полное восстановление, которые утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 № 1072.

 

          Начисление амортизации по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим основным фондам прекращается с первого числа месяца, следующего за их выбытием. Начисление амортизационных отчислений производится ежемесячно.

 

          Для учета начисления амортизационных отчислений и отнесения их на затраты целесообразно вести специальные журналы, разработочные таблицы или карточки по каждому из объектов учёта. Основные средства отражаются в учете по первоначальной (восстановительной) стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения.

 

          Следует иметь в виду, что порядок применения ускоренной амортизации и переоценки основных средств, установленный для организаций, на частнопрактикующих нотариусов не распространяется,

 

          - расходы по ремонту основных средств, необходимых для осуществления нотариальной практики.

 

          Затраты на проведение всех видов ремонта основных производственных средств включаются в состав расходов в том отчетном периоде, в котором они возникли;

 

          - суммы оплаты труда и вознаграждений лицам, выполнявшим работы по трудовым договорам и договорам гражданско - правового характера;

 

          - обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

 

          Нельзя считать связанными с извлечением дохода, а, следовательно, и исключать из валового дохода следующие расходы:

 

          - на личные нужды плательщика и членов его семьи;

 

          - на уплату налогов, сборов, страховых взносов (кроме взносов в государственные внебюджетные фонды), членских взносов и других отчислений на содержание нотариальной палаты.

 

          Также следует иметь в виду, что из облагаемого дохода не исключаются суммы тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение технической работы в отношении лиц, предусмотренных частью четвертой статьи 22 указанных Основ (т.е. лиц, пользующихся льготами, установленными законодательством о государственной пошлине).

 

Исчисление подоходного налога. Порядок расчета авансовых платежей и перерасчета подоходного налога

 

          Налогообложение доходов частного нотариуса подоходным налогом государственными налоговыми инспекциями производится на основании:

 

          - представляемых налоговым органам в установленные сроки деклараций о доходах и расходах;

 

          - документов и сведений, подтверждающих достоверность указанных в декларациях данных, в том числе данных книг учета доходов и связанных с ними расходов, которые налогоплательщик обязан вести в установленном порядке;

 

          - сведений, представляемых налоговым органам предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами о размере платы за услуги нотариуса;

 

          - материалов проводимых налоговыми органами обследований деятельности нотариусов;

 

          - других сведений о доходах нотариусов.

 

          Для исчисления подоходного налога совокупный годовой доход (валовой доход минус расходы) уменьшается на суммы, вычетов, установленных законодательством о подоходном налоге с физических лиц.

 

          Сумма подоходного налога исчисляется по ставкам налога, предусмотренным законодательством о подоходном налоге.

 

          Расчет авансовых (предварительных) платежей налога производится налоговыми органами по месту обложения плательщика исходя из годового оклада подоходного налога.

 

          Платеж вносится на основании платежного извещения, вручаемого плательщику налога налоговым органом, исчислившим этот налог.

 

          Для уплаты платежей подоходного налога законодательством установлены три срока уплаты: к 15 июля, к 15 августа и к 15 ноября.

 

          В случае значительного увеличения или уменьшения в течение отчетного года дохода нотариуса налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога по ненаступившим срокам уплаты.

 

          При начислении авансовых платежей в течение года или при увеличении ранее предъявленной суммы авансовых платежей налога платежное извещение вручается налогоплательщику не позднее чем за 15 дней до наступления очередного срока уплаты. Если платежное извещение не может быть вручено за 15 дней до наступления первого срока уплаты, налог уплачивается в оставшиеся сроки уплаты равными долями.

 

          При начислении авансовых платежей по истечении второго срока уплаты налог уплачивается равными долями в два срока: по оставшемуся третьему сроку уплаты и через месяц после него.

 

          При начислении авансовых платежей по истечении последнего срока уплаты налог уплачивается через месяц после вручения платежного извещения.

 

          В случае привлечения плательщиков к уплате налога за предшествующие годы уплата налога производится равными долями в два срока: через месяц после вручения платежного извещения и через месяц после установленного срока уплаты.

 

          По истечении года налоговым органом исчисляется налог по совокупному годовому доходу, полученному нотариусом от всех источников.

 

          Разница между суммой авансового платежа, уплаченной за отчетный год, и суммой годового налогового оклада с фактического дохода подлежит взысканию с плательщика или возврату налоговыми органами не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

 

          Перерасчет налога по фактически полученному совокупному доходу за истекший год должен быть закончен налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

 

Налоговая декларация

 

          Государственной налоговой службой Российской Федерации разработано практическое пособие по заполнению декларации о совокупном годовом доходе. Указанное пособие предназначено для оказания практической помощи налогоплательщикам при заполнении ими налоговых деклараций о совокупном годовом доходе, полученном в 1996 г. Пособие направлено в адрес государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации 20 января 1997 г. за № ПВ - 6 - 08/ 58.

 

          Декларации о доходах, подаваемые в налоговый орган по истечении первого месяца работы либо в случае прекращения деятельности, а также по истечении календарного года, являются основными документами для исчисления подоходного налога.

 

          Декларация о доходах - это представляемый налогоплательщиком документ, содержащий сведения о полученных доходах и расходах, связанных с осуществлением его деятельности.

 

          Декларация о доходах, полученных за год, и произведенных расходах представляется не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Декларация подается в налоговый орган по месту осуществления деятельности либо по месту постоянного жительства.

 

          При появлении источников дохода в течение отчетного календарного года нотариусы, занимающиеся частной практикой, подают декларацию в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления источника дохода.

 

          В декларации указывается размер дохода, полученного за первый месяц деятельности, и размер ожидаемого дохода до конца текущего года.

 

          В случае прекращения существования источника дохода до конца текущего года декларация подается в пятидневный срок со дня прекращения существования источника дохода.

 

          В декларации указываются все полученные за год доходы, источники получения, фактически произведенные расходы, связанные с получением дохода, размеры вычетов, предусмотренных  законодательством,   и суммы исчисленного и уплаченного налога.

 

          Декларация о доходах составляется на основании данных книги учета доходов и расходов.

 

          При продолжении деятельности нотариуса в следующем отчетном году в декларации отражаются доходы, фактически полученные в предыдущем отчетном периоде, а также доходы, которые плательщик предполагает получить в новом году.

 

          При подаче плательщиком налоговой декларации в государственную налоговую инспекцию проверяется правильность заполнения всех граф, наличие прилагаемых к декларации документов, подписи и даты подачи декларации. Затем проверяются сведения, отраженные в декларации, путем сопоставления их с данными в книге учета доходов и расходов нотариуса, а также с имеющимися документами, подтверждающими эти доходы и расходы.

 

          После проведения указанной проверки осуществляется сплошная проверка документов, реестров и книг, которые ведутся нотариусом в нотариальной конторе, а при необходимости осуществляются встречные проверки у юридических и физических лиц по вопросу подтверждения размеров взимаемой с них платы частным нотариусом.

 

Контроль за деятельностью частнопрактикующих нотариусов

 

          Статьями 33 и 34 Основ предусмотрен контроль за совершением нотариусами нотариальных действий и за исполнением ими профессиональных обязанностей. Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты.

 

          Контроль за соблюдением частнопрактикующими нотариусами налогового законодательства осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

 

          В соответствии со статьями 7 и 11 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. "О государственной налоговой службе РСФСР" государственные налоговые инспекции проводят документальные проверки соблюдения налогового законодательства нотариусами, занимающимися частной практикой.

 

          Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с юридическими и физическими лицами.

 

          Налоговые органы проводят проверки нотариусов, занимающихся частной нотариальной практикой, по следующим вопросам:

 

          а) соблюдения законодательства о подоходном налоге;

 

          б) соблюдения законодательства о налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

 

          Государственные налоговые инспекции вправе проводить у нотариусов, занимающихся частной практикой, проверки платежных документов, реестров и иных документов, касающихся частной нотариальной практики.

 

          Проверки проводятся за период деятельности нотариуса, следующий за проверенным периодом предыдущей проверки, а также в случаях ликвидации должности нотариуса.

 

          Нотариусы представляют по требованию должностного лица налогового органа все необходимые документы и сведения, касающиеся расчетов с юридическими и физическими лицами.

 

          При отказе нотариусом допустить должностных лиц налоговых органов к проверке их деятельности работники налоговых органов имеют право определить их облагаемый доход на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов, и с учетом налогообложения лиц, занимающихся аналогичной деятельностью.

 

          В ходе проверки работники государственной налоговой инспекции имеют право беспрепятственного входа в помещение, где осуществляется деятельность, ознакомления с соответствующими документами, проверки наличия основных средств и материальных ценностей, приобретенных для осуществления деятельности, опроса нотариуса, клиентов и других сведущих лиц.

 

          Если при проверке деятельности нотариуса будет установлено, что книга учета доходов и расходов ведется неправильно или в ней учтены не все подлежащие налогообложению доходы и связанные с ними расходы, то налоговый орган обязан потребовать от нотариуса внесения в нее соответствующих изменений. При невыполнении этих требований данные книги учета не принимаются, а исчисление налога производится на основании результатов проверки.

 

          При встречных проверках первичные документы и учетные данные нотариуса сличаются с соответствующими документами, имеющимися у физических и юридических лиц.

 

Ответственность нотариусов, занимающихся частной практикой, за нарушение налогового законодательства

 

          За нарушение налогового законодательства нотариусы, занимающиеся частной практикой, несут ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных следующими законодательными актами Российской Федерации.

 

          1. В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных Законом случаях несет ответственность в виде:

 

          а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода, подлежащего обложению подоходным налогом, и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода;

 

          б) штрафа за каждое из следующих нарушений:

 

          - за отсутствие учета дохода, подлежащего налогообложению, и за ведение этого учета с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, - в размере 10% доначисленных сумм налога;

 

          - за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган декларации и других документов, необходимых для исчисления подоходного налога, - в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.

 

          Пунктом 24 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" предусмотрено взыскание пени в случае задержки уплаты налога в размере 0,7 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности.

 

          Указом Президента РФ от 08.05.96 № 685 с 20 мая 1996 г. снижен размер пени, взыскиваемой с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога, с 0,7% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа до 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа.

 

          Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с физических лиц в судебном порядке. Взыскание недоимки с физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц.

 

          2. Пунктом 12 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. "О государственной налоговой службе РСФСР" предусмотрена административная ответственность:

 

          в отношении граждан, виновных в отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением установленного порядка, в непредставлении или несвоевременном представлении декларации о доходах либо во включении в декларации искаженных данных, - в виде штрафа в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

 

          3. В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1991 г. № 2020 - 1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" за непредставление либо несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления налога, на нотариусов, а также должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия, налагается штраф в размере пятикратного установленного законодательством размера минимальной месячной оплаты труда.

 

          Статья 17 Основ законодательства Российской Федерации "О нотариате" предусматривает судебный порядок привлечения к административной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой.