Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об усилении государственного контроля за налоговой дисциплиной крупных компаний и предприятий-неплательщиков


Об усилении государственного контроля за налоговой дисциплиной крупных компаний и предприятий-неплательщиков

           

1. Макроэкономические условия работы государственных налоговых органов в 1996 году

           
          За прошедший год достигнуты положительные результаты в развитии и закреплении рыночных преобразований в стране.
           
          Продолжился процесс приватизации, в результате чего на долю негосударственного сектора экономики в настоящее время приходится около 3/4 всего объема производства в России.
           
          Сформировалась и укрепилась финансово - кредитная система. Разветвленная сеть банков обеспечивала, несмотря на объективные трудности, денежное обращение в стране. Удалось подавить инфляцию. Темпы роста потребительских цен достигли рекордно низкого за последние 5 лет уровня - 2% в месяц.
           
          Вместе с тем, многие проблемы в производственной и социальной сферах, появившиеся в ходе рыночных преобразований, устранялись недостаточно последовательно. В 1996 году не удалось преодолеть спад производства. Не только не ослабел, но даже обострился платежный кризис. Значительная часть населения не смогла улучшить свое материальное положение из - за неудовлетворительного финансового положения предприятий.
           
          Производство валового внутреннего продукта в Российской Федерации в сопоставимых ценах снизилось по отношению к его объему в прошлом году на 6% (по предварительным данным). Произведено меньше товаров, сократились перевозки грузов на транспорте.
           
          В условиях сокращения объемов производства росли поставки по импорту; увеличивался экспорт товаров, причем более быстрыми темпами, чем импорт.
           
          Общий объем прибыли, полученной предприятиями основных отраслей экономики (промышленности, строительства, транспорта) за 1996 год, сократился по сравнению с предшествующим годом почти наполовину, в то время как убытки увеличились почти втрое. В промышленности убыточными считаются свыше 40% всех предприятий, на транспорте - 60%, в строительстве - 33%.
           
          При относительно низких по сравнению с прошлым годом темпах инфляции в целом по Российской Федерации более быстрый рост цен в электроэнергетике, а также в строительстве негативно повлиял на финансовые результаты работы большинства предприятий из - за невозможности в полной мере компенсировать в цене возросшие затраты на производство продукции, так как при росте цен за истекший год в целом по промышленности в среднем на 22-23%, цены у производителей электроэнергии и угля энергетического увеличились на 33-34%.
           
          Недостаток финансовых ресурсов у предприятий вызван систематическими и растущими неплатежами покупателей продукции, в результате чего образовались значительные недоимки по платежам в бюджет. Так, суммарная задолженность по обязательствам предприятий промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства к началу текущего года превысила 1000 трлн. рублей.
           
          В числе факторов, обусловивших спад производства - низкая инвестиционная активность. Уменьшение вложений денежных средств в основной капитал на 18% привело к снижению технического уровня основных фондов (ОФ) предприятий, а темпы обновления ОФ промышленности составляют всего 2-3%, в то время как уровень изношенности - около 50%.
           
          Банковская система страны вследствие низкой платежеспособности предприятий еще слабо влияет на положение дел в экономике и не способствует оживлению производства. В структуре активов банков темпы роста кредитных инвестиций в экономику втрое ниже темпов роста вложений в ценные бумаги.
           

2. Поступление налоговых платежей

           
          Консолидированный бюджет. За 1996 год в бюджет страны поступило 470,5 трлн. рублей или 21% от предварительного значения объемов валового внутреннего продукта (ВВП), то есть столько же, сколько в 1995 году. Влияние объективных факторов (снижение объемов производства и реализации продукции, неплатежеспособность предприятий, повлекшие рост дебиторской задолженности, и т.д.) сдерживали рост поступлений налоговых платежей, в то время как субъективные факторы (усиление контрольной работы налоговых органов, применение различных мер, направленных на увеличение собираемости налогов) позволили несколько исправить сложившуюся ситуацию. Так, проведенная налоговыми органами дополнительная работа по реализации чрезвычайных мер, разработанных Правительством Российской Федерации, позволила направить в бюджет в декабре месяце 67,0 трлн. рублей, что на 21,4 трлн. рублей или 42% больше, чем в ноябре.
           
          Динамика поступлений налоговых платежей в бюджетную систему страны в 1996 году характеризовалась следующими данными:
           
          Таблица № 1

Месяц

Поступление налоговых платежей, трлн. руб.*


в %

в % к ВВП

          
 

  
 

к предыдущему периоду текущего года

к соответствующему периоду 1995 года

  
 

          Январь

28,3

Х

170,0

17,0

          Февраль

28,7

101,1

169,7

17,3

          Март

36,5

127,5

160,8

20,7

          Апрель

38,4

105,4

130,7

21,0

           Май

36,7

95,4

119,7

19,8

          Июнь

38,3

104,3

128,8

20,2

           Июль

42,0

109,8

136,3

22,3

          Август

39,9

95,0

121,1

20,0

          Сентябрь

30,3

76,0

101,7

14,7

          Октябрь

38,6

127,1

114,0

18,4

          Ноябрь

45,7

118,5

118,5

19,7

          Декабрь

67,0

147,0

144,8

29,8

 Итого за год

     470,5

X

133,2

20,9

       
          -----
        * Включая валютные поступления.
           
          Значительный рост поступлений налоговых платежей наблюдался на фоне незначительного увеличения числа предприятий и организаций, являющихся налогоплательщиками.
           
          Федеральный бюджет. В федеральный бюджет за январь-декабрь 1996 года поступило 204,1 трлн. рублей, или 9% от ВВП, в том числе в декабре - 31,1 трлн. рублей, или 14% от ВВП. При этом, по оперативным данным Банка России денежные поступления налогов и других платежей в федеральный бюджет составили 138,5 трлн. рублей, что на 30% больше, чем в 1995 году.
           
          Меры, предпринятые Правительством Российской Федерации и реализованные налоговыми органами, позволили в декабре превысить значение объема поступлений налоговых платежей предыдущего месяца на 53%.
           
          Бюджеты территорий. В бюджеты территорий за январь-декабрь было мобилизовано 266,4 трлн. рублей, или 12% от ВВП, в том числе в декабре поступило 35,9 трлн. рублей, или 16% от ВВП. По бюджетам территорий рост поступлений налоговых платежей в декабре составил 142%.
           
          Динамика налоговых платежей по уровням бюджетов в 1996 году характеризовалась следующими данными:
           
          Таблица № 2

Месяц

Федеральный бюджет

Бюджеты территорий

          
 

трлн. руб.

в % к общему объему поступлений в бюджетную систему

трлн. руб.

в % к общему объему поступлений в бюджетную систему

 Январь

14,0

49,5

14,3

50,5

Февраль

12,8

44,6

15,9

55,4

Март

17,7

48,5

18,8

51,5

Апрель

13,6

35,4

24,8

64,6

Май

14,6

39,8

22,1

60,2

Июнь

17,6

48,6

19,7

51,4

Июль

20,4

48,6

21,6

51,4

Август

16,8

42,1

23,1

57,9

Сентябрь

9,6

31,7

20,7

68,3

Октябрь

14,7

38,1

23,9

61,9

Ноябрь

20,3

44,4

25,4

55,6

Декабрь

31,1

46,4

35,9

53,6

Итого за год

204,1

43,4

266,4

56,6

          
          Наиболее значительными для федерального бюджета за прошедший год стали поступления налоговых платежей от 12 субъектов Российской Федерации, вклад которых в федеральный бюджет составил более 60%: г. Москва (27%), Ханты - Мансийский АО (9%), Московская область (5%), г. Санкт - Петербург (4%), Свердловская область (3,5%), Самарская область (3,1%), Нижегородская область (2,6%), Пермская область (2,1%), Иркутская область (1,8%), Омская область (1,7%), Кемеровская область (1,6%) и Оренбургская область (1,0%).
           
          Выполнение бюджетных назначений. Установленные бюджетные назначения по поступлению в федеральный бюджет налоговых платежей, контролируемых Госналогслужбой России, выполнены в 1996 году на 81,1%.
           
          Недовыполнение бюджетных назначений (с учетом лимита октября) на 18,9% объясняется рядом объективных причин, среди которых можно назвать следующие:
           
          1. Сокращение (выпадение) доходов федерального бюджета в 1996 году вызвано частично принятием ряда законодательных актов без соответствующей корректировки доходной части федерального бюджета, что привело к недополучению в виде выпадающих доходов 9,9 трлн. рублей.
           
          2. Выпадение доходов на сумму 2,75 трлн. рублей последовало после решения Правительства Российской Федерации о продлении до 1 марта 1996 года порядка бронирования средств на выплату заработной платы.
           
          3. Направление на пополнение собственных оборотных средств организаций текстильной и легкой промышленности средств, предназначенных для уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет, стало причиной недопоступления 500,0 млрд. рублей.
           
          4. Дальнейший спад промышленного производства и, в связи с этим, снижение объема валового продукта привели к недополучению налогов на сумму около 15,0 трлн. рублей.
           
          5. Из - за резкого снижения рентабельности в промышленности и на транспорте в федеральный бюджет не поступило 13,0 трлн. рублей в виде сбора налога на прибыль.
           
          6. Замедление темпов инфляции ниже прогнозируемых оценок, которые заложены в основу расчетов основных показателей федерального бюджета на 1996 год, сократило налогооблагаемую базу и уменьшило поступления налогов в федеральный бюджет за прошлый год на 8,0 трлн. рублей.
           

          С учетом данных потерь (выпадений) доходов в федеральный бюджет должно было бы поступить в 1996 году не менее 253,2 трлн. рублей или 109,5% от бюджетных назначений.
           
          Выполнение бюджетных назначений по месяцам 1996 года характеризуется следующими данными:
           

Таблица № 3

          

Месяц,

квартал

Бюджетные
назначения *,

трлн. руб.

Фактически поступило,

трлн. руб.

Выполнение бюджетных назначений,

в %

Отклонение бюджетных назначений
(+, -),
трлн. руб.

Январь
Февраль
Март

15,5
14,9
19,1

12,9
11,7
16,2

83,1
78,6
84,6

- 2,6
- 3,1
- 2,7

I квартал

49,5

40,8

82,4

- 8,7

Апрель
Май
Июнь

19,1
19,5
19,4

12,3
13,3
17,2

64,4
68,3
89,0

- 7,0
- 6, 2
- 2,0


II квартал

58,0

42,9

73,9

-15,1

Июль
Август
Сентябрь

20,5
21,7
20,2

18,7
15,1
8,3

91,0
69,6
41,2

-1,8
-6,6
-11,9

III квартал

62,3

42,1

67,5

-20,3

Октябрь
Ноябрь
Декабрь

14,4
22,4
24,7

13,3
18,9
29,6

70,9
84,7
120,0

- 1,1
- 3,4
4,9

IV квартал

61,4

61,8

100,7

0,4

Итого за 1996 год

231,2

187,6

81,1

-43,7

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      &n