Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение рекламы

           

Налогообложение рекламы  

         

М. В. Болдырева
Н. В. Яковлев,
юристы юридического агентства "Ирсан"
 

          В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 18.07.95 г. № 108 - ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация).

 

          Закон выделяет три существенных признака рекламы:

 

          1 ) она должна быть предназначена для неопределенного круга лиц;

 

          2) она призвана поддерживать или формировать интерес к физическим или юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям;

 

          3) она должна способствовать реализации товаров, идей, начинаний.

 

          Следует отметить, что четкого законодательного закрепления определение рекламы как объекта налогообложения до сих пор не получило. Поэтому остается нерешенным вопрос о возможности применения вышеприведенной формулировки рекламы для целей налогообложения. Такой вывод вытекает из понятия налога, который дает ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 г. № 2118 - 1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами". То есть для того, чтобы возникла та или иная налоговая обязанность, требуется ее установление законом, а не подзаконным актом, которыми являются инструкции, издаваемые Госналогслужбой России или Госналогинспекцией по г. Москве, где можно найти определение рекламы. Органы Госналогслужбы России не полномочны устанавливать нормы права. В их ведении находится лишь издание инструкций по применению законодательства о налогах по согласованию с Минфином России (ст. 25 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), в то время как установление конкретных норм - компетенция законодательных органов.

 

          Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" относит налог на рекламу к разряду местных налогов, то есть он должен устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти. Суммы таких платежей зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов, а расходы предприятий и организаций по уплате налогов на рекламу относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.

 

          С 21.12.92 г. в Москве действует Инструкция Госналогинспекции № 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в городе Москве", в соответствии с которой под рекламой понимается форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства массовой информации в виде средств печати, эфирного, спутникового и кабельного телевидения, радиовещания, световых газет, иллюстративно - изобразительных средств.

 

          Плательщиками налога на рекламу являются рекламодатели (юридические и физические лица, от имени которых осуществляется реклама). Они в соответствии с Инструкцией должны быть:

 

          - расположенными на территории г. Москвы юридическими лицами независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

 

          - филиалами и другими аналогичными подразделениями предприятий и организаций, имеющими отдельный баланс, расчетный или иной счет;

 

          - иностранными юридическими лицами;

 

          - физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей и осуществляющими свою деятельность на территории г. Москвы.

 

          В том случае если плательщик налога на рекламу занимается рекламной деятельностью в г. Москве, а зарегистрирован, например, в другом субъекте РФ, то на основании вышеприведенной Инструкции можно сделать вывод, что налог на рекламу следует перечислять не в бюджет г. Москвы, а в бюджет территории регистрации такого налогоплательщика.

 

          При размещении указанными лицами рекламы объектом налогообложения являются стоимость работ (услуг) по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции. При этом в Москве налог на рекламу, не преследующую коммерческие цели, не взыскивается. Следует отметить, что обязанность по уплате налога возникает при наличии одновременно двух условий: изготовления и распространения рекламы. В то же время осталось неопределенным, что есть "изготовление" и что есть "распространение" рекламы. В том случае, если исходить из существующего определения рекламы, изготовление, например, рекламного ролика или рекламного стенда нельзя считать изготовлением самой рекламы, поскольку рекламой они становятся только при наличии следующих условий:

 

          а) они должны быть предназначены для неопределенного круга лиц;

 

          б) они призваны поддерживать или формировать интерес к физическим или юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям;

 

          в) они должны способствовать реализации товаров, идей, начинаний.

 

          Таким образом, при наличии правоотношений между рекламодателем, рекламоизготовителем и (или) рекламораспространителем таких условий не возникает в виду следующих обстоятельств:

 

          - во - первых, эти отношения подразумевают конкретных субъектов, а не посвящены неограниченному кругу лиц;

 

          - во - вторых, их предметом являются конкретные услуги по изготовлению и распространению рекламы, а не действия по поддержанию и формированию интереса в отношении этих либо иных товаров, идей и т.д.;

 

          - в - третьих, отношения, возникшие в процессе изготовления рекламы, еще не способствуют реализации товаров.

 

          По тем же основаниям нельзя считать возникшей налоговую обязанность по уплате налога на рекламу только при распространении рекламы.

 

          Следовательно, на основании вышеприведенных доводов изготовление и распространение рекламы неразрывно связаны между собой, а объект налога на рекламу возникает при их одновременном присутствии.

 

          Инструкция Госналогинспекции по г. Москве практически дословно воспроизводит текст Положения о рекламе, содержащегося в Письме ВС РФ от 04.06.92 г. № 5.1/693, Госналогслужбы России от 02.06.92 г. № ИЛ - 6 - 04/1766, Минфина России от 02.06.92 г. № 04 - 05 - 20 "Примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов" (далее по тексту - Примерные положения).

 

          Но в отношении процедуры уплаты налога Госналогинспекция по г. Москве предлагает отличную от рекомендованной схему уплаты налога.

 

          Так, в Примерных положениях устанавливается, что рекламоизготовитель или рекламопроизводитель (рекламное агентство) получает налог на рекламу вместе с оплатой рекламных услуг и перечисляет налог на рекламу, в то ыремя как рекламодатель предоставляет в налоговый орган расчет сумм налога, тогда как Инструкция ГНИ по г. Москве обязывает рекламодателя производить расчет налога на рекламу один раз в квартал в срок сдачи бухгалтерской отчетности, и не позднее сдачи отчетности производить уплату налога в бюджет.

 

          Аналогичный порядок устанавливается и для физических лиц. Рекламодатель один раз в год производит расчет налога и до 1 апреля следующего года перечисляет налог на рекламу в бюджет.

 

          В этой же Инструкции определяется и порядок ведения бухгалтерского учета.

 

          Однако на практике московский рекламодатель, рассчитываясь за рекламные услуги, иногда включает в сумму расчета налог на рекламу, но не выделяет его как налог.

 

          В такой ситуации наиболее остро звучит положение Инструкции, в соответствии с которой ответственность за правильность исчисления, полноту и своевременность перечисления сумм налога в бюджет возлагается на плательщика налога, то есть на рекламодателей, а правильное исчисление и перечисление сумм налога на счет рекламного агентства (рекламоизготовителя, рекламораспространителя) еще не гарантирует своевременного перечисления или перечисления налога в бюджет.

 

          Ответственность же, как уже было указано, лежит на налогоплательщике, то есть рекламодателе.

 

          В связи с этим представляется необходимым предостеречь рекламодателей и рекомендовать им уплачивать налог на рекламу, следуя положениям Инструкции Госналогинспекции по г. Москве от 21.12.92 г. № 1. Однако эта рекомендация обусловлена совсем не удобством и не совершенством такого способа, а желанием оградить налогоплательщика от возможных проблем.

 

          Почти аналогичная ситуация, но в отношении банков и налогоплательщиков, рассмотрена в письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.04.96 г. № 1 "Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов", направленном 23.04.96 г. для сведения и руководства письмом Госналогслужбы России № НП - 4 - 11/39н.

 

          Формулировка "почти аналогичная" употребляется авторами статьи сознательно, так как в отличие от Инструкции Госналогинспекции по г. Москве № 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в г. Москве" вышеуказанное письмо более четко регламентирует ответственность за действия налогоплательщика и за действия банка, обслуживающего налогоплательщика.

 

          При анализе этих ситуаций очевидно, что рекламное агентство и банк играют схожую роль.

 

          Так же как и рекламное агентство, банк перечисляет налоговые платежи в бюджет по платежному поручению клиента.

 

          Разница состоит лишь в том, что для банка такая ответственность установлена законодательством, а в отношении рекламного агентства такой ответственности нет.

 

          Смысл разграничения ответственности налогоплательщика и ответственности банка сводится к следующему.

 

          Обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается уплатой им налога, то есть при поступлении соответствующих сумм в бюджет.

 

          В случае непоступления денег в бюджет возникает недоимка, которая взыскивается с налогоплательщика в общем порядке.

 

          Здесь - то и возникает вопрос о виновнике недоимки.

 

          Если непоступление (просрочка поступления) налогов в бюджет вызвана противоправными действиями самого налогоплательщика, то ответственность должна применяться к нему. А если налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления соответствующей суммы налога в бюджет (своевременно представил банку надлежаще оформленное платежное поручение на перечисление налоговых платежей, при наличии денежных средств на счете ответчика), то ответственность за неуплату налогов к нему применяться не может.