Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О дополнительных налогах и сборах, вводимых органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления


О дополнительных налогах и сборах, вводимых органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления  

     

В.Н. Кошкин,
начальник отдела анализа опыта и тенденций
развития регионального и местного
налогообложения Госналогслужбы России
 

          Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по введению региональных и местных налогов определяются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.

 

          Региональные и местные налоги подразделяются на 2 группы:

 

          а) налоги и сборы, действующие на всей территории Российской Федерации, порядок исчисления которых определяется федеральным законодательством, за исключением отдельных параметров, уточняемых на местах в пределах, предусмотренных федеральными нормативами;

 

          б) налоги и сборы, вводимые региональными и местными органами власти, которые имеют силу только на подведомственной территории.

 

          Поступления региональных и местных налогов и сборов за 1993-1996 годы характеризуются следующими показателями:

 

          Таблица      
     


n/n

Поступления налогов и их удельный вес  

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Рост в %
96/95

1

Общие поступления налогов и других обязательных платежей в млрд. руб., из них в бюджет территорий

38 250

134 687

353 334

474 695

134,3

2

Поступления от налогов и сборов, вводимых региональными и местными органами власти - в млрд. руб.  

975

5 960

15 721

25 557

162,6

3

Удельный вес поступлений от налогов, вводимых региональными и местными органами власти в общих поступлениях, в %  

2,6

4,4

4.7

5,4


 

4

Удельный вес поступлений от налогов, вводимых региональными и местными органами власти, в поступлениях в бюджеты территорий, в %  

4.1

6.8

8,3

9,5


 

     

          Поступления от налогов, вводимых региональными и местными органами власти в бюджеты территорий, планировались на 1996 год в размере 23,5 трлн. рублей, а фактически получено 25,5 трлн. рублей или 5,4% от общих налоговых поступлений по России и 9,5% от поступлений в бюджеты территорий, то есть в 1,6 раза больше, чем в 1995 году.

 

          В республиках Карелия, Чувашия, Хабаровском крае, Астраханской, Белгородской, Кемеровской, Курской, Липецкой, Пензенской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Нижегородской областях, г. Москве доля этих налогов и сборов в поступлениях в бюджеты территорий превысила 12%.

 

          Более высокие темпы роста поступления от этих налогов и сборов по сравнению с общими налоговыми поступлениями объясняются тем, что их исчисление не связано с конечными результатами (прибыльностью, убыточностью предприятий), а в большей степени зависит от объемных показателей (объемов реализации, фонда оплаты).

 

          Кроме того, в 1996 году во многих регионах России вводились дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные налоговым законодательством.

 

          Перечень региональных и местных налогов и сборов определен ст. 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". По отдельным видам этих налогов установлены налогооблагаемая база и предельный размер ставок. В ст. 18 этого Закона говорится о том, что органы государственной власти всех уровней не вправе вводить налоги и обязательные платежи, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

 

          Значительно расширил полномочия региональных органов государственной власти и местного самоуправления Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. № 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году", позволив взимать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные налоговым законодательством.

 

          Названная норма Указа Президента, изданного в период осуществления законодательных полномочий, отнесенных к компетенции Федерального Собрания, определяла один из общих принципов построения налоговой системы, носила длящийся характер и сохраняла свое действие до законодательного урегулирования вопроса на федеральном уровне.

 

          Используя предоставленное право, органы государственной власти многих субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вводили на своей территории в течение 1994-1996 годов дополнительные налоги, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

 

          Так, в 1995 году дополнительные налоги взимались в 66 регионах России, в то время как 1996 году - уже в 75.

 

          По 4-5 видов дополнительных налогов и сборов было введено в республиках Башкортостан, Тыва, Красноярском, Хабаровском краях, Владимирской, Вологодской, Калининградской, Тверской, Липецкой, Московской, Оренбургской, Псковской, Челябинской, Ярославской областях, от 7 до 12 дополнительных платежей делалось в республиках Саха, Бурятия, Белгородской, Курской, Ленинградской, Нижегородской областях.

 

          Введение дополнительных налогов и сборов обосновывается на местах необходимостью решения социальных вопросов, защиты окружающей среды, укрепления местных бюджетов за счет использования территориальных природно - экономических факторов.

 

          Например, в ряде городов и районов Республики Дагестан, Ивановской, Смоленской, Пермской, Ленинградской областях взимался сбор, идущий на социальную поддержку малообеспеченных слоев населения.

 

          В Липецкой области введен сбор на содержание городского автомобильного и электротранспорта в связи с предоставлением населению права бесплатного проезда в общественном транспорте. Аналогичные местные сборы установлены в Якутске и Рязани.

 

          В ряде районов взимались дополнительные сборы на содержание оздоровительных лагерей для детей.

 

          В Республике Алтай введен налог на реализацию пантпродукции.

 

          Вместе с тем в ряде случаев целесообразность введения дополнительных налогов сомнительна, вызывала недовольство налогоплательщиков, увеличивала налоговое бремя, усложняла налоговую систему, снижала эффективность контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов.

 

          Так, в одном из районов Республики Башкортостан был введен сбор на содержание излишнего поголовья дойных коров: в одном из районов Брянской области - налог на содержание районной футбольной команды; в ряде районов Республики Дагестан взимался сбор за проезд через территорию города; в нескольких районах Калининградской области были введены сборы за парковку иностранного автотранспорта и за право проезда по центральным улицам города; в Курской, Липецкой, Орловской областях взимался сбор за использование иностранных алфавитов в названиях предприятий; в Омской, Оренбургской областях брался сбор с авиапассажиров; в Саратовской области - сбор за проезд по автодорожному мосту Саратов-Энгельс.

 

          Более того, многие дополнительные налоги вводятся с нарушением действующего законодательства Российской Федерации и приводят к двойному налогообложению. Это относится, в частности, к налогам с продаж (покупки), реализации вино - водочных изделий, произведенных в других регионах России.

 

          Так, в ряде районов Московской области был введен сбор (налог) с покупки, плательщиками которого были определены юридические лица, реализующие товары, с включением расходов по его уплате в цену товара вместо отнесения за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль, как это определено Указом Президента Российской Федерации. Аналогичные местные налоги с покупки (продаж) взимались в Республике Мордовии, Хабаровском крае, Калужской, Кемеровской, Нижегородской, Тюменской областях и ряде других регионов.

 

          В Чувашской Республике был введен налог на реализацию алкогольных напитков, табачных и ювелирных изделий, расходы по уплате которых также включаются в цену товара.

 

          В Республике Саха, помимо местного лицензионного сбора за право торговли вино - водочными изделиями, взимался региональный налог с продаж вино - водочных изделий.

 

          В республиках Бурятия, Коми, Тыва, Курской, Белгородской, Липецкой областях и многих других регионах был введен дополнительный налог на реализацию вино - водочных изделий, произведенных в других регионах России, что также противоречит федеральному законодательству.

 

          Всего на территории Российской Федерации было введено и действовало дополнительно около сотни видов налогов и сборов.

 

          Безусловно, такой калейдоскоп налоговых платежей вызывает недовольство налогоплательщиков, затрудняет работу налоговых инспекций по контролю за обоснованностью их исчисления и уплаты.

 

          Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 г. № 1214 "О признании утратившим силу пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году"" в целях улучшения финансового состояния предприятий, облегчения налогового бремени и упорядочения установления и взимания региональных и местных налогов и сборов пункт 7 признан с 1 января 1997 года утратившим силу.

 

          Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления предложено отменить свои решения о введении дополнительных налогов, противоречащих Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

 

          Как известно, налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в пределах их компетенции.

 

          Во исполнение вышеназванного Указа Президента Госналогслужба России поручила налоговым органам совместно с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принять в соответствии с возложенными на них функциями меры по отмене дополнительных налогов и сборов и приведению принятых решений и нормативных актов в соответствие с действующим налоговым законодательством.

 

          По сообщениям государственных налоговых инспекций, органы законодательной и исполнительной власти на местах с пониманием отнеслись к исполнению требований Указа Президента Российской Федерации. В большинстве регионов России эти вопросы рассмотрены на заседаниях представительных органов власти и приняты решения об отмене дополнительных налогов и сборов. В ряде регионов эти вопросы будут рассмотрены на ближайших заседаниях.

 

          Однако следует отметить, что в отдельных регионах органы власти, ссылаясь на права, предоставленные им Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и учитывая важность поступлений от дополнительных налогов и сборов в решении социально - экономических проблем на подведомственных территориях, а также принимая во внимание рекомендательный характер второй части пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 года № 1214, считают возможным не отменять данные налоги и сборы. Такие факты имеют место в Оренбургской, Волгоградской, Новосибирской областях, республиках Адыгея, Мордовия, Саха. По вопросу правомерности этих действий налоговыми инспекциями направлены запросы в органы прокуратуры.

 

          Кроме того, учитывая положительное влияние на укрепление доходной части региональных и местных бюджетов, целевую социальную направленность некоторых введенных налогов, руководители исполнительных органов власти некоторых регионов (Хабаровского края. Волгоградской, Нижегородской, Новгородской, Свердловской, Белгородской областей, г. Москвы) обратились к Президенту Российской Федерации и Правительству России с просьбой о сохранении предоставленного им права по введению дополнительных налогов и сборов с учетом сложившихся в регионе условий.

 

          Например, в г. Москве введены дополнительные местные сборы - гостиничный сбор и сбор на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально - бытовыми условиями граждан, прибывающих в г. Москву на жительство. Сбор уплачивают граждане, пожелавшие проживать на жилой площади, принадлежащей им на праве собственности. Учитывая значимость проблем развития инфраструктуры для столичного города. Правительство Москвы обратилось к Президенту России о сохранении этих сборов до принятия Налогового кодекса Российской Федерации.

 

          В ряде других обращений ставится вопрос о внесении в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" изменений в перечень региональных и местных налогов и сборов, в частности включения в их число налога с продаж (покупки).

 

          Забота руководителей органов исполнительной власти регионов о пополнении доходной части региональных и местных бюджетов понятна, но при этом следует учитывать, что действующее налоговое законодательство охватывает широкий перечень налогов и сборов, которые могут вводиться на местах и решать местные финансовые проблемы.

 

          Предлагая ввести налог с продаж, некоторые руководители регионов не учитывают, что действующее законодательство дает органам местного самоуправления возможность вводить сбор за право торговли. При этом, закон не регламентирует ни ставку сбору, ни плательщиков, ни вид торговой деятельности: осуществляешь торговую деятельность, получаешь доходы, внеси в местный бюджет определенную органами власти часть дохода.

 

          В связи с отменой права введения дополнительных налогов и сборов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, до принятия Налогового кодекса Российской Федерации (или другого законодательного акта о налогах) органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления должны руководствоваться Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а налоговые органы обязаны обеспечивать контроль за соблюдением налогового законодательства.