Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об особенностях внесения в бюджет платежей за пользование лесными ресурсами

           

Об особенностях внесения в бюджет платежей за пользование лесными ресурсами  

        

И.К. Выскребенцев,
начальник Управления методологии ресурсных
платежей Госналогслужбы России
 

          Лесной комплекс России является сложной многоотраслевой структурой, требующей повседневного внимания со стороны государства. Недооценка роли лесной промышленности и лесного хозяйства в настоящий период не позволяет сохранять и поддерживать на должном уровне необходимый потенциал лесного комплекса.

 

          Особенно тяжелое финансово - экономическое положение сложилось в базовой для всего комплекса лесозаготовительной промышленности, обеспечивающей в Российской Федерации поступление основного объема лесного дохода. Если в 1994 году в подотрасли было 45,5% убыточных предприятий, в 1995 году - 40,9%, то за 9 месяцев 1996 года их стало 62,8%. По состоянию на 1 октября 1996 года кредиторская задолженность в лесозаготовительной промышленности достигла 8,8 трлн. руб., в том числе 2,4 трлн. руб. - задолженность бюджету. Убытки подотрасли за этот же период составили 648,1 млрд. руб.

 

          В настоящее время практически каждый леспромхоз имеет задолженность по платежам в размере от 3 до 26 млрд. руб.

 

          Средняя заработная плата в лесозаготовительной промышленности по итогам 9 месяцев 1996 года составляла 693,1 тыс. руб., что на 26% ниже средней по промышленности в целом. Просроченная задолженность по заработной плате достигла 723,6 млрд. руб. и увеличилась с начала года в 2,5 раза.

 

          За последние годы в связи с отсутствием инвестиций не введено ни одного нового лесозаготовительного предприятия; строительство дорог круглогодового действия сократилось в 15 раз. Износ основной лесозаготовительной техники в отрасли достиг 75%, а на отдельных предприятиях и выше. Показатель использования мощностей составляет всего 53%.

 

          Недостаток оборотных средств, невостребованность древесного сырья на внутреннем рынке, в том числе в целлюлозно - бумажном производстве и деревообработке, непрекращающийся рост железнодорожных тарифов и цен на энергоносители поставили на грань банкротства абсолютное большинство лесозаготовительных предприятий.

 

          Не решается проблема компенсации предприятиям средств, отвлеченных на содержание социально - бытовой сферы градо -  и поселкообразующих предприятий, осуществление за счет предприятий гарантированных государством выплат по районным коэффициентам и северным надбавкам.

 

          Во многом сходные экономические и социальные проблемы сложились в лесном хозяйстве. Положение в отрасли усугубляется крайне недостаточным и из года в год уменьшающимся финансированием из федерального бюджета.

 

          В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2118 - 1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 20) лесной доход является налогом субъектов Российской Федерации и поступает в местные бюджеты или непосредственно на счета лесхозов в виде лесных податей, арендной платы за пользование участками лесного фонда, неустоек за нарушения лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню, взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства и ряда других платежей. При этом независимо от принятой формы взаиморасчетов с лесхозами (поступление лесного дохода из местных бюджетов или напрямую от лесопользователей, минуя бюджеты) все суммы указанных платежей необходимо учитывать в доходной и расходной частях местных бюджетов.

 

          Основную часть лесного дохода составляют лесные подати за древесину, отпускаемую на корню, которые, по приблизительной оценке, составляют около 85% общего объема лесного дохода.

 

          Данные лесозаготовительных предприятий свидетельствуют о том, что по отдельным регионам и в пределах каждого конкретного региона размеры стоимости древесины на корню в силу местных особенностей зачастую значительно различаются.

 

          По сведениям Госкомлеспрома России, в отдельных случаях уровень стоимости древесины на корню в настоящее время может достигать 65 тыс. руб. в расчете на 1 куб. м. По лесозаготовительной промышленности в целом средний размер платы за древесину на корню за 1 куб. м в 1995 году составил 3,76 тыс. руб., а за первое полугодие 1996 года - 4,80 тыс. руб., или превысил уровень 1995 года на 27,7%.

 

          Средняя по отрасли себестоимость заготовки 1 куб. м древесины в 1995 году составила 83,6 тыс. руб., а за первое полугодие 1996 года- 133,3 тыс. руб., или превысила уровень 1995 года на 59,4%. При этом удельный вес стоимости древесины на корню в себестоимости товарной продукции лесозаготовок по отрасли в целом в 1995 году составил 4,5%, а в первом полугодии 1996 году - 3,6%.

 

          Если бы на рост себестоимости заготовки древесины влияло только повышение ставок лесных податей, то, согласно расчетам Рослесхоза, увеличение себестоимости заготовки 1 куб. м древесины в первом полугодии 1996 года по сравнению с 1995 годом составило бы всего 1,3%, что позволило бы лесной промышленности иметь более 15 тыс. руб. прибыли с каждого заготовленного кубометра древесины.

 

          По данным Рослесхоза, в 1995 году стоимость 1 обезличенного кубометра древесины, отпускаемой на корню, составила 3,66 тыс. руб. Доля стоимости древесины на корню в цене круглого леса в среднем по России в этот период составила 4,1% и по субъектам Российской Федерации колебалась от 0,5% в Приморском крае до 22,3% в Калининградской области.

 

          С момента вступления в силу Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.93 г. № 4613-1 в лесном комплексе России была введена необходимая нормативная база. В соответствии с указанными Основами и распоряжением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.93 г. № 2230 - р были разработаны Основные положения о порядке и условиях взимания лесных податей, утвержденные Госналогслужбой России, Минфином России и Рослесхозом 14.12.93 г. № НП - 4 - 02/199н, № 148, №7.

 

          Лесные подати взимаются со всех пользователей лесным фондом. Указанные платежи при широком перечне подлежащих оплате лесных ресурсов могут взиматься в форме денежных платежей, части объема заготовленных ресурсов или иной производимой пользователями продукции, выполнения работ или предоставления услуг. При этом формы внесения лесных податей определяются районными органами власти и оговариваются в разрешительных документах по каждому объекту пользования- лесорубочных билетах (ордерах) и лесных билетах.

 

          Что касается периодичности поступления в бюджет лесных податей, то они вносятся в виде разовых или регулярных платежей с начала пользования конкретными участками лесного фонда в течение всего срока действия разрешительных документов.

 

          Внесение в бюджет платы за древесину на корню в качестве основного лесного ресурса, обеспечивающий наибольший объем поступлений лесного дохода, осуществляется в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 19.04.94 г. № 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню". Порядок внесения лесных податей при пользовании иными лесными ресурсами устанавливается органами власти субъектов Российской Федерации.

 

          При установлении принципов определения ставок и размеров лесных податей региональные и местные органы власти должны исходить из следующих положений:

 

          а) размеры лесных податей рассчитываются исходя из ставок за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом, а по отдельным видам пользования лесным фондом- исходя из ставок за единицу эксплуатируемой площади лесного фонда, указанной в разрешительном документе;

 

          б) конкретные ставки лесных податей зависят от вида лесного пользования, экономико - географических условий эксплуатации участков лесного фонда и устанавливаются органами власти районов (городов) по результатам лесных торгов (конкурсов и аукционов) или иным способом;

 

          в) конкретные ставки лесных податей должны быть не ниже минимальных ставок, устанавливаемых органами власти субъектов Российской Федерации при участии соответствующих территориальных органов государственного управления лесным хозяйством;

 

          г) минимальные ставки лесных податей регулярно пересматриваются в связи с изменением уровня рыночных цен на лесопродукцию и величины затрат на производство этой продукции, включая оплату труда, материалов, энергии, сумм износа основных средств, начисляемых по нормам амортизационных начислений на их полное восстановление;

 

          д) периодичность пересмотра минимальных ставок лесных податей определяется органами власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных государственных органов управления лесным хозяйством.

 

          Установление минимальных ставок лесных податей предусмотрено на основе методических рекомендаций, разработанных государственным органом управления лесным хозяйством. С 1994 года в качестве основного нормативного документа, используемого для установления размера платежей за пользование лесными ресурсами, в регионах Российской Федерации, применяются Методические рекомендации по расчету минимальных ставок лесных податей и ставок арендной платы при передаче участков лесного фонда в аренду от 01.02.94 г., утвержденные Рослесхозом.

 

          Указанные рекомендации содержат методическую основу для расчета ставок лесных податей на древесину, отпускаемую на корню, а также недревесные ресурсы леса и другие пользования: живицу, дикорастущие ягоды, грибы, плоды, древесные соки, лекарственное и техническое сырье.

 

          Вместе с тем, органы власти субъектов Российской Федерации могут вводить и иной порядок установления принципов определения размеров лесных податей, в том числе применять при расчете платежей за древесину на корню ранее действовавшие лесные таксы.

 

          Минимальные ставки лесных податей используются при организации лесных торгов (конкурсов и аукционов), при передаче участков лесного фонда в аренду и при иных формах организации лесопользования, разрешенных законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

 

          Действующий порядок применения ставок лесных податей предусматривает меры стимулирования вовлечения в хозяйственный оборот низкокачественной древесины. Так, районные (городские) органы власти могут предоставлять лесопользователям скидки по отношению к минимальным ставкам лесных податей на отдельных участках лесного фонда вследствие необычно низкой эффективности лесопользования на них- при разработке горельников, ветровальной, снего -  и буреломной древесины, насаждений с повышенным содержанием низкотоварной и маломерной древесины, мелкоконтурности эксплуатируемых участков лесного фонда, при пониженном выходе полезной продукции и в иных аналогичных случаях.

 

          Ряд проведенных в 1995-1996 годах мер совершенствования налоговой политики по платежам за лесные ресурсы дал определенный положительный эффект и позволяет рассчитывать на увеличение объемов поступлений в ближайшей перспективе.

 

          В то же время в вопросах обоснования потенциальных возможностей регионов по взиманию платежей за пользование лесными ресурсами, совершенствования порядка их исчисления и использования необходимо принятие решений долгосрочного характера. В соответствии с проектами Налогового и Лесного кодексов Российской Федерации предполагается зачисление указанных платежей в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации.

 

          Таким образом, с принятием указанных законопроектов установление минимальных ставок платежей за пользование лесными ресурсами переносится на федеральный уровень. Это, в частности, позволит выровнять существующий разброс в ставках платежей за древесину на корню и в централизованном порядке устанавливать их обоснованный уровень в конкретных регионах по расстояниям вывозки, породам и качеству древесины.
     
               По расчетам Рослесхоза, средняя ставка платежей за древесину на корню может быть установлена на уровне 12-15 тыс. руб., что составит примерно 12 - 15% от стоимости обезличенного кубометра круглых лесоматериалов и в зависимости от снижения или увеличения объема заготовок древесины позволит мобилизовать в бюджетную систему в 1997 году от 1,5 до 2,0трлн. руб. лесного дохода.

 

          Иначе выглядят прогнозы Госкомлеспрома России, согласно которым дальнейшее повышение стоимости древесины на корню приведет к полной остановке лесозаготовительного производства, что повлечет за собой остановку целлюлозно - бумажной и деревообрабатывающей промышленности  -

 

          Поэтому Госкомлеспром России возражает против предложений Рослесхоза увеличить ставки платежей за древесину на корню. Кроме того, Госкомлеспром России считает необходимым установить в законодательном порядке ограничения размера платы за древесину на корню путем введения нормативов максимального размера с учетом отдаленности предприятий от путей сообщения и приграничных зон. Данная мера, по расчетам Госкомлеспрома России, позволит смягчить нагрузку на отдаленные леспромхозы по доставке древесины и даст возможность перерабатывающим предприятиям (деревообрабатывающим и целлюлозно - бумажным) закупать ее у леспромхозов.

 

          По мнению Госналогслужбы России, по данному вопросу должно быть принято компромиссное решение, учитывающее экономические интересы и возможности обеих отраслей.

 

          Анализ сложившейся в настоящее время в Российской Федерации ситуации в лесопользовании свидетельствует о крайне неудовлетворительном состоянии организации и практики использования лесосырьевых ресурсов.

 

          В последние годы происходит резкое снижение объемов заготовки древесины. Так, в 1995 году по рубкам главного пользования было заготовлено всего около 124 млн. куб. м древесины или 25% от расчетной лесосеки, и этот показатель стал самым низким за истекший послевоенный период.

 

          Большое значение в деле дальнейшего совершенствования организации лесопользования и увеличения поступлений лесного дохода имеют новые формы взаимоотношений владельцев лесного фонда, лесопользователей и органов власти- аренда участков лесного фонда и лесные торги.

 

          Однако внедрение в практику работы лесного комплекса арендных отношений и лесных торгов осуществляется с серьезным отставанием от современных требований.

 

          Не востребованы в должной мере многообразные сырьевые ресурсы при осуществлении лесных пользований, связанных с заготовкой второстепенных лесных материалов и проведением побочных лесных пользований. Как показывает практика, использование этих ресурсов зачастую осуществляется бесплатно, что в значительной мере снижает возможности мобилизации в бюджет дополнительных сумм лесного дохода.

 

          В то же время в ряде регионов в настоящее время накоплен определенный положительный опыт по организации рыночных отношений в лесопользовании. В частности, в Вологодской области практикуется выполнение лесовосстановительных работ силами арендаторов. В Республиках Бурятия, Карелия, Марий Эл, Костромской и Ленинградской областях значительная часть объемов рубок ухода за лесом осуществляется по договорам с лесопользователями. Активизируется работа по повышению полноты взимания арендной платы.

 

          Необходимым условием эффективной мобилизации в бюджетную систему платежей за пользование лесными ресурсами является активизация контрольной работы.

 

          В целях повышения уровня налоговых поступлений и во исполнение Национального плана проверок налогоплательщиков на 1996 год, утвержденного Госналогслужбой России по согласованию с ФСНП России, государственные налоговые инспекции по 30 субъектам Российской Федерации провели проверку владельцев лесного фонда по вопросам правильности исчисления и внесения в бюджет лесных податей и других связанных с ними налогов.

 

          В ходе проверки по лесорубочным билетам, выданным владельцами лесного фонда лесопользователям и для собственных заготовок древесины, контролировались правильность исчисления, полнота и своевременность внесения в бюджет в 1995 году лесных податей, налога на добавленную стоимость, специального налога и земельного налога от платы за древесину на корню, неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню и взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству из - за нарушения лесного законодательства, а также другие вопросы лесопользования.

 

          По результатам проверки было начислено платежей и предъявлено по ним финансовых санкций на общую сумму 11 063,5 млн. руб., в том числе доначисления по платежам составили 7636,8 млн. руб. и финансовые санкции- 3426,7 млн. руб.

 

          Проверка вскрыла серьезные недостатки в работе лесохозяйственных органов при мобилизации в бюджет платежей за лесные ресурсы по вопросам, относящимся к их компетенции. Так, при отсутствии действенного контроля владельцев лесного фонда за порядком исчисления и внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, доначисления платежей, связанные с ошибками при материальной оценке лесосек, составили 523,2 млн. руб., доначисления по фактам неправильного применения ставок лесных податей- 2030,6 млн. руб., доначисления в связи с превышением фактической заготовки древесины в сравнении с данными лесорубочных билетов- 1064,2 млн. руб. По другим нарушениям порядка исчисления и внесения в бюджет платежей при отпуске древесины на корню, допущенным владельцами лесного фонда и лесопользователями, было доначислено 1176,5 млн. руб.

 

          Наибольший объем доначислений по фактам неправильного применения ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, имел место в Хабаровском крае- 476,0 млн. руб. (или 23,4% доначисленных по этому нарушению сумм в целом по всем 30 регионам), в Ханты - Мансийском автономном округе- 220,1 млн. руб. (10,8%), в Коми - Пермяцком автономном округе- 171,1 млн. руб. (8,4%),  в Новгородской Области - 167,5 млн. руб. (8,2%) и в Свердловской области -  159,3 млн. руб. (7,8%).

 

          Произведенные по всем 30 регионам доначисления от платы за древесину на корню налога на добавленную стоимость составили 676,7 млн. руб., специального налога - 58,3 млн. руб. и земельного налога- 130,6млн.рублей. За другие лесные ресурсы было доначислено лесных податей на сумму 69,7 млн. руб.

 

          По выявленному в ходе проверки широкому перечню совершенных в лесном фонде хозяйствующими субъектами в 1995 году лесонарушений было доначислено 1718,2 млн. руб. неустоек и 188,8 млн. руб. взысканий за ущерб от лесонарушений. Проверка выявила также факты неполного внесения в бюджет сумм от реализации секвестрованной древесины и древесины, заготовленной в порядке проведения прочих рубок и переданной лесопользователями владельцам лесного фонда. Общая сумма этих платежей составила 14,1 млн. руб.

 

          Основанием для предъявления налоговыми органами лесонарушителям дополнительных сумм неустоек и взысканий за ущерб чаще всего являлись факты непривлечения в необходимых случаях лесопользователей владельцами лесного фонда к материальной ответственности, а также такие нарушения порядка исчисления неустоек и взысканий за ущерб, как занижение их размеров в результате неправильного применения коэффициентов, ставок платежей и ошибок в расчетах.

 

          При проведении проверки отмечались нарушения принятого в регионах порядка распределения сумм лесных податей между бюджетной системой и владельцами лесного фонда, а также необоснованное предоставление налоговых льгот лесопользователям.

 

          Выявленные нарушения свидетельствуют о неудовлетворительном уровне платежной дисциплины у владельцев лесного фонда и лесопользователей, отсутствии необходимой координации и действенного регулирования их деятельности как со стороны вышестоящих организаций, так и местных органов власти.

 

          Как показывает опыт контрольной работы, накопленный за последнее время, нарушения порядка исчисления и взимания платежей за пользование лесными ресурсами и других связанных с ними налогов имеют, как правило, типичный и при недостаточном контроле лесохозяйственных и налоговых органов массовый характер.