Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Спасение бюджета - не налоги, а восстановление материального производства

           

Спасение бюджета - не налоги, а восстановление материального производства  

    

В. П. Логинов,
заместитель директора Института экономики РАН, д.э.н.,
профессор, академик АЕН РФ
 

          Прошедший 1996 год ознаменовался массовыми неплатежами в бюджет, невыплатой заработной платы, стипендий, различных социальных пособий. Эта проблема стала более актуальной для общества, чем спад производства, инфляция, отсутствие инвестиций в промышленность, ибо о ней заговорили как о политической проблеме, характеризующей государство и способность правящей власти обеспечить свой народ всем необходимым для достойного образа жизни.

 

          Основная доля задолженности по налогам (более 60% общей суммы) относится к отраслевому срезу экономики. Причем, наибольшая ее часть приходится на относительно преуспевающие отрасли промышленности: ТЭК (40%), строительство и транспорт (20%). Машиностроение и металлообработка задолжали бюджету 25% налоговых платежей. С учетом бедственного положения этих отраслей их относительная задолженность кажется не столь катастрофичной. Между тем, эти отрасли составляют основу российской промышленности, и их долг в абсолютном выражении способствует дефициту бюджета в наибольшей мере.

 

          Средства массовой информации с подачи министра финансов А. Лившица и председателя ЦБ С. Дубинина стали во всем винить налоговую службу, критиковать систему налогообложения в стране и заявлять о массовом уклонении от уплаты налогов предприятий, банков, предпринимателей и граждан. В настоящее время государство недобирает от 30% до 40% потенциальных налоговых платежей, чем обедняет свою казну, ставя под угрозу как социальные выплаты, так и инвестиции в производство. Но налоги не являются панацеей от всех наших бед. По словам В. Панскова, "на стимулирующую (сдерживающую) роль налогов можно рассчитывать только в условиях отлаженного рыночного механизма, при котором в полной мере работают нормальные рычаги спроса и предложения, свободной конкуренции производителей и есть возможность для беспрепятственного и быстрого перетока ресурсов между различными сферами предпринимательской деятельности *1".

 

           -----

          *1 Налоговый вестник, 1996. № 2.

 

          При ослаблении платежной дисциплины, постоянном росте взаимных неплатежей суммарная задолженность по финансовым обязательствам всех отраслей хозяйства к началу 1997 года превысила 1000 трлн. руб., из нее просроченная задолженность составила более 500 трлн. руб.

 

          В условиях, когда 70% собственности находится не в руках государства, а во владении частных лиц, различных АО, ТОО и даже иностранных компаний, правительству остается только надеяться на честность налогоплательщиков, ибо налоги составляют значительную долю доходной части бюджета. За 1996 год налоговые платежи составили 207,0 трлн. руб. или 9% от ВВП России (в 1995 году - также 9%). В федеральный бюджет налогов поступило на 37% больше, чем в 1995 году. Казалось бы, это положительный факт при общем спаде производства за 1996 год (по ВВП на 6%). Между тем, в нашей стране при быстром переходе к рынку, особенно в деле приватизации, еще не создана элементарная рыночная культура, основанная на доверии, выполнении финансовой дисциплины, обязательной оплате товара и услуг.

 

          В западных странах, в Японии, Южной Корее также встречаются мошенники и организуются пирамиды. Но западный бизнес, основанный на доверии к партнеру и государству, не приемлет надувательства, и нечестный делец будет в конце концов вынужден оставить свое дело. И, наконец, во всех западных странах налоговое законодательство, имеющее многолетнюю историю, предусматривает строгие санкции за его нарушение.

 

          И если представить себе ситуацию, когда налоговая служба работает безупречно, а законодательство предусматривает тюремное заключение за неуплату налогов, как, например, в США, все равно большая часть налоговых платежей в России будет "утекать" мимо государственной казны, ибо многие более серьезные уголовные преступления остаются без наказания.

 

          Это, конечно, не означает, что не надо совершенствовать наше законодательство и не следует укреплять налоговую службу, которая находится в начале своего становления. Наоборот, чем быстрее наше законодательство будет соответствовать рыночным требованиям, а налоговая служба укреплена квалифицированными кадрами, необходимой техникой, организован повсеместный компьютерный учет доходов всех категорий юридических и физических лиц, тем успешней будут происходить основные рыночные процессы в стране, а государство не будет выглядеть постоянным и безнадежным банкротом.

 

          Но, вместе с тем не стоит переоценивать возможности фискальной политики, ибо ее результативность в основном зависит от макроэкономических процессов, протекающих в экономике. В развитых странах основная часть налоговых поступлений приходится на налоги с физических лиц и на отчисления от прибыли предприятий (в странах ОЭСР соответственно 7,3% и 29,7% за 1994 год). В России налоги на прибыль с юридических лиц составили в 1996 году 19%, а налоги с физических лиц - 2,7%. Но поскольку промышленность России находится в кризисном состоянии и в ней отсутствует реальный оборот ресурсов, постольку и мала получаемая прибыль и много убыточных предприятий и просто банкротов. Поэтому может рассчитаться с бюджетом лишь малая часть предприятий, а объем поступлений в абсолютном выражении слишком мал. Сбор же налогов с физических лиц осуществляется успешно лишь в форме подоходного налога с бюджетников, где он взимается автоматически независимо от желания налогоплательщика. Но так как в 1996 году заработная плата бюджетникам задерживалась, то и налоги с них взимались также с перебоями.

 

          Основная же масса налоговых поступлений обеспечивается в России налогом на добавленную стоимость (48,3%), акцизами (23,3%) и платежами за использование недр и природных ресурсов (3,5%).

 

          При этом надо учесть и сравнительно низкую заработную плату в России, что и объясняет во многом небольшую долю подоходного налога в общем объеме налоговых поступлений. Что же касается наиболее обеспеченной группы населения, занимающейся частным бизнесом, валютными операциями, скупкой и продажей недвижимости, а то и криминальной деятельностью установить их реальный доход очень трудно.

 

          Со второй половины 1996 года в Госдуме, Совете Федерации и Правительстве обсуждаются предложения о новых источниках взимания налогов, с тем чтобы повысить степень их собираемости и увеличить их общий объем для уменьшения бюджетного дефицита. Предлагается увеличить налоги с "челноков", ввести налоги со вкладов граждан, взимать сборы за покупку и продажу валюты, повысить ставки налога на землю и т.д. Однако введение или повышение ставок налогов может привести к отрицательным последствиям, которые для государства будут более значимы, чем положительный эффект, полученный от самого налога. Так, налог на вклады граждан немедленно приведет к частичному изъятию денег из банков и уменьшению их общей суммы, что уже было в 1994 году, когда банки снизили проценты по вкладам. Налог на покупку валюты приведет к оживлению черного рынка валюты и т. д. Поэтому налоговые поступления в бюджет можно существенно увеличить лишь при условии подъема промышленности, транспорта, сельского хозяйства, ибо только в этом случае имеется возможность пополнить государственную казну в виде налогов. Но как поднять промышленность, транспорт и сельское хозяйство при отсутствии инвестиций и оживить инвестиционный процесс без налоговой составляющей в бюджете? Как ни странно звучит ответ: все в экономике взаимосвязано.

 

          Принципы и практика рыночной экономики свидетельствуют о взаимообусловленности процессов инвестиционной и налоговой политики: резкое снижение инвестиций сужает реальный чистый национальный продукт, уменьшение чистого национального продукта сокращает, в свою очередь, базу налогообложения, а в условиях российской экономики, кроме того, и инвестиционные возможности предприятий. Расчеты показывают, что каждый процент прироста инвестиций в среднем обеспечивает адекватный прирост налоговых поступлений, для чего необходимо повысить платежеспособность предприятий, ослабив, может быть, временно (на 2-3 года) налоговый пресс и затормозив опережающий рост цен на сырье и топливо - основу инфляции издержек производства. При нормально работающей экономике не должно быть задержек заработной платы. По этой причине федеральный бюджет за 9 месяцев 1996 года недополучил 127 млрд. руб., в то время как сумма налога, приходящаяся на невыплаченную зарплату, практически соответствует этой сумме (120 млрд. руб.).

 

          Главным негативным фактором стало в последние годы фактически не связанное друг с другом раздельное функционирование финансового сектора, в котором деньги "делают" деньги, и реального (производственного) сектора, работающих без денег на основе бартера и взаимозачетов. Причем, государство, выпуская ГКО и другие казначейские бумаги с целью пополнения бюджета, поддерживает это губительное для экономики разделение, уменьшая стимулы к инвестициям в производство, ибо покупка и продажа ГКО обеспечивают быстрый и устойчивый доход.

 

          Налоговые платежи в промышленности тесно увязаны с величиной оборотных средств предприятий, которые сократились в последние годы в несколько раз правда, положительным моментом является резкое уменьшение запасов товарно - материальных ценностей, что было характерным в дореформенный период. Но увеличились, вместе с тем, запасы нереализованной продукции, ввиду чего предприятия не имеют необходимых финансовых ресурсов, что, в свою очередь, лишает их коммерческой свободы в условиях рынка.

 

          Если реальный сектор будет функционировать нормально, постепенно исчезнут бартерные операции, достигающие 90% взаимных расчетов в отдельных отраслях экономики и в трети регионов, позволяющие уклоняться от налогообложения. Одновременно прекратится распространение денежных суррогатов - векселей, взаимозачетов, государственных казначейских обязательств (ГКО), казначейских налоговых освобождений (КНО) и др.

 

          Вместе с тем, обострение кризиса платежей вынуждает хозяйствующие субъекты прибегать к безденежным формам расчетов. Использование таких форм расчетов, как бартер, взаимозачет, вексель и другие, привело к тому, что, несмотря на выполнение договорных условий между предприятиями, обязательства перед бюджетом по налогам и, в первую очередь, по НДС, не выполняются из - за отсутствия поступлений на расчетные счета реальных денег.

 

          Таким образом, денежные суррогаты создают дополнительную возможность ухода от налогов.

 

          Кроме того, государство, выпуская КНО и ГКО, увеличивает государственный долг, то есть все большая часть налоговых поступлений идет не на развитие народного хозяйства, оплату труда, пенсий и т.д., а на обслуживание и погашение государственного долга.

 

          Надо отметить, что макроэкономические факторы тесно переплетаются между собой. Выделить их самостоятельное, отдельное значение практически невозможно.

 

          Налоговая система призвана реализовать три основные функции - фискальную, распределительную и стимулирующую. Первая функция связана с формированием источника государственных доходов, вторая функция предполагает перераспределение доходов юридических и физических лиц в соответствии с принятыми в обществе критериями целесообразности и социальной справедливости, а третья функция реализуется посредством предоставления льгот и привилегий для развития в нужном Правительству направлении.

 

          По своей структуре, принципам построения и набору налогов действующая в России налоговая система в основном соответствует общераспространенным в рыночной экономике налоговым системам.

 

          Однако следует отметить, что ни одна из вышеприведенных функций не работает в российской экономике. Вместе с тем, чтобы выполнялась главная фискальная функция, необходимо задействовать все остальные. К сожалению, у нас даже фискальная функция полностью не реализуется. Об этом свидетельствует низкая собираемость налогов.

 

          Большое значение для выполнения фискальной функции имеет распределительная функция. По состоянию на сегодняшний день 41,5% налоговых поступлений в бюджет обеспечивает промышленность, 3,0% - банковская деятельность, 3,4% - финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение. При этом, наша промышленность имеет низкую рентабельность по сравнению с финансовым и банковским секторами экономики. По расчетам С. Глазьева, в 5 раз выгоднее заниматься операциями с ценными бумагами, чем работать в обрабатывающей промышленности.

 

          Аналогичная ситуация сложилась с налогообложением физических лиц. Добросовестно уплачивают налоги только 36% населения, официально получающего заработную плату (бюджетники и хозрасчетники), остальная же часть трудоспособных граждан полностью или частично скрывают свои доходы.

 

          Высокие доходы, извлекаемые в банковском секторе, изымаются из производственного оборота, перетекают физическим лицам и перемещаются за границу.

 

          Подоходный налог, взимаемый с физических лиц в России, составляет меньшую сумму, чем ежегодный перевод валюты за рубеж, причем, это в основном средства физических лиц, но не тех, у кого из зарплаты вычитается подоходный налог.

 

          Преимущественное налогообложение доходов предприятий не способствует инвестициям и развитию производства, так же как и не позволяет обеспечить мобилизацию средств из личных доходов населения, получаемых в виде доходов от предпринимательской деятельности и на капитал, подрывая тем самым справедливость налоговой системы. Удельный вес налогов с предприятий, в том числе налога на прибыль, целесообразно постепенно уменьшать в налоговых поступлениях в бюджет.

 

          Плохо организованная система налогообложения, опирающаяся на добросовестного или "прозрачного" налогоплательщика, невольно стимулирует отток денежных средств из реального сектора экономики, доступного для налогообложения, в финансовый или спекулятивно - посреднический сектор, в котором имеется больше возможностей для сокрытия налогооблагаемых доходов.

 

          Таким образом, существующая в стране макроэкономическая ситуация создает условия для дальнейшего перелива денежных средств из реального сектора в банковский и финансовый капитал, а затем к физическим лицам. Денежные средства изымаются из производственного и экономического оборота.

 

          Расчеты показывают, что за 1992- 1996 годы произошел резкий рост удельного веса денежных доходов населения в ВВП - с 39,4 до 70,4%, в то время как доля поступлений подоходного налога с физических лиц практически не изменилась ни в доходной части федерального бюджета (8,2-8,6%), ни в ВВП (2,2 - 2,4%).

 

          Пришло время пересмотреть структуру подоходных налогов с физических лиц и сделать ее более справедливой, поскольку существующая система налогообложения лишь частично охватывает доходы, получаемые не в виде заработной платы. В связи со сложившейся тенденцией перелива значительных финансовых средств от юридических лиц к физическим в большинстве случаев вследствие финансовых и налоговых нарушений, а также прямых хищений следует ввести в действие механизмы контроля за доходами самой труднопроверяемой категории налогоплательщиков через обязательное декларирование расходов - приобретений. Для этого надо:

 

          а) иметь объективные и достоверные сведения о дифференциации населения по доходам;

 

          б) учитывать все виды доходов физических лиц;

 

          в) ввести строгие санкции за нарушение налогового законодательства, особенно в части сокрытия реальных доходов и нарушения сроков уплаты налогов.

 

          Следовательно, одновременно с укреплением налоговой службы государство должно предпринять усилия по выводу из кризиса реальный сектор экономики и ужесточить требования к налогообложению наиболее состоятельной части населения.

 

          Для эффективного налогообложения в стране целесообразно уменьшить общее число налогов, сократив в них долю косвенных, число которых с каждым годом растет. Так, если в 1994 году в общей сумме налоговых платежей (акцизные сборы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, различные сборы и пр.) на долю косвенных налогов приходилось 39,6%, то в 1996 году - уже 47%. Чем меньше налогов, тем легче их учесть и, соответственно, собрать.

 

          Поскольку в России все больше прав передается из центра в субъекты Федерации, то и по налоговой службе следует провести соответствующее распределение функций, с тем чтобы местные власти в полной мере подключились к работе по сбору налогов.

 

          Главной тенденцией совершенствования налогообложения и взимания налогов в России является постепенное ослабление налогового бремени на предприятия, предоставление налоговых льгот тем из них, которые проводят модернизацию производства и осуществляют инвестиции, и все большее переключение налоговых сборов на предпринимателей, лиц частного бизнеса, на коммерческие фирмы и банки. Для этого необходимо сделать обязательным еще до открытия собственного расчетного счета получение лицензии на коммерческую деятельность и других актов официальной регистрации и постановку на учет в налоговой службе. Это требование должно выполняться неукоснительно.

 

          Российское налоговое законодательство еще окончательно не сформировалось. Кроме отмеченных недостатков, в нем много противоречий, исключений, различных толкований одного и того же налогового акта. Совершенствование налогового законодательства, доведение его до уровня, соответствующего современному хозяйству рыночного типа, становится важным условием управляемости экономики и повышения ее эффективности.