Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О взаимодействии государственных органов власти и управления по обеспечению своевременного и полного поступления налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды

           

О взаимодействии государственных органов власти и управления по обеспечению своевременного и полного поступления налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды   

         

И.И. Лаптев,
заместитель Руководителя
Госналогслужбы России
     
А.А. Жинкин,
начальник Правового управления
Госналогслужбы России
 

          Несовершенство налогового законодательства, отсутствие четкой отвечающей требованиям современности налоговой политики, громоздкость существующей в Российской Федерации системы налогов, сборов, пошлин существенно влияют на своевременность и полноту поступления указанных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

 

          Налоговым органам, призванным контролировать правильность, своевременность и полноту уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, пока не под силу в данных условиях решать возложенные на них задачи самостоятельно.

 

          В сложившейся обстановке надежным и эффективным механизмом контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов может и должна стать совместная согласованная деятельность государственных органов власти и управления.

 

          Деятельность каждого такого органа осуществляется в рамках возложенных на него законодательством Российской Федерации задач, определенной компетенции, форм и методов работы. Вместе с тем, сложность и многогранность работы, наличие общих задач по защите экономических интересов государства требуют в ряде случаев совместных усилий или, другими словами, взаимодействия, которое должно реализовываться по трем основным направлениям:

 

          1 ) выявление и пресечение правонарушений в сфере налогового законодательства;

 

          2) обеспечение возмещения материального ущерба государству путем взыскания недоимок по налогам, пени, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством;

 

          3) проведение профилактических, мероприятий, направленных на предупреждение налоговых правонарушений.

 

          Анализ действующих нормативных правовых актов, выполняющих роль регуляторов общественных отношений, которые сложились в области взаимодействия государственных органов власти и управления по контролю за своевременным и полным поступлением налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, свидетельствует о том, что в целом создана определенная правовая база для такого взаимодействия, которой являются законодательные акты и издаваемые на их основе подзаконные, а также ведомственные правовые акты (приказы, положения и другие), определяющие конкретные направления, формы, методы взаимодействия, права и обязанности в ходе его осуществления.

 

          Так, в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.06.93 г. № 5238 - 1 "О федеральных органах налоговой полиции" при обнаружении задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды в случае отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика органы налоговой полиции вправе налагать административный арест на имущество юридических лиц с последующей его реализацией. Механизм наложения административного ареста регламентирован Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 г. № 199 "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций" и Положением о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках, которое утверждено Госналогслужбой России 25.05.94 г. № ВГ - 4 - 08/57н, ДНП России 26.05.94 г. № СА - 574 и Минфином России 25.05.94 г. № 58. В соответствии с названными нормативными правовыми актами органы налоговой полиции на основании постановления налогового органа производят административный арест имущества налогоплательщика, которое необходимо и достаточно для полного погашения недоимки, а также для покрытия расходов по его оценке, хранению и реализации. Продажа имущества, подвергнутого административному аресту, производится на договорно - комиссионных началах либо на условиях аукционной продажи.

 

          При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 198 "Уклонение гражданина от уплаты налога" и 199 "Уклонение от уплаты налогов с организаций" Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации налоговые органы передают материалы о нарушениях налогового законодательства в органы налоговой полиции. При выявлении фактов уклонения о уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах они направляют соответствующие материалы в органы налоговой полиции в 3 - дневный срок со дня принятия решения по акту проверки налогоплательщика. Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 198 и 199 УК Российской Федерации, налоговым органом направляется письмо с изложением обстоятельств противоправного деяния в налоговую полицию, которая в соответствии с Уголовно - процессуальным кодексом (УПК) РСФСР принимает решение по представленным материалам в срок не более трех суток со дня их поступления, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток.

 

          В случае возбуждения уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК Российской Федерации, органы налоговой полиции проводят предварительное следствие в соответствии с уголовно - процессуальными нормами.

 

          Кроме того, органы налоговой полиции самостоятельно проводят проверки заявлений, сообщений и иной информации о налоговых правонарушениях, в результате которых принимается решение о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела; осуществляют оперативно - розыскные мероприятия с целью выявления, пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов в соответствии с УПК РСФСР и Федеральным законом от 12.08.95 г. № 144 - ФЗ "Об оперативно - розыскной деятельности"; пользуются правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов.

 

          Указом Президента Российской Федерации от 14.12.96 г. № 1680 "Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению поступления налогов и других обязательных платежей в бюджеты" установлено, что органы внутренних дел Российской Федерации по согласованию с органами Госналогслужбы России могут участвовать в обеспечении личной безопасности сотрудников налоговых органов при проведении контрольных проверок, а также охране объектов налоговых органов на основе договоров. Органы внутренних дел обязаны незамедлительно информировать налоговые органы о выявленных нарушениях налогового законодательства.

 

          В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратурой осуществляется надзор за своевременностью направления материалов о нарушениях налогового законодательства из Госналогинспекций в органы налоговой полиции, законностью принимаемых по ним решений, всесторонностью, полнотой и объективностью расследования налоговых преступлений. В случаях обнаружения несоблюдения требований закона прокуроры имеют право приносить протесты, делать представления, выносить постановления в соответствии с Федеральным законом от 17.01.92 г. № 2202 - 1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции от 17.11.95 г.).

 

          Если образуется задолженность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды и отсутствуют денежные средства на счетах налогоплательщика налогов, Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (ФУДН при ГКИ России) возбуждает в арбитражном суде производства по делам о несостоятельности (банкротстве) неплатежеспособных предприятий (предприятий - должников), руководствуясь Законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" и Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 г. № 199. При наложении ареста уполномоченным на то лицом или органом на принадлежащее должнику имущество третьей (объекты недвижимого имущества, сырье, материалы, станки, оборудование, другие средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве) либо четвертой (имущество, переданное другим лицам по договору аренды, займа, проката или иным договорам после принятия мер по их расторжению) очереди реализации указанное лицо или орган в 3 - дневный срок после осуществления ареста имущества должника направляет в ФУДН при ГКИ России уведомление о произведенном аресте имущества должника с приложением сведений о составе и стоимости имущества, на которое наложен арест, а также о сумме требований взыскателя.

 

          Копия такого уведомления подлежит направлению в налоговый орган, контролирующий осуществление должником платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

 

          Налоговый орган в недельный срок со дня получения уведомления представляет ФУДН при ГКИ России материалы, необходимые для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве).

 

          ФУДН при ГКИ России в течение двух недель со дня получения сведений на основе оценки возможных последствий обращения взыскания на имущество должника рассматривает в соответствии со своей компетенцией вопрос о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника и предпринимает действия по возбуждению дела о несостоятельности (банкротстве) должника.

 

          Как видно из приведенной информации, существующие нормативные правовые акты по данному вопросу носят разрозненный бессистемный характер. Многие направления совместной и согласованной деятельности государственных органов власти и управления либо недостаточно урегулированы, либо не нашли отражения в нормативных актах.

 

          Поэтому в целях упорядочения деятельности органов государственной власти и управления по своевременному и полному поступлению налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также систематизации, приведения в целостную согласованную систему существующей нормативно - правовой базы, регулирующей порядок, методы, формы взаимодействия отдельных государственных органов власти между собой, представляется целесообразной разработка концепции взаимодействия государственных органов власти и управления по обеспечению своевременного и полного поступления налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

 

          Разработка данной концепции должна проводиться на основе научных рекомендаций специалистами заинтересованных государственных органов власти и управления. Названная концепция призвана отразить основные принципы, формы и методы взаимодействия, определить государственные органы власти, осуществляющие взаимодействие по своевременному и полному поступлению налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, установить их правовой статус в процессе взаимодействия. При этом правильным было бы возложить роль координатора на Госналогслужбу России как орган, непосредственно осуществляющий контроль за соблюдением налогового законодательства.

 

          В заключение, хотелось бы отметить следующее. Взаимодействие государственных органов власти и управления по обеспечению своевременного и полного поступления налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды является немаловажным и действенным фактором, позволяющим обеспечить экономическую безопасность и финансовое благополучие Российской Федерации.