Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О розничной и оптовой торговле и контрольно-кассовых машинах

                     

О розничной и оптовой торговле и контрольно-кассовых машинах

                          
                          М.В. Яковлев,
юрист юридического агентства "ИРСАН"
           
          Для правильного понимания термина "розничный товарооборот" следует руководствоваться Инструкцией по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от формы собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 01.04.96 г. № 25 (далее по тексту- Инструкция).
           
          В действующем законодательстве имеется два варианта определения розничной и оптовой торговли для целей налогообложения:
           
          а) согласно тексту Инструкции под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Данное определение можно использовать для разграничения розничной и оптовой торговли для целей налогообложения.
           
          Поскольку налоговое законодательство не формулирует, что означает розничная и оптовая торговля, налогоплательщик и налоговые органы вынуждены обращаться к другим нормативным и подзаконным (изданным на основании закона) документам, одним из которых может быть данная Инструкция;
           
          б) согласно тексту Инструкции розничный товарооборот представляет собой продажу потребительских товаров населению за наличный расчет. Следует учитывать, что Инструкция издана для проведения государственного статистического наблюдения по торговле (п. 1 постановления Госкомстата "Об утверждении Инструкции по определению розничного товарооборота..."), а не в контрольных целях и не для целей налогообложения. Кроме того, необходимо заметить, что данные требования установлены подзаконным актом (инструкция Госкомстата) и не предусмотрены действующими налоговыми законами. Однако понятие розничной купли - продажи определено Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая), который имеет силу закона. Ст. 492 ГК РФ гласит: "По договору розничной купли - продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью". В том случае если закупленный товар предназначен для дальнейшей продажи, то в соответствии с ГК РФ такую сделку нельзя признать договором розничной купли - продажи. Следовательно, при достаточно больших объемах реализации товара одному покупателю представляется возможным говорить об оптовой торговле.
           
          На основании вышеприведенных доводов можно сделать следующее заключение: имеются различные подходы к определению термина "розничная торговля": в первом случае - подзаконным актом, во втором - законом. Ни первый, ни второй случай не имеет прямого отношения к вопросам налогообложения (т.е. не предназначен для целей налогообложения). В данной ситуации не лишним будет сослаться на п.2 ст. 11 Арбитражно - процессуального кодекса Российской Федерации: "Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом".
           
          Интересно как с теоретической, так и с практической точки зрения выяснить, что понимается под реализацией товаров предприятием физическому лицу, являющемуся предпринимателем. Действительно, достаточно трудно четко сформулировать некоторые аспекты подобных отношений. Например, во всех ли случаях требуется применять контрольно - кассовые машины (ККМ) при отпуске товара предприятием предпринимателю?
           
          В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при ведении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями с обязательным применением ККМ.
           
          При этом вопрос об обязанности отражать торговые операции в случае покупки у предприятия товара физическим лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя, законодательно не решен.
           
          Если предприниматель приобретает товар для осуществления предпринимательской деятельности, а не для личного потребления, то представляется правильным говорить об отсутствии этой обязанности. Термин "население" предполагает один субъектный состав - физические лица. Товар, приобретаемый физическим лицом, может быть использован исключительно в личных целях, т.е. только для потребления. Для использования товара в предпринимательских целях физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве предпринимателя. Следовательно, в обороте оно уже будет выступать не как физическое лицо (элементная составляющая населения), а как специфический субъект - предприниматель. В отличие от физического лица предприниматель действует в ином правовом режиме регулирования. Например, уполномоченное лицо (директор), заключая договор, выступает в сделке не как физическое лицо, а от имени юридического лица и поэтому не включается в состав населения. Это положение касается предпринимателя, который, являясь одновременно физическим лицом, при заключении сделки для осуществления предпринимательской деятельности выступает в роли особого субъекта, отличного от населения.
           
          При оформлении сделок с предпринимателями предприятие должно указать в договоре статус физического лица как предпринимателя и его реквизиты.
           
          Однако ввиду спорности сложившейся ситуации и ее неопределенности в нормативном порядке данные выводы могут быть оспорены налоговыми органами.
           
          Достаточно часто представители налоговых органов разрешают использование предприятием бланков строгой отчетности с их регистрацией в органах налоговой инспекции, что дает право не применять ККМ.
           
          В том случае, если в договоре не указано, что покупатель выступает в роли предпринимателя, КММ должны использоваться в обязательном порядке.
           
          Следует учитывать, что при оптовой торговле без применения ККМ следует оформлять счета - фактуры в соответствующей форме. Использование чеков ККМ как документов, заменяющих счета - фактуры, считается неправомерным.