Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О чем свидетельствует документальная проверка налогоплательщика

                     

О чем свидетельствует документальная проверка налогоплательщика

           
 А. Ханнанов,
 начальник отдела по контролю за крупными
плательщиками налогов в бюджет ГНИ по Республике Башкортостан
           
          Документальные проверки юридических лиц проводятся во исполнение и в соответствии со ст. 11 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" для обеспечения полноты учета объектов налогообложения, правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов и других платежей на основании первичных документов, записей в учетных регистрах и бухгалтерской отчетности предприятий.
           
          В ходе проверок выявлены следующие ошибки. По налогу на прибыль:
           
          а) неотражение в учете суммы заниженной прибыли, выявленной предыдущей проверкой;
           
          б) отнесение на себестоимость продукции затрат, которые согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 (с последующими изменениями и дополнениями), подлежат возмещению за счет иных источников;
           
          в) неверное определение льгот по налогу;
           
          г) реализация продукции по ценам не выше себестоимости без определения суммы выручки по указанным сделкам исходя из рыночных цен.
           
          По внешнеэкономической деятельности:
           
          а) несвоевременное отражение в учете валютной выручки;
           
          б) неправильное определение финансового результата от продажи валюты;
           
          в) нарушение порядка зачисления и реализации валюты минуя счета в уполномоченных банках.
           
          По НДС и спецналогу:
           
          а) неверное определение суммы налога, подлежащей возмещению из бюджета, в результате неправильного определения среднего процента НДС и СН по материальным ресурсам;
           
          б) исчисление расчетным путем невыделенных сумм НДС и СН из первичных, учетных и расчетных документов, подтверждающих стоимость приобретенных материальных ценностей;
           
          в) необоснованное применение льготы по экспортной продукции. По подоходному налогу с физических лиц: невключение в совокупный доход стоимости обучения в вузах и техникумах за счет средств предприятий; стоимости путевок; разницы в ценах при реализации товаров своим работникам по ценам ниже рыночных; суммы командировочных расходов сверх установленных законодательством норм.
           

          По налогам в дорожные фонды:
           
          а) по налогу на приобретение автотранспорта и налогу с владельцев транспортных средств - исчисление налога не по всем приобретенным или имеющимся на балансе транспортным средствам; неверное определение налогооблагаемой базы (неправильное определение ставки НДС, СН и акциза по приобретенным автомобилям, неверное определение мощности автомобилей и ставки);
           
          б) по налогу на пользователей автодорог - невключение в налогооблагаемый оборот объемов вспомогательных и обслуживающих производств, объемов выполненных работ по подсобному хозяйству; неотражение в учете поступившей валютной выручки по контракту.
           
          По взносам в социальные внебюджетные фонды:
           
          а) неудержание взносов с суммы премий, со стоимости подарков;
           
          б) выплата материальной помощи с учетом отработанного времени и показателей в работе, принявшей форму премии, без начисления взносов.
           
          По плате за право пользования недрами и отчислениям на воспроизводство МСБ - неверное определение понижающего коэффициента.
           
          Характерно, что указанные нарушения были выявлены налоговыми инспекторами после аудиторских проверок на предприятиях. Следует отметить, что за нарушение налогового законодательства в ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в РФ" и ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 г. "О государственной налоговой службе РСФСР" предусмотрена ответственность в виде:
           
          - взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы;
           
          - штрафа в размере 10 % от доначисленных сумм за отсутствие учета объекта налогообложения и за ведение учета с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период;
           
          - штрафа в размере 10 % причитающихся по очередному сроку уплаты сумм налога за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления налогов;
           
          - пени в размере 0,3 % за несвоевременное перечисление налогов за каждый день просрочки, начиная с установленного срока уплаты по день фактической уплаты включительно;
           

          - других санкций, предусмотренных законодательными актами.
           
          Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке. Данное взыскание недоимки с юридических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц.
           
          По нашему убеждению, в целях более эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также избежания санкций, налагаемых налоговыми органами, предприятиям необходимо уделять больше внимания изучению налогового законодательства, оперативнее реагировать на его изменения.