Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Исчисление и уплата страховых взносов во внебюджетные фонды в 1997 году

                     

Исчисление и уплата страховых взносов во внебюджетные фонды в 1997 году

           
           Ю.Л. Донин,
главный консультант ЗАО "ГО МКПЦН", к.э.н.
           
          Как известно, в России в 1996 году действовали четыре государственных внебюджетных социальных фонда: пенсионный, социального страхования, занятости населения и обязательного медицинского страхования.
           
          Существование отдельных фондов крайне неудобно и трудоемко для предприятий, ибо в каждом из них необходимо зарегистрироваться, регулярно отчитываться, уплачивать взносы, подвергаться проверкам и т.д. Положение усугубляется еще и тем, что по каждому из этих фондов существуют отдельные ставки, база для исчисления, штрафные санкции, другие особенности. И это при том, что предприятия должны платить еще и многочисленные и разнообразные налоги.
           
          Вряд ли такая ситуация с фондами (естественно, с позиций предприятий) может быть признана нормальной и приемлемой. Поэтому уже два года обсуждается предложение о создании на базе внебюджетных фондов одного фонда с единой базой, взносами, санкциями и т.п. Такое решение хорошо для всех, кроме самих фондов. За прошедшие два года ни у Правительства, ни у Государственной Думы не хватило воли и решимости провести в жизнь указанное выше решение.
           
          В проекте Налогового кодекса вместо отчислений во внебюджетные фонды предусмотрен (ст.8) единый, так называемый социальный налог. Однако даже по оптимистическим прогнозам введение в действие Налогового кодекса ожидается не ранее 1999 года.
           
          Указом Президента № 685 от 08.05.96 г. (п.1) предусматривалась консолидация в федеральном бюджете начиная с 1997 года бюджетных фондов.
           
          Однако и в 1997 год Россия вступила все с теми же четырьмя фондами. Как известно, обязательность уплаты во внебюджетные фонды, а также ставки отчислений определяются ежегодно законами РФ.
           
          Новый Закон от 05.02.97 г. № 26 - ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" был опубликован 11 февраля 1997 года и вступил в силу с 1 января 1997 года.
           
          Какие же изменения произошли в сравнении с предшествующим Законом, определявшим тарифы и порядок уплаты страховых взносов на 1996 год?
           
          В 1996 году индивидуальные предприниматели вносили в Пенсионный фонд платежи в размере 5 % от дохода, полученного от их деятельности. Новый Закон устанавливает иную шкалу. Все предприниматели, а также частные детективы, частнопрактикующие нотариусы, частные аудиторы и адвокаты в 1997 году должны уплачивать обязательный страховой взнос в размере 28 % от дохода, т.е. почти в 6 раз больше, чем в 1996 году. Если в 1996 году фермеры должны были уплачивать 5 % от дохода, то в 1997 году - 20,6 %.
           
          Таким образом, не вставшему еще на ноги фермерству нанесен достаточно ощутимый удар.
           
          В связи с резким увеличением ставок страховых взносов для предпринимателей встает вопрос о том, что же такое страхование. При действующем порядке уплаты взносов и выплаты пенсий определение взносов как страховых является сомнительным. Практически мы имеет дело не со страховыми, а с обязательными взносами, имеющими все признаки налога - безвозмездность, безвозвратность, безэквивалентность, но если это вид налога, то налицо противоречие со ст. 33 Конституции, которая гласит, что бремя по гарантированному социальному обеспечению граждан несет государство, а не сами граждане, занимающиеся предпринимательством.
           
          Более жесткие требования по отношению к перечисленным выше категориям могут заставить адвокатов, индивидуальных предпринимателей и детективов в уйти так называемую теневую экономику. Тем более что те же фермеры уже давно практикуют натуральный товарообмен и безденежные бартерные операции. Адвокаты же созвали чрезвычайный съезд и отказались от бесплатной юридической помощи нуждающимся.
           
          Правительство РФ 13 августа 1996 г. постановлением № 96 внесло изменения и дополнения в перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ. В связи с выходом в свет этого постановления у предприятий зачастую возникает вопрос, с какого момента оно действует, а также как исчислять льготы, предоставленные этим постановлением.
           
          Например, предприятие вносило взносы за своих работников в негосударственный пенсионный фонд с 01.01.96 г. В соответствии с действующим порядком постановление Правительства РФ вступает в силу с момента его опубликования, если иное не оговорено в самом постановлении. В данном случае указанное выше постановление вступило в силу с 26 августа 1996 года.
           
          В соответствии с указанным постановлением в перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ, включены, в частности, суммы страховых платежей (взносов) работодателей, не превышающие в год 24 - кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и страхования, заключенным с негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями на срок не менее одного года и предусматривающим выплаты сумм в случаях установления застрахованному инвалидности и (или) достижения им пенсионного возраста, дающего право на установление государственной пенсии при условии отсутствия у работодателя задолженности по платежам в ПФ.
           
          Следовательно, если договор негосударственного пенсионного обеспечения заключен 01.01.96 г., то в случае соблюдения всех прочих условий на суммы взносов по этому договору не начисляются взносы начиная с августа 1996 года, т.е. на сумму, не превышающую за пять месяцев (с августа по декабрь) 10 установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда. При продолжении действия этого договора на 1997 год, если будут соблюдены все предусмотренные постановлением условия, не будут начисляться взносы в пенсионный фонд в размере, не превышающем 24 минимальных размера оплаты труда.
           
          В вопросе уплаты страховых взносов в ПФ у предприятий при заключении ими договоров с предпринимателями начиная с 01.01.97 г. произошли очередные изменения.
           
          В ст. 1, п. "а" Закона от 05.02.97 г. № 26 - ФЗ говорится об установлении на 1997 год тарифов в пенсионный фонд для работодателей - организаций - в размере 28 % ... от выплат по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями... Таким образом, предприятия, заключая любые договора гражданско - правового характера, обязаны заплатить 28 % от сумм, выплачиваемых предпринимателю. И это при том, что и сами предприниматели заплатят в 1997 году 28 % в ПФ от своего дохода.
           
          Ужесточился порядок освобождения от уплаты в ПФ организаций инвалидов и пенсионеров. Начиная с 1997 года в соответствии с Законом № 26 - ФЗ, ст. 3, от уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также предприятия, учреждения и организации, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров и численность работающих инвалидов на которых составляет не менее 50 % от общей численности работающих, в том числе предприятия, учреждения и организации, имеющие указанные льготы и подлежащие преобразованию до 1 июля 1999 года в соответствии с законодательством РФ.
           
          В случае если численность работающих инвалидов составляет менее 50 % от общей численности работающих, освобождение от уплаты страховых взносов в ПФ применяется в части выплат, начисленных в пользу инвалидов и пенсионеров, независимо от источников финансирования.
           
          С 01.01.97 г. вступила в действие новая инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденная совместным Постановлением ФСС России, Минтруда России, Минфина России, Госналогслужбы России от 02.10.96 г. № 162/2/87/07 - 1 - 07. Принципиальных изменений в предшествующую инструкцию она не вносит. Но ряд особенностей необходимо отметить. Так, в соответствии с п. 4.7 расходы на санаторно - курортное обслуживание должны производиться страхователем в пределах норматива, устанавливаемого ему исполнительным органом фонда на календарный год. Фактически был узаконен порядок установления норматива, ибо в прежней инструкции о нем не упоминалось.
           
          В новой инструкции декларируется четкий принцип (п. 7.5), по которому днем уплаты страховых взносов считается день списания банком суммы платежа со счета страхователя независимо от времени зачисления ее на соответствующий счет фонда. Таким образом, этот принцип действует для платежей в ФСС, но не действует по налоговым платежам. Имеется в новой инструкции ряд других, менее принципиальных изменений.
           
          В соответствии с п. 4.2 новой инструкции от 02.10.96 г. № 162/2/87/07 - 1 - 07 "О порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования" средства государственного социального страхования направляются в том числе и на оплату путевок на санаторно - курортное лечение, и отдых работников и членов их семей, оплату проезда в санаторно - курортные учреждения и в учреждения отдыха. В соответствии с письмом ФСС России от 16.12.94 г. № 07 - 581ЮШ к указанным выше расходам относится оплата стоимости путевок:
           
          - в санатории, пансионаты с лечением и на курортно - амбулаторное лечение в санатории - профилактории;
           
          - в дома, пансионаты и базы отдыха (в том числе семейные) с продолжительностью пребывания в них не менее 12 дней;
           
          - в санатории и оздоровительные лагеря для детей и юношества;
           
          - в стационарные туристические учреждения, если в них созданы условия для полноценного отдыха, в том числе и родителей с детьми, при продолжительности не менее 12 дней (этот пункт определен письмом ФСС России от 15.03.95 г. № 07 - 118ЮШ).
           
          Таким образом, за счет средств ФСС России можно оплатить и туристическую путевку с условием, что местом отдыха туриста являлось стационарное туристское учреждение и продолжительность отдыха была не менее 12 дней. Предприятиям рекомендуется иметь ксерокопию путевки и оформить в месте отдыха справку о пребывании отдыхающего в течение не менее 12 дней для подтверждения факта оздоровления работника и членов его семьи. Расходы на оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно должны быть подтверждены проездными документами.
           
          В соответствии с Положением "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ № 661), пункт 2, подп. "п", отчисления (страховые взносы) в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и фонд занятости включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) от расходов на оплату труда работников, занятых в производстве продукции (работ, услуг). Отчисления (страховые взносы) от расходов на оплату труда работников организаций, занятых в непроизводственной сфере, должны включаться в сметы расходов на содержание организаций, учреждений непроизводственной сферы, финансируемых за счет соответствующих источников: прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, платежей квартиросъемщиков, взносов родителей на содержание ребенка в дошкольном учреждении и т.п.
           
          Особого обсуждения требует вопрос о финансовых санкциях по платежам во внебюджетные фонды. Эти финансовые санкции (штрафы, пени) по платежам во внебюджетные фонды, уплачиваемые предприятиями и банками, относятся ими на чистую прибыль после налогообложения (п. 39 письма Госналогслужбы России от 17.06.94 г. № ВГ - 6 - 01/213).
           
          В дореформенный период в СССР действовала пеня за задержку уплаты налогов в размере 0,05% в день, что в пересчете на год составляло 18 %. Резкий рост пени произошел с начала реформ в связи с высокой инфляцией и с учетом того, что ставка ЦБ по кредитам достигала 240 %. В соответствии с п. 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. № 2122 - 1, пеня была установлена в размер 1 % за каждый день просрочки. В расчете на год это составляло 365 % годовых. Такая же пеня применялась и в отношении банков при несвоевременном выполнении поручений плательщиков по взносам в ПФ.
           
          В соответствии с Законом РФ от 08.07.96 г. № 88 - ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 год", с 10.07.96 г. размер пени был установлен на уровне одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки. При действующей ставке в настоящее время рефинансирования 42 % годовых уровень пени в ПФ составляет 0,14% в день или 51 % в год.
           
          В связи с тем что ставки рефинансирования ЦБ менялись, приводим размер пеней в ПФ за 1996-1997 гг. с 01.01.96 г. по 09.07.96 г.  -  1 % с 10.07.96 г. по 23.07.96 г. - 0,4% с 24.07.96 г. по 18.08.96 г.  -  0,37 % с 19.08.96 г. по 20.10.96 г.  -  0,27 % с 21.10.96 г. по 01.12.96 г. - 0,2% с 02.12.96 г. по 09.02.97 г.  -  0,16 % с 10.02.97 г. по настоящее время -0,14%.
           
          Однако размер пени, уплачиваемой банками за несвоевременное зачисление пенсионных взносов в ПФ, остался прежним (на уровне 1991 года), - 1 % за каждый день просрочки, или 365 % годовых.
           
          Следует обратить внимание предприятий на то, что, если по результатам проверок, осуществляемых после введения в действие Закона РФ № 88 от 08.07.96 г., начисление пеней на задолженность по страховым взносам, образовавшуюся за период до 10.07.96 г., производится в размере 1 %.
           
          В соответствии с вступившей в действие с 1997 г. Инструкцией "О порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования" размер пени по платежам в ФСС установлен для организаций - страхователей в размере 0,3 % от суммы недоимки за каждый день просрочки платежа.
           
          Пунктом 10 Положения о государственном фонде занятости утвержденного постановлением ВС РФ от 08.06.93 г. № 5132 - 1, установлено, что к плательщикам страховых взносов в ФЗ, нарушающим порядок их уплаты, применяются финансовые и иные санкции, предусмотренные Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Этим Законом размер пени установлен 0,3% за каждый день просрочки.
           
          На основании Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением СМ РФ от 11.10.93 г. № 1018 (п. 21), пени начисляются за каждый день просрочки уплаты страховых взносов (платежей) для работодателей и иных плательщиков - 1 % от суммы недоимки за каждый день просрочки. Этот порядок был подтвержден и Методическими рекомендациями федерального фонда обязательного медицинского страхования по проведению документальной проверки плательщика страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования (Письмо ФФОМС от 10.01.97 г. № 86/23, п. 3).
           
          Несколько легче ситуация по пеням у организаций, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней. В соответствии с Указом Президента № 1274 от 28.08.96 г. начисление пеней во внебюджетные фонды для учреждений науки, просвещения, здравоохранения, культуры и системы социальной защиты населения производится со дня, следующего за днем фактического получения в банках средств на оплату труда работников этих учреждений.
           
          Такой разнобой в исчислениях пени приводит к выводу о том, что в самое ближайшее время необходимо унифицировать порядок исчисления пеней во внебюджетные фонды. Целесообразным представляется введение единого порядка исчисления пеней в размере 0,3 % за день, как это предусмотрено по налоговым платежам.
           
          Таковы основные изменения по уплате страховых платежей во внебюджетные фонды в 1997 году.