Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоги - становой хребет рыночной экономики

                     

Налоги - становой хребет рыночной экономики

                           
                           В.Г. Шкаев,
начальник ГНИ по Советскому округу г. Рязани, советник налоговой службы II ранга
           
          Категории повышенной сложности относятся задачи, решаемые налоговыми органами. Так их назвал, выступая на расширенном заседании Коллегии Госналогслужбы России в августе 1996 года, Председатель Правительства РФ В.С. Черномырдин. Для решения этих задач требуется многое: профессиональное умение, упорство, безупречные нравственные принципы работников налоговых служб, а также четкое взаимодействие налоговых инспекций между собой и с другими государственными органами.
           
          Госналогслужба Российской Федерации критиковала в свое время ГНИ по Рязанской области за недостаточное количество совместных проверок налоговых органов и управления Федеральной службы налоговой полиции. Для устранения этого недостатка было проведено совместное заседание обеих коллегий.
           
          Тон заседанию задал начальник управления налоговой полиции В.Б. Рябов. В прошлом воин - интернационалист, высококвалифицированный специалист, окончивший с отличием Всероссийский заочный финансово - экономический институт, чья дипломная работа, как одна из лучших, была опубликована и оставлена в институте в качестве наглядного пособия, отметил, выступая на заседании, общность поставленных перед налоговой полицией и налоговой службой задач.
           
          Сейчас трудно себе представить работу налогового инспектора без четкого взаимодействия с налоговой полицией. Как известно, в налоговых инспекциях работают в основном женщины, которые порой подвергаются опасности в ходе проверок в организациях, где работают не только одни добропорядочные, законопослушные граждане. С появлением налоговой полиции стало ясно, что крепкие парни, пришедшие в налоговую полицию из органов МБ, МВД, Российской Армии, обеспечат неуклонное исполнение Закона всеми гражданами.
           
          Круг полномочий налоговой полиции очень большой: от оперативно - розыскной работы до принятия мер к возмещению нанесенного государству ущерба.
           
          Совместные документальные проверки юридических и физических лиц, выявление и пресечение налоговых нарушений и преступлений дают положительные результаты. Если в 1995 году было проведено 76 совместных проверок (доначисления составили 19,2 млрд. руб.), то за 1996 год таких проверок уже было 230, причем доначислено 188,0 млрд. руб. Эффективность таких совместных мероприятий высока еще и потому, что им, как правило, предшествуют проводимые работниками управления налоговой полиции оперативно - розыскные мероприятия.
           
          Однако мы понимаем, что механизм взаимодействия надо еще отлаживать. Это касается совместного анализа ситуации в налогооблагаемой базе области, планирования контрольной и оперативно - служебной деятельности, обмена информацией.
           
          Часто мы слышим в свой адрес упреки: недоимки растут, доходная часть бюджета пополняется медленно, доначислений много, а денег в бюджет поступает мало. Действительно, из суммы доначисленных средств поступило всего 34,5 %. Всегда ли мы виноваты в этом?
           
          Например, в результате проверки ТОО "ЧИКО - Р", доначислено 12,8 млрд руб. Но в погашение долга перед бюджетом у предприятия ни денег на счете, ни дорогой офисной мебели, ни оргтехники, ни транспорта, ни дефицитной готовой продукции не оказалось. А ведь это типичный случай. Поэтому нам кажется целесообразным в законодательном порядке установить, чтобы учредители (юридические и физические лица) предприятий - должников несли полную или солидарную ответственность по долгам учрежденного ими юридического лица.
           
          Анализ поступающих материалов свидетельствует о сращивании некоторых коммерческих структур с криминальными образованиями. Преступная среда все больше проникает в кредитно - финансовый сектор экономики, ВЭД, в сферу производства и реализации нефтепродуктов и ликероводочных изделий. Наиболее распространенными правонарушениями являются лжеэкспорт подакцизной продукции, фальсификация первичных документов путем использования поддельных печатей, ведение хозяйственных операций от имени несуществующих фирм, незачисление валютной выручки в уполномоченные банки, неначисление налогов при реализации товарообменных операций и реализации товаров по ценам ниже себестоимости, неотражение в учете сделок, осуществляющихся за наличный расчет.
           
          Как показывают результаты расследований по трем уголовным делам, на ликероводочных предприятиях области производились неучтенные ликероводочные изделия, в реализации которых участвовали практически все коммерческие предприятия области, занимающиеся торговлей. Из материалов уголовного дела, возбужденного в отношении руководителей ТОО "Ликероводочный завод Рязанский", видно, что водка, предназначенная по документам для продажи за рубежом, реализовывалась на территории Московской, Псковской, Рязанской и др. областей. Поскольку экспортная водочная продукция не облагается налогом на добавленную стоимость и акцизом, то ее отпускная цена искусственно занижалась и была значительно ниже, чем на внутреннем рынке. После продажи водки доходы в размере разницы между рыночной и экспортной ценой присваивались преступниками.
           
          Производство спиртовой и ликероводочной продукции в области сократилось в январе - октябре 1996 года по сравнению с тем же периодом 1995 года: спирта -на 52%, ликероводочных изделий -на 83%. Удельный вес акцизов в консолидированном доходе бюджета продолжал снижаться и в 1996 году составил около 3 % или в три раза меньше, чем в 1993 году.
           
          В организации работы по пресечению реализации неучтенной алкогольной продукции большую помощь оказала Рязанская областная Дума, принявшая в ноябре прошлого года по инициативе УФСНП по Рязанской области постановление "О неотложных мерах по усилению борьбы с налоговыми правонарушителями", в соответствии с которым налоговая полиция получила право изымать неучтенный товар.
           
          Большая доля налоговых правонарушений и преступлений связана с неучтенным наличным денежным оборотом, который в области, по данным Управления Центробанка, составляет 60 % денежной массы, находящейся в обращении. Формы получения и сокрытия наличности разнообразны - от простого неучета товаров, работ (услуг) до создания специальных фирм, занимающихся обналичиванием денежных средств.
           
          Механизм выявленных нарушений состоит в том, что ряд коммерческих и государственных предприятий в процессе основной деятельности заключал с фирмами - посредниками фиктивные договора о выполнении маркетинговых и других услуг. Под эти договора на расчетные счета посредников поступали денежные средства, которые в дальнейшем обналичивались через счета предпринимателей, работающих без образования юридического лица, якобы для расчетов с субподрядчиками.
           
          В ходе выполнения требований Закона РФ от 18.06.93 г. № 5315 - 1 "О применении контрольно - кассовых машин" при осуществлении денежных расчетов с населением было предъявлено штрафных санкций в сумме 2,6 млрд. руб.
           
          Внешнеэкономическая деятельность представляет интерес для криминальных структур как в связи со сложностями в выявлении и пресечении налоговых преступлений и правонарушений из - за невозможности организации встречных проверок иностранных фирм ввиду отсутствия соответствующих межгосударственных соглашений, так и с имевшимися налоговыми льготами.
           
          По результатам совместных с Тульским региональным центром ВЭК проверок соблюдения валютного законодательства штрафные санкции в размере свыше 90 тыс. долл. и 63 тыс. долл. соответственно были предъявлены предприятиям Рязанской области АООТ "Рязанский НПЗ" и АООТ "Виско - Р".
           
          Существенные трудности в работе по выявлению указанных правонарушений связаны с тем, что органы налоговой полиции, выступающие в роли агента валютного контроля, проводят только проверки предприятий, а решения и санкции по ним принимает Тульский РЦ ВЭК. Из - за удаленности и малочисленности его сотрудников процедура принятия решения по результатам проверок занимает много времени. В результате средства в бюджет поступают несвоевременно и не в полном объеме. Кроме того, органы налоговой полиции в этот период не могут привлекать виновных к уголовной ответственности, что приводит к потере доказательной базы выявленного нарушения.
           
          В текущем году обострилась обстановка в топливно - энергетическом комплексе. В ходе проверок установлено, что многие руководители предприятий ТЭК являются учредителями ряда коммерческих структур и за счет средств государственных предприятий создают для них режим наибольшего благоприятствования. Через эти структуры производится перекачка капитала за рубеж и приобретается недвижимость. Так, в ходе проверки соблюдения налогового законодательства, проведенной УФСНП в АО "Рязаньэнерго", установлено, что в 1994 году одним из бывших руководителей акционерного общества был учрежден научно - технический центр (НТЦ). Согласно уставным документам целью его создания являлась разработка новых видов приборов по учету электроэнергии. Акционерное общество перечислило в НТЦ в течение 1994-1995 годов свыше 5 млрд. руб., которые были израсходованы на приобретение объектов недвижимости в Рязани и Москве, обучение дочери руководителя акционерного общества в США и иные цели, не связанные с уставной деятельностью. В 1996 году большинство из указанных объектов было реализовано за символическую цену родственнице руководителя, после чего предприятие прекратило свое существование. В то же время АО "Рязаньэнерго" являлось одним из крупнейших в области недоимщиков. В ходе проверки данного предприятия было дополнительно начислено 22 млрд. руб. налогов и платежей, а материалы о мошенничестве и хищении материальных средств были переданы в областную прокуратуру.
           
          Большие трудности возникают из - за отсутствия механизма взыскания доначисленных сумм с иностранных юридических лиц. В результате проверки соблюдения налогового законодательства чешской фирмой "Мосторез", строящей гостиницу "Рязань", по выявленным нарушениям доначислено в бюджет более 114 млрд. руб. Однако взыскание этой суммы даже путем наложения ареста на имущество осложняется тем, что это предприятие зарегистрировано за рубежом, где и находятся его расчетные счета, а имущества в России фирма не имеет.
           
          Не секрет, что основное налоговое бремя возложено на крупные предприятия, которым никак не уйти от внимания налоговых и правоохранительных органов. Но госналогинспекции никак не виноваты в том, что такие предприятия оказались должниками бюджету. Налоговая полиция и налоговые органы области в работе по сокращению недоимок постоянно ведут поиск наиболее эффективных методов, которые бы позволили решать проблемы снижения недоимки в строгой увязке с реальным финансово - хозяйственным состоянием предприятия.
           
          В прошлом году было наложено 311 административных арестов на имущество должников на сумму 505 млрд. 952 млн. руб., внесено в счет погашения недоимок 202,8 млрд. руб. изъято наличных денежных средств в счет возмещения недоимок в сумме 7,2 млрд. руб.
           
          Итак, налоговые органы выполнили свою работу, но как объяснить рабочим, например, АО "Рязанский порт", которые вовремя не получают заработную плату, что часть имущества предприятия совершенно на законном основании обращена на погашение задолженности в бюджет. Ведь теряя имущество предприятий, на которых они работают, люди лишаются средств к существованию.
           
          Поэтому тщательно прорабатывается каждый административный арест, просчитываются различные варианты погашения задолженности, которые позволили бы снизить объем налоговой недоимки и в то же время не подвести предприятие к банкротству. Нам не следует видеть в каждом проверяемом потенциального правонарушителя, напротив, мы должны исходить из того, что перед нами законопослушные и добропорядочные граждане. Вот почему все сомнения стараемся трактовать в пользу налогоплательщика.
           
          Разработан Кодекс чести налогового полицейского. Почему бы Госналогслужбе России не подготовить Кодекс налогового инспектора?
           
          В заключение, хотелось бы сделать предложения, реализация которых повысит, на наш взгляд, эффективность работы как налоговой полиции, так и налоговых органов:
           
          а) наделить налоговую полицию правами органа валютного контроля;
           
          6) предоставить право получать в кредитных учреждениях сведения о движении средств по расчетным счетам физических лиц;
           
          в) внести изменения в законодательство с тем, чтобы органы налоговой полиции могли получать информацию в ГУ ЦБ России и его структурных подразделениях;
           
          г) разрешить продажу юридическим лицам и предпринимателям лицензий на все виды деятельности только после представления ими справок из налоговых органов об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджет;
           
          д) открывать филиалы и представительства предприятий и организаций лишь с согласия администрации области. Разрешение на открытие давать только тем предприятиям, юридический адрес которых соответствует месту их фактической деятельности;
           
          е) установить санкции для руководителей предприятий, производящих отпуск товаров оптовыми партиями через розничную сеть; дать определение термина "оптовая партия";
           
          ж) установить четкий порядок регистрации предприятия и ответственность за его нарушение;
           
          з) определить ответственность учредителей по налоговым обязательствам.