Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечают В.С. Рогозинников,советник налоговой службы I ранга,Г.И. Шапошникова,инспектор налоговой службы I ранга, г. Астрахань

         

На вопросы налогоплательщиков отвечают
В.С. Рогозинников,советник налоговой службы I ранга,Г.И. Шапошникова,инспектор налоговой службы I ранга, г. Астрахань

                

     Правомочны ли действия местной администрации по установлению обязательного ежегодного патента на право торговли, и установлены ли законодательно размеры сбора на приобретение этого патента?

        

     Сбор на право торговли введен Законом РФ от 27.12.91 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (п. 1 “е” ст. 21), при этом Закон не определяет конкретный перечень плательщиков данного сбора и категории плательщиков, которые должны освобождаться от его уплаты. С учетом этого плательщиками сбора за право торговли могут быть любые юридические и физические лица, осуществляющие торговую деятельность как через постоянно действующие торговые точки (магазины, киоски, кафе, рестораны и другие) путем приобретения временных патентов на право торговли, так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, автомашин, открытых прилавков путем приобретения разовых талонов на право торговли.

        

     Определение конкретного перечня плательщиков сбора на право торговли, а также категорий плательщиков, которые должны освобождаться от его уплаты, размера ставок, порядка и сроков уплаты, находятся согласно вышеуказанному закону в компетенции районных, городских (без районного деления), районных (в городе), поселковых, сельских органов местного самоуправления.

        

     Отнесение какой-либо категории юридических или физических лиц к плательщикам сбора на право торговли (в том числе плательщикам лицензионного сбора), равно как и их освобождение от его уплаты, должно быть отражено в решении представительного органа местного самоуправления об установлении на соответствующей территории данного сбора. Следовательно, этот вопрос может быть отрегулирован с указанными органами власти.

        

     Расходы предприятий и организаций по уплате сбора на право торговли относятся за счет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

        

     Расходы физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, по уплате сбора на право торговли относятся непосредственно за счет собственных средств.    

        

     Как осуществляется учет местных налогов и других обязательных платежей?

        

     Согласно действующему законодательству учет налогоплательщиков, контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных на территории Российской Федерации, возложены на налоговые органы.

        

     Для обеспечения государственными налоговыми инспекциями надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней приказом Госналогслужбы России от 15.04.94 № ВГ-3-13/23 утверждена инструкция № 26 “О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей”, которая введена в действие с 15 апреля 1994 года.

                  

     Оперативно-бухгалтерский учет по видам прочих налогов, сборов и другим поступлениям (раздел 12 Бюджетной классификации) ведется согласно Приложению № 1 к этой инструкции. Составление отчетности должно производиться строго по формам, предусмотренным настоящей инструкцией.        

     

     Каков порядок уплаты местных налогов и сборов, а также налога на имущество филиалами и другими аналогичными подразделениями предприятий и организаций?

        

     Ст. 55 Гражданского кодекса РФ определено, что юридические лица могут иметь действующие на основании утвержденных положений представительства и филиалы, которые должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.


     Учитывая, что решения о введении на подведомственной им территории местных налогов и сборов принимают органы местного самоуправления, они вправе определить плательщиками этих налогов и сборов предприятия и организации, осуществляющие ту или иную деятельность на данной территории.


     Решения же органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями (п. 1 ст. 44 Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”).

      

     Филиалы и приравненные к ним подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, являются плательщиками некоторых видов налогов и подлежат постановке на учет в налоговых органах. Если у филиала и приравненного к нему подразделения и организации отсутствует какой-либо из приведенных признаков, порядок перечисления им налогов определяется положением о филиале (приравненном к нему подразделении предприятия и организации), другими учредительными и иными документами юридического лица, определяющими его учетную политику.

        

     В том случае, если филиал или приравненное к нему подразделение предприятия и организации не является самостоятельным плательщиком налогов (обязанности по их уплате не определены положением), на учете в налоговом органе по месту нахождения филиала (приравненного к нему подразделения предприятия и организации) должно находиться юридическое лицо, которое создало его. При этом при постановке на учет новый идентификационный номер налогоплательщика юридическому лицу не присваивается, а применяется уже присвоенный ему номер в той госналогинспекции, в которой он прошел процедуру постановки на учет в полном объеме.                  

     

     Является ли общественная организация плательщиком транспортного налога, сбора на нужды образовательных учреждений и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы?

        

     В соответствии с п. 25 “б” Указа Президента РФ от 22.12.93 № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” транспортный налог включен в систему федеральных налогов и взимается на всей территории Российской Федерации в размере 1 % от фонда оплаты труда предприятий, учреждений и организаций (за исключением бюджетных), расположенных на территории Российской Федерации.

        

     Поскольку общественные организации к бюджетным не относятся, они являются плательщиками транспортного налога на общих основаниях. Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен письмом Госналогслужбы России № ВЗ-4-15/39н и Минфина России от 17.03.94 № 28.

        

     Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, установлен на основе Закона РФ от 22.12.92 № 4178-1 “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах” и входит в перечень налогов, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации в соответствии с п. “г” ст. 20 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. При этом право определять конкретный перечень плательщиков данного сбора, категорий плательщиков, которые должны освобождаться от его уплаты, порядок и сроки уплаты предоставлено органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.

        

     Сбор на нужды образовательных учреждений устанавливается законодательными актами и решениями органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. Ставки этого сбора не могут превышать одного процента от годового фонда заработной платы юридических лиц, расположенных на территории субъектов Российской Федерации.

        

     В связи с тем, что до 1 января 1996 года в нормативных документах, определяющих состав средств, направляемых на потребление (инструкция о составе средств, направляемых на потребление, утвержденная Госкомстатом России 13.10.92 № 6-3-124), отсутствовало такое понятие, как фонд заработной платы, а предусматривался только фонд оплаты труда, при исчислении сбора на нужды образовательных учреждений за базовую величину объекта налогообложения принимался годовой фонд оплаты труда предприятий, учреждений и организаций.

        

     Постановлением Госкомстата России от 10.07.95 № 89 утверждена инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, которая введена в действие с 1 января 1996 года. С введением указанной инструкции за базовую величину принимается фонд заработной платы, рассчитанный в соответствии с данным постановлением.

        

     Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы установлен на основе подпункта “ч” п. 1 ст. 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” с учетом Закона РФ “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах” от 22.12.92 № 4178-1 и входит в перечень налогов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления. Данный налог взимается с объема реализации продукции юридических лиц, филиалов, представительств и других дочерних образований, расположенных на подведомственной территории, по ставке, не превышающей 1,5 % от объема реализации произведенной юридическими лицами продукции (работ, услуг).

        

     Из исчисленной суммы этого налога исключаются расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых местными органами власти, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия.

        

     Право определения конкретного перечня плательщиков данного налога, категорий плательщиков, которые должны освобождаться от его уплаты, порядка и сроков уплаты законодательством предоставлено городским и районным органам местного самоуправления.

        

     При рассмотрении вопроса, относится ли общественная организация к плательщикам сбора на нужды образовательных учреждений и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, следует руководствоваться решениями законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, утвердивших положения по введению указанных налогов