Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы читателей журнала о порядке начисления, использования и уплаты дивидендов по акциям, принадлежащим государству, отвечают государственный советник налоговой службы III ранга Л.В. Милославская и советник налоговой службы I ранга В.И. Майоров


На вопросы читателей журнала о порядке начисления,
использования и уплаты дивидендов по акциям, принадлежащим государству, отвечают
государственный советник налоговой службы III ранга Л.В. Милославская
и советник налоговой службы I ранга В.И. Майоров

     
     

     В какой срок должны быть перечислены дивиденды по обыкновенным акциям, держателем которых является фонд имущества, если общее собрание акционеров объявило дату выплаты дивидендов после 1 мая?

     
     В соответствии с разделом IV Положения о коммерциализации государственных предприятий с их одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 № 721, к исключительной компетенции собрания акционеров относится утверждение размера дивиденда, выплачиваемого на одну обыкновенную акцию.
      
     Письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.93 № 143/ЮУ-4-15/194н “О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы” определено, что при выплате сумм годовых дивидендов по акциям, принадлежащим государству, держателями которых являются фонды имущества, а также комитеты по управлению имуществом, акционерное общество обязано перечислить в бюджет соответствующие средства не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.
        
     Таким образом, решение собрания акционеров о выплате дивидендов по акциям, принадлежащим государству, после 1 мая считается просрочкой.                
    

      Каков порядок уплаты в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, акционерными обществами, образованными в процессе приватизации на основе государственных предприятий угольной промышленности Кемеровской области, которые впоследствии вошли в состав акционерных обществ открытого типа, созданных на базе объединений предприятий угольной промышленности Кузбаса?

        
     Преобразование в акционерные общества и приватизация объединений, предприятий, организаций угольной промышленности осуществлялись в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 30.12.92 № 1702 и от 09.02.96 № 168.
        
     В приведенном случае плательщиком в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, является объединение-акционерное общество, в уставном капитале которого находится пакет акций, принадлежащий государству.
        
     Законом РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” установлено, что дата выплаты годовых дивидендов определяется уставом акционерного общества или решением общего годового собрания акционеров, которое согласно этому закону может проводиться в период с марта по июнь года, следующего за отчетным.
             

     Действуют ли письма Госналогслужбы России от 08.12.93 № ЮУ-4-15/194н и от 31.08.94 № ВП-4-15/102н в части сроков внесения в доход соответствующих бюджетов сумм дивидендов по акциям, принадлежащим государству?

        
     Действие ст. 32, 35, 42, 47, 51 Федерального закона РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” распространяется не на все акционерные общества, так как пунктом 5 ст. 1 данного закона установлено, что особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются правовыми актами Российской Федерации о приватизации указанных предприятий, действующими вплоть до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 % принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации.
        
     При проверке акционерных обществ, имеющих в уставном капитале более 25 % акций, принадлежащих государству, и выплачивающих по ним дивиденды, необходимо руководствоваться Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 № 721, и письмом Минфина России и Госналог-службы России от 08.12.93 № 143/ЮУ-4-15/194н.
        
     Федеральный закон РФ “Об акционерных обществах” применяется при проверке уплаты дивидендов акционерными обществами, имеющими менее 25 % акций, принадлежащих государству.
        

     Могут ли направляться средства резервного фонда акционерного общества на выплату гарантированных дивидендов держателям привилегированных акций при недостаточности прибыли?

        
     В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств и не может быть использован для иных целей.
        
     Пунктом 5.4 раздела III Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 № 721, определено, что общая сумма, выплачиваемая в качестве дивиденда по каждой привилегированной акции типа “Б”, устанавливается в размере 5 % чистой прибыли акционерного общества по итогам последнего финансового года, разделенной на число привилегированных акций.
     
     Следовательно, при отсутствии у акционерного общества чистой прибыли по итогам последнего финансового года дивиденды по привилегированным акциям не могут быть выплачены.
        

     Должны ли быть начислены и перечислены дивиденды по акциям, принадлежащим государству, если собрание акционеров вынесло решение не выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям?

        
     В соответствии со ст. 6 раздела III Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 № 721, общее собрание акционеров принимает решение о размере дивиденда, выплачиваемого на обыкновенную акцию.
        
     Если собрание акционеров приняло решение о невыплате дивидендов по обыкновенным акциям, то это решение распространяется и на дивиденды по акциям, принадлежащим государству, держателем которых временно является фонд имущества.
        
     Если государству (фонду имущества) принадлежат привилегированные акции типа “Б”, то в соответствии со ст. 5 вышеуказанного положения владельцы привилегированных акций типа “Б” имеют право на получение ежегодного фиксированного дивиденда.
       

     Обязано ли акционерное общество выплачивать дивиденды владельцам привилегированных акций типа “Б” в обязательном порядке, если Устав не содержит такого обязательства?

               
     В соответствии со ст. 5 раздела III Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 № 721, владельцы привилегированных акций типа “Б” имеют право на получение ежегодного фиксированного дивиденда. Общая сумма, выплачиваемая в качестве дивиденда по каждой привилегированной акции типа “Б”, устанавливается в размере 5 % чистой прибыли акционерного общества по итогам последнего финансового года.
        
     В п. 3 ст. 98 Гражданского кодекса Российской Федерации сказано, что Устав акционерного общества должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров и т.д.
             
     Следовательно, при преобразовании государственного предприятия в акционерное общество открытого типа его Устав должен содержать раздел о правах акционеров.
        
     Если в Уставе акционерного общества такого раздела нет, это не означает, что изменилась суть привилегированной акции — при наличии чистой прибыли получение ежегодного фиксированного дивиденда.               
     

    Нужно ли начислять дивиденды по акциям, принадлежащим государству, по акционерному обществу, не начислявшему дивиденды по акциям из-за недостатка средств, в случае доначисления проверкой прибыли?

        
     В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56, с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Минфина России от 28.12.94 № 173, заниженная прибыль отражается в следующей отчетности нарастающим итогом как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.
        
     Дивиденды на нее начисляются в следующем году.
        

     Имеет ли право представитель фонда имущества дать разрешение на направление дивидендов по привилегированным акциям типа “Б” на развитие производства акционерного общества?

                
     В соответствии с Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 № 1535 (раздел 6.2), дивиденды по акциям, закрепленным в государственной собственности, могут направляться на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых при преобразовании предприятия в акционерное общество соответствующим органам государственной власти (органам местного самоуправления), а при отсутствии таких объектов направляются в соответствующий бюджет.
        
     В случае принятия указами или распоряжениями Президента Российской Федерации решений об ином направлении дивидендов по акциям, закрепленным в федеральной собственности, или средств от продажи акций, принадлежащих государству (для целевого финансирования технического перевооружения, реконструкции и расширения производственных мощностей, на проведение природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), то при проверках своевременности уплаты в бюджет акционерными обществами дивидендов по акциям, принадлежащим государству, следует руководствоваться положениями таких указов и распоряжений.
             
     На основании п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 10.06.94 № 1200 “О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой” представители государства в органах управления обществ обязаны в письменной форме согласовывать с федеральными органами исполнительной власти или Российским фондом федерального имущества от имени которых они действуют:
        
      - проекты решений органов управления обществ, которые они будут вносить и поддерживать;
        
     - свое будущее голосование по проектам решений, предложенным другими членами органов управления обществ.
        
     Если свое решение о неначислении дивидендов и направлении полученной прибыли на развитие производства представитель государства в совете директоров и на собрании акционеров согласовал с Госкомимуществом России или с Российским фондом федерального имущества, то такое решение является правомерным.
        
     В соответствии с п. 7 вышеназванного Указа нарушения государственными служащими, назначенными представителями государства в органах управления обществ, порядка согласования проектов решений и голосования по проектам решений, а также голосование не в соответствии с результатами согласования или решениями Правительства РФ и соответствующих органов исполнительной власти влекут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с государственной службы.
        

     Обязано ли акционерное общество при наличии чистой прибыли и специально предназначенных для этих целей фондов начислять дивиденды на акции, принадлежащие государству, если собрание акционеров приняло решение о неначислении дивидендов на государственный пакет акций?

        
     До окончания срока приватизации и при наличии в уставном капитале акционерного общества более 25 % акций, принадлежащих государству, решение общего собрания акционеров о невыплате дивидендов по привилегированным акциям типа “Б” неправомерно, так как оно противоречит п. 5.4 раздела III Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 № 721, которым определено, что общая сумма, выплачиваемая в качестве дивиденда по каждой привилегированной акции типа “Б”, устанавливается в размере 5 % чистой прибыли акционерного общества по итогам последнего финансового года, разделенной на число акций.
             
     Что касается дивидендов по обыкновенным акциям, принадлежащим государству, то согласно п. 6.3 указанного выше Положения утверждение размера дивиденда, выплачиваемого на одну обыкновенную акцию, относится к исключительной компетенции собрания акционеров.
               

     Имеет ли право налоговая инспекция самостоятельно начислять и взыскивать в доход соответствующего бюджета дивиденды по привилегированным акциям типа “А” и “Б” в случаях, когда:
       
     а) общее собрание акционеров не проводилось;
       
     б) общее собрание приняло решение о невыплате дивидендов;
        
     в) акционерное общество признано неплатежеспособным.
       
     В соответствии с п. 5.3 раздела III Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 № 721, общая сумма дивидендов по каждой привилегированной акции устанавливается в процентном отношении от чистой прибыли акционерного общества по итогам последнего финансового года, разделенной на число акций, которые составляют 25 % уставного капитала общества. Какое количество акций должно учитываться при расчете дивидендов в случае, когда фактическая доля акций типа “А” и “Б” занимает в уставном фонде, например, 17 %: фактическое, соответствующее этим 17 %, или во всех случаях соответствующее 25 %?

                
     Разделом V Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2284, п. 4.2 и 5.3 раздела III Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 № 721, установлено, что владельцами привилегированных акций типа “А” являются члены трудового коллектива акционерного общества; следовательно, дивиденды по этим акциям выплачиваются членам трудового коллектива.
        

     Согласно ст. 6 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР” главной задачей Госналогслужбы России является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других обязательных платежей, установленных действующим законодательством РСФСР и республик, входящих в РСФСР.
             
     Исходя из данного положения Закона следует вывод о том, что на налоговые органы не возложен контроль за начислением и выплатой дивидендов по акциям, принадлежащим членам трудового коллектива предприятия.
        
     Согласно п. 5.4 указанного выше Положения держателем привилегированных акций типа “Б”, принадлежащих государству, является исключительно фонд имущества. Дивиденды по привилегированным акциям типа “Б” на основании п. 4.1 указанной выше Государственной программы приватизации и Федеральных законов РФ “О федеральном бюджете на соответствующий год” являются обязательным платежом в бюджет и согласно ст. 6 Закона РСФСР “О государственной налоговой службе РСФСР” их уплату в бюджет контролируют налоговые органы.
        
     До окончания срока приватизации и при наличии в уставном капитале акционерного общества более 25 % акций, принадлежащих государству, решение общего собрания акционеров о невыплате дивидендов по привилегированным акциям неправомерно, так как оно противоречит п. 5.4 раздела III Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа. В случае, если общее собрание акционеров не проводилось, либо дивиденды по акциям типа “Б” за истекший финансовый год не начислены и не выплачены, налоговые органы вправе начислить их в порядке, установленном указанным выше Положением, и взыскать в судебном порядке в доход бюджета в соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР” с начислением пени в размере 0,05 %. Указанный размер пени установлен п. 11 инструкции Минфина России от 12.06.81 № 121, изданной в соответствии с п. 37 Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.81 № 3820-Х, а также п. 1 приложения 2 к инструкции Госналогслужбы России от 15.04.94 № 26 “О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей”.
        

     Согласно п. 1 ст. 43 Федерального закона РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” общество не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов по акциям, если на момент выплаты дивидендов оно отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий или указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов.
             
     Только в случае, если предприятие (акционерное общество) признано на момент выплаты дивидендов несостоятельным (банкротом), либо выплата дивидендов приведет к объявлению предприятия (общества) несостоятельным (банкротом), государственная налоговая инспекция не начисляет и не взыскивает дивиденды по акциям, принадлежащим государству.
        
     Пунктом 5 ст. 1 Федерального закона “Об акционерных обществах” установлено, что особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются законодательством Российской Федерации о приватизации и действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 % принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.
        
     Поскольку в приведенном примере государству принадлежит менее 25,5 % акций, акционерное общество при решении вопроса о выплате дивидендов вправе руководствоваться ст. 42 указанного Закона, а не п. 5.4 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа.
        
     Вместе с тем, когда в уставном капитале акционерного общества доля привилегированных и (или) обыкновенных акций, принадлежащих государству, составляет более 25,5 %, при расчете причитающихся государству дивидендов по ним учитывается фактическое количество находящихся в государственной собственности акций.