Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Наиболее часто встречающиеся вопросы по платежам за пользование лесными ресурсами


  

Наиболее часто встречающиеся вопросы по платежам за пользование лесными ресурсами

     

        Каковы порядок и сроки внесения в бюджет платы за древесину на корню?

 

          В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 19.04.94 г. № 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" (п. 34) плата за древесину на корню вносится в доход бюджета в следующем порядке:

 

          при отпуске древесины по каждому лесорубочному билету в объеме до 500 куб. м - полностью перед выпиской лесорубочного билета;

 

          при отпуске древесины по каждому лесорубочному билету в объеме более 500 куб. м- по установленным срокам уплаты в течение года, на который выделен лесосечный фонд.

 

          В случае проведения досрочной рубки по лесорубочному билету с объемом отпуска более 500 куб. м плата также вносится в бюджет в течение года, на который выделен лесосечный фонд.

 

          Каков порядок взимания платы за древесину на корню в насаждениях, не входящих в лесной фонд?

 

          В соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.93 г. № 4613-1 (ст. 2) использование насаждений (отдельных деревьев и групп деревьев), не входящих в лесной фонд, регулируется указанными Основами, законодательными и правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 

          Следовательно, в отсутствие соответствующих законодательных актов Российской Федерации, регулирующих использование указанных насаждений, принятие решений о заготовке в них древесины на платной основе (или бесплатно) и порядке внесения платежей относится к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации.

 

          Инструкция Госналогслужбы России от 19.04.96 г. № 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" действует при взимании платы за древесину на корню (по действующим ставкам лесных податей) в насаждениях, не входящих в лесной фонд, на территории тех субъектов Российской Федерации, законодательными и правовыми актами которых не предусмотрен иной порядок внесения платежей.

 

          Каков порядок перерасчета платежей за древесину на корню при изменении ставок лесных податей ?

 

          В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 19.04.94 г. № 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" (п. 17, 34, 35) при отпуске древесины в объеме более 500 куб. м по каждому лесорубочному билету производится перерасчет сумм лесных податей по срокам уплаты, наступающим после изменения ставок лесных податей, по всем выданным лесхозом лесорубочным билетам на разработку лесосечного фонда текущего года, за исключением лесорубочных билетов, лесосеки по которым с оформлением в установленном порядке актов освидетельствования мест рубок сданы лесхозу.

 

          Перерасчет платежей осуществляется независимо от начала и окончания заготовки древесины по отдельным лесорубочным билетам, объема фактически заготовленной по ним древесины и размера внесенных платежей по предыдущим срокам уплаты.

 

          При досрочном окончании заготовки древесины по всем оформленным лесхозом на лесопользователя лесорубочным билетам лесопользователь вносит в доход бюджета плату за древесину на корню по предстоящим срокам уплаты в пятидневный срок после окончания заготовки древесины исходя из действующих в этот момент ставок лесных податей.

 

          Внесение в доход бюджета сумм лесных податей по очередному (в том числе начальному) сроку уплаты, а также перед выпиской лесорубочного билета в большем размере, чем предусмотрено установленными сроками, не противоречит инструкции Госналогслужбы России № 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов и других обязательных платежей" (раздел VII), в связи с чем в соответствующем порядке производится их зачет или возврат.

 

          Какова ответственность за нарушения порядка исчисления платы за древесину на корню?

 

          В случае, если по лесорубочному билету, выданному лесопользователю, владельцем лесного фонда (лесхозом) допущены нарушения порядка исчисления платежей за древесину, отпускаемую на корню, или не произведен их перерасчет в связи с пересмотром ставок лесных податей, дополнительно начисленные налоговыми органами суммы платы за древесину на корню предъявляются к уплате лесопользователю.

 

          Оснований для применения по отношению к лесхозу или лесопользователю финансовых санкций, установленных Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2118 - 1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (п. 1 ст. 13), не имеется.

 

          Должностные лица лесхоза, по вине которых допущены нарушения порядка исчисления платежей или не произведен их перерасчет, могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной Законом РСФСР от 21.03.91 г. № 943 - 1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" (п. 12 ст. 7) и Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2118 - 1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (п. 2 ст. 13).

 

          Каков порядок распределения платежей за пользование лесным фондом и сумм материальной ответственности за лесонарушения -?

 

          В соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.93 г. №4613 - 1 (ст. 72), Основными положениями о порядке и условиях взимания лесных податей, утвержденными Госналогслужбой России, Минфином России и Рослесхозом от 14.12.93 г. № НП- 4- 02/199н, № 148, №7 (п. II), и Инструкцией Госналогслужбы России от 19.04.94 г. № 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" (п. 31) лесные подати поступают в районные бюджеты районов (городские бюджеты городов), на территориях которых осуществляется пользование лесным фондом.

 

          Часть этих средств по решению районных (городских) органов власти, а в городах Москве и Санкт - Петербурге по решению органов власти указанных городов может направляться на охрану и защиту лесов (из бюджета).

 

          Органы власти субъектов Российской Федерации по согласованию с районными (городскими) органами власти могут устанавливать иной порядок распределения лесных податей, в том числе и предусматривающий направление части сумм лесных податей непосредственно на счета владельцев лесного фонда минуя районные (городские) бюджеты.

 

          Аналогичный порядок распределения средств между владельцами лесного фонда и районными (городскими) бюджетами предусмотрен для сумм арендной платы Основами (ст. 72) и Положением об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.93 г. № 712 (п. 38).

 

          Зачисление указанных средств согласно письму Госналогслужбы России и Минфина России от 31.07.95 г. № 02 - 2 - 07, № 09 - 05 - 02/1 "О порядке распределения платежей за пользование лесным фондом", не противоречащему указанным выше правовым актам, непосредственно на счета владельцев лесного фонда (лесхозов), минуя местные бюджеты, может осуществляться только при условии принятия таких решений соответствующими органами власти субъектов Российской Федерации.

 

          Учитывая, что Правительство Российской Федерации постановлением от 05.02.92 г. № 67 "Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства в Российской Федерации" (п. 2) рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению государственных органов лесного хозяйства использовать в качестве дополнительного источника финансирования работ по воспроизводству и охране лесов, развития социальной сферы предприятий и организаций лесного хозяйства до 50% сумм неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства,- органы власти субъектов Российской Федерации могут по согласованию с районными (городскими) органами власти принимать решения о направлении указанных средств напосредственно на счета владельцев лесного фонда минуя районные (городские) бюджеты.

 

          В каком порядке лесопользователям (арендаторам) предоставляются льготы по платежам за пользование лесным фондом?

 

          В соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.93 г. №4613 - 1 (ст. 73) районные (городские) органы власти могут устанавливать льготы отдельным категориям лесопользователей вплоть до полного освобождения от лесных податей.

 

          Согласно Положению об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утвержденному постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.93 г. № 712 (п. 37), по арендной плате могут быть установлены льготы, стимулирующие, в частности, рациональное использование арендаторами лесных ресурсов, внедрение несплошных рубок, эффективное и своевременное воспроизводство лесов.

 

          В лицензиях предусматриваются также льготы арендаторам по строящимся предприятиям по заготовке и переработке лесопродукции на вновь осваиваемой территории в течение нормативного срока ввода в действие производственных мощностей и другие льготы, устанавливаемые районными (городскими) органами власти.

 

          Льготы, устанавливаемые по платежам за пользование лесным фондом, на неустойки за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, не распространяются.

 

          Каковы правовые основания и порядок предоставления органам управления лесным хозяйством льгот по плате за древесину на корню при проведении рубок промежуточного пользования?

 

          В соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.93 г. № 4613 - 1 (п. 7 ст. II) лесхозы при проведении рубок промежуточного пользования выполняют свои функциональные обязанности. При этом преследуется цель улучшения качества остающегося на корню древостоя и его санитарного состояния, а не получение прибыли как в случае проведения рубок лесопользователями.

 

          Если нет иных исполнителей, для проведения этих работ лесхозам предоставляются соответствующие бюджетные ассигнования. Вся выручка от реализации заготовленной древесины поступает в мобилизацию собственных средств, которые используются исключительно целевым назначением на воспроизводство, охрану и защиту лесов в дополнение к выделенным на эти цели средствам из федерального бюджета.

 

          Из вышеизложенного следует, что при проведении рубок промежуточного пользования лесхозы не являются лесопользователями. Это положение подтверждается ст. 8 и 9 Основ, согласно которым лесхозы и лесничества входят в систему специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством, которые не могут осуществлять заготовку древесины в порядке рубок главного пользования с целью получения прибыли.

 

          По действовавшему до утверждения Основ лесного законодательства Российской Федерации Лесному кодексу РСФСР, введенному в действие Законом РСФСР от 08.08.78 г. (ст. 62), органы управления лесным хозяйством освобождались от платы за древесину, получаемую при осуществлении ухода за лесом и других лесохозяйственных мероприятий.

 

          Поскольку в Основах лесного законодательства Российской Федерации норма, относящая органы управления лесным хозяйством к лесопользователям, отсутствует, при решении данного вопроса следует руководствоваться пунктом 60 действующих Правил отпуска древесины на корню в лесах СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 30.10.81 г. № 1045.

 

          Указанный порядок сообщен финансовым, налоговым и лесохозяйственным органам в субъектах Российской Федерации письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 12.07.95 г. № 70, № НП - 4 - 02/34н "О порядке взимания платы за древесину, отпускаемую на корню, при проведении рубок промежуточного пользования".

 

          Каковы правовые основания и порядок предоставления органам управления лесным хозяйством льгот по плате за древесину на корню при проведении сплошных санитарных рубок?

 

          Сплошные санитарные рубки выполняются в счет лимита лесосечного фонда главного пользования или по прочим рубкам.

 

          В соответствии с действующими Правилами отпуска древесины на корню в лесах СССР, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 30.10.81 г. № 1045, лесосеки, отведенные для проведения сплошных санитарных рубок, должны передаваться за плату.

 

          Однако при стихийных бедствиях нередки случаи сплошного усыхания древостоев различных возрастов с большим количеством неликвидной древесины. Передать такие лесосеки лесозаготовителям в счет выделенного им лесосечного фонда по главному пользованию во многих случаях не представляется возможным, так как разработка таких лесосек, как правило, нерентабельна.

 

          Санитарные правила в лесах Российской Федерации, утвержденные приказом Комитета по лесу от 18.05.92 г. №90 и зарегистрированные Минюстом России от 14.09.92 г. № 58, обязывают лесхозы своевременно проводить такие рубки.

 

          Совет Министров РСФСР (письмо от 19.06.75 г. № 7819 - 9) согласился с предложением Минлесхоза РСФСР при стихийных бедствиях и связанном с ними сплошном усыхании древостоев различных возрастов в случае отказа лесопользователей проводить рубки в счет лимита лесосечного фонда осуществлять вырубку леса силами лесхозов в счет рубок ухода за лесом.

 

          Учитывая изложенное, при решении вопроса о порядке взимания платы за древесину, отпускаемую на корню, при проведении сплошных санитарных рубок в счет плана рубок ухода за лесом и при наличии разрешения Рослесхоза следует руководствоваться действующими Правилами отпуска древесины на корню (п. 60).

 

          Указанный порядок сообщен лесохозяйственным и налоговым органам в субъектах Российской Федерации письмами Рослесхоза от 14.06.96 г. № МГ - 1 - 17 - 7/150 и Госналогслужбы России от 25.06.95 г. № ВЗ - 6 - 04/ 436 "О плате за древесину на корню при проведении сплошных санитарных рубок".

 

          Каков порядок исчисления и взимания сумм материальной ответственности за лесонарушения?

 

          Контроль за пользованием лесным фондом с начислением в необходимых случаях за выявленные лесонарушения неустоек и взысканий за ущерб, которые наряду с лесными податями и арендной платой являются составной частью лесного дохода, осуществляется помимо органов управления лесным хозяйством налоговыми органами в соответствии с Законом РСФСР от 21.03.91 г. № 943 - 1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" (ст. 6,7), Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. №2118 - 1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 14,20,24) и инструкцией Госналогслужбы России от 19.04.94 г. №25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" (п. 45, 46, 48).

 

          Согласно письму Минфина России от 11.05.94 г. №63 и Госналогслужбы России от 17.05.94 г. № НП - 4 - 02/63н "Об исчислении неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и сумм ущерба, причиненного лесному хозяйству" при исчислении налоговыми органами сумм материальной ответственности за лесонарушения применяются ставки лесных податей, установленные органами власти субъектов Российской Федерации (минимальные ставки) и действующие на момент выявления фактов лесонарушений при проведении проверок.

 

          Правом бесспорного взыскания сумм материальной ответственности за лесонарушения налоговые и лесохозяйственные органы не наделены.

 

          Действующей инструкцией "О порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства", утвержденной постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.86 г. № 1 (подпункты 5.1.11, 5.1.19, 5.1.22), предусмотрено, что меры по взиманию с лесонарушителей начисленных (в том числе налоговыми инспекциями) неустоек и взысканий за ущерб от лесонарушений, а также направление исковых заявлений по лесонарушениям в судебные (арбитражные) органы в случае отказа лесонарушителей от добровольной выплаты предъявленных им сумм осуществляются лесохозяйственными органами.

 

          Каков порядок исчисления платы за земли лесного фонда, на которых производится заготовка древесины?

 

          В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 17.04.95 г. № 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (п. 21) налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.

 

          Налог определяется от суммы лесных податей, указанной в лесорубочном билете по рубкам главного пользования и лесовосстановительным рубкам, входит в состав лесных податей и указывается в строке "в том числе" лесорубочного билета.

 

          В случае включения налога за земли лесного фонда в состав действующих в субъектах Российской Федерации ставок лесных податей (при их расчете) плата за земли лесного фонда не подлежит начислению при исчислении стоимости древесины, отпускаемой на корню (материально - денежной оценке лесосек), а также при перерасчетах стоимости древесины в связи с пересмотром ставок лесных податей и фактической заготовкой древесины в большем количестве, чем предусмотрено в лесорубочном билете.

 

          В том случае, когда ставки лесных податей (такс) за древесину на корню не включают налог на земли лесного фонда, начисление указанного налога осуществляется по лесорубочным билетам в порядке, изложенном в письме Минфина России и Госналогслужбы России от 27.04.92 г. №25, № НИ - 6 - 02/136 "О порядке взимания платы за древесину, отпускаемую на корню по новым таксам, введенным в действие с 1 января 1992 года, налога на добавленную стоимость и земельного налога" (п. 3).