Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Как покончить с неразберихой

   

Как покончить с неразберихой

    
    A.B. Мартынов,
начальник налоговой инспекции п
о Центральному району г. Волгограда,
советник, налоговой службы IIранга
     

           Главной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, органами государственной власти краев, областей, автономных образований, районов, городов в пределах их компетенции.
     
         Бюджеты всей уровней в основном пополняются за счет налогов и сборов, контроль за поступлением которых возложен на налоговые органы. Так с бюджете Центрального района Волгограда заложены доходы от налогов и сборов на 110 млрд. руб. при общей доходной части 116,6 млрд. руб., что составляет 94,3%. Для пополнения доходной части бюджета налоговой инспекции приходится прилагать героические усилия, преодолевая порой искусственно созданные преграды. Несмотря на это, как показывает статистика в 1994 году во все уровни бюджетов инспекцией собрано 221,4 млрд. руб.,
1995 г. -  628,4 млрд. руб. и за II месяцев 1996 г. - 575,8 млрд. рубл.
     
         За время работы в налоговых инспекциях, которые образовались в 1990 году, у многих работников сложилось впечатление, что в четкой работе налоговой службы, в принятии своевременных и взвешенных Законов никто (кроме тех работников ГНИ, которые выполняют эти Законы на местах) не заинтересован, начиная от высшей законодательной и исполнительной власти. Получается, что у нас каждый работает на себя, не заботясь об интересах государства.
     
          В начале формирования налоговой службы были правительства Союзное и Российское, и каждое из них принимало законодательные акты,  порой противоречившие друг Другу. Продолжается это и в настоящее время, правда, противоречия теперь возникают между министерствами, ведомствами, комитетами. Практически не принято ни одного законодательного акта, продуманного и взвешенного всесторонне. Некоторые законодательные акты приняты "сегодня", а действие их начинается "вчера".
     
         Принятые законы не всегда направлены на то, чтобы улучшить собираемость налогов, поддержать налоговую службу, стать ориентиром на будущее. Не все принятые законы имеют четкий механизм их выполнения. Все это очень затрудняет работу не только налоговых органов, но и налогоплательщиков. Многие законопослушные налогоплательщики из-за этой неразберихи поставлены на грань разорения, а другие, пользуясь этим, не платят налоги и процветают за счет государства.
Разумеется, для того чтобы устранить глобальные причины (спад производства, дестабилизацию экономики и т. д.), порождающие вышеизложенные негативные процессы, потребуется ни год и ни два. Но кое-что можно сделать уже сейчас оперативно и быстро. Это позволило бы, на наш взгляд, в какой-то мере улучшить сбор налогов, снизить недоимку и решить ряд других проблем.
     
        Наши предложения следующие:
     
        1. Как можно быстрее разработать и принять Налоговый Кодекс, который опирался бы на Законы, а не на тысячные подзаконные акты, и не изменялся хотя бы 5-10 лет.
     
        2. Кадровые проблемы решать следующим образом. Как показывает практика, в налоговые органы приходят работать специалисты, как правило имеющие высшее образование, но не имеющие опыта бухгалтерской и налоговой работы. Особенно большой рост численности работников инспекций был в 1992-1994 гг. Поскольку учебные заведения не в состоянии обеспечить полностью потребность в кадрах  предлагаем готовить их на месте.
     
        Для этого на базе областных ГНИ организовать курсы подготовки инспекторов для налоговой службы всей области. На курсах обучение проводить от 3-х до 6-ти месяцев. После обучения и сдачи соответствующих экзаменов направлять инспекторов на работу в те ГНИ, откуда они прибыли.
     
         Переподготовку специалистов на базе ГНИ России проводить целесообразно на уровне не ниже начальников отделов и выше только при том условии, что им на этих курсах не будут читать Инструкции, а дадут что-то новое, которое они могут применить на местах. Переподготовку инспекторов во многих отношениях целесообразно проводить на базе областных налоговых инспекций.
     
         Как показывает практика, многие ошибки в организациях допускаются из-за того, что среди бухгалтеров у них нет специалистов в области бухучета и налогового законодательства. В связи с этим предлагаем распоряжением областной администрации (а может, правительства или даже Президента) создать специальные комиссии из работников налоговых, финансовых, таможенных, пенсионных служб, которые принимали бы зачет у бухгалтеров предприятий на знание ими соответствующего законодательства. После сдачи зачета выдавать им соответствующие удостоверения сроком на 35 лет. На работу бухгалтерами они могли бы приниматься только при наличии такого удостоверения.
     
         3. Налоговое законодательство далеко от совершенства, издаваемые законодательные и нормативные акты не имеют однозначного толкования, в связи с чем возникает много вопросов, требующих отдельных разъяснений. Предлагаем в обязательном порядке не реже одного раза в квартал обобщать ответы на эти вопросы, согласовывать их с соответствующими органами и публиковать в печати, чтобы этим могли пользоваться все заинтересованные стороны.
     
         Весь инструктивный материал, выходящий из налоговой службы России, когда в нем дается толкование каких-либо положений Закона, должен быть так же соответствующим образом согласован, чтобы на местах все заинтересованные стороны толковали его одинаково.
     
        4. Многие законопослушные и добросовестные налогоплательщики имеют большую задолженность в бюджет и внебюджетные фонды, и, как правило, сумма задолженности с учетом штрафных санкций, начисленных пеней превышает недоимку по самим налогам в 23 . раза. К тому же, следует учесть, что многие из них за свою реализованную продукцию и оказанные услуги "живых" денег не получают, а рассчитываются друг с другом товарами, при этом наращивая налоги, которые в основном надо платить в бюджет, "живыми деньгами". Велика опасность, что предприятие со своими долгами в бюджет никогда не расплатится.
     
         Работники налоговой инспекции при проверках, выявив нарушения, применяют финансовые санкции в 10%, 100%, 200%, а это еще больше усугубляет финансовое состояние предприятия. Но это касается законопослушных налогоплательщиков. Некоторые предприятия после регистрации работают, а отчетность не сдают и налоги не платят. К таким предприятиям-нарушителям, согласно налоговому законодательству, можно применять финансовые санкции, только в размере 10%, т.к. укрытие или занижение налогооблагаемой базы или налога можно установить, сверив их фактические результаты с отчетностью ими сданной, а ее они как раз и не сдают. Расчетным путем, как правило, установить их налогооблагаемую базу очень трудно, да и суды в таких случаях становятся на сторону таких предприятий.
     
         Предлагаю все долги предприятий в части пени, штрафных санкций по состоянию на 01.01.97 г. заморозить, а по самим налогам дать отсрочку или рассрочку на срок от 1 года до 5 лет. Штрафные финансовые санкции применять в размере 10% от суммы неуплаченного налога. При умышленной неуплате налогов (несдачу отчетности считать умышленным нарушением) применять штрафные санкции в размере 100% и привлекать руководителей к материальной ответственности.
     
         5. На базе областных ГНИ образовать постоянный орган из опытных работников всех уровней (области, города, района) куда поступали бы все предложения, направленные на совершенствование налогового законодательства, работы налоговых органов. Данный орган не реже одного раза в квартал рассматривал бы данные предложения, анализировал и выдавал соответствующие рекомендации руководству.
     
         6. Сейчас должностные лица предприятий не несут административной ответственности за несвоевременные расчеты с бюджетом. Некоторые из них платежные поручения на перечисления налогов в бюджет сдают в банки с большим опозданием, а иногда и вообще не сдают. Налоговым органам приходится в связи с этим выставлять на предприятия инкассовые поручения на недоимку, а это требует большого количества времени, сотни килограмм бумаги и большой непроизводительной затраты времени компьютера и принтера. Предлагаем за несвоевременную передачу в банк платежных поручений на перечисление налогов в бюджет, а также несвоевременное перечисление налогов в бюджет (когда возможность такая есть) привлекать должностных лиц предприятий к административной ответственности.
     
         В некоторых случаях руководители банков несвоевременно исполняют поручения клиентов на перечисление денежных средств в бюджет, а также инкассовых поручений налоговых инспекций.
     
        В данном случае предлагаю, помимо финансовой санкции к банкам, применять административные санкции к их руководителям.
     
       7. Очень много времени у инспекторов ГНИ отнимает выверка дебиторской задолженности предприятийдолжников бюджета. Сегодня практически при всеобщих неплатежах все друг другу должны, а добровольно подтвердить актом сверки эту задолженность не хотят по многим причинам. Вот и приходится всем этим заниматься работникам ГНИ. Идти на эти предприятия (которых может быть два, а иногда и больше), составлять акт сверки, подписывать его у двух сторон, тратя на этой уйму времени. Результат от этой работы мал. Выставленные инкассовые поручения после всех сверок оплачиваются на 10  максимум 20%.
     
         Предлагаем эту работу переложить полностью на предприятиедолжника бюджета. Он должен самостоятельно в обязательном порядке представить в ГНИ по месту регистрации акт сверки дебиторской задолженности, оформленный соответствующим образом. В случае отказа одной из сторон подписать акт сверки всю юридическую ответственность за его сверенность несет сторона, представившая его в ГНИ. ГНИ на основании представленных актов остается только выставить инкассовое поручение.
     
       8. До настоящего времени окончательно и законодательно не решен вопрос с очередностью платежей в бюджет. Учитывая, что вся социальная сфера и многое другое финансируется из бюджета (а налоги составляют основной его доход), предлагаем налоги в бюджет оплачивать во вторую очередь или даже в первую.
     
        9. Не улучшится сбор налогов и не уменьшится недоимка, если предприятия будут иметь несколько счетов, в т. ч. и валютных и будут вести расчеты наличными деньгами. Налоговым органам приходится выставлять инкассовые поручения на все эти счета по всем налоговым недоимкам, а это десятки тысяч поручений. Это огромные непроизводительные затраты как материальные, так и финансовые. По предварительным подсчетам из бюджета тратятся на это многие миллионы рублей. Порой получается так, что финансовые затраты по одному предприятияю на эти процедуры больше взысканного налога в несколько раз. Открываемые предприятиям-недоимщикам специальные счета положение со сбором налогов и уменьшением недоимки по многим причинам не поправят.
     
         Предлагаем предприятиям иметь только один расчетный счет и все расчеты вести только с него, независимо от того, имеет предприятие недоимку в бюджет или нет. Ввести чековые книжки, и расчеты в необходимых случаях производить чеками, но не наличными деньгами. На валютном счете иметь не валюту, а право на нее, т. е. при поступлении валюты сразу пере-
водить ее в рубли и зачислять на расчетный счет. При необходимости расчета валютой, переводить рубли с расчетного счета в валюту и производить оплату.
     
         10. Многие предприятия после регистрации в регистрирующих органах не приходят в налоговые инспекции и не становятся на налоговый учет. Другие после постановки на учет пропадают, и их подолгу приходится разыскивать. Когда же их удается найти, выясняется, что они не работают, расчетного счета не открывали и ничем пока заниматься не собираются. Некоторые господа открывают фирмы для того, чтобы впоследствии их продать, т. е. сделать определенный бизнес, естественно без уплаты налогов.
     
         Предлагаем: за непостановку предприятия на налоговый учет в государственную налоговую инспекцию в течение 10 дней после регистрации учредителей или руководителей его привлекать к административной ответственности.
Если предприятие в течение 3-х месяцев со дня регистрации не приступило к деятельности, то оно должно быть закрыто органами его зарегистрировавшими.
     
         11. Некоторые предприятия  должники бюджета рассчитываются со своими поставщиками товаров и услуг через третьи организации (третьих лиц). Предприятиедолжник бюджета просит предприятие, которому он отпустил товар или оказал услугу, перечислить деньги не ему, а на счет третьей организации. Таким образом предприятие не платит свои долги в бюджет и не показывает выручку.
     
        Предлагаем: к таким предприятиям (к должнику бюджета и к тому, кто перечислил деньги) применять финансовые санкции в размере незаконно совершенной сделки.
     
        12. Налоговые инспекции не всегда в полном объеме располагают информацией о грузах, прошедших через таможню, и как следствие не могут учесть это при документальных проверках.
     
         Предлагаем: в законодательном порядке решить данный вопрос и обязать таможенные и другие органы, которые обладают соответствующей информацией, передавать ее в налоговые органы.
     
         Надеюсь, что высказанные выше соображения хоть немного помогут сдвинуть огромную глыбу накопившихся налоговых проблем.