Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы читателей журнала по платежам, связанным с пользованием водными ресурсами, отвечает И.К. Выскребенцев, государственный советник налоговой службы II ранга

          

На вопросы читателей журнала по платежам, связанным с пользованием водными ресурсами, отвечает И.К. Выскребенцев, государственный советник налоговой службы II ранга


        Одна из важнейших задач проводимой налоговой реформы  -  расширение базы налогообложения при обеспечении справедливого распределения налогового бремени между различными категориями налогоплательщиков.


        В целях повышения эффективности природопользования вводится платное пользование природными ресурсами.


        Водный кодекс Российской Федерации, принятый 16 ноября 1995 года, ввел платность водопользования. Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает:


         -  плату за пользование водными объектами (водный налог);


         -  плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.


        При этом 40 % этих налогов поступает в федеральный бюджет и 60 % в бюджет субъекта Российской Федерации.


        Вместе с тем в Водном кодексе указано, что порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются законодательством Российской Федерации.


        Дифференцированные размеры платы, связанной с пользованием водными объектами, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


        Правительством Российской Федерации приняты постановления от 14.03.97 № 307 “Об утверждении Положения о введении государственного мониторинга водных объектов” и от 03.04.97 № 383 “Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии”.


        Готовится проект постановления Правительства Российской Федерации “О порядке установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами”, и разрабатывается сам порядок установления и взимания этой платы, а также ее предельные размеры.


        Задержка с разработкой законодательной и нормативной базы налогообложения за пользование водными объектами инициирует в отдельных субъектах Российской Федерации принятие по этому вопросу самостоятельных решений, что порождает много вопросов, касающихся начисления и уплаты этих налогов как со стороны пользователей водными объектами, так и со стороны налоговых органов.


        По отдельным из них хотелось бы высказать нашу точку зрения исходя из действующей в настоящее время законодательной и иной нормативной базы налогообложения за пользование водными ресурсами.


        Какие платежи в бюджет взимаются с пользователей водными ресурсами в настоящее время?


        В настоящее время в Российской Федерации взимаются:


         -  платежи за пользование недрами по подземным водам;


         -  отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам;


         -  плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;


         -  плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водные объекты.


        Кроме того, Водным кодексом Российской Федерации от 16.11.95 № 167-ФЗ предусмотрено введение платы за пользование водными объектами (водный налог) и платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов. Однако в настоящее время не установлен конкретный механизм реализации Водного кодекса в части исчисления и уплаты данных платежей.


        Какими нормативными актами регулируется порядок исчисления и внесения платежей за пользование водными ресурсами?


        При исчислении и внесении указанных платежей следует применять следующие нормативные акты:


         -  Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы Российской Федерации” (ст. 20) от 27.12.91 № 2118-1;


         -  Федеральный закон от 03.03.95 № 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О недрах”";


         -  Федеральный закон от 30.12.95 № 224-ФЗ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы”;


         -  Федеральный закон Российской Федерации “О федеральном бюджете на 1997 год”, рекомендовавший соответствующим органам государственной власти субъектов Российской Федерации применять с 1 января 1997 года действовавшие по состоянию на 31 декабря 1996 года тарифы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, с коэффициентом 1,2;


         -  постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.92 № 828 “Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна”;


         -  постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.96 № 597 “О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений”;


         -  постановление Совета Министров РСФСР от 29.12.90 № 623 “О переходе на новую систему оптовых цен и тарифов в РСФСР”;


         -  инструкция Минфина России от 04.02.93 № 8, Госналогслужбы России от 30.01.93 № 17 и Госгортехнадзора России от 04.02.93 № 01-17/41 “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами”;


         -  инструкция Госналогслужбы России от 31.12.96 № 44 “О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” (ранее инструкция Госналогслужбы России от 30.09.94 № 28 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы”);


         -  письмо Минфина РСФСР от 27.05.91 № 16/111 “Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду”;


         -  прейскурант № 03-03 “Тарифы на воду, забираемую из водохозяйственных систем (поверхностные и подземные источники)”, утвержденный постановлением Госкомцен СССР от 14.10.88 № 551.


        Насколько правомерны действия отдельных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимающих решения по введению платежей за пользование водными объектами, предусмотренные Водным кодексом, и зачислению их полностью в доходы региона?


        Во-первых, Водным кодексом Российской Федерации (ст. 65) предусмотрено, что определение порядка установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, относится к полномочиям Российской Федерации.


        Во-вторых, часть указанных платежей в размере 40 % должна зачисляться в федеральный бюджет.


        В связи с этим введение системы этих платежей администрациями субъектов Российской Федерации является неправомерным.


        В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.96 № 85-р МПР России уже разработан проект постановления Правительства Российской Федерации “О порядке установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами”, а также базовые ставки платы за пользование водными объектами с учетом замечаний и предложений Госналогслужбы России.


        Указанные нормативные документы должны быть также согласованы с другими заинтересованными министерствами и ведомствами и представлены на утверждение в Правительство Российской Федерации.


        Правомерно ли применять в настоящее время письмо Минфина РСФСР от 27.05.91 № 16/111 “Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду” при отсутствии специального федерального закона, регулирующего порядок взимания указанной платы, а также учитывая то обстоятельство, что это письмо было издано до принятия Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”?


        В ст. 20 (п. “в”) Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27.12.91 № 2118-1 предусмотрено взимание платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Таким образом, принятие какого-либо иного федерального закона по введению аналогичных платежей за воду, не требовалось. При этом указанное письмо Минфина России не противоречит данному закону, так как постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2119-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" предусматривалось определить до 1 апреля 1992 года перечень, порядок и сроки уплаты только сборов и разных неналоговых доходов. Указанное положение не относится к плате за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.


        В каком порядке уплачиваются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы при добыче подземных вод предприятиями, по которым не установлены конкретные ставки распределения между бюджетами разного уровня?


        Письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 26.03.97 № ВЗ-6-04/237 (абзац 3) регулируется порядок уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы предприятиями, по которым не установлены конкретные ставки платежей в 1997 году. Указанная запись не противоречит ст. 44 Закона Российской Федерации “О недрах”, предусматривающей направление в бюджеты субъектов отчислений при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (то есть в случае, когда ставки установлены).


        Какие затраты по транспортировке добытых подземных вод предприятиями должны включаться в расчет их фактической себестоимости?


        В соответствии с Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (от 05.08.92 № 552, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 661), в себестоимость добычи полезных ископаемых включаются расходы по транспортировке полезных ископаемых от места добычи до отгрузочного склада.


        В письме Госналогслужбы России от 29.08.94 № НП-6-02/318 “О рекомендациях о порядке проведения документальных проверок юридических лиц по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет платы за пользование недрами” указывается, что транспортные расходы полезных ископаемых до цеха потребителя включаются в себестоимость добытых полезных ископаемых в случае отсутствия отгрузочного склада (промежуточного места складирования), находящегося, как правило, в границах горного отвода.


        Таким образом, в расчет фактической себестоимости добытых подземных вод должны включаться затраты на транспортировку воды до резервуаров, накопительных емкостей перед подачей в сеть для потребителей.


        Относятся ли потери воды при транспортировке к нормативным?


        К нормативным потерям подземных вод при их добыче относятся потери, технологически связанные с принятой схемой и системой разработки месторождения согласно утвержденному техническому проекту, а также потери воды при ее использовании на испарение и на производство продукции.


        Объем нормативных потерь воды (на испарение, производство продукции), забираемой из подземного источника, устанавливается предприятием, на балансе которого находится водозаборная скважина, и утверждается подразделением МПР в субъекте Российской Федерации.


        Потери воды, забираемой из подземного источника, при транспортировке от водозабора до потребителя к нормативным не относятся.


        Включаются ли в налогооблагаемую базу при расчете отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы затраты по доведению качества подземных вод до требуемых стандартов, санитарных норм и технических условий?


        При определении отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы объектом налогообложения является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых подземных вод, которая рассчитывается исходя из объема добытой и реализованной воды, в том числе прошедшей первичную обработку, и цены ее реализации.


        Технологией добычи полезных ископаемых, в том числе подземных вод, предусмотрено обеспечение достижения требуемого качества минерального сырья, то есть приведения добываемых полезных ископаемых в соответствие со стандартами, техническими условиями на продукцию предприятия.


        Поэтому первым товарным продуктом является вода, прошедшая такую первичную обработку (обезжелезивание, хлорирование, фторирование и другие операции по доведению воды до норм ГОСТа), либо добытая вода без первичной подработки, соответствующая по качеству требованиям технологии добычи.


        В связи с вышеизложенным затраты по доведению качества подземных вод до требуемых стандартов, санитарных норм и технических условий должны включаться в налогооблагаемую базу.


        Являются ли плательщиками налогов при пользовании недрами (за добычу подземных вод) банки?


        В соответствии со ст. 39 Закона Российской Федерации “О недрах” (в ред. от 08.02.95) пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных ст. 40 Закона, а пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством.


        Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 27.12.91 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” объектом налогообложения при исчислении ресурсных платежей является пользование природными ресурсами.


        Таким образом, банки, добывающие подземные воды, являются плательщиком налогов при пользовании недрами в установленном порядке.


        Вместе с тем, если банки являются собственниками, владельцами земельных участков и осуществляют в установленном порядке добычу подземных вод на принадлежащих им или арендуемых ими земельных участках непосредственно для своих нужд без реализации ее или продукции, работ, услуг, созданных на ее базе, на сторону, то они в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 03.03.95 № 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О недрах”" освобождаются от платежей при пользовании недрами. При этом использование воды на технологические и производственные цели к понятию “для своих нужд” не относится.


        Следует иметь также в виду, что в соответствии со ст. 12 указанного выше закона, условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, должны быть предусмотрены в лицензиях на право пользования недрами, выдаваемых в установленном порядке.


        Должны ли взиматься с промышленных предприятий, вносящих плату за забор воды в соответствии с письмом Минфина РСФСР от 27.05.91 № 16/111, также платежи за добычу после получения лицензий на право пользования недрами?


        Плательщиками в бюджет платы за воду являются предприятия, отнесенные в соответствии с Классификатором отраслей народного хозяйства к отрасли “Промышленность”, независимо от того, поступает вода непосредственно из водохозяйственных систем, от других промышленных предприятий или от предприятий коммунального хозяйства. При этом, если предприятие имеет лицензию на право пользования недрами и осуществляет добычу подземных вод, оно вносит также в бюджет соответствующие платежи, взимаемые при пользовании недрами.


        Производится ли в настоящее время в случае задержки внесения платы за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем взимание пени в размере 0,05 %, предусмотренное письмом Минфина РСФСР от 27.05.91 № 16/111?


        В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” с 20 мая 1996 года установлен размер пени, взыскиваемой с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога, равный 0,3 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа.


        Указанный размер пени применяется при несвоевременной уплате всех видов платежей за пользование водными ресурсами.


        Предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) многие организации-водопользователи не оплачивают услуги за поставляемую воду, в связи с чем предприятия ВКХ являются неплатежеспособными. Счета для оплаты выставляются водопользователям с включением планового процента рентабельности. Каким образом производить исчисление налогов?


        Для предприятий и организаций, добывающих подземные воды, установлен единый порядок исчисления и уплаты платежей за их добычу и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.


        Действующими нормативными актами не предусмотрены исключения по применению установленного порядка для предприятий, работающих нерентабельно. Следует иметь также в виду следующее. В случае принятого на предприятиях ВКХ метода определения выручки от реализации по мере ее оплаты внесение отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы производится по мере поступления средств на его расчетный счет. При сложившейся неплатежеспособности указанных предприятий ВКХ по причинам неперечисления организациями платежей за поставляемую воду рекомендуется применять к плательщикам меры, предусмотренные указами Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270, от 19.01.96 № 65 и от 14.02.96 № 199, в части предоставления предприятиям и организациям отсрочек по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам; бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, а также обращения взыскания на имущество организаций.
     

* * *


        Хочется верить, что отдельные публикации работников Управления методологии ресурсных платежей по разъяснению налогообложения за пользование водными ресурсами помогут на местах в практической работе по правильному и полному начислению и уплате указанных налогов.


        Однако думается, что кардинально изменится эта работа после утверждения Правительством Российской Федерации порядка установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами и главное, конечно, принятия Налогового кодекса Российской Федерации.