Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы читателей журнала отвечает Л.А. Панина, инспектор налоговой службы I ранга


На вопросы читателей журнала отвечает Л.А. Панина, инспектор налоговой службы I ранга

     

           Может ли физическое лицо еще раз воспользоваться льготой по уменьшению подоходного налога при направлении собственных средств на строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика, если оно уже пользовалось этой льготой до вступления в силу Федерального закона от 10.01.97 № 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”"?


        В соответствии с подпунктом “в” п. 6 ст. 3 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” (с учетом последних изменений) совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы, направленные физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, на строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации, в пределах пятитысячекратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за трехлетний период, а также суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученные физическими лицами в банках и других кредитных учреждениях на эти цели. Предоставление такого вычета физическим лицам повторно не допускается.


        В соответствии со ст. 2 Федеральный закон от 10.01.97 № 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 20 января 1997 года (опубликован в “Собрании законодательства РФ”, № 3, ст. 355, 20.01.97).


        Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.97 № 11-ФЗ действие названного Федерального закона распространяется на отношения, возникшие из сделок, совершенных после вступления в силу названного Федерального закона, то есть с 21 января 1997 года. К правоотношениям, возникшим до вступления в силу названного Федерального закона, включая возникающие по ним после вступления в силу названного Федерального закона права и обязанности, названный Федеральный закон не применяется, то есть включительно по 20 января 1997 года.


        Таким образом, если физическое лицо обратилось за предоставлением льготы в соответствии с подпунктом “в” п. 6 ст. 3 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” и при этом уже использовало один или несколько раз льготу до 21 января 1997 года (даже оформив ее 20 января 1997 года), то ему предоставляется право еще раз воспользоваться данной льготой, которая начиная с 21 января 1997 года оформляется только один раз.


        На кого возлагается обязанность по уплате налога с имущества, переходящего в порядке дарения или наследования, если получает это имущество несовершеннолетний, которому назначен опекун, или который находится на полном государственном обеспечении в специальных учреждениях?


        В случае, если несовершеннолетнему назначен опекун, то обязанность по уплате налога с имущества, переходящего в порядке дарения, лежит на опекуне.


        В соответствии с п. 2 ст. 31 Гражданского кодекса РФ опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.


        В случае, если несовершеннолетний находится на полном государственном обеспечении в воспитательном учреждении, лечебном учреждении или учреждении социальной защиты, то в соответствии с п. 1 ст. 147 Семейного кодекса РФ выполнение обязанностей опекунов (попечителей) возлагается (в том числе по уплате налога и защите его интересов в суде) на администрацию этого учреждения.


        В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.


        В соответствии со ст. 5 названного Закона расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.


        В каких случаях при получении физическим лицом имущества в порядке дарения от физического лица и при получении физическим лицом от юридического лица уплачивается подоходный налог, а в каких -налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения?


        В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” установлено, что при налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной форме, так и в натуральной.


        В соответствии с подпунктом “х” п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения.


        В соответствии с подпунктом “ц” п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включается стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.


        Таким образом, если дар получен физическим лицом от физического лица, то в этом случае взимается налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; если дар физическим лицом получен от юридического лица и при этом превышает сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, то в этом случае взимается подоходный налог.


        С какого момента взимается налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, и как в данном случае налоговое законодательство соотносится с гражданским?


        Согласно п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 12.12.91 № 2020-1 “О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения” налог взимается при условии выдачи нотариусами, должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство или удостоверения ими договоров дарения.


        Согласно п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 12.12.91 № 2020-1 нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в 15-дневный срок (с момента выдачи свидетельства или удостоверения договора) направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.


        Что касается государственной регистрации недвижимости согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей порядок регистрации недвижимости, то эта статья не определяет момент государственной регистрации.


        Таким образом, налог взимается при наличии у граждан свидетельств о праве на наследство или удостоверенных договоров дарения, выданных им нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия.


        На основании чего и в каких размерах взимается госпошлина в случаях оформления сделки между лицом, получившим доверенность, и лицом, которому передоверяются полномочия?


        В соответствии с п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность является сделкой и согласно ст. 155 и ст. 160 ГК РФ относится к односторонней письменной сделке, которая полностью регулирует отношения между доверителем и лицом, которое получает доверенность.


        В соответствии с п. 1 ст. 187 ГК РФ лицо, которому выдана доверенность, имеет право передоверить совершение действий, на которые оно уполномочено доверенностью, другому лицу на условиях, изложенных в статье. Здесь также имеет место односторонняя письменная сделка, которая регулирует отношения между лицом, получившим доверенность, и лицом, которому передоверяются полномочия.


        Таким образом, в соответствии с подпунктом 8 п. 4 ст. 4 Федерального закона от 31.12.95 № 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственной пошлине”" степень родства устанавливается между лицом, получившим доверенность, и лицом, которому передоверяются полномочия, и в зависимости от этого взимается размер госпошлины.


        Распространяется ли льгота по уплате госпошлины, которой обладает собственник имущества, на лицо (муж дочери), которому была выдана доверенность на право пользования имуществом, в порядке его передоверия?


        В соответствии с п. 1 ст. 187 “Передоверие” Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью.


        В соответствии с подпунктом 8 п. 4 ст. 4 Федерального закона от 31.12.95 № 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственной пошлине”" за удостоверение доверенностей на право пользования и распоряжения автомобилем государственная пошлина взимается в однократном размере минимальной оплаты труда только с детей, супруга, родителей, близких родственников собственника автомобиля. В соответствии со ст. 14 Семейного кодекса Российской Федерации близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.


        Таким образом, льгота, предусмотренная подпунктом 8 п. 4 ст. 4 Федерального закона от 31.12.95 № 226-ФЗ, распространяется только на собственника имущества, а муж дочери по отношению к доверителю (собственнику имущества) относится к другим лицам.


        Как уплачиваются налоги при приобретении недвижимости несколькими собственниками на праве общей долевой собственности и на праве совместной собственности?


        В соответствии с подпунктом “в” п. 14 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 № 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”", которым установлено, что при приобретении физическими лицами жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на праве общей долевой собственности у каждого покупателя из совокупного дохода исключается сумма фактических расходов на приобретение, но не более суммы расходов, приходящихся на его долю в собственности, а при покупке ими на праве общей совместной собственности льгота предоставляется по их заявлению либо одному, либо по их желанию всем собственникам, но в пределах общей суммы затрат.


        Ст. 249 ГК РФ установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу.


        Какая ответственность может быть применена к гражданину-предпринимателю как плательщику подоходного налога, если при подаче декларации о совокупном годовом доходе он нарушил налоговое законодательство?


        Если гражданин-предприниматель как плательщик подоходного налога при подаче декларации о совокупном годовом доходе нарушил налоговое законодательство, то к нему применяется ответственность, установленная Законом Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” в части:


         -  ст. 21  -  невзысканные в результате уклонения плательщика от налогообложения суммы налога взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога;


        Законом Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в части:


         -  подпункта “а” п. 1 ст. 13  -  взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и штрафа в размере той же суммы;


         -  подпункта “б” п. 1 ст. 13 -  за отсутствие учета объектов налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, в размере 10 % доначисленных сумм налога.


         -  подпункта “в” п. 1 ст.13  -  взыскание пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,3 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности.


        Правомерно ли включение сумм налога на добавленную стоимость в стоимость работы по строительству жилых домов, источником финансирования которых являются средства физических лиц, и правомерно ли в этом случае включение в состав расходов, относящихся на уменьшение совокупного налогооблагаемого дохода физических лиц, сумм налога на добавленную стоимость?


        В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” для строительных, строительно-монтажных и ремонтных предприятий облагаемым оборотом является стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг).


        Согласно п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” реализация товаров (работ, услуг) предприятиям производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. При этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой.


        Реализация товаров (работ, услуг) населению производится по ценам и тарифам, включающим сумму налога на добавленную стоимость по установленной ставке.


        В соответствии с подпунктом “т” п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” не освобождаются от налога на добавленную стоимость работы по строительству жилых домов, источником финансирования которых являются средства организаций и физических лиц.


        Таким образом, является правомерным включение в состав расходов, относящихся на уменьшение совокупного налогооблагаемого дохода физических лиц, сумм налога на добавленную стоимость, оплачиваемых физическим лицом, заключившим договор на строительство жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика.


        В каких случаях органы налоговой полиции могут предоставлять отсрочку (рассрочку) уплаты штрафных санкций за нарушения налогового законодательства?


        В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 № 5238-1 “О федеральных органах налоговой полиции” федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставляется право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов.


        Применение органами налоговой полиции санкций по результатам проверок налогоплательщиков ограничено постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 № 20-П; право производить ими взыскание сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке правомерно только с согласия юридических лиц.


        Согласно п. 30 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” отсрочку или рассрочку по уплате штрафов за нарушение налогового законодательства разрешено предоставлять органам Государственной налоговой службы только в тех случаях, когда применение штрафных санкций может привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.


        Таким образом, органы налоговой полиции могут предоставлять отсрочку (рассрочку) уплаты штрафных санкций за нарушения налогового законодательства только в том случае, если на уплату штрафов имеется согласие налогоплательщика.


        Какие документы обязано получить физическое лицо при осуществлении предпринимательской деятельности, предусматривающей обязательное лицензирование, установленное законодательством?


        В соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.


        Ст. 4 Закона Российской Федерации от 11.03.92 № 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” устанавливает, что для осуществления частной сыскной деятельности и выполнения услуг, перечисленных в ст. 3 Закона, необходимо получить лицензию.


        Исходя из вышеизложенного, Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает обязательную государственную регистрацию для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а Закон РФ от 11.03.92 № 2487-1 обязывает, помимо обязательной государственной регистрации, еще и получение лицензии на частную детективную деятельность.


        Таким образом, физическое лицо при осуществлении предпринимательской деятельности, предусматривающей обязательное лицензирование, вначале должно пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, а затем получить лицензию на осуществление своей деятельности, если это установлено законодательством.