Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы читателей журнала отвечает Л.Д. Кузнецов, советник налоговой службы I ранга


На вопросы читателей журнала отвечает Л.Д. Кузнецов, советник налоговой службы I ранга

        

       Каково правовое обоснование прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного до 1 января 1995 года, и какова имущественная ответственность?


        В соответствии с п. “б” ст. 32 Закона РСФСР от 22.11.90 № 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” деятельность крестьянского хозяйства прекращается по решению членов хозяйства.


        В соответствии с п. 3 ст. 33 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” при прекращении деятельности крестьянского хозяйства его имущество используется на расчеты по оплате труда граждан, заключивших договоры об использовании их труда, а также на платежи в бюджет, возврат ссуд банкам, расчеты с прочими кредиторами. Остающееся имущество и полученные от его реализации средства сохраняются в качестве общей собственности либо делятся.


        Таким образом, порядок прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с правами юридического лица предусмотрен ст. 32 и 33 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”. После выполнения условий, предусмотренных данными статьями, крестьянское хозяйство может быть перерегистрировано.


        В соответствии с п. 1 ст. 259 ГК РФ члены крестьянского (фермерского) хозяйства могут создать на базе этого имущества хозяйственное товарищество или производственный кооператив.


        Образование и деятельность производственного кооператива регулируются ст. 107 - 112 ГК РФ.


        Образование и деятельность хозяйственного товарищества регулируются ст. 66 - 86 ГК РФ.


        В соответствии с п. 2 ст. 66 ГК РФ хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества по вере (коммандитного товарищества).


        Однако изменение правового статуса крестьянским (фермерским) хозяйством в соответствии со ст. 87 - 94 ГК РФ (товарищество с ограниченной ответственностью) является неправомерным.


        В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности или может находиться в общей совместной собственности.


        В соответствии с п. 1 ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором не установлено иное.


        В соответствии со ст. 24 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” за нарушение налоговой дисциплины крестьянское хозяйство несет полную имущественную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.


        В соответствии с п. 3 ст. 33 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” при прекращении деятельности крестьянского хозяйства его имущество используется на платежи в бюджет.


        Таким образом, крестьянское хозяйство с правами юридического лица несет имущественную ответственность за нарушение налоговой дисциплины и платежам в бюджет.


        Что касается взыскания недоимки по налогам и платежам в бюджет, возникшей и неуплаченной до перерегистрации, то в случае отказа от добровольного погашения недоимки налоговые органы вправе предъявить на основании п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118_1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в арбитражный суд иск о взыскании недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, обращая взыскание на полученные доходы, а в случае отсутствия таковых  -  на имущество недоимщиков.

       

       Каково правовое регулирование взаимоотношений главы крестьянского (фермерского) хозяйства с членами хозяйства?


        Пунктом 2 ст. 23 ГК РФ устанавливается правовой статус главы крестьянского  (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, как предпринимателя, государственная регистрация которого произошла после 1 января 1995 года.


        Законодательством Российской Федерации специально не дано определение статуса членов крестьянского (фермерского) хозяйства в случае государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с п. 2 ст. 23 ГК РФ.


        Однако в ст. 257, 258, 259 ГК РФ понятие “член крестьянского (фермерского) хозяйства” остается.


        Таким образом, члены вышеуказанного крестьянского (фермерского) хозяйства оставляют за собой статус члена крестьянского (фермерского) хозяйства.


        В соответствии с п. 3 ст. 257 ГК РФ плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.


        Таким образом, взаимоотношения между членами и главой крестьянского (фермерского) хозяйства строятся на договорной основе, или на основе соглашений между ними, или на основе закона.

       

      По каким договорам глава крестьянского (фермерского) хозяйства вправе принимать граждан на работу?


        В соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.


        В соответствии со ст. 15 КЗоТ РФ трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, то есть между трудящимся и юридическим лицом.


        Таким образом, ст. 15 КЗоТ РФ ограничивает граждан-предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в части применения ими трудовых договоров, а следовательно, в случае государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства и признания его главы предпринимателем, он вправе принимать на работу граждан только по гражданско-правовым договорам.

        

      Почему налогоплательщик не может использовать льготы по налогам, установленные неналоговым законодательством?


        В соответствии со ст. 23 Закона РФ от 10.10.91 № 1734-1 “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” не допускаются внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством РСФСР.


        Согласно ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 10.07.92 № 3255-1 “О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации” федеральные законы (в том числе размеры ставок и налоговые льготы) устанавливаются только законодательными актами Российской Федерации в форме законов и постановлений по вопросам налогообложения; изменение режима налогообложения по указанным налогам осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу.


        Следовательно, льгота организации может быть предоставлена лишь при условии внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство.

      

       Когда следует считать обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненными?


        В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с последующими изменениями и дополнениями) обязанность физического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика при невозможности произвести уплату налога без его личного участия, если иное не установлено законодательными актами. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога. Невозможность уплаты налога является основанием для признания в установленном законом порядке юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, банкротом. В случае ликвидации юридического лица в судебном порядке или по решению собственника обязанность по уплате недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.


        В случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их исполнение обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, финансовыми санкциями в соответствии с вышеуказанным Законом и другими законодательными актами, а также залогом денежных и товарно-материальных ценностей, поручительством или гарантией кредиторов налогоплательщика.