Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы читателей журнала отвечает П.И. Савельев,советник налоговой службы II ранга


На вопросы читателей журнала отвечает П.И. Савельев,советник налоговой службы II ранга

        

       Наш поставщик материальных ресурсов в Казахстане и не выписывает счета-фактуры на отгруженную продукцию, предусмотренную постановлением № 914. У российского предприятия-покупателя есть только прежние счета и платежные документы, везде выделены суммы НДС, уплаченные поставщику. Могут ли в этом случае возмещаться из бюджета суммы НДС по материалам? /Продолжение ответа на вопрос, опубликованный в “Налоговом вестнике”, № 8, с. 95./


        В отношениях с хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ, включая Республику Казахстан, российские предприятия по вопросам налогообложения НДС руководствуются письмами Госналогслужбы России и Минфина России от 14.04.93 № ВЗ-4-05/55н; 47 и от 22.09.93 № ВЗ-4-15/149н; 109, зарегистрированными Минюстом России соответственно 27.04.93 № 235 и 06.10.93 № 358.


        Согласно этим документам впредь до подписания межгосударственных соглашений Российской Федерацией с другими государствами-участниками СНГ, регулирующих принципы и порядок взимания НДС и реализацию товаров, соблюдается принцип взаимности, то есть обложения оборотов по реализации товаров в Россию и из России в эти государства по одним и тем же ставкам налога на добавленную стоимость в размере 20 %.


        В соответствии с Законом РФ от 25.04.95 № 63 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми и другими предприятиями, занимающимися продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам товаров, приобретенных для их перепродажи, а также поставщикам материальных ресурсов.


        Этот порядок применяется также при реализации указанными предприятиями товаров, происходящих с территории стран-членов СНГ, в случаях выделения в расчетных и товаросопроводительных документах сумм налога на добавленную стоимость отдельной строкой.


        В связи с изложенным, суммы налога на добавленную стоимость по товарам, происходящим с территорий стран-членов СНГ, выделенные в указанных документах отдельной строкой в пределах ставки НДС в размере 20 %, относятся на расчеты с бюджетом.

       

      Просим разъяснить, имеет ли предприятие-экспортер право на льготу по товарам, экспортируемым через посредническую организацию по договорам комиссии в случае, если на счет предприятия-экспортера денежные средства не поступают, а посредник со своего счета производит расчеты с поставщиками предприятия-экспортера?
      
       В случае если посредник рассчитывается с предприятием-экспортером денежными средствами, право на льготу у предприятия-экспортера наступает при поступлении денежных средств на его счет от посредника, или на счет посредника от иностранного партнера?

      Какие документы должен представить посредник предприятию-экспортеру в подтверждение того, что поступившие на его счет денежные средства являются выручкой от реализации товаров на экспорт?


        В соответствии с Законом РФ “О налоге на добавленную стоимость” от 06.12.91 № 1992-1 (с учетом последующих изменений и дополнений) предприятия, поставляющие продукцию на экспорт (в том числе по договору комиссии или поручения), как собственного производства, так и приобретенную, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость в бюджет по реализации этой продукции и получают возмещение из бюджета входного налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения после представления в налоговые органы документов, подтверждающих реальный экспорт товаров.


        Документами, подтверждающими реальный экспорт товаров за пределы территорий стран-участников СНГ и предъявляемыми налогоплательщиками в обязательном порядке в налоговые органы, являются:


         -  контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) российского юридического лица-налогоплательщика с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров;


         -  выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированном в налоговых органах;


         -  грузовую таможенную декларацию или ее копию, заверенную руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;


         -  копии транспортных, или товаросопроводительных, или таможенных, или любых иных документов с отметками пограничных таможенных органов государств-участников СНГ или таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ.


        При этом под термином “счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированном в налоговых органах” следует понимать счет российского предприятия-экспортера, являющегося собственником продукции, которая реализуется на экспорт через комиссионера.


        На необходимость соблюдения этого условия обращает внимание Указ Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины”, которым предусмотрено, что возврат налога на добавленную стоимость при экспорте осуществляется только после поступления выручки на счет налогоплательщика (экспортера) в российском банке, зарегистрированном в налоговых органах.


        В случае реализации продукции на экспорт через посреднические организации по договору комиссии Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 предусматривает по сделкам на поставку товаров, совершаемых агентом (коммиссионером) от своего имени, но в интересах и за счет принципала (экспортера), перечисление в течение трех банковских дней на расчетный счет принципала (экспортера) всей полученной агентом (комиссионером) выручки по этим сделкам, за исключением его вознаграждения.


        Агенту (комиссионеру) не может поручаться исполнение юридических действий, вытекающих из правоотношений принципала (экспортера), регулируемых налоговым законодательством Российской Федерации.


        Кроме того, вышеназванный Указ предусматривает по предприятиям, имеющим задолженности перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами, обязательное перечисление всех денежных средств, поступающих в пользу предприятия-недоимщика, на счет недоимщика, за исключением средств целевого бюджетного финансирования.


        Таким образом, предприятие-владелец экспортной продукции получает возмещение из бюджета входного налога на добавленную стоимость только после предъявления в налоговые органы всех вышеперечисленных документов.


        Кроме того, следует иметь в виду, что указанный порядок поддержан решением Верховного Суда от 7 августа 1997 года.