Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы читателей журнала отвечает И.К. Выскребенцев,государственный советник налоговой службы II ранга


На вопросы читателей журнала отвечает И.К. Выскребенцев,государственный советник налоговой службы II ранга


       

       Какие предприятия морского и речного транспорта освобождаются от уплаты земельного налога?


        Льгота по земельному налогу, предусмотренная п. 12 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю” (в редакции Федерального закона от 09.08.94 № 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю”") и подпунктом 11 п. 5 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 № 29 по применению Закона РФ “О плате за землю”, распространяется только на предприятия, государственные учреждения и организации Министерства транспорта Российской Федерации (перечисленные в указанном законе и нормативном акте после слов “в интересах обороны Российской Федерации”).


        На аналогичные предприятия, государственные учреждения и организации других министерств и ведомств указанная льгота по земельному налогу не распространяется.

       

        По каким ставкам следует облагать земельным налогом земли садоводческих товариществ-юридических лиц за земельные участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты?


        Земли садоводческих товариществ в сельской местности в соответствии с частью 1 ст. 6 Закона РФ “О плате за землю” облагаются по средним ставкам налога на земли сельскохозяйственного назначения административного района.

       

      Взимается ли земельный налог с организаций и учреждений, освобожденных Законом РФ “О плате за землю” от уплаты налога, за земли, занятые их жилым фондом?


        Налог за земли, занятые жилищным фондом, и ставки по их обложению установлены частью 5 ст. 8 указанного выше закона. В связи с этим, предприятие, освобожденное от уплаты земельного налога согласно ст. 12 Закона, не освобождено от его уплаты за жилищный фонд.

     

      Взимается ли земельный налог за земельные участки, выделенные под жилищное строительство по льготной ставке в размере 3 % от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа?


        Жилищный фонд, для которого Законом РФ “О плате за землю” (в редакции Федерального закона от 09.08.94 № 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю”") предусмотрено льготное налогообложение в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, образуют жилые дома, а также жилые помещения в других строениях (ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР). Понятия “жилищное строительство” и “жилищный фонд” не идентичны. Жилищное строительство не может рассматриваться как жилищный фонд до момента окончания строительства и принятия в эксплуатацию вновь построенных жилых домов.


        Поэтому за земельные участки, предоставленные юридическим лицам для строительства жилых домов, до момента окончания их строительства и приема в эксплуатацию земельный налог должен взиматься со всей площади земельного участка по полным ставкам, установленным для городских и поселковых земель.

       

      Обязаны ли лесхозы платить земельный налог за земли, которые используются под пасеки, сады, подсобные хозяйства, промышленную деятельность (мастерские, цеха по переработке древесины, гаражи)?


        Земельные участки под подсобными цехами, мастерскими, сельскохозяйственными или другими подразделениями, объектами социально-бытового назначения и не связанные напрямую с бюджетной деятельностью лесхозов (при возможности определения площади этих участков) подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях.

       

      Распространяются ли льготы по земельному аналогу образовательным учреждениям в соответствии со ст. 40 Закона РФ “Об образовании” (в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании”")?


        В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю” от уплаты земельного налога освобождаются учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов.


        Согласно ст. 23 Закона РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” не допускается внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством.


        Таким образом, п. 3 ст. 40 Закона РФ “Об образовании” (в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании”") не является нормой прямого действия, ввиду чего льготы могут предоставляться лишь при условии внесения соответствующих изменений в законодательные акты о налогах.


        В связи с этим, впредь до внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон РФ “О плате за землю” вопрос о предоставлении образовательным учреждениям (независимо от их организационно-правовых форм в части их уставной непредпринимательской деятельности) льготы по земельному налогу может в настоящее время быть рассмотрен и решен органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, которым в соответствии со ст. 13 и 14 этого Закона предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу.

       

      Будет ли взиматься земельный налог с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими нежилых зданий (помещений), расположенных на их участках, в аренду юридическим лицам и гражданам, которые освобождены от уплаты земельного налога, если арендная плата за земельный участок не оговорена договором аренды?


        Если юридическим лицам или гражданам передается в аренду часть жилых и нежилых строений, налог за земельные участки, обслуживающие эти строения, взимается с арендодателя. Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество, когда кроме земли в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы, и в соответствии с п. 32 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 № 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" с обязательным перечислением арендной платы за землю на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.


        Согласно ст. 652 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования в соответствии с ее назначением.


        При этом налоговым органам необходимо через администрации органов местного самоуправления принимать меры к тому, чтобы в договорах аренды зданий, сооружений или их части указывались также размеры земельных участков, занятых этой недвижимостью.

      

      Какие документы служат основанием для предоставления льгот членам семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявших кормильца при исполнении им служебных обязанностей?


        Льгота членам семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявших кормильца при исполнении им служебных обязанностей, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп “вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина” или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

       

     Согласно п. 18 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю” от уплаты земельного налога полностью освобождаются военнослужащие. Кто относится к военнослужащим?


        Согласно Закону РФ от 22.01.93 № 4338-1 “О статусе военнослужащих” к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта.


        В соответствии с Законом РФ от 24.09.92 № 3531-1 “Об обороне” и Указом Президента Российской Федерации от 14.12.93 № 2140 “Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации” к категориям военнослужащих относятся военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничных войск Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации и Войск гражданской обороны Российской Федерации; военнослужащие системы федеральных органов государственной безопасности, Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации; военнослужащие Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации.

        

      Законом РФ “О плате за землю” от уплаты земельного налога полностью освобождены участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.Укажите конкретно, на кого распространяется эта льгота и что является основанием для предоставления льготы.


        Указанная льгота по земельному налогу распространяется на следующие категории граждан:


         -  участников Гражданской и Великой Отечественной войн, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;


         -  лиц вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского флота, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;


         -  граждан, награжденных медалью “За оборону Ленинграда” и знаком Ленинградского городского Совета народных депутатов “Жителю блокадного Ленинграда” (Указ Президента Российской Федерации от 18 января 1994 года № 163);


         -  бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235).


        Основанием для предоставления льготы является соответствующее удостоверение о праве на указанную льготу, выданное территориальным органом социальной защиты населения.

       

       Распространяется ли льгота по земельному налогу, предусмотренная Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.92 № 42202-1, на сотрудников органов внутренних дел, а также сотрудников, уволенных из органов внутренних дел с правом на пенсию?


        В соответствии с п. 18 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю” (в редакции Федерального закона от 09.08.94 № 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю”") освобождаются от уплаты земельного налога военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявших кормильца при исполнении им служебных обязанностей. Статьями 54 и 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.92 № 4202-1 “Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел”, действительно предусмотрено предоставление льгот по уплате земельного налога сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным в п. “б”, “в”, “е”, “ж”, “з” ст. 58 Указанного Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более, а также проживающим с ними членам семей.


        Однако в соответствии со ст. 23 Закона РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” не допускается внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством.


        Поэтому на сотрудников органов внутренних дел, а также сотрудников, уволенных из органов внутренних дел с правом на пенсию, льгота по земельному налогу в настоящее время распространена быть не может, так как для предоставления льготы указанным категориям граждан законодателем должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения в Закон РФ “О плате за землю”.


        В связи с этим, впредь до внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон РФ “О плате за землю” вопрос о предоставлении указанным выше гражданам льготы по земельному налогу в настоящее время может быть рассмотрен и решен органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, которым в соответствии со ст. 13 и 14 этого Закона предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу.

       

      Какие предприятия и организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с Законом РФ “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации”.


        В соответствии с п. 13 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю” (в редакции Федерального закона от 09.08.94 № 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю”") предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации, а также в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 26.02.97 № 29-ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год” в 1997 году предприятия и организации освобождены от платы за земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов), снаряжательные базы, аэродромы и другие объекты особого назначения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


        В связи с поручением Правительства Российской Федерации от 03.06.97 № ЯУ-П1_17001 вопрос о порядке предоставления льготы, установленной ст. 14 названного выше Закона, рассматривается Мининстерством экономики Российской Федерации.


        Впредь до установления этого порядка рекомендуется требовать с предприятий и организаций, имеющих названные выше льготируемые объекты, в сводных расчетах земельного налога, представляемых в налоговые органы на 1997 год, отдельной строкой указывать общую площадь земельных участков, не подлежащих обложению земельным налогом, с приложением к этому расчету списков льготируемых объектов с указанием их адреса и конкретных размеров земельных участков, не подлежащих налогообложению, по каждому из этих объектов.

        

      Действительно ли в Законе РФ “О плате за землю” размер пени за просрочку уплаты земельного налога установлен в размере 0,7 процента?


        Согласно подпункту “в” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных Законом случаях несет ответственность в виде взыскания пени с налогоплательщика в случаях задержки уплаты налога в размере 0,3 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если Законом не предусмотрены иные размеры пени.


        Законом РСФСР от 11.10.91 № 1738-1 “О плате за землю” было установлено, что в случае неуплаты земельного налога в установленный срок начисляется пеня в размере 0,2 % от суммы недоимки за каждый день просрочки, а Федеральным законом от 09.08.94 № 22_ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю”" был увеличен размер пеней, взыскиваемых с налогоплательщика в случае неуплаты налога в установленный срок, с 0,2 % от суммы недоимки за каждый день просрочки до 0,7 %.


        Поэтому п. 14 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины”, предусматривающий снижение с 20 мая 1996 года размера пени с 0,7 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа до 0,3 %, не относится к земельному налогу.


        Таким образом, впредь до внесения соответствующих изменений в Закон РФ “О плате за землю” пени за задержку уплаты земельного налога должны взиматься в размере 0,7 % от суммы недоимки за каждый день просрочки.