Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы читателей журнала отвечает Л.А. Панина, инспектор налоговой службы I ранга


На вопросы читателей журнала отвечает Л.А. Панина, инспектор налоговой службы I ранга  

       

 В каком случае должностные лица налоговых органов имеют право для целей налогообложения обследовать помещения, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, и каким образом производится налогообложение в случае отказа физического лица допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию помещений?


        В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации установлено, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.


        В соответствии с подпунктом “б” п. 2 ст. 14 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” должностные лица налоговых органов имеют право обследовать любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения (независимо от места их нахождения) производственные, складские, торговые и иные помещения налогоплательщиков. В случае отказа физического лица допустить должностных лиц налогового органа к обследованию помещений, используемых для извлечения доходов, или непредставления им необходимых для расчета налогов документов облагаемый доход определяется налоговыми органами исходя из дохода по аналогичным видам предпринимательской деятельности.


        Таким образом, должностные лица налоговых органов имеют право обследовать помещения, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, только с их добровольного согласия. Налогообложение в случае отказа физического лица допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию помещений производится вне зависимости от того, на каких условиях используются помещения (например, по условиям договора аренды недвижимого имущества, принадлежащего физическому лицу на праве собственности).

     

   Являются ли результаты интеллектуальной деятельности и интеллектуальная собственность имуществом физического лица, и подлежат ли они налогообложению при их отчуждении (в частности, продаже)?


        В соответствии со ст. 138 ГК РФ в случаях и порядке, установленных ГК РФ и другими законами, признается исключительное право гражданина на результаты интеллектуальной деятельности.


        В соответствии с п. 2 ст. 130 ГК РФ установлено, что вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.


        В соответствии со ст. 128 ГК РФ результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), относятся только к объектам гражданских прав, но не входят в состав вещей.


        Таким образом, результаты интеллектуальной деятельности и интеллектуальная собственность не входят в состав имущества физического лица, а являются объектом гражданских прав.


        Исходя из изложенного, при отчуждении (в частности, продаже) результаты интеллектуальной деятельности и интеллектуальная собственность облагаются подоходным налогом в соответствии с Законом РФ от 07.12.91 № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”.

     

   Может ли налоговый орган предъявить к нотариусу, работающему в государственной нотариальной конторе, или к нотариусу, занимающемуся частной практикой, который совершил нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, иск о признании сделки недействительной и возмещении причиненного вследствие этого ущерба относительно налогового законодательства?


        В соответствии со ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее по тексту  -  Основ) нотариус обязан разъяснять физическим лицам их права и обязанности, предупредить о последствиях совершаемых нотариальных действий. Согласно той же ст. 16 Основ нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации.


        В соответствии со ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка, ничтожна, так как исходя из вышеизложенного, оформление нотариусом договора купли-продажи имущества, перешедшего ранее в порядке наследования или дарения, без справки налогового органа об уплате налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, является заведомым нарушением законодательства.


        В соответствии со ст. 17 Основ нотариус, занимающийся частной практикой, совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет ответственность в установленном законом порядке.


        В соответствии с п. 11 ст. 27 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР” и в соответствии с подпунктом “б” ст. 14 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” налоговые органы имеют право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании сделок недействительными.

     

   Какие лица подпадают под действие Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного обращения”?


        П. 9 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного обращения” распространяется на все юридические и физические лица, включая предприятия-недоимщики.


        В соответствии с п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 предприятия обязаны все поступающие к ним наличные денежные средства вносить на свой расчетный счет, а затем перечислять их на счета других лиц. За нарушение указанного порядка к ним применяется штраф в 2-кратном размере суммы произведенного взноса.

     

   На каких основаниях инвестиционный доход, полученный негосударственным пенсионным фондом в результате инвестирования активов фонда в государственные ценные бумаги, который затем размещается на лицевых счетах физических лиц-участников фонда и увеличивает тем самым их пенсионные взносы, рассматривается как доход, подлежащий налогообложению?


        Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 16.09.92 № 1077 “О негосударственных пенсионных фондах” установлено, что выплаты из негосударственных пенсионных фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, заключаемым на основании утвержденного примерного договора.


        В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.95 № 792 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов”, под деятельностью негосударственного пенсионного фонда понимается некоммерческая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению обязательств перед гражданами.


        В связи с изложенным и в соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”, которым установлено, что все виды пенсий, назначаемых в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, а также дополнительные пенсии, выплачиваемые на условии добровольного страхования пенсий, к которым относятся выплаты гражданам-участникам пенсионных фондов, в пользу которых в соответствии с договором о негосударственном пенсионном обеспечении производятся денежные выплаты (негосударственная пенсия), подоходным налогом не облагаются.


        Таким образом, инвестиционный доход, полученный негосударственным пенсионным фондом в результате инвестирования активов фонда в государственные ценные бумаги, который затем размещается на лицевых счетах физических лиц-участников фонда и увеличивает тем самым их пенсионные взносы, рассматривается как доход, подлежащий налогообложению.

     

   Кем и на основании чего устанавливается ставка местного налога по сбору за уборку территорий населенных пунктов, и в каком порядке он уплачивается налогоплательщиком?


        Местный налог  -  сбор за уборку территорий населенных пунктов, распространяется как на юридических, так и на физических лиц в том случае, если они являются владельцами строений.


        В соответствии с подпунктом “х” п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” сбор за уборку территорий населенных пунктов вносится в размере, устанавливаемом представительными органами власти  -  местными Советами народных депутатов.


        Ставка налога Законом не установлена, поэтому местные органы власти вправе устанавливать ее по своему усмотрению.


        В соответствии с п. 4 ст. 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” указанный налог может быть установлен решениями местных Советов народных депутатов.


        В соответствии с п. 5 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” расходы предприятий и организаций по уплате указанного налога относятся предприятиями и организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль.

      

  Является ли материальная помощь, выплачиваемая профсоюзной организацией своим членам, объектом налогообложения?


        В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.


        Статьей этого Закона установлен перечень льгот, в который суммы материальной помощи, оказываемой профсоюзной организацией своим членам, не включены, а также не предусмотрено исключение указанных сумм материальной помощи из совокупного налогооблагаемого дохода.


        Таким образом, материальная помощь, выплачиваемая профсоюзной организацией ее членам, является объектом налогообложения.

     

   На основании каких норм из совокупного налогооблагаемого дохода государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований исключаются суммы, направленные на переподготовку (переквалификацию) или повышение квалификации, а также из каких средств производится такая компенсация?


        Суммы, направленные на переподготовку (переквалификацию) государственного служащего или повышение квалификации, не облагаются подоходным налогом согласно подпункту “д” п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” в соответствии со следующими нормами:


         -  подпунктом 8 п. 1 ст. 9 и подпунктом 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 31.07.95 № 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации”, которыми предусмотрены права и гарантии государственного служащего на переподготовку (переквалификацию) или повышение квалификации за счет средств соответствующих бюджетов;


         -  пунктом 3 ст. 3 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”, которым установлено, что размеры расходов на денежное содержание государственных служащих, включая расходы на компенсационные выплаты и оплату предоставляемых им социальных услуг, устанавливаются соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;


         -  пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 07.02.95 № 103 “О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих”, которым установлено, что переподготовка и повышение квалификации государственных служащих субъектов Российской Федерации и служащих органов местного самоуправления осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

     

   До какого момента субъекты Российской Федерации были вправе устанавливать обязательные отчисления средств в фонд НИОКР субъекта Российской Федерации и с какого момента указанные обязательные отчисления являются неправомерными?


        В соответствии с п. “з” ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.


        В соответствии с п. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.


        В соответствии с п. 2 ст. 115 Конституции Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.


        В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей осуществляется Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти.


        В соответствии со ст. 2 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.


        В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.


        Статьей 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” дан исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые вправе устанавливать субъекты Российской Федерации.


        В соответствии с п. 2 Порядка образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.94 № 315, внебюджетные фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности.


        Таким образом, законодательные акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие обязательные отчислении средств в фонд НИОКР субъекта Российской Федерации, являются неправомерными с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.94 № 315, а также входят с этого момента в противоречие с нормами Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.

     

   На основании каких законодательных норм налоговые органы и их должностные лица вправе получать от кредитных учреждений сведения по операциям и счетам юридических и физических лиц?


        В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР” установлено, что налоговым органам предоставлено право получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.


        В понятие “налогоплательщик” входит весь перечень налогоплательщиков, установленный ст. 3 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, то есть юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которые в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.


        Статьей 26 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” установлено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией в том числе и органам государственной налоговой службы в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности (то есть в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР”).


        Пунктом 2 ст. 857 ГК РФ установлено, что сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом (то есть в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР”).