Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает В.Н. Дмитриев, советник налоговой службы III ранга, г. Москва


На вопросы налогоплательщиков отвечает В.Н. Дмитриев, советник налоговой службы III ранга, г. Москва  

    

    Наш банк осуществил операцию по реализации облигаций государственного сберегательного займа, в результате которой получил убытки. Можно ли отнести эти убытки на финансовые результаты банка, учитываемые при налогообложении прибыли?


        В соответствии с п. 23 письма Минфина России от 21.09.94 № 130 и Госналогслужбы России 23.09.94 № НП-6-01/362 "О порядке применения отдельных пунктов Положения “Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями”, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.94 № 490"" (с учетом последующих изменений и дополнений) отрицательная разница между ценой реализации (в пределах рыночной цены) и покупной (балансовой) стоимостью по государственным ценным бумагам относится на результаты финансовой деятельности банка.


        Указанный порядок применительно к Москве распространяется только на те государственные ценные бумаги, которые принимают участие в торгах ММВБ, то есть ГКО, ОФЗ-ПК и РАО ВСМ. Поскольку ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа) не котируются на фондовом рынке, убыток от их реализации не уменьшает налогооблагаемую базу налога на прибыль.

       

 Наше предприятие производит исключительно продукцию традиционных народных промыслов и в соответствии с п. 4.6 инструкции № 37 не платит налог на прибыль. Однако мы получили доход от продажи основных средств. Следует ли в данном случае удерживать налог на прибыль?


        В случае, если Ваше предприятие получает прибыль от реализации основных фондов, то оно подлежит налогообложению в соответствии с п. 2.4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (с учетом последующих изменений и дополнений), а именно: при определении прибыли от реализации основных фондов для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и остаточной стоимостью этих фондов с учетом их переоценки, производимой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный и установленный постановлением Правительства РФ от 21.03.96 № 315. При этом не следует забывать, что отрицательный результат от реализации основных средств в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

      

  Просим ответить на следующий вопрос: в каком размере относятся на себестоимость проценты по кредитам банков в соответствии с договорами, в которых не предусмотрено изменение процентных ставок с изменением учетной ставки ЦБ РФ?


        При решении данного вопроса необходимо руководствоваться п. 25 Положения “Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями”, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.94 № 490 (с учетом последующих изменений и дополнений). В соответствии с данным пунктом в состав расходов, включаемых в себестоимость оказываемых банками услуг, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы, включаются начисленные и уплаченные проценты по межбанковским кредитам (включая целевые централизованные кредиты и овер-драфт), по перераспределенным кредитным ресурсам между головным банком и его филиалами, а также между филиалами одного банка. При этом вновь устанавливаемая ставка по кредитам ЦБ РФ распространяется только на вновь заключаемые и пролонгируемые договора. Поэтому, если в кредитном договоре не предусмотрена запись: “с изменением учетной ставки ЦБ РФ меняется процентная ставка по настоящему кредитному договору”, то начисленные и уплаченные проценты по ранее заключенным договорам уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на ставку, действовавшую на момент заключения данных договоров.

  

      В соответствии с Законом РФ “Об акционерных обществах” акционерное общество с числом акционеров более 500 обязано поручить ведение и хранение реестра акционеров специализированному регистратору. За счет каких источников покрываются затраты инвестиционного фонда, созданного в форме акционерного общества, на оплату услуг специализированного регистратора?


        В соответствии с подпунктом “и” п. 2 Положения о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (с учетом последующих изменений и дополнений), затраты акционерного общества, связанные с оплатой услуг специализированного регистратора по ведению реестра акционеров, могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг).

     

   Просим разъяснить порядок применения ст. 10 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, а именно: вправе ли малое предприятие списывать дополнительно до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в первый год эксплуатации основных фондов на второй, третий и т.д. год работы предприятия с момента регистрации?


        В соответствии с Федеральным законом РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Кроме того, указанные субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.


        Указанная норма Закона не зависит от времени эксплуатации основных  средств и временного периода функционирования предприятия.

        

       Наше предприятие заключило контракт на оказание услуги другому юридическому лицу. Должны ли мы при исчислении налога на прибыль использовать абзац второй п. 5 ст. 2 Закона “О налоге на прибыль предприятий и организаций”?


        Согласно абзацу второму п. 5 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (с учетом последующих изменений и дополнений) в случае, если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ), либо если сложившиеся цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции. При применении данного положения следует иметь в виду, что указанный порядок определения цены для целей налогообложения предусмотрен только при реализации продукции.

     

   Наша производственная фирма получает доход от вложений финансовых средств в операции с государственными ценными бумагами (ГКО и ОФЗ-ПК). В связи с этим возникает вопрос: должны ли мы осуществлять переоценку ценных бумаг?


        На данный момент порядок осуществления переоценки ГКО (государственных кратко-срочных бескупонных облигаций) и ОФЗ-ПК (облигаций федерального займа с переменным купоном) определен только соответственно п. 9.6 Положения об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций (утвержденного приказом ЦБ РФ от 15.06.95 № 02-125) и п. 10 Положения об обращении облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (утвержденного приказом ЦБ РФ от 09.06.95 № 02_123).


        Таким образом, обязательность отражения результатов переоценки данных ценных бумаг в бухгалтерском и налоговом учете предусмотрена на настоящий момент только для банков и иных кредитных учреждений.

      

  Наша компания в 1996 году не удержала налог на доход иностранного юридического лица, руководствуясь тем, что получатель дохода - немецкая компания - начал оформление предварительного освобождения от налога у источника на основании положений международного соглашения. Указанное заявление было представлено в российский налоговый орган в 1997 году (штамп налоговой службы ФРГ датирован 1996 годом). Возможно ли в данной ситуации применение к нашей компании штрафной санкции в сумме неудержанного налога?


        Согласно письму Госналогслужбы России от 03.01.96 № НП-4-06/1н “О порядке расчетов с бюджетом по своевременно не удержанным налогам на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации” в случае отсутствия у источника выплаты (за исключением банков в особо установленных случаях) на момент выплаты доходов оформленных в установленном порядке (то есть со всеми необходимыми отметками, включая отметку российского налогового органа) заявлений от иностранных юридических лиц налог подлежит удержанию из суммы платежа и перечислению в бюджет одновременно с выплатой дохода.


        В соответствии с п. 5.4 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 “О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц” (с учетом последующих изменений и дополнений) суммы налога с доходов иностранных юридических лиц, не перечисленные в соответствии с изложенным порядком в бюджет лицами, выплачивающими доходы, взыскиваются с этих лиц в бесспорном порядке.