Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Разбор ошибок, выявленных при проверке операций с товарно-материальными ценностями

    

Разбор ошибок, выявленных при проверке операций с товарно-материальными ценностями


А.Ф. Звороно,
генеральный директор аудиторской компании “Ролловер”
     
И.Г. Звороно,
главный аудитор аудиторской компании “Ролловер”


        В ходе аудиторских проверок вскрывается много нарушений в осуществлении операций с товарно-материальными ценностями (ТМЦ). По нашему мнению, это вызвано тем, что бухгалтерские службы предприятий не всегда учитывают ряд ключевых моментов.


        Во-первых, зачастую не используется классификация производственных запасов по группам: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы, топливо, тара, запчасти. По этой причине все ТМЦ отражаются на счете 10 “Материалы”, что не позволяет организовать синтетический и аналитический учет с выделением субсчетов в соответствии с рекомендациями Плана счетов.


        Во-вторых, полностью или частично не применяются действующие формы первичной учетной документации ТМЦ:


         -  приходные ордера  -  ф. № М-4;


         -  акт о приеме материалов  -  ф. № М-7;


         -  лимитно-заборные карты  -  ф. № М_8, М-9;


         -  накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение материалов)  -  ф. № М_11;


         -  карточки складского учета материалов  -  ф. № М-12;


         -  доверенность  -  ф. № М-2 и М-2*.


        В-третьих, не полностью заполняются реквизиты в вышеназванных документах:


         -  в лимитно-заборных картах не проставляется лимит, цена, остаток лимита, отсутствуют подписи кладовщика или получателя цеха;


         -  в актах на списание инструментов нет даты составления, причины списания, подписей членов комиссии;


         -  на накладных требованиях отсутствует цена, сумма ТМЦ и т.д.


        Все эти недочеты существенно снижают достоверность первичных документов, а также не способствуют обеспечению должного контроля за использованием материалов в производстве.


        Во время проверок мы часто констатируем отсутствие:


         -  договоров, заключенных с материально-ответственными лицами за приемку и отпуск, а также сохранность вверенных им ТМЦ;


         -  специального перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на отпуск и вывоз ТМЦ;


         -  номенклатуры-ценника по каждому наименованию, сорту, размеру материалов;


         -  положения о документообороте.


        В процессе исследования учетной политики предприятия аудиторы сталкиваются со случаями, когда принципы, заложенные в учетной политике, не соблюдаются, что приводит к искажению себестоимости продукции и, следовательно, прибыли предприятия.


        А. В соответствии с учетной политикой оприходование товарно-материальных ценностей производится по фактической себестоимости, включая расходы на транспортировку, хранение, доставку, комиссионное вознаграждение и другое.


        При проверке обнаруживается, что ТМЦ приходуются исходя из цен, указанных поставщиком в сопроводительных документах, без включения транспортно-заготовительных расходов и других затрат.


        Б. В учетной политике избран метод списания материалов в производство по средней себестоимости.


        При проверке выявляется, что в учете применяется способ списания по цене приобретения. Это несоответствие возникает из-за несоблюдения метода учета “по средней себестоимости”. Для использования этого метода на предприятии должна быть разработана и утверждена методика формирования средней цены.


        В. Учетная политика определяет использование плановых или договорных цен материалов.


        При проверках мы часто встречаемся со случаями, когда вышеназванные цены необоснованно включают расходы на содержание складских служб, отделов сбыта, снабжения.


        При списании материалов в производство также имеет место большое количество нарушений:


         -  отсутствует расчет потребности материалов на основе норм по расходу материалов, в связи с чем трудно проконтролировать их перерасход;


         -  материалы по складу не приходуются, а сразу списываются в расход на производство;


         -  имеют место исправления, не подтвержденные подписью материально-ответственных лиц.


        Сопоставив данные плановых калькуляций с данными отпущенных в производство товарно-материальных ценностей, аудиторы устанавливают факты списания на себестоимость затрат материалов, которые не используются цехами основного производства, а также факты замены одного материала другим без выписки специального акта-требования. Замена может свидетельствовать о перерасходе; в этом случае руководитель предприятия должен установить его причины и виновника. Дополнительный отпуск материалов, а также замена производятся только с разрешения руководителя предприятия или главного инженера, так как это сопряжено с изменением технологии, расходов на оплату труда и др.


        Наиболее распространенной ошибкой в настоящее время являются случаи, когда материально-ответственные лица, за которыми числятся в подотчете остатки материальных ценностей, не представляют ежемесячно материальные отчеты. Это, в свою очередь, приводит к тому, что работники бухгалтерий списывают полностью на затраты переданные в производство материалы по мере их отпуска со склада, а не по факту расхода.


        Материально-ответственные лица обязаны составлять месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и сдавать их в бухгалтерию. Именно тогда бухгалтерские службы получат необходимые данные об остатках материалов на начало месяца, их поступлении, по нормативу и фактическому расходу, остатках на конец месяца.


        Если не составляется материальный отчет на не использованные в производстве материалы, это означает, что необходимо провести инвентаризацию остатков. Но вся проблема заключается в том, что инвентаризации зачастую проводятся самими материально-ответственными лицами цехов, что не соответствует требованиям действующих нормативных документов.


        В таких случаях аудиторы производят контрольный расчет расхода материалов на выпуск оприходованной готовой продукции. Данные этих расчетов сопоставляются с результатами инвентаризаций. И практически во всех случаях выявляются отклонения (недостача, излишек).


        Например, деталь №15 (шт.).     
     

  
 

Январь 1997 г.

Февраль 1997 г.

Март 1997 г.

Остаток на начало месяца  

4725

2974

1714

Получено со склада  

3560

7421

11245

Выпуск продукции  

5042

7451

12060

Неисправимый брак  

74

600

198

Остаток по данным расчета  

3169

2344

701

Фактический остаток  

2974

1744

675

Недостача  

195

600

26


        Во избежание вышеописанной ситуации необходимо соблюдать общепринятые принципы, отраженные в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 № 49.


        Согласно п. 2.2 и 2.6 этих Методических указаний для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.


        Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.


        Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируются в книге контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации.


        В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).


        Инвентаризационная комиссия может состоять из представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.


        Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.


Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы


        Основная ошибка  -  несоблюдение требований п. 46 Положения о бухгалтерском учете и отчетности от 26.12.94 № 170.


        В нарушение указанного пункта МБП стоимостью менее 1/20 установленного лимита за единицу отражаются в корреспонденции:


        Д-т 12/МБП в эксплуатации


        К_т 12/МБП в запасе,


        т.е. МБП продолжают числиться на балансе.


        МБП стоимостью более 1/20 установленного лимита за единицу отражаются в корреспонденции:


        Д-т 25/Общепроизводственные расходы


        К-т 12/МБП в запасе,


        т.е. списываются напрямую на общепроизводственные расходы и на счете 12 не числятся.


        Такой учет не обеспечивает надлежащий контроль за сохранностью материальных ценностей.


        Некоторые работники бухгалтерий, не всегда четко представляя смысл п. 45 Положения о бухгалтерском учете и отчетности от 26.12.94 № 170, могут списывать МБП по мере отпуска их в производство или эксплуатацию и отражать эту операцию следующим образом:


        Д-т 13/износ МБП


        К-т 12/МБП в эксплуатации.


        Такая проводка возможна лишь в случае, если оформлен акт на списание пришедших в негодность МБП. Акт должен быть утвержден постоянно действующей комиссией.