Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об особом порядке расчетов при исполнении федерального бюджета

       

Об особом порядке расчетов при исполнении федерального бюджета во втором полугодии 1997 года


Е.С. Суконников,
начальник отдела правового обеспечения
Главного управления федерального казначейства
Минфина России


        Практика исполнения федерального бюджета характеризуется в последние годы предпринимаемыми государственными органами мерами по установлению различных ранее неприменявшихся форм исполнения федерального бюджета по расходам, позволявшим улучшить финансовое состояние бюджетополучателей. В 1994-1995 годах широкое распространение имели казначейские обязательства и казначейские налоговые освобождения; одновременно использовались различные формы товарного финансирования прежде всего на возвратной основе; в 1996 году получило развитие проведение денежных зачетов по доходам и расходам федерального бюджета 1996 года.


        Президент Российской Федерации поручил Правительству РФ Указом от 14.08.97 № 880 “Об установлении порядка расчетов при исполнении отдельных статей расходов федерального бюджета на 1997 год” обеспечить исполнение получателями средств федерального бюджета своих гражданско-правовых обязательств “путем перечисления этих средств получателям с их последующим направлением поставщикам для обеспечения исполнения обязательств последних по платежам в федеральный бюджет”. Указ, таким образом, в целях развязывания цепочек неплатежей определил основные контуры порядка исполнения федерального бюджета по доходам и отдельным статьям расходов во втором полугодии 1997 года: Минфин России финансирует в соответствии с федеральным законом “о федеральном бюджете на 1997 год” бюджетополучателей с последующим погашением своей кредиторской задолженности перед организациями, поставившими им товары (оказавшими услуги, выполнившими работы), и направлением этими организациями полученных от бюджетополучателей средств на погашение перед федеральным бюджетом задолженности по налоговым и иным платежам. В отличие от действовавшего в 1996 году и начале 1997 года денежного зачета по доходам и расходам федерального бюджета на 1996 год недоимщики по платежам в федеральный бюджет не привлекают для погашения своей задолженности в бюджет кредитные ресурсы банков.


        Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14.08.97 № 880 Минфин России по согласованию с Госналог-службой России и Банком России утвердил 18 сентября 1997 года Положение об особом порядке проведения расчетов при исполнении отдельных статей расходов федерального бюджета на 1997 год (далее по тексту  -  Положение), которое определяет механизм его осуществления.


        Недоимщики-резиденты Российской Федерации с использованием особого порядка расчетов вправе погасить задолженность перед федеральным бюджетом только по определенным налогам и платежам: налог на прибыль предприятий и организаций, НДС, спецналог, акцизы, акцизный сбор на нефть и газ, плата за пользование недрами (п. 5.4. Положения). К погашению может быть принята наименьшая из задолженностей по налогам и платежам в федеральный бюджет, сложившихся на 1 сентября 1997 года, на первое число текущего или предыдущего месяца проведения мероприятий по особым расчетам.


        Важную роль в расчетах играют уполномоченные банки, в обязанность которых входит не только проведение платежей по счетам бюджетополучателей и недоимщиков, но и депозитарный учет кредиторской задолженности бюджетополучателей с целью формирования замкнутой на федеральном бюджете цепочки денежных обязательств.


        Правительственная комиссия по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики выбрала в качестве уполномоченных следующие пятнадцать банков: Автобанк, “Альба-альянс”, Альфа-банк, “Возрождение”, Газпромбанк, Инкомбанк, Конверсбанк, МДМ-банк, Межпромбанк, МЕНАТЕП, Нефтехимбанк, НРБ, ОНЭКСИМ-банк, “Российской кредит”, Собинбанк.


        Участниками особого порядка расчетов, помимо бюджетополучателей, непосредственных кредиторов-недоимщиков перед федеральным бюджетом, могут быть организации, получившие права кредиторов бюджетополучателей (права требования от бюджетополучателей исполнения ими своих денежных обязательств) на основе заключения в соответствии с параграфом 1 главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации договоров уступки требования. Положение, учитывая опыт проведения денежных зачетов по доходам и расходам федерального бюджета 1996 года, предъявляет существенные требования к сделкам уступки требования, на основании которых новый кредитор может стать участником особых расчетов: уступка требования от первоначального кредитора к новому кредитору должна быть осуществлена только против фактически исполненных договоров о поставках продукции и оказании услуг между первоначальным и новым кредитором (п. 2, 5.2., 7.2. Положения), в которых новый кредитор является, в свою очередь, контрагентом, поставщиком первоначального кредитора, то есть оказал ему услуги, поставил продукцию или выполнил работы. Следовательно, если договор уступки требования за-ключается между первоначальным кредитором и новым кредитором, между которыми нет хозяйственных связей или между которыми имеется какой-либо договор на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), не исполненный новым кредитором, являющимся поставщиком (подрядчиком), то такой новый кредитор не приобретает права на проведение расчетов в особом порядке. Кроме того, Положением установлено, что в рамках проведения особых расчетов первоначальный кредитор может переуступать задолженность бюджетополучателя лишь в части, превышающей свою задолженность перед федеральным бюджетом по состоянию на 1 сентября 1997 года. Количество уступок требований задолженности бюджетополучателя не ограничивается.


        Например, сумма финансирования бюджетополучателя определена размером 150 млн руб., однако его поставщик имеет задолженность перед федеральным бюджетом на 1 сентября текущего года в меньшем объеме  -  60 млн руб.; следовательно, в целях участия в расчетах в особом порядке поставщик вправе уступить задолженность бюджетополучателя в размере 70 млн руб. своему кредитору, который фактически поставил ему продукцию (фактически оказал услуги, фактически выполнил работы). Кредитор, в свою очередь, имеет задолженность перед федеральным бюджетом в размере 50 млн руб.; следовательно, он вправе уступить задолженность бюджетополучателя в размере 20 млн руб. и так далее.


        Такие правила должны способствовать разрешению кризиса платежей, погашению реальной кредиторской задолженности бюджетополучателей и их контрагентов перед иными участниками хозяйственного оборота.


        Положение не устанавливает требований по срокам урегулирования задолженности между новым и первоначальным кредитором по исполненным между ними договорам о поставке продукции (выполнении работ, оказании услуг). Поэтому вопрос о погашении денежного обязательства первоначального кредитора бюджетополучателя перед его новым кредитором может быть урегулирован в договоре уступки требования или после окончания расчетов в особом порядке, когда бюджетополучателем будут выполнены его денежные обязательства.


        Обязанности по контролю за формированием цепочки участников особых расчетов возлагаются на уполномоченные Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики банки, которые должны в соответствии с регламентом своего депозитария регистрировать договора уступки (переуступки) требований задолженности бюджетополучателей по их лицевым счетам, формировать реестры недоимщиков, получивших права на участие в расчетах в особом порядке по погашению своей задолженности по налогам и платежам в федеральный бюджет.


        Для организации работы по проведению расчетов в особом порядке Минфин России издал соответствующий приказ, который определил получателей средств федерального бюджета, а также объемы и статьи расходов федерального бюджета с указанием сроков проведения расчетов. Во исполнение приказов Минфин России заключает многосторонние соглашения с бюджетополучателем и банком, устанавливающие права и обязанности сторон.


        Работа по подписанию приказов и оформлению соглашений по проведению расчетов в особом порядке должна быть завершена к 15 декабря 1997 года.


        Обращения бюджетополучателей по проведению расчетов в особом порядке должны направляться в соответствующие департаменты отраслевого финансирования Минфина России, которые, в свою очередь, готовят проекты приказов Минфина России о проведении расчетов в особом порядке. На основании приказа Минфина России и заключенного соглашения получатели представляют в банк реестры своих кредиторов (поставщиков) в пределах сумм, установленных приказом. Вместе с реестрами бюджетополучатели должны представлять в банк акты сверки с поставщиками взаимной задолженности по состоянию на 1 сентября 1997 года (п. 5.1. Положения), договора о поставках продукции (выполнении работ, оказании услуг), акты и уведомления, подтверждающие их исполнение поставщиком бюджетополучателя.


        Акты сверки взаимной задолженности должны оформляться в соответствии с Порядком бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, утвержденного Госналогслужбой России 28.02.94 № НИ-4-13/33н, Минфином России 01.03.94 № 03-01-07 и Банком России 01.03.94 № 80.


        В банк предъявляется также письменное согласие поставщика на участие в проведении расчетов в особом порядке. Для формирования замкнутой цепочки денежных обязательств поставщики и иные участники особого порядка расчетов (новые кредиторы, получившие права требования задолженности бюджетополучателей на основании заключенных договоров уступки требования) предъявляют в банк договора уступки (переуступки) требования задолженности “против договоров о поставках продукции и оказании услуг” (п. 7.2. Положения).


        Недоимщики, получившие права на участие в расчетах в особом порядке, представляют в банк справки из налоговых инспекций о наличии задолженности по уплате налогов и других платежей в доход федерального бюджета.


        Бюджетополучатель, его кредиторы, недоимщики представляют в банк всю необходимую информацию и документы, определенные как Положением и Соглашением, так и регламентами банка и его депозитария.


        При получении всех необходимых документов банк открывает бюджетополучателям и недоимщикам в течение трех рабочих дней отдельные лицевые счета  -  соответственно на балансовом счете 120 “Средства федерального бюджета” с отличительным признаком “5” и на балансовом счете 149 “Счета для проведения денежных зачетов по доходам и расходам федерального бюджета”.


        Режим бюджетных счетов с отличительным признаком “5” определен ранее письмом Минфина России № 3-Б1-07, Госналогслужбы России № ПВ-6-09/738, Банка России № 130-96 от 22.10.96 “О порядке проведения денежных зачетов по доходам и расходам федерального бюджета на 1996 год”.


        С формированием необходимого состава участников расчетов в особом порядке банк представляет в Минфина России и Госналогслужбу России сформированный реестр недоимщиков, который в части оплаты продукции (работ, услуг) для нужд бюджетополучателей по государственному заказу 1997 года является основанием для сложения (снятия) налоговыми органами пеней, начисленных за период с 1 января 1997 года и их неначисления до момента завершения расчетов в особом порядке. Взысканные по начислениям текущего года пени в этом случае засчитываются в счет текущих платежей (п. 5.6. Положения). Банком реестры недоимщиков могут предоставляться поэтапно.


        В дальнейшем Минфин России производит финансирование бюджетополучателей, которые погашают свою задолженность перед поставщиками (недоимщиками), с направлением последними всей полученной от бюджетополучателя суммы в доход федерального бюджета (см. схему). Недоимщики обязаны перечислить средства в доход федерального бюджета на погашение своей задолженности по налогам и иным платежам в течение одного операционного дня со дня перечисления получателями средств на их счета в банке.


        Необходимым условием осуществления Министерством финансирования бюджетополучателей для расчетов в особом порядке является предварительная подтвержденная банком сдача получателем и недоимщиком в банк платежных документов на исполнение.


        В дальнейшем получатели производят погашение своей задолженности по актам сверки расчетов с поставщиками и отражают проведенные операции в своей отчетности.


        Минфин России, бюджетополучатели, недоимщики, иные участники расчетов не производят в особом порядке оплату банку его расходов, понесенных в ходе выполнения им мероприятий по проведению особых расчетов.


        Правительством РФ принимаются решения о финансировании ряда расходов федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.08.97 № 880 “Об установлении порядка расчетов при исполнении отдельных статей расходов федерального бюджета на 1997 год”.


        Так, распоряжением Правительства РФ от 17.09.97 № 1336-р Минфину России поручено произвести в 1997 году зачет встречных требований организаций топливно-энергетического комплекса и финансируемых из федерального бюджета потребителей топливно-энергетических ресурсов в порядке, установленном названным Указом Президента Российской Федерации, в пределах ассигнований, утвержденных федеральным органам исполнительной власти и организациям-получателям бюджетных средств Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1997 год”.


        Другим распоряжением Правительства РФ от 17.09.97 № 1337-р предусмотрено финансирование содержания жилья и объектов соц-культбыта, переданных в муниципальную собственность в 1995-1996 годах, в размере 7 трлн руб. в аналогичном порядке, в том числе с целью обеспечения исполнения обязательств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по расчетам с организациями топливно-энергетического комплекса за поставленные в 1997 году тепло- и электроэнергию, а также энергоносители.


        Рассмотренное Положение об особом порядке проведения расчетов при исполнении отдельных статей расходов федерального бюджета на 1997 год действует до 31 декабря 1997 года.


        К настоящему времени принят ряд приказов Минфина России, конкретизирующих положения Указа Президента Российской Федерации от 14.08.97 № 880 “Об установлении порядка расчетов при исполнении отдельных статей расходов федерального бюджета на 1997 год”.


        Приказом Минфина России от 22.10.97 № 525 “Об организации работы по проведению расчетов в особом порядке в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.97 № 1507-р” утверждено типовое соглашение о проведении расчетов в особом порядке при выполнении отдельных статей расходов федерального бюджета на 1997 год, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 22.10.97 № 1507_р во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14.08.97 № 880 “Об установлении порядка расчетов при исполнении отдельных статей расходов федерального бюджета на 1997 год”. Типовое соглашение предполагает заключение соответствующих соглашений между Минфином России, бюджетополучателем, уполномоченным коммерческим банком и недоимщиками.


        Типовым соглашением установлено, что участниками расчетов в особом порядке  -  поставщиками являются:


        а) организации, фактически осуществившие по состоянию на 1 сентября 1997 года поставки продукции (выполнение работ, оказание услуг) для нужд бюджетополучателя в соответствии с заключенными договорами;


        б) контрагенты и субпоставщики указанных в пункте а) организаций, а также другие организации, получившие право на получение задолженности бюджетополучателя путем заключения договоров о переуступке права требования (цессии) с вышеназванными организациями. Обязательным условием при заключении договоров о переуступке права требования (цессии) является наличие задолженности между сторонами договора о переуступке за фактически поставленную продукцию (работу, услуги) и проведение зачета встречного однородного требования нового кредитора (правоприобретателя) с первоначальным кредитором. Такое погашение задолженности первоначального кредитора перед новым кредитором производится согласно п. 7 типового договора уступки права требования (приложение № 3 к типовому соглашению о проведении расчетов в особом порядке) по завершении мероприятий по проведению расчетов в особом порядке.


        Приказом Минфина России от 10.10.97 № 429 “Об организации работы по исполнению распоряжения Правительства Российской Федерации № 1337-р от 17 сентября 1997 года” также утверждено типовое соглашение об особом порядке проведения расчетов при исполнении отдельных статей расходов федерального бюджета на 1997 год.


        Учитывая вид расходов федерального бюджета, особенностью механизма осуществления расчетов в особом порядке при исполнении указанного распоряжения Правительства РФ является участие администраций субъектов Российской Федерации, которые по договору перевода долга принимают на себя обязательства финансируемых из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации или местного бюджета организаций по погашению задолженности перед их поставщиками. Вследствие этого по договорам уступки прав требований будут передаваться права требования по возврату задолженности администраций субъектов Российской Федерации.


        В уполномоченный банк участниками расчетов представляются, кроме определенных Положением об особом порядке расчетов при исполнении отдельных статей расходов федерального бюджета на 1997 год документов, акты сверки взаимной задолженности, оформляемые на основании договора перевода долга и договора уступки права требования (типовые формы приложены к типовому соглашению).
     

Организация расчетов в особом порядке
(Схема )


                  Љѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ‰
                  Њ Получатель средств федерального бюджета  Њ
                  †ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ‹ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ…
                                        Њ
                                        Њ Заявка
                  Љѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ‡ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ‰
                  ЊДепартамент отраслевого финансирования Минфина России Њ
                  †ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ‹ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ…
             Љѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ‡ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ‰
             ЊПриказ Минфина России о проведении расчетов в особом порядке Њ
             Њ    Соглашение о проведении расчетов в особом порядке        Њ
             †ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ‹ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ…
                                    Њ      Формирование
                                    Њ Љѓѓѓ цепочки
 Љѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ‰               Њ Њ    задолженности
 ЊПоставщик         Њ               Њ Њ
 Њбюджетополучателя,Њ  договора   Љѓ‡ѓ‡‰     реестр           Љѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ‰
 Њего кредиторы,    ЋѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓЌБАНКЋѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓЌБюджетополучатель Њ
 Њнедоимщики        Њ  уступки    †‹ѓѓ‹…     поставщиков      †ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ…
 †ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ…           Љѓѓ…  Њ
             реестр недоимщиков Њ     †‰ федерального бюджета
                    Љѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ…      †ѓѓѓѓѓ‰
             Љѓѓѓѓѓѓ‡ѓѓѓѓѓ‰                Љѓ‡ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ‰
             ЊГНС России  Њ    Љѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ>Њ Министерство финансовЊ
             †ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ…    Њ           Њ Российской федерации Њ
                               Њ           †ѓѓѓѓѓѓѓ‹ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ…
                              3Њ                   Њ   1
                          Љѓѓѓѓ…                Љѓѓ…
 ЉѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓЏѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓЏѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ‰
 Њ Љѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ‡ѓѓѓѓѓѓ‰              †>Љѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ‰   Њ
 Њ Њ Счет должника по платежам в Њ<ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓЌ Счет бюджетополучателя ( 120   Њ   Њ
 Њ Њ федеральный бюджет (149)    Њ      2         Њ с отличительным признаком "5" )Њ   Њ
 Њ †ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ…                †ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ…   Њ
 Њ                                                                                     Њ
 Њ                 Уполномоченный банк на проведение расчетов в особом порядке         Њ
 Њ                                                                                     Њ
 †ѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓѓ…



1 — финансирование бюджетополучателя из федерального бюджета.
2 — погашение кредиторской задолженности бюджетополучателем.
3 — погашение недоимки перед федеральным бюджетом