Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об административной ответственности за нарушения налогового законодательства


Ответы на вопросы налогоплательщиков об административной ответственности за нарушения налогового законодательства


А.В. Смирнов,
советник налоговой службы I ранга


        Что следует считать административным нарушением налогового законодательства?


        Согласно ст. 10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях административным нарушением налогового законодательства следует считать посягающее на действующую налоговую систему противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.


        В ходе рейда на привокзальной площади работники органов налоговой полиции задержали женщину, которая, не имея разрешения на право торговли, продавала две бутылки водки. Своими действиями женщина нарушила законодательство о предпринимательской деятельности, за что абзацем третьим п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР” предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.


        Учитывая явную малозначительность совершенного проступка, может ли налоговый орган освободить нарушителя от административной ответственности? Каковы критерии малозначительности нарушения налогового законодательства?


        При малозначительности совершенного правонарушения начальник государственной налоговой инспекции (его заместитель) может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем в соответствии со ст. 262 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях выносится постановление о прекращении дела производством. Действующим законодательством об административных правонарушениях не определены критерии малозначительности совершенного правонарушения; какое правонарушение можно отнести к явно малозначительному, а какое нельзя, определяет начальник налогового органа (его заместитель).


        В ходе проверки городского рынка было выявлено нарушение законодательства о предпринимательской деятельности. Протокол об административном правонарушении не составлялся, штраф был взыскан на месте наличными, в подтверждение чего нарушителю была выдана квитанция, аналогичная выдаваемым госавтоинспекциями. Имеют ли работники государственных налоговых инспекций право не составлять в подобных случаях протокол об административных правонарушениях?


        В соответствии со ст. 234 и 237 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется во всех случаях выявления административных нарушений налогового законодательства. Взыскание штрафа за такие нарушения наличными на месте является грубейшим нарушением законодательства.


        Несут ли главы местных администраций ответственность за нарушения налогового законодательства и в каком порядке?


        Действующим законодательством (глава 2 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) не установлен особый порядок привлечения глав местных администраций к административной ответственности; поэтому наложение административных взысканий на указанных лиц производится в общем порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.


        В течение какого срока может быть наложено административное взыскание за нарушение налогового законодательства?


        В соответствии со ст. Кодекса РСФСР об административных правонарушениях административное взыскание за нарушения налогового законодательства может быть наложено налоговыми органами не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении  -  двух месяцев со дня его обнаружения.


        Что следует считать днем совершения административного нарушения налогового законодательства ?


        Днем совершения административного нарушения налогового законодательства следует считать день, когда было совершено посягающее на действующую налоговую систему противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.


        Что следует считать днем обнаружения длящегося административного правонарушения?


        Днем обнаружения длящегося административного нарушения налогового законодательства следует считать день, когда государственной налоговой инспекции стало известно или, исходя их объективных данных, должно было стать известно о совершенном административном нарушении налогового законодательства.


        Что такое длящееся административное нарушение налогового законодательства?


        Учитывая определение длящегося преступления, данное 23-им Пленумом Верховного Суда СССР от 04.03.29, с учетом изменений, внесенных постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 14.03.63 № 1, длящимся административным нарушением налогового законодательства следует считать действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административного наказания.


        Что такое сокрытие прибыли (дохода) или сокрытие (неучтение) иных объектов законодательства?


        Сокрытие прибыли (дохода) или сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения заключается в неотражении в бухгалтерском учете или налоговом расчете имеющегося объекта налогообложения или полученной прибыли.


        В течение какого срока может быть наложено административное взыскание за сокрытие прибыли (дохода) или сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения?


        Учитывая, что вышеназванные правонарушения не являются действием или бездействием, сопряженным с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством под угрозой наказания, их нельзя считать длящимися административными правонарушениями. В соответствии со ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях административные взыскания за эти правонарушения налагаются в течение двух месяцев со дня совершения.


        Что следует считать днем совершения такого административного нарушения налогового законодательства, как сокрытие прибыли (дохода) или сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения?


        Днем совершения сокрытия прибыли (дохода) или сокрытия (неучтения) иных объектов налогообложения следует считать день неотражения в бухгалтерском учете или налоговом расчете имеющегося объекта налогообложения или полученной прибыли.


        Что такое занижение прибыли (дохода)?


        Занижение прибыли (дохода) заключается в отражении в бухгалтерском учете или налоговом расчете меньшей суммы прибыли (дохода) по сравнению с действительно полученной.


        В течение какого срока может быть наложено административное взыскание за занижение прибыли (дохода)?


        Учитывая, что данное правонарушение не сопряжено с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством под угрозой наказания, и таким образом не является длящимся административным нарушением налогового законодательства, административное взыскание налагается в течение двух месяцев со дня его совершения в соответствии со ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях .


        Что следует считать днем совершения занижения прибыли (дохода)?


        Днем совершения занижения прибыли (дохода) следует считать день отражения в бухгалтерском учете или налоговом расчете меньшей суммы прибыли (дохода) по сравнению с действительно полученной.


        В течение какого срока можно наложить административный штраф за отсутствие бухгалтерского учета?


        Учитывая, что отсутствие бухгалтерского учета  -  это бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством под угрозой административного наказания, административный штраф, предусмотренный п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”, может быть наложен в течение двух месяцев со дня обнаружения государственной налоговой инспекцией этого правонарушения в соответствии со ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.


        Что следует считать днем обнаружения такого административного нарушения налогового законодательства, как отсутствие бухгалтерского учета на предприятии, в учреждении, организации?


        Днем обнаружения этого длящегося административного правонарушения следует считать день, когда государственной налоговой инспекцией в ходе проверки налогоплательщика было установлено отсутствие бухгалтерского учета.


        Государственная налоговая инспекция выявила на предприятии факты ведения бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка и, квалифицировав эти нарушения как длящееся административное нарушение налогового законодательства, наложила административные штрафы на руководителя и главного бухгалтера предприятия в течение двух месяцев со дня обнаружения нарушений. В течение какого срока налагается административный штраф за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка?


        Ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка представляет собой ряд самостоятельных нарушений (как умышленных, так и неумышленных) правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерских отчетностей и не сопряжено с по-следующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством под угрозой административного наказания. Таким образом, эти нарушения необоснованно отнесены государственной налоговой инспекцией к длящимся административным правонарушениям.


        В соответствии со ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях административный штраф за совершение такого правонарушения должен быть наложен не позднее двух месяцев со дня совершения.


        Что следует считать днем совершения такого административного правонарушения, как нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета?


        Днем совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем вторым п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”, следует считать день конкретного нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета.


        В ходе проверки одного из банков работники налогового органа установили факт открытия этим банком расчетного счета налогоплательщику без предъявления последним документа, подтверждающего его постановку на учет в налоговом органе. Расчетный счет был открыт 17.04.95, а факт открытия был установлен 01.06.95. Учитывая, что ст. 4 Закона РФ от 27.12.91 № 2118_I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” за открытие банком или иным кредитным учреждением расчетного или иного счета налогоплательщику без предъявления последним документа, подтверждающего его постановку на учет в налоговом органе, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пяти установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда, на руководителя банка был наложен штраф в размере 218 500 рублей. Насколько были правомерны в данном случае действия налогового органа? В течение какого срока мог быть наложен такой штраф?


        В соответствии со ст. 9 и 27 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действовавшего во время совершения правонарушения, и при исчислении административного штрафа, кратного минимальному размеру оплаты труда, следует использовать минимальный размер оплаты труда, существовавший во время совершения правонарушения. На момент совершения правонарушения  -  17 апреля 1995 года  -  минимальный размер оплаты труда был установлен в сумме 34 400 рублей.


        Таким образом, налоговый орган имел право наложить штраф только в размере 172 000 рублей.


        Что касается срока, в течение которого мог быть наложен административный штраф, то он мог быть наложен в течение двух месяцев со дня принятия решения об открытии этого расчетного счета, то есть постановление о наложении штрафа могло быть датировано не позднее 17 июня 1995 года.


        Кого следует привлекать к административной ответственности за открытие расчетного или иного счета налогоплательщику без предъявления последним документа, подтверждающего его постановку на учет в налоговом органе, и несообщение об открытии указанных счетов в пятидневный срок в налоговый орган -начальника расчетно-кассового центра, допустившего это нарушение, или начальника Главного управления Банка России по соответствующей области?


        Согласно ст. 1, 2, 6 и 8 Временного типового положения о расчетно-кассовых центрах территориальных Главных управлений Центрального банка РСФСР (Банка России), утвержденного Советом Директоров Банка России 26.04.91 (протокол № 18), в расчетно-кассовом центре открываются, переоформляются и закрываются вышеназванные счета, и начальник расчетно-кассового центра несет персональную ответственность за соблюдение законодательства при выполнении функций, возложенных на расчетно-кассовый центр.


        По этой причине за нарушение ст. 4 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда должен быть привлечен виновный начальник расчетно-кассового центра, а не начальник соответствующего территориального Главного управления Банка России.


        В течение какого срока государственная налоговая инспекция может наложить административный штраф за открытие расчетного или иного счета банковским или иным кредитным учреждением без уведомления налогового органа в пятидневный срок (п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”)?


        Так как открытие расчетного счета не сопряжено с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством под угрозой административного наказания, иначе говоря не является длящимся административным нарушением налогового законодательства, административный штраф может быть наложен не позднее двух месяцев со дня его совершения.


        Гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в банке был открыт расчетный счет при предъявлении следующих документов:


         -  заявление в банковское учреждение об открытии расчетного счета;


         -  свидетельство о регистрации предпринимателя, заверенное соответствующей государственной налоговой инспекцией;


         -  карточка с образцами подписей.


        Предприниматель состоит на учете в государственной налоговой инспекции по месту жительства.


        Об открытии этого расчетного счета налоговому органу стало известно из уведомления, направленного банком. Предприниматель такого уведомления не направил. Счет открыт банком без документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе.
     
             Об открытии этого расчетного счета налоговому органу стало известно из уведомления, направленного банком. Предприниматель такого уведомления не направил. Счет открыт банком без документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе.


        Какие действия могут быть предприняты государственной налоговой инспекцией? На основании какого законодательного или нормативного акта наступает ответственность за перечисленные правонарушения? Кто может быть привлечен к административной ответственности?


        В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” руководители банков, а также индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности за открытие расчетных и других банковских счетов без уведомления налогового органа.


        Таким образом, государственная налоговая инспекция должна наложить административный штраф на индивидуального предпринимателя за это правонарушение в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”. Согласно ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях административный штраф может быть наложен в течение двух месяцев со дня открытия такого счета.


        Частью второй ст. 4 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” предусмотрена административная ответственность за открытие банком или иным кредитным учреждением расчетного или иного счета налогоплательщику без предъявления последним документа, подтверждающего его постановку на учет в налоговом органе, и несообщение в налоговый орган об открытии указанных счетов в пятидневный срок.


        В рассматриваемом случае банк открыл расчетный счет без предъявления налогоплательщиком такой справки. Казалось бы руководителя банка следовало наказать, наложив на него предусмотренный вышеназванной статьей административный штраф. Однако для наступления административной ответственности в соответствии с частью второй ст. 4 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” необходимо, чтобы банк еще и не сообщил об открытии счета в государственную налоговую инспекцию. Это условие является обязательным. Поэтому учитывая, что банк уведомил налоговый орган, его руководитель не подлежит административной ответственности.


        Банковское учреждение открыло налогоплательщику расчетный счет в январе 1997 года, а уведомило об этом соответствующую государственную налоговую инспекцию только в декабре того же года. Налоговый орган оштрафовал руководителя этого банковского учреждения в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”. Руководитель обжаловал наложенный на него административный штраф, мотивируя тем, что, сообщив в налоговый орган об открытии расчетного счета с нарушением установленного пятидневного срока, он все-таки, хотя и несвоевременно, сообщил, а действующим налоговым законодательством предусмотрена административная ответственность только за несообщение и не предусмотрена -за несвоевременное уведомление. Кто прав в данном случае -руководитель банковского учреждения или государственная налоговая инспекция?


        В ст. 4 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” установлен конкретный срок уведомления налоговых органов об открытии банковских счетов налогоплательщикам. Уведомив государственную налоговую инспекцию об открытии налогоплательщиком расчетного или иного счета в срок, превышающий пять дней, банковское учреждение нарушило установленный порядок.


        Однако в рассматриваемом случае действия государственной налоговой инспекции неправомерны, так как с момента совершения административного правонарушения (открытия расчетного счета) до наложения административного взыскания прошло более двух месяцев, то есть налоговый орган нарушил требования ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.


        Какие условия обязательны для наступления административной ответственности за непредставление банками и другими кредитными учреждениями налоговым органам данных о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год?


        Для наступления административной ответственности, предусмотренной частью второй ст. 15 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, необходимо:


        во-первых, чтобы банк, кредитное учреждение, биржа или иное предприятие отказались представить государственной налоговой инспекции данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов этих учреждений и предприятий;


        во-вторых, чтобы запрашиваемые данные касались финансово-хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиками в истекшем финансовом году.


        Отказ предоставить данные, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в текущем финансовом году, не образует состава данного правонарушения и не влечет наступления административной ответственности.


        Непредставление может быть выражено как в пассивной форме (например, игнорирование требования налогового органа), так и в активной форме (например, банк направляет государственной налоговой инспекции ответ, в котором отказывается представить запрашиваемые сведения).


        Многие банковские учреждения относят информацию о финансово-хозяйственных операциях своих клиентов к конфиденциальной. В то же время государственные налоговые инспекции требуют от банков представлять такую информацию. Насколько обоснованы требования налоговых органов? На основании какого законодательного акта банковские учреждения обязаны представлять конфиденциальную информацию такого рода?


        В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” налоговые органы имеют право получать без оплаты от всех юридических лиц данные, необходимые для исчисления и уплаты налоговых платежей плательщиков. Кроме того, в отношении банков, кредитных учреждений, бирж существует специальная норма законодательства, обязывающая их представлять соответствующим государственным налоговым инспекциям данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год. Данное положение не противоречит понятиям “банковской тайны” или “тайны банковских вкладов”.


        В течение какого срока может быть наложено административное взыскание за непредставление банками и другими кредитными учреждениями налоговым органам данных о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год (часть вторая ст. 15 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”)?


        Учитывая, что непредставление банками и другими кредитными учреждениями налоговым органам данных о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год сопряжено с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством под угрозой административного наказания, иначе говоря является длящимся административным нарушением налогового законодательства, административный штраф может быть наложен не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.


        Что следует считать днем обнаружения такого длящегося административного нарушения налогового законодательства, как непредставление банками и другими кредитными учреждениями налоговым органам данных о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год?


        Днем обнаружения такого административного правонарушения следует считать день, когда государственной налоговой инспекции стало известно или исходя из объективных данных должно было стать известно о факте непредставления. Учитывая, что в требовании о представлении такой информации налоговый орган указывает срок, в течение которого оно должно быть исполнено, днем начала течения двухмесячного срока следует считать день, следующий за днем, когда этот срок истекает.


        Руководитель филиала банка отказался представить соответствующей государственной налоговой инспекции данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов этого филиала за истекший финансовый год (часть вторая ст. 15 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”). Можно ли привлечь этого руководителя к административной ответственности, предусмотренной указанной законодательной нормой?


        Учитывая, что филиал банка не является банковским учреждением, административный штраф, предусмотренный статьей 15 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” налагается на руководителя головного банка, учреждения.


        В течение какого срока может быть наложено административное взыскание за нарушение налогового законодательства, выразившееся в задержке банками или иными кредитными учреждениями исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и иных обязательных платежей и использовании неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов (часть третья ст. 15 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”)?


        При обнаружении такого правонарушения государственная налоговая инспекция обязана наложить на руководителя такого банковского или иного кредитного учреждения административный штраф в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. В соответствии со ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях это взыскание может быть наложено в течение двух месяцев со дня обнаружения правонарушения, так как задержка банками или иными кредитными учреждениями исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и иных обязательных платежей и использование неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов сопряжена с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством под угрозой административного наказания, то есть является длящимся административным нарушением налогового законодательства.


        Что следует считать днем обнаружения задержки банками или иными кредитными учреждениями исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и иных обязательных платежей и использования неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов?


        Днем обнаружения этого правонарушения следует считать день, когда государственной налоговой инспекции стало известно или исходя из объективных данных должно было стать известно об этой задержке.


        Государственная налоговая инспекция направила в банковское учреждение платежное требование о списании с налогоплательщика в безакцептном порядке сумм недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды и штрафов, начисленных за нарушения налогового законодательства. Банковское учреждение не торопится выполнять это платежное требование. Может ли налоговый орган применить к главному бухгалтеру и руководителю этого банка меры административного воздействия, предусмотренные частью третьей ст. 15 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, по аналогии с задержкой банками и кредитными учреждениями исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и иных обязательных платежей?


        Платежное требование государственной налоговой инспекции о взыскании в бесспорном порядке сумм недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды и штрафов, начисленных за нарушения налогового законодательства, нельзя отнести к налоговым платежам, так же как уравнять налоговый орган и налогоплательщика. Статья 15 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” не предусматривает административную ответственность должностных лиц банковских учреждений за неисполнение платежных требований государственных налоговых инспекций.


        Государственная налоговая инспекция вправе направить материал о задержке в вышестоящий банк или соответствующее подразделение Центрального банка Российской Федерации для применения мер дисциплинарного воздействия или решения вопроса о лишении этого банковского учреждения лицензии.


        Кроме того, государственная налоговая инспекция вправе расценить это неисполнение как нарушение налогового законодательства и направить в этот банк требование об устранении этого нарушения с указанием срока, в течение которого оно должно быть устранено.


        Затем, в случае неисполнения такого требования, налоговому органу следует применить меры ответственности, предусмотренные абзацем четвертым п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”.


        Арбитражный суд направил в банк приказ о взыскании с предприятия пени по хозяйственному договору. Банк исполняет этот приказ в первоочередном порядке перед перечислением платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. Является ли это нарушением и если да, то предусмотрена ли за это какая-либо ответственность? Можно ли привлечь руководителя этого банка к административной ответственности, предусмотренной частью третьей ст. 15 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” - по аналогии с задержкой банками и кредитными учреждениями исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и иных обязательных платежей и использованием неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов?


        В соответствии с действующим законодательством налоговые платежи в бюджеты и внебюджетные фонды относятся к платежам первой очереди. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и другие законодательные и нормативные акты не устанавливают первоочередность исполнения приказов арбитражных судов по хозяйственным спорам. Таким образом, действия банка в описанном конкретном случае не основаны на законе.


        В то же время действующим законодательством не предусмотрена административная ответственность руководителей банков или других кредитных учреждений за нарушение очередности исполнения платежных требований-поручений.


        Административная ответственность, установленная ст. 15 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, наступает только в случае задержки исполнения банками и кредитными учреждениями поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и иных обязательных платежей и использование неперечисленных сумм в качестве кредитных ресурсов.


        В течение какого срока может быть наложено административное взыскание за неперечисление предприятиями, учреждениями, организациями в бюджет удержанных сумм подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам (часть пятая ст. 15 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”)?


        Учитывая, что неперечисление предприятиями, учреждениями, организациями в бюджет удержанных сумм подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, сопряжено с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством под угрозой административного наказания, иначе говоря является длящимся административным нарушением налогового законодательства, административный штраф может быть наложен не позднее двух месяцев со дня обнаружения правонарушения государственной налоговой инспекцией.


        Что является днем обнаружения неперечисления предприятиями, учреждениями, организациями в бюджет удержанных сумм подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам?


        Днем обнаружения этого правонарушения следует считать день, когда государственной налоговой инспекции стало известно или исходя из объективных данных должно было стать известно о таком неперечислении.


        Кто может быть привлечен к административной ответственности за неперечисление предприятиями, учреждениями, организациями в бюджет удержанных сумм подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам (часть пятая ст. 15 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”) - конкретный работник бухгалтерии, виновный в неперечислении, главный бухгалтер или руководитель предприятия, учреждения, организации?


        Согласно подпункту “з” п. 11 ст. 1 Закона РФ от 16.07.92 № 3317-I “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России” к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за неперечисление предприятиями, учреждениями, организациями в бюджет удержанных сумм подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, могут быть привлечены только руководители этих предприятий, учреждений, организаций.


        В какой срок может быть наложено административное взыскание за непредставление предприятиями, учреждениями, организациями в налоговый орган бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджеты (абзац второй п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”)?


        Учитывая, что непредставление предприятиями, учреждениями, организациями в налоговый орган бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджеты, является длящимся административным правонарушением, административный штраф за его совершение может быть наложен государственными налоговыми инспекциями в течение двух месяцев со дня его обнаружения.