Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налог на прибыль. Определение объекта налогообложения

      

Налог на прибыль. Определение объекта налогообложения*


     -----   
     * Окончание. Начало см. журнал “Налоговый вестник”, № 11, 1997. С. 36.        


Ю.В. Подпорин,
советник налоговой службы I ранга


        Подпунктом “у” п. 2 Положения о составе затрат предусмотрено отнесение на себестоимость продукции расходов по оплате посреднических услуг по сбыту продукции. В то же время затраты на оплату маркетинговой услуги, например, по исследованию рынка вышеуказанной продукции на длительную перспективу, следует рассматривать как долгосрочные инвестиции.


        Следует обратить внимание на то, что согласно постановлению Правительства РФ от 21.03.96 № 299 “О приостановлении действия некоторых решений Правительства РФ по вопросу включения в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов, связанных с добровольным страхованием” действие подпункта “р” п. 2 Положения о составе затрат приостановлено до 1 января 1997 года.


        Это постановление вступило в силу с 1 апреля 1996 года.


        Кроме того, постановление Правительства РФ от 22.11.96 № 1387 внесло изменение в подпункт “р” п. 2 Положения о составе затрат:


        “р) платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций  -  источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию.


        Установить, что суммарный размер отчислений на указанные цели, включаемый в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 1 процента объема реализуемой продукции (работ, услуг)”.


        Этот пункт введен в действие с 15 ноября 1996 года.


        В связи с этим предприятия вправе в I квартале 1996 года отнести на себестоимость продукции (работ, услуг) расходы по добровольному страхованию имущества и работников в порядке, установленном названным выше подпунктом “р” п. 2 Положения о составе затрат в пределах, определенных постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 661 (то есть не более 1 % от выручки от реализации продукции (работ, услуг). С 15 ноября 1996 года следует руководствоваться названным выше постановлением Правительства РФ № 1387. При этом объем реализации продукции (работ, услуг) должен считаться с 15 ноября 1996 года.


        В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона о налоге на прибыль при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью объекта реализации (которая с 1 января 1996 года увеличивается на индекс инфляции в порядке, установленном Правительством РФ согласно Федеральному закону от 31.12.95 № 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”"). При этом по основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем начисления износа, принимается их остаточная стоимость.


        В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.96 № 315 “Об утверждении порядка исчисления индекса инфляции, применяемого для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях оформления налогооблагаемой прибыли” Госкомстат России ежеквартально публикует индекс-дефлятор в “Российской газете” до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.


        Следует обратить особое внимание на то, что названным выше п. 4 Закона о налоге на прибыль установлено, что отрицательный результат от реализации основных фондов и другого имущества предприятия налогооблагаемую прибыль не уменьшает.


        Это положение распространяется также на все другие случаи выбытия основных средств и другого имущества предприятий, за исключением случаев, оговоренных в п. 15 Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства России от 01.07.95 № 661, а именно:


         -  некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтожение и порча произведенных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей);


         -  некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;


         -  убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены.


        Пунктом 6 ст. 2 Закона о налоге на прибыль установлен перечень внереализационных доходов и расходов, учитываемых при налогообложении прибыли предприятий, в который входят:


         -  доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий;


         -  доходы от сдачи имущества в аренду;


         -  доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;


         -  другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и в возмещение убытков.


        Более подробный состав внереализационных доходов и расходов приведен в п. 14 и 15 Положения о составе затрат, в редакции постановления Правительства РФ от 01.07.95 № 661.


        Следует учесть, что расходы по уплате налогов, осуществляемые за счет финансовых результатов, принимаются в начисленных суммах за отчетный период (письмо Минфина России № 30 и Госналогслужбы России № 02-01-05 от 27.03.96, зарегистрированное в Минюсте России 04.04.96).


        До 1997 года существовало противоречие в нормативных документах в подходе к налогообложению сумм, получаемых налогоплательщиками в виде санкций.


        Названными выше п. 14 и 15 Положения о составе затрат предусмотрено включение в состав внереализационных доходов (расходов) присужденных или признанных должником пени, неустоек и других видов санкций за нарушение условий хозяйственных договоров.


        В то же время п. 6 ст. 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, в редакции, действовавшей до 21 января 1997 года, предусматривалось включение в состав внереализационных доходов (расходов) не всех сумм названных санкций, а только фактически полученных (уплаченных).


        Это разночтение вызывало многочисленные споры налогоплательщиков с налоговыми органами.


        С 21 января 1997 года (даты опубликования закона) согласно Федеральному закону от 10.01.97 № 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" в начисленных суммах принимаются также пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров. До 21 января 1997 года названные санкции учитывались для целей налогообложения в фактически уплаченных суммах.


        В состав доходов от внереализационных операций включаются также суммы средств, полученных безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности, за исключением случаев, оговоренных Законом. Так, при увеличении уставного капитала в связи с переоценкой основных фондов акционерного общества стоимость дополнительно полученных акционерами акций по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им ранее акций либо разница между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных акций, не подлежит включению в налогооблагаемую базу акционера.


        Не включаются в состав внереализационных доходов средства, зачисляемые в уставные фонды предприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством. Это означает, что получение указанных средств должно быть предусмотрено учредительными документами предприятия.


        С 1 января 1996 года не включаются в налогооблагаемую базу и не учитываются в составе внереализационных доходов средства:


         -  полученные в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями. Если оказание помощи происходит помимо межправительственных соглашений, то она также не должна включаться в налогооблагаемую базу;


         -  полученные от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским образованию, науке и культуре;


         -  полученные приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов). Эти средства отражаются на счете 96 “Целевые финансирование и поступления” и должны расходоваться в строгом соответствии с инвестиционной программой, разработанной в соответствии с условиями инвестиционного конкурса (торга). Если указанные средства используются не по назначению, то налогооблагаемая прибыль увеличивается на их сумму;


         -  передаваемые между основными и дочерними предприятиями при условии, что доля основного предприятия составляет более 50 % в уставном капитале дочерних предприятий;


         -  передаваемые на развитие производственной и непроизводственной базы в пределах одного юридического лица.


        По предприятиям, получившим безвозмездно от других предприятий основные средства, товары и иное имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих средств и имущества, которая не должна быть ниже балансовой (а по основным средствам  -  остаточной) стоимости по данным передающих предприятий (эта стоимость должна указываться в актах приемки-передачи и других документах, согласно которым произведена эта передача). Законом предусмотрены случаи, когда в налогооблагаемую базу предприятий не включается стоимость безвозмездно полученных основных средств.


        Заслуживает внимания положение о невключении в налогооблагаемую базу предприятий стоимости объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых им безвозмездно по решению органов государственной власти и местного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно этими органами власти, союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав которых входят эти предприятия, основных средств, нематериальных активов, другого имущества и денежных средств на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы.


        Если объекты соцкультбыта или коммунального назначения передаются с баланса на баланс предприятий без решения органов государственной власти региона или органов местного самоуправления, их стоимость должна включаться в налогооблагаемую базу принимающего предприятия.


        До 21 января 1997 года для целей налогообложения не учитывались положительные и отрицательные курсовые разницы, образовавшиеся в отчетном периоде в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым ЦБ РФ иностранным валютам, действовавшего на начало и конец отчетного периода, относимые предприятием на счет 80 “Прибыли и убытки” со всех счетов бухгалтерского учета, по которым отражаются операции в иностранной валюте. С 21 января 1997 года в соответствии с Федеральным законом от 10.01.97 № 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" налогооблагаемая прибыль увеличивается на суммы положительных курсовых разниц и уменьшается на суммы отрицательных разниц. В соответствии с названным Федеральным законом Правительство РФ постановлением от 11.03.97 № 273 внесло соответствующие дополнения в п. 14 и 15 Положения о составе затрат.


        В соответствии с Законом доходы предприятий, полученные в иностранной валюте, подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитывались до 1 января 1996 года по текущему курсу рубля, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу предприятия, а с 1 января 1996 года  -  на день определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) в соответствии с принятым методом ее определения для целей налогообложения, то есть на отчетную дату.


        В составе доходов от внереализационных операций отражается также прибыль, полученная участниками совместной деятельности (а с 1 марта 1996 года участниками простого товарищества  -  в соответствии с частью II Гражданского кодекса Российской Федерации).


        Механизм распределения этой прибыли подробно изложен в пункте 2.13 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”. Следует только отметить, что убытки от совместной деятельности для целей налогообложения у участников этой деятельности не учитываются.


        Федеральным законом от 31.12.95 № 227_ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" введен порядок, согласно которому предприятие, осуществляющее учет результатов от совместной деятельности, ежеквартально сообщает участникам совместной деятельности и налоговым органам по месту их нахождения до наступления срока представления бухгалтерских отчетов и балансов о сумме прибыли, причитающейся этим участникам, для отражения в составе валовой прибыли независимо от ее фактического распределения.


        Это означает, что для целей налогообложения не имеет значения, получена ли участником совместной деятельности причитающаяся ему прибыль или она инвестируется в выполнение мероприятий по договору о совместной деятельности. Участники совместной деятельности могут направлять средства на развитие этой деятельности только после проведения расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.


        Не подлежат налогообложению средства, направляемые из прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль, потребительскими обществами, союзами, а также предприятиями и организациями, создаваемыми ими в соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 19.06.92 № 3085-1 “О потребительской кооперации в Российской Федерации”, в централизуемые фонды, образуемые для совместного решения задач развития потребительской кооперации в соответствии с их уставами и договорами. Не облагаются также налогом средства, получаемые названными организациями из указанных фондов для осуществления ими целевых мероприятий.


        В соответствии с поручением Правительства РФ от 14.01.97 № АЛ-П13-00957 предусмотрено невзимание налоговых платежей, пени и финансовых санкций с доходов фондов обязательного медицинского страхования, полученных от размещения временно свободных средств в банковских депозитах и государственных ценных бумагах. При этом ранее уплаченные суммы налога на прибыль возврату не подлежат. Данное указание Правительства РФ доведено до налоговых органов письмом Госналогслужбы России от 27.01.97 № ВЕ-6-07\79.


        В целях налогообложения валовая прибыль предприятия уменьшается на:


        1. Суммы прибыли, облагаемой в особом порядке.


        2. Суммы прибыли, не учитываемой для целей налогообложения.


        К первой группе относятся:


         -  доходы, полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию (с 21 января 1997 года  -  только по акциям, принадлежащим предприятию, а также по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления).


        Это значит, что начиная с 21 января 1997 года налогоплательщики обязаны включать в налогооблагаемую прибыль сумму доходов, полученных от размещения временно свободных денежных средств в банковские и иные векселя, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги, за исключением поименованных выше. Налог с этих доходов будет уплачиваться по общеустановленной ставке 13 % в федеральный бюджет и до 22 % в бюджет субъектов Российской Федерации;


         -  доходы от долевого участи в деятельности других предприятий;


         -  доходы казино, иных игорных домов и другого игорного бизнеса, видеосалонов, от проката видео и аудиокассет;


         -  прибыль от посреднических операций, если ставка налога на прибыль по этому виду деятельности, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, отличается от ставки по другим видам деятельности. Для целей налогообложения не относится к указанной деятельности заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая деятельность (кроме комиссионной);


         -  прибыль от страховой деятельности, если ставка по ней отличается от других видов деятельности;


         -  прибыль от осуществления отдельных банковских операций и сделок (если ставка налога также отличается от ставки по другим видам деятельности).


        Ко второй группе относятся:


         -  прибыль от производства и реализации произведенной сельхозпродукции и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данном предприятии собственной сельскохозяйственной продукции, кроме прибыли сельскохозяйственных предприятий индустриального типа. Убытки от производства и реализации указанной продукции при исчислении налогооблагаемой прибыли также не учитываются;


         -  прибыль, направляемая целевым назначением в Олимпийский комитет Российской Федерации и Национальный фонд спорта;


         -  прибыль, отчисляемая до 21 января 1997 года в резервный фонд и другие аналогичные фонды, создаваемые в соответствии с законодательством до достижения размеров этих фондов, установленных учредительными документами, но не более 25 % уставного фонда, фактически сформированного в отчетном периоде. При этом сумма отчислений не должна превышать 50 % налогооблагаемой прибыли.


        Необходимо иметь в виду, что с 1 января 1996 года отчисления в эти фонды не должны превышать минимальных размеров, установленных законодательством (а не учредительными документами, как в 1995 году). При этом также следует исходить из фактически образованного уставного фонда.


        В случае использования этих фондов на цели, не предусмотренные законодательством, дополнительные отчисления в эти фонды за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли не производятся (по совместным предприятиям резервный фонд создается в размере 25 % уставного фонда, в акционерных обществах  -  15 %).


        С 21 января 1997 года для целей налогообложения суммы, отчисляемые организациями на образование резервных и других аналогичных по назначению фондов, которые создаются в соответствии с законодательством, относятся ими за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, то есть за счет чистой прибыли.


        Законодательством предусмотрен ряд льгот по налогу на прибыль, имеющих в основном строго целевой характер.


        В частности, в целях стимулирования расширенного воспроизводства товаров и услуг подпунктом “а” п. 1 ст. 6 Закона о налоге на прибыль предусмотрено освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений при условии полного использования предприятиями сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. При этом имеется в виду износ, начисленный за отчетный период текущего года.
             В частности, в целях стимулирования расширенного воспроизводства товаров и услуг подпунктом “а” п. 1 ст. 6 Закона о налоге на прибыль предусмотрено освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений при условии полного использования предприятиями сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. При этом имеется в виду износ, начисленный за отчетный период текущего года.


        При предоставлении этой льготы необходимо иметь в виду следующие особенности.


        До 1 января 1996 года эта льгота предоставлялась по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений как производственного, так и непроизводственного назначения.


        С 1 января 1996 года льготируется прибыль, направляемая не на все цели непроизводственного характера, а только на финансирование жилищного строительства.


        С 21 января 1997 года (то есть с даты введения в действие Федерального закона от 10.01.97 № 13-ФЗ) названная льгота предоставляется в части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения, только предприятиям отраслей сферы материального производства.


        При отнесении предприятий к отраслям сферы материального производства следует руководствоваться Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), утвержденным Госстандартом СССР, согласно которому к сфере материального производства относятся следующие отрасли народного хозяйства: промышленность; сельское хозяйство; лесное хозяйство; рыбное хозяйство; транспорт и связь; строительство; торговля и общественное питание; материально-техническое снабжение и сбыт; заготовки; информационно-вычислительное обслуживание; операции с недвижимым имуществом; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (включающая посреднические услуги при купле-продаже товаров, ценных бумаг, валюты и сдаче в наем (в аренду, в прокат) без выраженной специализации; посреднические услуги в области транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, образования, культуры, здравоохранения и науки; рекламу и представительские услуги; аудиторскую деятельность, маркетинговые исследования, консультации по вопросам коммерческой деятельности, финансов и управления); геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы (геологическая разведка недр, съемки геологического содержания земной поверхности и дна мирового океана и глубинного изучения, геодезическая служба, гидрометеорологическая служба, хозяйственные управления геологоразведочными, геодезическими и гидрометеорологическими организациями); прочие виды деятельности сферы материального производства (редакции и издательства; киностудии, студии звукозаписи; изготовление кинофильмов, звукозапись без работ и услуг, выполняемых по заказам населения; изготовление любительских кинофильмов, услуги звукозаписи по заказам населения; заготконторы по сбору металлолома и утиля; вневедомственная охрана; другие, не перечисленные выше, организации сферы материального производства; хозяйственное управление прочими видами деятельности сферы материального производства).


        Если на предприятии, в учреждении, организации имеются подсобно-вспомогательные производства и подразделения, осуществляющие различные по своему характеру функции, и если они имеют самостоятельную систему учета и выделены в отдельные учетные единицы (например, жилищно-коммунальные, медицинские, культурно-бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и др.), то такие производства и подразделения относятся к тем отраслям народного хозяйства, которые соответствуют характеру их деятельности в общественном разделении труда.


        В составе производственных предприятий и организаций могут быть подразделения с непроизводственными функциями  -  медицинские пункты, организации культурно-бытового обслуживания населения и т.п. Эти организации отнесены к непроизводственным отраслям (за исключением случаев, когда они не выделены в качестве самостоятельной учетной единицы)


        Указанным классификатором следует руководствоваться также при возникновении других вопросов по отнесению предприятий к отраслям материального производства.


        Льгота по прибыли, направленной на финансирование жилищного строительства, предоставляется предприятиям всех отраслей народного хозяйства.


        До 1 января 1996 года эта льгота не предоставлялась предприятиям, осуществляющим финансирование капитальных вложений в порядке долевого участия.


        С 1 января 1996 года эта льгота предоставляется, включая прибыль, направленную на погашение кредитов банков, полученных на оговоренные выше цели до 1 января 1996 года, срок погашения которых предусмотрен в 1996 году и в последующие годы.


        Сумма прибыли, фактически направленной в порядке долевого участи на финансирование капитальных вложений, определяется на основании письменного подтверждения организации, аккумулирующей средства для долевого строительства (застройщика), о фактически произведенных затратах в отчетном периоде, которые распределены между предприятиями-дольщиками.


        В случае, если в течение двух лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, организация реализовала или безвозмездно передала объекты основных средств или объекты незавершенного строительства, приобретенные или возведенные за счет названной выше льготы, налогооблагаемая прибыль на сумму этой льготируемой прибыли подлежит восстановлению. Этот порядок не распространяется на льготу по прибыли, предоставленную до 1 января 1994 года.


        Сохранены в 1997 году льготы на содержание объектов соцкультбыта по прибыли, направленной на благотворительные цели, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, малым предприятиям и ряд других.


        При предоставлении льгот следует иметь в виду, что с 1 января 1996 года ставка налога на прибыль понижается на 50 % только для предприятий, если доля инвалидов в их общей численности составляет не менее 50 %. При этом в эту численность не входят инвалиды, работающие по совместительству, а также по договорам гражданско-правового характера.


        При предоставлении названной льготы пенсионеры в расчет не принимаются (с 1 января 1996 года).


        С 21 января 1997 года уточнен порядок предоставления льгот по налогу на прибыль религиозным и общественным объединениям и организациям и предприятиям, находящимся в их собственности. Если до 21 января у названных предприятий и организаций освобождалась вся прибыль, направляемая ими на осуществление уставной деятельности, то начиная с названного срока не льготируется прибыль, полученная от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством России по представлению религиозных объединений и общероссийских организаций инвалидов.


        Малым предприятиям сохранены все ранее предоставленные льготы.


        Однако следует иметь в виду, что Федеральным законом от 31.12.95 № 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" критерии отнесения предприятий к малым для целей налогообложения установлены в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”.


        Необходимо учесть, что в перечень льготируемых малых предприятий не вошли предприятия, занимающиеся производством технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, поскольку прибыль от производства этих изделий не облагается налогом у всех предприятий, а не только у малых. В то же время в этот перечень дополнительно включены малые предприятия, выпускающие строительные материалы.


        Следует обратить внимание на то, что согласно Федеральному закону от 14.06.95 № 88-ФЗ в среднесписочную численность малых предприятий включается также численность работников его филиалов и других обособленных структурных подразделений. В связи с этим льгота по налогу на прибыль филиалам и другим обособленным подразделениям юридических лиц как малым предприятиям предоставляется при условии, что головное предприятие сообщает им ежеквартально нарастающим итогом с начала года заверенные налоговыми органами по месту своего нахождения сведения, подтверждающие его право на получение льгот. Филиалы и другие обособленные подразделения субъектов малого предпринимательства представляют эти сведения в налоговую инспекцию одновременно с налоговыми расчетами. Эта льгота предоставляется им, если только юридическое лицо отвечает критериям, предъявляемым к малым предприятиям.


        В соответствии с Изменениями и дополнениями № 3 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08. 95 № 37 для получения льгот по налогу на прибыль филиалам и другим обособленным подразделениям субъектов малого предпринимательства необходимо, чтобы эти подразделения представляли в налоговую инспекцию ежеквартально нарастающим итогом с начала года одновременно с налоговыми расчетами сведения, подтверждающие право предприятия-юридического лица на получение льгот в соответствии с действующим законодательством. Эти сведения должны быть заверены налоговыми органами по месту нахождения предприятия-юридического лица.


        в названном выше Федеральном законе о государственной поддержке субъектов малого предпринимательства содержится положение о том, что указанные субъекты должны проходить специальную регистрацию, но в связи с тем, что Правительство РФ не разработало порядок такой регистрации, от малых предприятий не следует требовать ее прохождения. Необходимо руководствоваться фактическими показателями деятельности предприятия, характеризующими его как малое предприятие. Это положение отражено в Изменениях и дополнениях № 3 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37.


        Законодательством предусмотрено, что в случае прекращения малым предприятием деятельности, пользующейся льготным порядком налогообложения, до истечения 5_летнего срока со дня его регистрации, сумма налога на прибыль подлежит внесению в федеральный бюджет в полном размере за весь период его деятельности. Причем, с 1 января 1996 года эта сумма увеличивается на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за пользование банковским кредитом, действующей в соответствующих отчетных периодах. Этот порядок остается в силе и в том случае, когда малые предприятия выпускают льготируемую продукцию в течение первого года, затем делают перерыв в ее производстве свыше года, а затем вновь возобновляют производство.


        Многопрофильные малые предприятия, занимающиеся наряду с льготируемой деятельностью также другими видами деятельности (например, торгово-закупочной деятельностью), обязаны обеспечить раздельный учет результатов хозяйственной деятельности. При этом общепроизводственные (общехозяйственные) расходы распределяются пропорционально выручке от реализации продукции (работ, услуг) или прибыли, получаемой от названных видов деятельности. Порядок распределения названных расходов определяется самим предприятием (организацией).


        Заслуживает внимания и такая льгота как перенос убытков на 5 последующих лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации), которая предоставляется организациям в соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ о налоге на прибыль.


        До 1 января 1996 года в расчет убытков, полученных предприятием, не включались убытки, появившиеся в результате необоснованно отнесенных на себестоимость продукции затрат, повлекших сокрытие или занижение прибыли, а также превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной.


        С 1 января 1996 года помимо названных выше убытков не учитываются убытки, возникшие в результате превышения установленных норм и нормативов, определенных законодательством Российской Федерации и по учету затрат, относимых на себестоимость продукции.


        Таким образом, если предприятие получило в 1996 году убыток в результате сверхнормативного списания на себестоимость продукции (работ, услуг) представительских расходов, командировочных, по содержанию легкового транспорта, по рекламе и т.п., то такой убыток ему не будет разрешено перенести на последующие 5 лет.


        С 21 января 1997 года помимо названных выше убытков не льготируются убытки предприятий, полученные от совершения внереализационных операций, то есть в расчет убытков, переносимых на 5 последующих лет, должны приниматься только убытки, полученные от реализации продукции (работ, услуг) с учетом названных выше ограничений.


        С 1 января 1996 года уточнен порядок предоставления льготы по налогу на прибыль для предприятий, находящихся (передислоцированных) в районах, пострадавших от чернобыльской радиации и других радиационных катастроф, полученную от проведения:


         -  проектно-конструкторских работ;


         -  строительно-монтажных работ;


         -  автотранспортных и ремонтных работ;


         -  изготовления строительных конструкций и деталей.


        До 1 января 1996 года указанные предприятия освобождались полностью от уплаты налога при условии, что в общем объеме их прибыли прибыль от проведения работ по ликвидации радиоактивных катастроф составляла не менее 50 %, а предприятия, у которых эта прибыль составляла менее 50 %, в части этой прибыли.


        С 1 января 1996 года освобождаются полностью от уплаты налога на прибыль предприятия с объемами работ по ликвидации названных катастроф не менее 50 % общего объема, а у предприятий, у которых эти объемы составляют менее 50 % общего объема, освобождается в части прибыли от выполнения названных работ. Для получения этой льготы предприятия должны вести раздельный учет прибыли. Названные предприятия также обязаны обеспечить раздельный учет результатов от реализации льготируемых видов продукции (работ, услуг).


        Перечень предприятий, пользующихся льготами по налогу на прибыль, с 1 января 1996 года пополнился:


         -  предприятиями, выпускающим медицинскую продукцию по перечню, утвержденному Правительством России (доведен до налоговых органов письмами Госналогслужбы России от 29.04.96 № ВП-6-02/290 и от 06.08.96 № ВЗ-6-02/550);


         -  общественными объединениями охотников и рыболовов и их предприятиями, реализующими товары (работ, услуг) охотничье-рыболовного, спортивно-оздоровительного и природоохранного назначения, перечень которых доведен до налоговых органов письмами Госналогслужбы России от 29.03.96 № НП-6-02/218 и от 02.12.96 № ВЗ-6-02/826;


         -  предприятиями, расположенными в районах Крайнего Севера;


         -  подразделениями Государственной противопожарной безопасности и рядом других организаций, перечисленных в Федеральном законе от 21.12.94 № 69-ФЗ “О пожарной безопасности”.


        Законодатели пошли навстречу многочисленным обращениям общественных организаций, созданных в сфере жилищно-коммунального хозяйства, дополнив с 21 января 1997 года п. 1 ст. 6 Закона о налоге на прибыль подпунктом “и”, в соответствии с которым освобождаются от налогообложения средства, направляемые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными потребительскими кооперативами на обслуживание и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов, в целях управления которыми и эксплуатации которых они созданы.


        Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что Федеральным законом от 14.12.96 № 151-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" установлено, что льготы, предоставленные налогоплательщикам в соответствии с подпунктами “г” и “д” п. 1 и п. 5 ст. 6 Закона о налоге на прибыль, действуют без ограничения по размеру относительно суммы исчисленного налога на прибыль.


        Предприятия, претендующие на льготы по налогу на прибыль, обязаны представлять в налоговые органы специальные расчеты по видам таких льгот, например, по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, и другим льготным направлениям, предусмотренным названной выше статьей Закона о налоге на прибыль.


        Расчет по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, должен содержать сведения о прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и направленной на финансирование капитальных вложений, а также данные о суммах амортизации, начисленных за период с начала года и использованных на эти цели, и сведения об объекте, финансируемом за счет названных средств.


        Что касается малых предприятий и предприятий, находящихся (передислоцированных) в регионах, пострадавших от радиационных катастроф, производящих продукцию (работы, услуги), прибыль от реализации которых освобождается от налогообложения полностью или частично, и другую продукцию (работы, услуги), то эти предприятия обязаны вести раздельный учет результатов своей деятельности по видам выпускаемой продукции (оказанных услуг, выполненных работ). При отсутствии такого учета льгота им предоставляться не будет.