Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новые налоги: налог на пользование объектами животного мира

      

Новые налоги: налог на пользование объектами животного мира


В.В. Петрунин,
советник налоговой службы I ранга


        Налоговым кодексом Российской Федерации (раздел XVII) предусмотрено введение нового налога на пользование объектами животного мира. Этот вид налога весьма специфичен, и еще до разработки указанного раздела Налогового кодекса возникли серьезные трудности в определении порядка его взимания.


        Так, Законом РФ от 24.04.95 № 52-ФЗ “О животном мире” была введена система платежей, включающая плату за пользование и штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.


        Однако в связи с тем, что данным Законом не был определен конкретный экономический механизм взимания указанных платежей, предполагалось дополнительно разработать порядок и общие принципы их расчета.


        Правительство РФ приняло 29 сентября 1997 года постановление № 1251 “О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах”*. В нем были утверждены только предельные размеры платы и только по видам животного мира, отнесенным к объектам охоты, хотя в данном постановлении определено, что за плату предоставляются в пользование и другие виды животного мира. А именно:
      -----
        * См. текст постановления на с. 159


         -  отнесенные к объектам рыболовства;


         -  принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу России;


         -  не отнесенные к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу России.


        В соответствии с данным постановлением Минсельхозпрод России и Госкомэкологии России должны разработать размеры платежей за пользование этими видами животного мира.


        Предусматривается также, что конкретные размеры платы за пользование объектами животного мира должны определяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей и видов пользования объектами животного мира на основании предельных размеров платы, утверждаемых Правительством РФ. Иными словами, даже для частичного введения платежей с учетом утверждения указанных выше предельных размеров платы необходимо провести дополнительную работу по установлению конкретных размеров платежей.


        Однако до настоящего времени не утверждены все необходимые документы для введения в действие системы платежей за пользование объектами животного мира.


        Основной причиной задержки является, видимо, наличие объективных трудностей в определении эффективных методических подходов (принципов) в самом порядке установления ставок платы за различные виды пользования животным миром.


        Очевидно, что при огромном разнообразии объектов животного мира, их различной ценности в зависимости от вида, среды обитания и т.п. налоговые ставки должны учитывать в максимально возможной степени эти особенности и быть ориентированы не только на установление размера платежа пропорционально ценности изъятого объекта, но и на стимулирование рационального пользования с целью сохранения необходимого потенциала видов животных для их дальнейшего воспроизводства.


        В тексте раздела XVII Налогового кодекса “Налог на пользование объектами животного мира” определены основные положения, необходимые для исчисления налога. Так, установлено, что объектом налогообложения признается пользование объектами животного мира, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о животном мире.


        Предлагается также налоговая база в отношении каждого вида (группы) объектов или способа пользования животным миром, указанных (установленных) в соответствующей лицензии (разрешении). Это, например:


          -  стоимость добытых объектов животного мира или стоимость продукции, полученной в результате пользования объектами животного мира, исчисленная исходя из рыночных цен;


         -  количество объектов животного мира (охотничьих животных или водных биоресурсов), подлежащее изъятию; и др.


        Однако методы и принципы расчета налоговых ставок в проекте Налогового кодекса отсутствуют. Установлено только, что минимальные и максимальные налоговые ставки в зависимости от условий пользования объектами животного мира определяются Правительством РФ. А конкретные размеры налоговых ставок устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира при выдаче лицензии (разрешения) на право пользования объектами животного мира исходя из затрат на охрану и воспроизводство объектов животного мира.


        Предусмотрено также, что при сверхлимитном и нерациональном пользовании объектами животного мира налоговые ставки, установленные в лицензии (разрешении), увеличиваются в 10 раз.


        В данной статье рассмотрены возможные методические подходы к определению экономической стоимости биоресурсов и на их основе предложена система оценок объектов животного мира, учитывающая различные природно-экономические факторы. Эти оценки могут послужить основой для разработки конкретных налоговых ставок для объектов животного мира, изымаемых из природной среды.


Затратный подход


        Оценка природных ресурсов осуществляется по величине затрат на их добычу, освоение или использование. Данный подход получил распространение при экономической оценке месторождений полезных ископаемых и минерального сырья. Например, при расчете ставок отчислений на геолого-разведочные работы.


        Указанный подход может быть применим и для экономической оценки отдельных биологических природных ресурсов. Его основным недостатком является то, что ресурс лучшего качества, расположенный в более удобном для освоения и использования месте, может иметь меньшую стоимость (при определении цены с учетом совокупности затрат). При этом его потребительская стоимость будет значительно выше, чем стоимость аналогичного вида ресурса, добытого в других, более худших условиях. Этот подход в целом не учитывает также природную ценность самих видов (объектов) животного мира.


Результативный подход


        При использовании этого метода экономическую оценку имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. В этом случае стоимость ресурса определяется денежным выражением первичной продукции, получаемой от использования конкретного ресурса, или же разницей между полученным доходом и произведенными затратами.


        Данный подход может быть применен при экономической оценке всего комплекса природных ресурсов на отдельных территориях, где производится регулярное изъятие одних и тех же видов биологических объектов. Однако в большей мере это может относиться к растительным ресурсам, чем к объектам животного мира.


        При использовании данного подхода не учитывается в достаточной мере и фактор времени. Неиспользуемый ресурс, который не имеет в соответствии с данным подходом стоимости, может найти применение и стать дефицитным в процессе освоения какой-либо территории. Данное положение особенно актуально для экономической оценки редких и исчезающих видов.


Рентный подход


        При использовании рентного подхода существуют несколько методов оценки, так же как и вариантов исчисления стоимости природных ресурсов, что затрудняет разработку инструктивно-методической базы по применению данного подхода при конкретных оценках ресурсов.


        В целом, данный метод все же более подходит также для определения стоимости растительных природных ресурсов и добываемого минерального сырья.


        При рентных оценках лучший ресурс, использование которого дает относительно больший доход при одинаковых затратах, получает большую стоимость. Затраты на освоение ресурса ориентированы на некий средний уровень, и, следовательно, их оценка более объективна. Обоснована необходимость разделения собственника ресурса и его пользователя для возникновения категории рентных платежей. Рентные оценки учитывают фактор ограниченности природного ресурса.


Воспроизводственный подход


        Данный подход основан, как правило, на установлении определенного стандарта (отправного уровня) состояния комплекса природных ресурсов, т.е. определенной совокупности возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов на отдельной территории, и состояния окружающей среды, приближенного к естественному (заданному) уровню.


        В этом случае использование какого-либо природного биологического ресурса предусматривает возможность его восстановления в прежнем качестве и количестве (для возобновляемых ресурсов) либо (для невозобновляемых ресурсов) получение определенной компенсации с учетом соблюдения качества природной среды.


        Стоимость и экономическую оценку природного биологического ресурса целесообразно определять как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства или компенсации потерь ресурса на определенной территории. Например, совокупность стоимости восстановления конкретного вида животного мира и стоимости мероприятий по поддержанию в устойчивом состоянии воспроизвоства представителей животного мира, включая при необходимости стоимость восстановления и поддержания среды обитания указанного вида.


        Считается, что подобный подход может привести в отдельных случаях к завышению оценок биоресурсов; однако этот довод мало убедителен, особенно по отношению к объектам животного мира, учитывая невозобновляемость многих их видов.


Подход к экономической оценке биологических природных ресурсов на основе такс возмещения ущерба


        Данный подход является разновидностью перечисленных выше подходов и предполагает экономическую оценку биологических природных ресурсов и отдельных их видов на основе такс возмещения ущерба, убытков и потерь, связанных с нарушением режимов природопользования, незаконным изъятием ресурсов из экосистемы, нарушением природоохранных норм и правил, законодательства в области охраны окружающей среды и т.д.


        Кроме того, при экономической оценке биологических природных ресурсов могут использоваться также другие подходы, например, по оценке ресурса на основе его рыночной стоимости, которая определяется по результатам аукционов (торгов).


        Исходя из указанных выше методов оценки биоресурсов предлагается для разработки конкретных налоговых ставок ввести комплексную систему оценок объектов животного мира в зависимости от их видов, состояния, степени использования и компенсации возможных потерь.


        Система может включать следующие показатели, учитывающие различные природные и экономические факторы:


        1. Категория (статус) объекта животного мира.


        2. Коэффициент природоохранного статуса объекта животного мира.


        3. Коэффициент хозяйственной ценности объекта животного мира.


        4. Объем затрат на содержание (восстановление) объекта животного мира.


        На основе этих показателей (или с учетом их значений) могут быть определены конкретные ставки изъятия объектов животного мира из среды обитания и нормативы (таксы) для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира.


        Рассмотрим значения некоторых указанных показателей.


Категории объектов животного мира


        Предлагается присвоить определенную категорию объектам животного мира, сгруппированным по признакам их значимости, которая затем будет использована для присвоения конкретных коэффициентов природоохранного статуса и хозяйственной ценности.


        Группировка объектов животного мира может быть следующая:


        1. Виды животного мира, являющиеся в природе объектами охоты и другого промысла, в том числе с использованием продуктов их жизнедеятельности.


        2. Виды животного мира, промысел которых и другое пользование является ограниченным, например:


         -  виды животного мира, обитающие в буферных зонах особо охраняемых природных объектов;


         -  виды животного мира, за популяциями которых необходим постоянный контроль (т.е. виды животного мира, состояние которых благодаря принятым мерам не вызывает опасений, однако они не подлежат широкому промысловому использованию (заготовкам);


         -  виды животного мира, численность которых еще относительно высока, но быстро сокращается (в будущем могут находиться под угрозой исчезновения).


        3. Виды животного мира, не включенные в Красную книгу, но хозяйственное использование которых полностью запрещено.


        Это могут быть виды животного мира, использование которых ведется по специальным (особым) разрешениям (например, виды животного мира, добыча которых запрещается, кроме использования в научных, культурных целях по разрешениям, выдаваемым в установленном порядке специально уполномоченными органами).


Коэффициенты природоохранного статуса объекта животного мира


        Коэффициенты природоохранного статуса объекта животного мира целесообразно ввести для более точного расчета экономической оценки объекта животного мира, максимально учитывая все особенности его изъятия из среды обитания и получения соответствующего дохода.


        Значения коэффициентов устанавливаются по какой-либо группировке видов животных (в целом) или же по отдельным объектам животного мира, входящим в конкретную группировку.


        В первом случае, например, может быть установлено только минимальное значение коэффициента, а во втором случае, по конкретному виду (объекту), его окончательное значение.


        При расчете доходности использования (изъятия) биологического ресурса следует учитывать как прямую экономическую выгоду (реализация мяса, меха, шкуры, ценного лекарственного сырья, грибов, ягод, древесины и т.д.), так и косвенный доход (использование ресурса для научных исследований, рекреационных целей и т.п.).


        В расчетах данных показателей рекомендуется использовать коэффициенты хозяйственной ценности животных.


        Эти коэффициенты могут учитывать наличие у объекта животного мира, например, следующих качеств:


         -  объект животного мира обладает свойствами, позволяющими получать особо ценные продукты (лекарственное сырье и т.п.);


         -  объект животного мира имеет преимущественное значение при реализации (в т.ч. на экспорт).


        Исходя из приведенных выше показателей ценности объектов животного мира рассмотрим примерный порядок определения налоговых ставок по изъятию этих объектов из среды обитания.


        1. Если объект относится к промысловым видам и указанный вид восстанавливает свою численность самостоятельно (т.е. в естественных условиях, что позволяет производить его добычу постоянно и без каких-либо затрат), к нему применяются ставки, рассчитанные исходя из возможного дохода, получаемого из добытого животного (мяса, шкуры, меха, лекарственных препаратов и т.п.) по установленной ставке налога на прибыль (доход).


        2. Если объект имеет промысловое значение, но не может самостоятельно и полностью восстанавливать свою численность, необходимую для дальнейшего использования, ставки рассчитываются с приведенными выше повышающими коэффициентами, которые учитывают эти особенности .


        Аналогично рассчитываются ставки по видам животного мира, не относимым к чисто промысловым, т.е. не обладающим только хозяйственной ценностью. Ниже приведена примерная таблица системы оценок по отдельному объекту животного мира.


        Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объекта животного мира, целесообразно разработать с применением соответствующих коэффициентов. При невозможности изъятия незаконно добытых объектов животного мира, продуктов их жизнедеятельности и продуктов, полученных после переработки, может взыскиваться их стоимость, исчисляемая по рыночным (коммерческим) ценам.


        Предлагается также за добывание животных по разрешениям (лицензиям), выданным в результате предоставления искаженной, недостоверной, заведомо ложной информации, либо по разрешениям, выданным на другое лицо (за исключением случаев коллективной охоты), взыскивать ущерб, исчисляемый в повышенном размере от такс за каждую особь соответствующего вида.     
     

Примерная таблица системы оценок по отдельному объекту животного
мира (применяется при расчете налоговых ставок)


     

  
 

Имеет промысловое значение

Не относится к промысловым (научно-исследовательские цели)

Изымается из среды обитания без добычи (уничтожения) - исп. в зоопарках и т.п.

Объект животного мира  

Восстанавливает численность в естественных условиях  

Восстановление численности связано с дополнительными затратами  

Восстанавливает численность в естественных условиях  

Восстановление численности связано с дополнительными затратами  

Восстановление численности    крайне затруднительно  

Восстанавливает численность в естественных условиях  

Восстановление численности связано с дополнительными затратами  

Восстановление численности крайне затруднительно  

Уникальный экземпляр  

.........

- *)

k **)

- *)

k **)

kk * *)

- *)

k **)

kk **)

kkk **)

        
     -----

      *) указывается стоимость реализованного объекта животного мира, т.е. в расчете налоговой ставки учитывается только возможный размер получаемого дохода без применения каких-либо повышающих коэффициентов.

        

      **) в зависимости от конкретного вида в данной графе ставится конкретное значение одного или нескольких повышающих коэффициентов


        Аналогичный подход следует применять при исчислении взыскания в случае продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки и вывоза за границу незаконно добытых, собранных или заготовленных объектов животного мира.


        Рекомендуется суммы, вырученные за реализацию незаконно добытых животных, не зачитывать в счет возмещения ущерба и взыскивать в установленном порядке.


        В заключение хотелось бы предложить следующее.


        В целях более точного определения налогооблагаемой базы к лицензии, разрешающей изъятие конкретного объекта животного мира из среды обитания, прикладывать индивидуальный расчет налоговой ставки. Это особенно важно на первом этапе введения налога, когда при утверждении минимальных и максимальных ставок на уровне Правительства РФ могут возникнуть серьезные трудности по определению ценности отдельных объектов животного мира исходя из различных географических, хозяйственных и иных факторов. Поэтому целесообразно утвердить методику определения стоимости объектов животного мира при расчете налоговых ставок исходя из изложенных выше подходов и принципов.