Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Расчеты с использованием ККМ и материальная ответственность работников

     

Расчеты с использованием ККМ и материальная ответственность работников

       

По материалам Городского отделения Международного консультативно-правового центра по вопросам налогообложения юридических и физических лиц

        Прошло более четырех лет со дня принятия Закона РФ от 18.06.93 № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”. Однако как свидетельствует практика работы аудиторской формы, у предприятий часто возникают вопросы, касающиеся применения ККМ при осуществлении расчетов с населением.


        В большой степени это вызвано тем, что до последнего времени законодательно не были определены такие понятия как “оптовая” и “розничная” торговля. Для решения этого вопроса Госналогслужба России письмом от 25.04.96 № ПВ-4-13/41н обязала нижестоящие налоговые инспекции использовать в практической деятельности инструкцию по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от форм собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание” утвержденную постановлением Госкомстата России от 01.04.96 № 25.


        Действие данной инструкции распространяется на все юридические лица, осуществляющие розничную торговлю и общественное питание. Согласно п. 1.1. в состав розничного товарооборота включается продажа потребительских товаров за наличный расчет как населению, так и юридическим лицам и их обособленным подразделениям.


        Однако в последнее время при рассмотрении данного вопроса налоговыми службами наметилась тенденция решения его в контексте ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), что подкрепляется письмом Госналогслужбы России от 06.05.97 № 03-4-09/15. Пункт 1 вышеназванной статьи гласит о том, что договор розничной купли-продажи представляет собой договор купли-продажи товара, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом следует отличать характерные черты, которые присущи именно договору розничной купли-продажи, от обычных договоров купли-продажи, а именно:


        а) продавцом, как субъектом договора розничной купли-продажи, может выступать только такая коммерческая организация (торговое предприятие), которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. Статья 9 Закона РФ от 07.02.93 № 2300-1 “О защите прав потребителей” (с последующими изменениями и добавлениями) обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) предоставлять потребителю необходимую информацию о своей организации: фирменное наименование, местонахождение (юридический адрес), режим работы. Правила о предоставлении потребителю информации о продавце товара применяются также при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, а также в других случаях, если торговля производится вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя);


        б) товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи, также обладает определенными особенностями. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Факт заключения договора розничной купли-продажи удостоверяется выдачей продавцом покупателю кассового или иного товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. С выдачей такого документа законодатель связывает также момент заключения договора розничной купли-продажи. Однако отсутствие у покупателя чека или иного документа, удостоверяющего оплату товара, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания, чтобы подтвердить как факт заключения договора, так и его условия (ст. 493 ГК РФ).


        Во исполнение Закона РФ от 18.06.93 № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” все предприятия и организации, производящие денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации, обязаны производить расчеты с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением отдельных категорий предприятий, указанных в соответствующем перечне, утвержденном постановлением Совета Министров РФ от 30.07.93 № 745.


        При этом торговые предприятия обязаны:


         -  регистрировать контрольно-кассовые машины;


         -  использовать исправные контрольно-кассовые машины для осуществления денежных расчетов с населением;


         -  обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания ККМ беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам;


         -  выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный ККМ чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием. При этом следует помнить, что выдаваемые предприятием счета, квитанции и другие документы, не являются заменителем чека. ГНИ по г. Москве письмом от 05.03.97 № 11-13/4325 указало на то, что “товарный чек не может предъявляться в качестве расходного документа без чека кассового аппарата”. На кассовых чеках должен быть указан номер кассовой машины, название торгующей организации, дата приема наличных денег и полученная сумма.


        Минфин России в письме от 20.11.96 № 04-03-01 определил, что при розничной продаже продовольственных товаров подтверждением факта покупки товара в том или ином предприятии является кассовый чек, который в соответствии с Законом РФ  от 18.06.93 № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” должен выдаваться покупателю вместе с покупкой. Товарный чек выдается только при продаже непродовольственных товаров вместе с кассовым чеком и является документом, подтверждающим факт покупки и дающим покупателю право на предъявление претензий по качеству приобретенного товара. Оптовые же операции должны оформляться соответствующими товарно-транспортными накладными.


        Все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявление цены и тарифа. Порядок оформления ценников на реализуемые товары изложен в письме Роскомторга России от 13.03.95  № 1-304/32-2.


        Вопросы продажи и технического обслуживания ККМ регламентируются Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта ККМ в Российской Федерации, утвержденным Государственной межведомственной комиссией по ККМ протоколом от 06.03.95 № 2/18-95.


        Регистрация и перерегистрация кассовых аппаратов осуществляется путем подачи в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующего заявления с приложением паспорта аппарата и производится в течение 5 дней, при этом предприятие получает регистрационную карточку.


        В Методических рекомендациях по использованию данных учета выручки, полученных с применением ККМ, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджет Российской Федерации от 18.08.93 указано, что на каждую имеющуюся на предприятии ККМ должна быть заведена отдельная книга кассира-операциониста и изложены правила по ее оформлению и ведению.


        В Типовых правилах эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30 августа 1993 года, изложена вся техническая сторона эксплуатации ККМ. Допускается ведение общей книги кассира-операциониста на все машины. В этом случае записи должны производиться в порядке нумерации касс с указанием в числителе заводского номера кассовой машины и заверяться подписью представителя администрации предприятия. Все записи производятся в хронологическом порядке без помарок, исправления оговариваются и заверяются подписями кассира-операциониста, главного бухгалтера и директора (заведующего секцией).


        Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением правил использования ККМ, при этом за их нарушение возможно применение следующих штрафных санкций:


         -  предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законодательством размере минимальной месячной оплаты труда;


         -  предприятие, использующее неисправную ККМ, подвергается штрафу в 200-кратном установленном законодательством размере минимальной месячной оплаты труда;


         -  предприятие, осуществляющее торговые операции (оказывающее услуги) после приостановления его деятельности, подвергается штрафу в 700-кратном установленном законодательством размере минимальной месячной оплаты труда;


         -  предприятие, не вывесившее ценник на продаваемый товар (прейскурант на оказываемую услугу), подвергается штрафу в 100_кратном установленном законодательством размере минимальной месячной оплаты труда;


         -  невыдача чека лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту), или выдача чека с указанием суммы менее уплаченной наказывается штрафом в 10-кратном установленном законодательством размере минимальной месячной оплаты труда, но не менее, чем 20 % стоимости покупки (услуги).


        Кроме того, Госналогслужба России письмом от 05.05.94 № НИ-6-07/152 сообщила о том, что при одновременном неприменении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением и невывешивании ценников на продаваемые товары на предприятие может быть наложен штраф, равный сумме штрафов, предусмотренных в абзацах втором и четвертом части первой ст. 7 указанного Закона, т.е. 350 + 100 = 450-кратному установленному законодательством размеру минимальной месячной оплаты труда. При использовании неисправной ККМ и невывешивании ценников штраф равен сумме штрафов, предусмотренных в абзацах третьем и четвертом части первой этой же статьи, т.е. 200 + 100 = 300-кратному установленному законодательством размеру минимальной месячной оплаты труда.


        Сотрудники, выполняющие обязанности кассира-операциониста, должны быть оформлены следующим образом: после издания приказа о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан под расписку ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержденным письмом ЦБ РФ от 22.09.93 № 40), с Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утвержденными Минфином России от 30.08.93), после чего с кассиром-операционистом заключается договор о полной материальной ответственности.


        В торговом предприятии возможно уменьшение выручки операционной кассы на возвращенные суммы по неиспользованным покупателями чекам. Следует иметь в виду, что кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями (клиентами) чекам только при наличии на нем подписи директора (заведующего) или его заместителя и только по чеку, выданному в данной кассе. На суммы соответствующих чеков кассиром совместно с администрацией предприятия составляется акт по установленной форме № 54 о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам. Сами чеки при этом погашаются, наклеиваются кассиром на лист бумаги и вместе с актом сдаются в бухгалтерию. их суммы вместе с напечатанными за день нулевыми чеками (которые используются для проверки четкости печати реквизитов на чековой и контрольной лентах, а также правильности установки дататора и нумератора) отражаются в книге кассира-операциониста. Таким образом, сумма выручки уменьшается на итоговую сумму акта о возврате покупателям средств по неиспользованным чекам.


        Следует иметь в виду, что ведение Книги кассира-операциониста не заменяет кассового отчета, заполняемого кассиром-операционистом и сдаваемого в бухгалтерию. Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо санкций за ненадлежащее ведение Книги кассира-операциониста. Тем не менее при обнаружении данного факта во время проведения проверки налоговые органы фиксируют его в акте проверки с указанием об их устранении, а при повторных проверках в случае повторения аналогичных нарушений применяются предусмотренные налоговым законодательством меры административного воздействия к руководителям и другим должностным лицам за неисполнение требований налоговых органов. Указанный порядок приведен в письме ГНИ по г. Москве  от 26.03.97 № 13-06/6137.


        В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров должна производиться внезапная ревизия кассы предприятия с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Ревизию кассы проводит комиссия, состав которой утверждается руководителем организации. По результатам работы комиссии составляется акт ревизии кассы по установленной форме. Кроме того, проверку кассы, порядка применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением и т.д. может провести налоговая инспекция, которая в случае обнаружения нарушения действующего законодательства имеет право наложить штраф. В этом случае администрация может принять решение о возмещении понесенного убытка за счет кассира (кассира-операциониста). Это возможно, если с работником был заключен договор о полной материальной ответственности, в котором в разделе “Ответственность сторон” указано, что “работник несет материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию, в полном объеме”. Только в этом случае сумма недостачи (штрафа) может быть взыскана с кассира (кассира-операциониста) в полной сумме. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 125 КЗоТ РФ сумма ежемесячных денежных вычетов не может быть больше 50 % заработной платы работника. Кроме того, администрация не может привлечь кассира-операциониста к ответственности, если он в письменной или устной (при свидетелях) форме заявил администрации о неисправности кассового аппарата.


        Трудовое законодательство предусматривает два вида материальной ответственности: ограниченную (ст. 118 КЗоТ РФ) и полную (ст. 121 КЗоТ РФ). Основным видом является ограниченная материальная ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более среднего месячного заработка.


        Если на работника возложена обязанность возместить причиненный ущерб в полном размере без всяких ограничений, такая материальная ответственность называется полной. Все случаи наступления полной материальной ответственности (ПМО) указаны в законодательстве: работодатель не в праве устанавливать дополнительные условия ее наступления.


        Полная материальная ответственность в свою очередь подразделяется на индивидуальную и коллективную.


        Индивидуальный договор о ПМО работника является приложением к его трудовому договору с предприятием.


        Следует иметь в виду, что обязательным условием оформления договора является указание в договоре даты его заключения. Если в договоре отсутствует дата его заключения, договор считается недействительным.


        При индивидуальной материальной ответственности работник предприятия заключает с администрацией специальный письменный договор, по условиям которого принимает на себя полную материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему предприятием материальных ценностей.


        Для того, чтобы коллективная материальная ответственность отвечала задачам обеспечения полной сохранности материальных ценностей, необходимо руководствоваться принципами и порядком ее применения, установленными ст. 12 Положения о материальной ответственности и постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС  от 14.09.81 № 259 “Об утверждении перечня работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, условий ее применения и Типового договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности” (с изменениями и дополнениями от 02.03.88).


        Следует учитывать, что коллективная материальная ответственность может вводиться только при выполнении рабочими и служащими работ, предусмотренных специальным Перечнем, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 14.09.81.


        На предприятиях торговли прием товаров и их учет в местах хранения осуществляется материально-ответственными лицами на основании товаросопроводительных документов и при поступлении на склад предприятия оформляется накладной. В частности, условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в контрактах с иностранными поставщиками. Если порядок и сроки приемки товаров не были специально оговорены в контракте или договоре, то необходимо руководствоваться инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР от 15.10.90. Рекламационный акт составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по данному транспортному документу.


        Основанием для записи в реестры бухгалтерского учета, которые отражают движение продукции (и тары), является отчетность материально-ответственных лиц (коллективов), следящих за сохранностью и правильным использованием данных материальных ценностей. Одним из самых эффективных и действенных методов организации контроля и учета материальных ценностей является инвентаризация, ее своевременное и правильное проведение. Одним из основных документов, регулирующих данный вопрос, служит приказ Минфина России  от 13.06.95 № 49 “Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”, раздел 3 которых, в частности, озаглавлен “Инвентаризация товарно-материальных ценностей”.


        Согласно ст. 121 КЗоТ РФ размер причиненного предприятию ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета, т.е. должен быть подтвержден документально.


        Сама по себе нехватка материальных ценностей не может служить основанием для возложения на работников материальной ответственности. В этом случае администрация обязана провести на предприятии инвентаризацию для проверки фактического наличия материальных ценностей. Фактические потери следует исчислять исходя из балансовой стоимости (себестоимости) материальных ценностей за вычетом износа по установленным нормам.


         Порядок возмещения ущерба, причиненного предприятию, установлен ст. 122 КЗоТ РФ, в соответствии с которой возмещение ущерба работником в размере, не превышающем средний месячный заработок, производится по распоряжению администрации предприятия. Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается комиссией по трудовым спорам, а затем судом. В остальных случаях возмещение ущерба производится путем предъявления администрацией иска в районный (городской) народный суд. До издания приказа (распоряжения) об удержании администрация обязана определить размер причиненного ущерба; выяснить причины возникновения ущерба; установить пределы ответственности работника за этот ущерб и размер ущерба, подлежащего возмещению.


        В соответствии со ст. 211 КЗоТ РФ для обращения администрации в суд по вопросам взыскания с работника материального ущерба, причиненного предприятию, устанавливается срок в один год со дня обнаружения причиненного работником ущерба. Днем обнаружения ущерба следует считать подписание акта инвентаризации или ревизии.


        В заключение необходимо отметить, что  действующее законодательство защищает интересы как работника, так и работодателя, поскольку обязывает работника возмещать ущерб, причиненный по его вине предприятию, и устанавливает пределы его материальной ответственности и порядок возмещения ущерба. Одновременно с этим законодательство обязывает работодателя создать такие условия для работников, которые максимально способствовали  бы эффективной работе и обеспечивали сохранность имущества и материальных ценностей.