Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях

       

Организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях


В.А. Кобызева,
директор ООО “БалансАУДИТ+”

Е.Е. Рощина,
исполнительный директор
ООО “БалансАУДИТ+”


        Бухгалтерский учет строится в некоммерческих организациях в соответствии с теми же нормативными актами, что и в коммерческих, основными из которых являются:


         -  Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”;


         -  Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 26.12.94 № 170, в редакции изменений и дополнений от 19.12.95 № 130;


         -  Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” (ПБУ 1/94), утвержденное приказом Минфина России от 28.07.94 № 100;


         -  Положение по бухгалтерскому учету “Учет договоров на капитальное строительство” (ПБУ 2/94), утвержденное приказом Минфина России от 20.12.94 № 167;


         -  Положение по бухгалтерскому учету “Учет имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте” (ПБУ 3/95), утвержденное приказом Минфина России от 13.06.95 № 50;


         -  Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организаций” (ПБУ 4/96), утвержденное приказом Минфина России от 08.02.96 № 10;


         -  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56 и рекомендованные для применения на территории Российской Федерации письмом Минэкономики России от 19.12.91 № 18-5, с последующими изменениями и дополнениями, сообщенными приказами Минфина России от 28.12.94 № 173, от 28.07.95 № 81 и от 27.03.96 № 31;


         -  Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, с последующими изменениями и дополнениями.


        Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель, который обязан создать необходимые условия для ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми членами коллектива распоряжений главного бухгалтера по порядку оформления и представления в бухгалтерию первичной учетной документации.


        Главный бухгалтер должен обеспечить отражение всех хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, представлять оперативную информацию для руководителя организации, составлять бухгалтерскую отчетность и своевременно представлять ее в компетентные органы.


        Согласно п. 3 ст. 29 Закона РФ от 12.01.96 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” некоммерческие организации обязаны составлять сметы, а также финансовый план, который утверждается высшим органом управления некоммерческой организации.


        Общая смета некоммерческой организации может состоять из трех основных частей:


        1. Оперативная смета, показывающая планируемые операции на предстоящий год, включая доходы и расходы.


        2. Смета наличности, отражающая предполагаемые источники и направление использования наличных средств.


        3. Смета по капитальным вложениям, показывающая планируемые изменения в основных средствах, в направлении инвестиций.


        Некоторые некоммерческие организации строят свою деятельность по определенным проектам, для чего составляют бюджет проектов.


        Смета составляется в денежном выражении на определенный период времени, чаще всего на один год с разбивкой по кварталам. Она состоит из доходной и расходной частей. Доходная часть составляется на основе предполагаемых в будущем году (и в каждом из кварталов) поступлений: вступительных и членских взносов, взносов учредителей, добровольных взносов от других юридических и физических лиц на уставную деятельность; целевых поступлений от юридических и физических лиц, в том числе иностранных; ассигнований из бюджета на осуществление отдельных программ; средств от предпринимательской деятельности и прочих поступлений. В расходную часть включаются предполагаемые затраты соответствующего периода: административно-хозяйственные расходы, связанные с осуществлением основной уставной деятельности; расходы по выполнению программ и мероприятий, связанных с уставной деятельностью, на которые получены средства целевых поступлений из бюджетного финансирования; расходы, связанные с предпринимательской деятельностью; средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов; потери и списания.


        вся организация учета базируется на основе сметы, которая определяет состав счетов, порядок определения и распределения доходов. Смета является частью управленческого учета, так как в деятельности бухгалтера при организации учета на первый план выдвигаются управленческие задачи.


        Необходимо отметить, что на сегодняшний день нет нормативных указаний по составлению и исполнению сметы некоммерческими организациями. Обычно бухгалтера исходят из опыта работы бюджетных организаций и правил, зафиксированных в ст. 18 Закона СССР “О кооперации в СССР” от 26.05.88 № 8998-XI (с изменениями по состоянию на 08.05.96).


        Некоммерческая организация самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета, которая включает рабочий план счетов, набор учетных регистров, систему документооборота.


        Как правило, бухгалтера ведут Книгу учета хозяйственных операций (форма К-1), в которую заносятся все применяемые данной организацией синтетические счета. Записи хозяйственных операций ведутся в хронологическом порядке; одновременно производится разноска по счетам. Ежеквартально составляется оборотная или шахматная ведомость. Расчеты по заработной плате ведутся в расчетно-платежных ведомостях.


        Для документирования операций можно применять типовые межведомственные формы первичной учетной документации, ведомственные формы, а также формы, самостоятельно разработанные применительно к соответствующим типовым, содержащие обязательные реквизиты и обеспечивающие достоверность отражения в учете совершенных операций. Состав обязательных реквизитов определен Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. При ведении учета в Книге формы К-1 первичные документы подшиваются в одной папке по порядку их хронологической записи в учетном регистре. При ведомственной форме учета первичные документы, относящиеся к разным ведомостям, группируются и подшиваются в отдельные папки.


        Порядок и сроки хранения учета первичных документов определены в Перечне типовых документов, использующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, утвержденном Главным архивным управлением при Совете Министров СССР от 15.08.88, с учетом изменений, внесенных решением от 27.06.96 Центральной экспертно-проверочной комиссии при Росархиве и Центральной экспертной комиссии Госналогслужбы России “Об изменении сроков хранения документов бухгалтерского учета”.


        По истечении срока хранения документы сдаются в местный государственный архив или уничтожаются.


        Если некоммерческая организация имеет статус юридического лица, у нее образуется уставный (складочный) капитал или фонд. Его учет ведется на счете 85 “Уставный капитал”, сальдо по которому должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированного в учредительных документах.


        При регистрации уставного капитала выполняется проводка:


        Д-т 75, субсчет “ Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал” К-т 85  -  на сумму, указанную в учредительных документах.


        Фактическое поступление вкладов от учредителей в виде денежных средств отражается проводками:


        Д-т 50 (51, 52) К-т 75.


        Если в качестве вкладов вносятся материальные и иные ценности, то выполняются проводки:


        Д-т 01 (04, 10, 12, 41) К-т 75.


        Другим источником финансирования некоммерческих организаций могут быть вступительные и членские взносы, которые учитываются как средства целевого назначения. Для их учета необходимо предусмотреть субсчет на счете 96 “Целевые финансирование и поступления”.


        Поступление средств отражается в учете следующим образом:


        Д-т 50 (51, 52) К-т 96, субсчет “Вступительные и членские взносы”.


        Взносы могут расходоваться на мероприятия, предусмотренные уставом в соответствии с утвержденной сметой.


        На отдельных субсчетах счета 96 должны быть отражены также добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц и целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями в денежной или натуральной форме с последующим отчетом об их использовании (гранты).


        Д-т 50 (51,52) К-т 96, субсчет “Добровольные взносы физических и юридических лиц “ или субсчет “Полученные гранты от иностранных организаций”.


        Источником финансирования может являться также прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов и направляемая на уставную деятельность, что отражается в учете следующей проводкой:


        Д-т 81 К-т 96.


        Любая некоммерческая организация использует в своей уставной деятельности основные средства  -  помещения, мебель, оргтехнику и т.п.


        Это  -  основные средства непроизводственного назначения. Синтетический учет ведется на счетах 01 “Основные средства”, 02 “Износ основных средств”, 08 “Капитальные вложения”.


        Как правило, некоммерческие организации, имея небольшое количество основных средств, ведут аналитический учет в инвентарной книге.


        В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной стоимости, которая складывается из фактических затрат на строительство или приобретение объекта, включая затраты на доставку и установку; восстановительной стоимости, которая равна сумме затрат на воспроизводство основных средств на момент переоценки по решению правительства; остаточной стоимости, которая равна первоначальной (восстановительной) за вычетом износа. В балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости. Поскольку приобретаются основные средства непроизводственного назначения, то в фактические затраты на их приобретение включается НДС.


        Расходы по приобретению основных средств отражаются по дебету счета 08 “Капитальные вложения” и кредиту счетов денежных средств и расчетов. При оприходовании основных средств дебетуется счет 01 “Основные средства “ и кредитуется счет 08.


        При получении основных средств в аренду заключается договор аренды, оформляется акт сдачи-приемки, который подписывается лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями. От арендодателя должны быть получены копии инвентарных карточек. В синтетическом учете арендованные основные средства должны значиться на забалансовом счете 001 “Арендованные основные средства”.


        Арендная плата при аренде основных средств непроизводственного назначения списывается на источники средств в корреспонденции со счетом 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. При уплате арендной платы дебетуется счет 76 и кредитуются счета учета денежных средств.


        Выбытие основных средств при продаже, ликвидации, безвозмездной передаче, передаче в качестве вклада в уставный капитал другому предприятию или для совместной деятельности отражается на счете 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”. При ликвидации основных средств составляется акт на списание формы ОС-3, акт на списание автотранспортных средств формы ОС-4. Оборот по реализации основных средств облагается налогом на добавленную стоимость, причем при безвозмездной передаче плательщиком НДС является  передающая сторона.


        Нематериальные активы отражаются в учете и отчетности в сумме затрат на приобретение, изготовление и расходы по их ведению до состояния, в котором они пригодны к пользованию, на счете 04 “Нематериальные активы”.


        Если нематериальные активы получены безвозмездно, то их оценка осуществляется экспертным путем. НДС по поступившим в некоммерческую организацию нематериальным активам включается в их первоначальную стоимость с последующим списанием на источники финансирования через амортизацию.


        Амортизационные отчисления осуществляются равными долями в течение срока их существования. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, срок амортизации устанавливается в 10 лет. По отдельным нематериальным активам амортизация может не начисляться. Для отражения амортизации используется счет 05 “Амортизация нематериальных активов”. Источником списания амортизации являются счет 96 “Целевые финансирование и поступления” и счет 20 “Основное производство”, если нематериальные активы используются в процессе выполнения услуг.


        Выбытие нематериальных активов отражается через счет 48 “Реализация прочих активов”. При безвозмездной передаче плательщиком НДС является сторона передающая.


        Практически все некоммерческие организации используют в своей работе материалы: бланки первичных документов, бухгалтерские книги, формы отчетности, строительные материалы для текущего ремонта, горючие и смазочные материалы, продукты питания, медикаменты и т.п. Учет материалов ведется на счете 10 “Материалы”, к которому по мере надобности открываются различные субсчета. Если общественная организация не ведет предпринимательской деятельности с использованием этих материалов, то они приходуются на счете 10 с НДС. При отпуске материалов их стоимость списывается на счет 96 “Целевые финансирование и поступления”, на котором некоммерческая организация учитывает свои расходы.


        Выручка за проданные материалы считается оборотом по реализации и облагается НДС. Реализация материалов производится с использованием счета 48 “Реализация прочих активов”. По всем оприходованным материалам ведется аналитический учет.


        К малоценными быстроизнашивающимся предметам относятся:


         -  предметы, служащие в пределах одного года;


         -  предметы стоимостью в пределах лимита, установленного для основных средств за единицу, по цене приобретения, независимо от срока их службы.


        некоммерческие организации могут включать в состав МБП библиотечные фонды (книги), постельные принадлежности, предметы, приобретаемые для кружков, для спортивных секций, хозяйственный инвентарь и инструменты для ремонта и т.п. МБП учитываются на счете 12 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы” по фактической себестоимости приобретения, включая НДС. Учет библиотечных фондов ведется общей суммой в стоимостном выражении. Затраты по их доставке и обработке в эту сумму не включаются, а списываются на расходы по дебету счета 96 “Целевые финансирование и поступления”. Износ МБП учитывается на счете 13 “Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов” в зависимости от выбранной учетной политики. Для продажи или безвозмездной передачи ненужных материалов и МБП используется счет 48 “Реализация прочих активов” с начислением и уплатой НДС и налога на прибыль.


        Некоммерческие организации должны вести раздельный учет доходов и расходов от непредпринимательской и предпринимательской деятельности.


        Необходимо иметь в виду, что зачастую бывает трудно распределить расходы при одновременном ведении уставной деятельности за счет паевых (вступительных, членских) взносов и предпринимательской деятельности.


        В данном случае можно предложить распределение расходов пропорционально сумме, поступившей из всех источников, в соответствии с письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 28.10.92 № 100, ВГ-6-01/385 “Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и о порядке представления отчетности в налоговые органы“, с учетом последующих изменений и дополнений.