Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На качелях неплатежей трудно удержать равновесие...

       

На качелях неплатежей трудно удержать равновесие...


В.И.Бербенец,
государственный советник налоговой службы
II ранга, г. Липецк


        Заканчивается 1997 год. Как подчеркнул В.С. Черномырдин: “... мы сейчас находимся в точке перелома. Можем подняться и сделать российскую экономику конкурентоспособной и уважаемой во всем мире. Но можем и покатиться под уклон”.


        Какой из этих путей станет реальностью, зависит, в первую очередь, от тех возможностей, которыми располагает бюджет страны сегодня и будет располагать завтра. Будут деньги в казне  -  появятся средства на инвестиции в промышленность, сельское хозяйство, на подъем науки, образования, на реформирование социальной сферы.


        Основным источником бюджетных поступлений по-прежнему остаются налоги. Однако их величина самым непосредственным образом зависит от состояния экономики страны. Сегодня можно говорить о некоторой тенденции ее стабилизации и даже роста. Общий объем налогооблагаемой прибыли предприятий Липецкой области, сократившись за первое полугодие более чем на треть, постепенно возрастает, но по-прежнему более трети из 429 крупных и средних предприятий области остаются убыточными.


        Это не могло не повлиять на поступление налогов.


        Усложняет положение со сбором платежей в бюджет на территории области необходимость возмещать суммы налога на добавленную стоимость (НДС) Новолипецкому металлургическому комбинату за сырье и материалы, приобретенные для производства экспортной продукции. Поскольку комбинат отправляет на экспорт до 70 % своей продукции, суммы эти немалые.


        Предоставляя льготу по входному НДС для продукции, идущей на экспорт, налоговые органы строго следят за наличием документов, подтверждающих факт вывоза товаров за границу, ибо не столь редки случаи, когда экспорт оформляется фиктивно, некоторые предприятия получают возврат налога, а продукцию с хорошей выгодой для себя и с убытком для бюджета страны реализуют на внутреннем рынке. Так, при проверке предприятий, производящих и реализующих этиловый спирт, два из них не смогли подтвердить факт отгрузки своей продукции на экспорт. В результате спиртзаводам было дополнительно начислено налога и штрафных санкций на общую сумму 35,7 млрд руб.


        Поступление же налога на добавленную стоимость в целом по области снижается по той же самой причине, что и налога на прибыль,  -  уменьшение объемов промышленного производства.


        Вот и получается замкнутый круг  -  бюджетные поступления нельзя увеличить без улучшения экономической ситуации в стране, а экономику не поднимешь без бюджетных вливаний в производство...


        Разомкнуть этот круг можно только усилиями с обеих сторон  -  одновременно искать пути подъема производства и повышения налоговых сборов. Особенно остро стоит сегодня вторая часть этой задачи. Потому что без стабильных и плановых налоговых поступлений бюджет государства попадает, образно говоря, на качели взаимных неплатежей. В такой ситуации главное  -  добиться равновесия, соизмеримости доходов и расходов. И уже потом  -  от этой точки  -  начинать движение вверх.


        Налоговики области стараются использовать все возможные пути для ликвидации задолженности предприятий перед бюджетом. Проведено около 700 анализов финансово-экономического состояния предприятий. Материалы анализов по крупным и злостным неплательщикам рассматривались на координационном совете при Администрации области. Вошло в практику проведение совместных собеседований специалистов налоговой службы и налоговой полиции с руководителями предприятий-должников, во время которых идет совместный поиск путей погашения задолженности в бюджеты всех уровней.


        Налоговая служба помогает взыскать долги с дебиторов предприятий, провести взаимозачеты, реструктуризацию долга  -  отсрочку на срок до 10 лет с выпуском на сумму задолженности акций или облигаций предприятия, передаваемых в фонд имущества с последующим выкупом. Предлагаются и другие меры выхода из кризисной ситуации. Нередко приходится прибегать и к принудительному взысканию недоимки  -  обращению долга на имущество предприятия, изъятию денежной наличности и другим мерам, которые предписывает налоговое законодательство.


        К сожалению, налоговой службе приходится констатировать и откровенное нежелание отдельных налогоплательщиков погашать свои долги бюджету. По-прежнему многие из них ищут любые лазейки уклонения от уплаты налогов.


        Почти на 6 миллиардов рублей “потянули” штрафы за нарушение Закона РФ “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”. С реализации снято более 1 тысячи декалитров немаркированной алкогольной продукции. Совместно с правоохранительными органами наши работники дежурят на блок-постах ГАИ, контролируя въезд и прохождение через город оптовых грузов, на спиртзаводах, предотвращая отгрузку продукции “налево”.


        Особое внимание уделяется в последнее время налогообложению физических лиц.


        На начало октября подано 29 992 декларации, в том числе 24 559 от предпринимателей, что значительно больше, чем в прошлом году, но мы не можем с уверенностью сказать, что продекларировали свои доходы все, кто обязан это сделать по закону. Сейчас идет работа по выявлению уклонившихся граждан. Проверяется и правильность указанных в декларациях сведений о доходах. Из проверенных пяти с лишним тысяч деклараций в 233 установлены искажения этих сведений, в результате чего налогоплательщикам дополнительно начислено более миллиарда рублей.


        Значительные суммы недобираем мы по налогу на имущество, в частности по налогообложению жилых домов и строений. Дело в том, что большинство построенных в по-следние годы домов, коттеджей, дач и других построек не имеют инвентаризационной оценки, вследствие чего на них не может быть начислен налог.


        Так, проверки налоговых органов, проведенные в Липецком районе, показали, что в окрестностях г. Липецка построено 339 новых частных жилых домов. Из них только 178 зарегистрированы органами БТИ, причем инвентаризационная оценка оказалась значительно меньше реальной стоимости, а значит, их владельцы платят и соответствующий заниженный налог. Не зарегистрировано 161 полностью построенное домовладение. Их хозяева не спешат в органы БТИ под предлогом имеющихся недоделок, над исправлением которых, как известно, можно работать бесконечно долго. При этом ни органы местного самоуправления, ни органы коммунального хозяйства настойчивости в постановке на учет таких строений не проявляют. В результате местные бюджеты недополучают сотни миллионов рублей налогов. Сегодня эти миллионы не были бы лишними в хозяйстве городов и районов области, когда в бюджетах на счету, буквально, каждый рубль. И, надо сказать, что липчане с пониманием относятся к проблеме пополнения общей казны. В этом автор статьи убедился во время “прямой линии” “Липецкой газеты”, когда помимо конкретных вопросов о налогах, были прямые обращения об усилении налогового контроля за киосками, за предприятиями и частниками, оказывающими различные виды услуг, назывались конкретные адреса торговых точек, где не выдают чеки покупателям или ставят на них заниженную сумму.


        Главная цель налоговой службы  -  не выявить нарушения, чтобы “содрать” с предприятия или индивидуального налогоплательщика штраф, а добиться, чтобы налоговое законодательство соблюдалось неукоснительно, чтобы все обязательные платежи поступали в бюджеты всех уровней в полном объеме. Только тогда мы от нынешней точки перелома сможем начать уверенное движение вверх.