Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговая академия - принципиальный взгляд


Налоговая академия - принципиальный взгляд

   
   А.П. Балакина,
и.о. ректора Всероссийской налоговой академии    
Госналогслужбы России


        Завершение XX века совпало в России с проявлением большого интереса и населения, и власть предержащих к вопросам государственного регулирования социально-экономических проблем общества, в том числе налоговой политики. Актуальность последней заключается в практически полном отсутствии какой-либо доктринальной или концептуальной линии: недаром Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин дал в апреле 1997 года задание подготовить Кодекс государственного служащего, этический свод правил поведения служащего государственной службы, выделяя особую значимость деятельности налоговых органов в стране. Таким образом, на самом высоком уровне признается факт неразработанности единой государственной политики в области подготовки государственного служащего вообще и работника налоговой службы в частности.


        В стране не сформировались какие-либо исторические традиции в налоговой политике (история доносит до нас отрывочные сведения о попытках упорядочить системы фискальных сборов), не сложился менталитет служащего налоговых органов, не выработаны действенные меры по борьбе с неуплатой налогов: ретроспективно не на что опереться, остается рассматривать перспективы развития налоговой службы в России. И обнаруживаются серьезные проблемы с самим процессом образования будущих работников налоговой службы: необходимо решать одновременно вопросы, реализация которых должна быть хронологически растянута на подготовительный, основной и пролонгированный этапы. Можно перечислить и другие обстоятельства, подчеркивающие остроту проблемы: неизученность вопросов налогообложения юридических и физических лиц с учетом российского менталитета, отсутствие научно-исследовательской базы по данному вопросу, неразработанность методики комплексного образования в сфере налогообложения с учетом мирового опыта, отсутствие научно-методической и учебно-методической базы по данному вопросу, отсутствие в стране апробированных концепций высшей школы, сочетающих традиции и новизну, классику и реальность современного мира, духовность и технический прогресс общества, отсутствие широких международных контактов и связей по вопросам сотрудничества и преподавания разнообразных дисциплин по профилю налоговой службы. В конце концов, в стране пока еще не начало действовать высшее учебное заведение заданного профиля.


        Между тем, имеется богатый опыт зарубежных стран как в сфере непосредственного образовательного процесса подготовки служащих налоговых органов, так и в сфере государственных мероприятий по укреплению налоговой дисциплины. Опыт основан на разных исторических условиях развития и не может быть механически перенесен на российскую почву.


        Мировая цивилизация находится накануне XXI века в состоянии системного кризиса, смены ценностей, ломки стереотипов. Фактически идет единый мировой поиск выхода из глобального кризиса цивилизации и решения проблем кризиса образования. Образовательная система уже не может быть такой, какой она сложилась в XX веке, особенно в плане подготовки государственного служащего нового типа. Западная версия образовательной системы основывается на использовании идеи информатизации, которую считают главной движущей силой образовательной революции. В результате информатизации мы получим систему непрерывного, гибкого, открытого, дистанционного обучения и как бы отодвинем от себя кризисную ситуацию в образовании. В этой схеме явно не хватает существенных структурных и содержательных элементов системы, а именно:


         -  гуманистического содержания;


         -  ориентиров на устойчивое развитие;


         -  идеи опережающего образования.


        Таким образом, кризис образования коснулся практически всех аспектов подготовки госслужащего. Без понимания сущности образовательного кризиса и при отсутствии специальных программ экономико-правового содержания невозможно всерьез готовить будущего чиновника госслужбы или службы налогообложения.


        Несомненно, современный налоговый служащий обязан разбираться в проблемах государственного регулирования жизни общества, понимать основные ценности жизни социума, правильно определять собственное место в сфере защиты государственных и национальных интересов страны, видеть философскую подоплеку событий и фактов, чувствовать необходимость и значимость функциональной деятельности налоговых органов, быть юридически и экономически подготовленным специалистом. Мы видим выход из глобального кризиса, который переживает система образования, именно в трансформации существующей и создании новой образовательной системы.


        Обращаясь непосредственно к специалистам, работающим в Госналогслужбе России, можно отметить характерные для нашего времени особенности: в системе Государственной налоговой службы Российской Федерации по состоянию на 1 января 1997 года работали 152,4 тыс. руководителей и специалистов, из них высшее и средне-специальное образование экономического профиля имело 75,1 % работников, в том числе в центальном аппарате  -  57,7 %, в территориальных налоговых органах  -  75,2 %. С созданием в ноябре 1996 года Российской государственной налоговой академии у Госналогслужбы России появилась реальная возможность осуществить в 1997 году на базе академии переподготовку 600 работающих специалистов (по приему), не имеющих профильного базового образования, и провести мероприятия по повышению квалификации 1375 работников налоговых органов. Согласно прогнозам уже через три года реальная потребность налоговой службы в специалистах составит не менее 5 тыс. человек. Высшая школа выполняет в данном случае социальный заказ общества  -  подготовить резерв госслужащих и служащих налоговых органов, которые имели бы широкий кругозор, глубокую культурологическую подготовку и серьезные юридически-финансово-экономико-управленческие знания, могли бы психологически правильно решать кадровые вопросы и управлять человеческими ресурсами. Такого работника должна готовить специальная учебная организация, вся деятельность которой нацелена на разработку пакета программ по науке, методике, дидактике и, конечно, методологии подготовки работника налоговой службы в России. Среди признаков образовательной системы высшего учебного заведения подобного рода можно назвать информационные образовательные технологии, методы дистанционного обучения, индивидуализацию и самообучение, непрерывность образования, разнообразие образовательных стандартов, переход от формально-дисциплинарного к проблемно-активному типу обучения.


        Таким образом, ясно видна проблема: стране нужны высококвалифицированные кадры для государственной налоговой службы. В настоящее время подготовка этих кадров носит скорее случайный, чем закономерный характер. Нужен же планомерный научно-обоснованный и, конечно же, детализированный подход к обучению таких специалистов. Вот почему в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации создается новое высшее учебное заведение  -  Всероссийская государственная налоговая академия Государственной налоговой службы Российской Федерации.


        Очевидно, что для нормальной работы Академии необходимо правильно сформулировать концептуальные основы подготовки работника налоговых органов.


        Целесообразность создания Академии определяется той ролью, которую играет налоговая система в развитии государства. Совершенствование налоговой системы предполагает, в первую очередь, решение следующих задач:


         -  разработку оптимальной с точки зрения сложившихся условий налоговой политики (технологии налогообложения);


         -  разработку механизмов практической реализации системы налогообложения (совершенствование работы налоговых инспекций и организация соответствующей работы с налогоплательщиками);


         -  обеспечение налоговой службы профессионально подготовленными, преданными своему делу кадрами с базовыми экономико-правовыми знаниями;


         -  организацию процесса налогового всеобуча граждан Российской Федерации с целью формирования реалистичного отношения к налоговой политике государства.


        Таким образом, создание Всероссийской  налоговой академии является первым шагом по пути решения важнейшей государственной задачи  -  совершенствования налоговой системы России. Такое специализированное высшее учебное заведение призвано способствовать:


         -  профессиональному совершенствованию и развитию налоговой системы России на основе широкого использования научного анализа актуальных проблем налогообложения;


         -  кадровому обеспечению налоговой службы профессионально компетентными специалистами, способными реально обеспечивать ее эффективное функционирование;


         -  организационному развитию и совершенствованию профессиональной деятельности налоговых органов;


         -  формированию в обществе позитивного отношения к политике государства.


        Главными целями Академии как одного из ведущих центров образования науки и культуры являются:


         -  удовлетворение социально-экономических потребностей общества в квалифицированных специалистах по налогообложению в стране, в которой нет налоговых традиций, полного свода всех законов по налогам;


         -  удовлетворение потребностей Госналогслужбы России в подготовке, переподготовке и повышении квалификации руководящих кадров и специалистов Госналогслужбы России;


         -  подготовка и переподготовка научных и научно-педагогических кадров для Госналогслужбы России, учебных заведений и научно-исследовательских подразделений Госналогслужбы России;


         -  учебно-методическое обеспечение подготовки кадров в системе Госналогслужбы России;


         -  проведение научно-исследовательских работ по актуальным проблемам деятельности налоговых органов в России.


        Общество остро нуждается в современной доктрине подготовки служащих налоговых органов, включающее не только перечисленные требования, которые предъявляются обществом, но и основные черты нового российского специалиста, которые должны формироваться. Речь идет о многоаспектном формировании профессиональной компетенции налогового служащего. С позиций современной управленческой культуры специалист налоговых органов должен обладать новым стилем мышления, необходимыми экономическими и правовыми знаниями, иметь иную философию и культуру, нежели в XX веке, хорошо разбираться в психологии человеческих отношений. Из механизма принятия и реализации управленческих решений исключатся волевые и спонтанные решения, чисто командно-административные действия; им на смену придут решения, принимаемые на основе научных знаний и нравственной ответственности перед обществом. Гуманизация управленческой мысли, широко распространенная на Западе, начинает только осознаваться российскими чиновниками, но иного пути развития просто нет, в структуре управления появляется культурологическое звено, без чего в современной России не возможно представить полноценное развитие. Культурологический срез современного российского общества показывает, что в нем произошли изменения в культурно-целостных ориентациях населения. Это означает изменение нравственных мотивов и потребностей, которые проявляются в профессиональной деятельности людей. В банках страны появляются специалисты по эколого-культурологической оценке бизнес-проектов, без визы которых не выдаются денежные средства и кредиты. Налоговый работник, не имеющий специальной подготовки по эколого-культурологическому аудиту, не сможет правильно применять налоговое законодательство: жизнь, как это часто бывает, задает задачу, ответа на которую нет в Законе, и быстро и правильно принять решение сможет только тот специалист, который прошел специальную подготовку. С другой стороны, подключение культурологического блока к управленческой мысли приводит к расширению кругозора, ответственно-государственному подходу к событиям и людям, чьи доходы облагаются налогом: имеет место переориентация сознания на новое русло государственного мышления.


        Хорошо различим и прикладной блок культурологии в управлении персоналом в подготовке государственного налогового служащего: во всем мире самое серьезное внимание уделяется поведению, внешнему виду и манерам налогового служащего, устраиваются конкурсы, вручаются ценные подарки и премии. Вот почему так важно введение предметов, связанных с культурой делового общения, поведенческим этикетом, технологий человеческих коммуникаций, дизайном рабочего места, этикой поведения руководителя, проверяющего, подчиненного и с самой управленческой культурой.


        Таким образом, концептуально невозможно разорвать три составляющие образовательного процесса налоговой Академии:


         -  собственно-профессиональный блок знаний;


         -  психологический блок;


         -  гуманитарный (философский, культурологический, политологический) блок.


        Отсюда и перечень требований, предъявляемых к современному налоговому служащему, фактически соответствует нормам XXI века:


        - быть ответственным за выполнение государственной налоговой политики;


        - профессионально грамотно выполнять свою работу;


        - быть честным служащим;


        - уметь общаться с руководителем и подчиненным;


        - разбираться в юридических вопросах применения налогового законодательства;


        - уметь определять свою позицию в свете полученных знаний в области политологии, культурологии и психологии.


        Для подготовки специалиста государственного уровня мышления, который способен исполнять свой профессиональный долг во всем комплексе управленческих государственных проблем, необходима отлаженная система образования, нужны свежие научные исследования, требуется широкий международный обмен опытом и кадрами, необходимы оригинальные учебно-методические пособия и учебники, спрофилированные на деятельность Академии, нужны усилия многих и многих людей, имеющих отношение к налоговой деятельности. И здесь незаменим опыт уже работающих налоговых служащих, внимательный анализ проблем, диагностика и прогностика реальной деятельности органов налоговой службы.