Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об основных изменениях, внесенных в пенсионное законодательство в 1997 году

      

Об основных изменениях, внесенных в пенсионное законодательство в 1997 году


Е.Г. Азарова,
канд. юрид. наук, заслуженный юрист РФ
     
З.А. Кондратьева,
канд. юрид. наук


         В течение 1997 года в Закон РФ от 20.11.90 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” (далее по тексту  -  Закон от 20 ноября 1990 года) внесено несколько принципиальных изменений, направленных на усиление страховых начал в пенсионном обеспечении граждан: придано большее значение периодам трудовой деятельности, за которые уплачиваются страховые взносы; введено требование о подтверждении трудового стажа и заработка при назначении и перерасчете пенсии данными персонифицированного учета уплаты страховых взносов; обновлен перечень страховых выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд. 21 июля 1997 года принят Федеральный закон № 113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”, который вводит с 1 февраля 1998 года новый порядок исчисления и перерасчета пенсий в связи с ростом заработной платы в стране. С 1 октября и с 1 декабря 1997 года несколько увеличен минимальный размер пенсии по старости и произведен перерасчет всех остальных видов пенсий, назначенных в соответствии с Законом от 20 ноября 1990 года.


1. База для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ


        Законом от 05.02.97 № 26-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год” были установлены следующие тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на 1997 год:


        а) для работодателей-организаций  -  в размере 28 %, для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции,  -  в размере 20,6 % вы-плат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, а также по авторским договорам;


        б) для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, а также для частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, частных аудиторов  -  в размере 28 %; для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования,  -  в размере 20,6 % дохода от их деятельности.


        Указанные категории плательщиков, использующие в своей деятельности труд наемных работников, то есть являющиеся работодателями (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств), уплачивают страховые взносы  -  в размере 28 % выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям;


        в) для адвокатов  -  в размере 28 % выплат, начисленных в их пользу;


        г) для граждан, использующих труд наемных работников, в том числе на основе договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг,  -  в размере 28 % начисленных в пользу работников выплат;


        д) для работающих граждан, включая наемных работников, указанных в п. “г”,  -  в размере 1 % установленных выплат (ст. 1 Закона).


        Начисление и уплата страховых взносов, установленных пунктами “б” и “в” ст. 1 Закона от 05.02.97, производятся:


        индивидуальными предпринимателями, в том числе иностранными гражданами, а также частными детективами, занимающимися частной практикой нотариусами, частными аудиторами с суммы полученного дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением, либо с суммы доходов, определяемых исходя из стоимости патента;


        крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера в порядке, определяемом Правительством РФ;


        за адвокатов коллегиями адвокатов.


        Уплата страховых взносов плательщиками, указанными в п. “г” ст. 1 Закона, производится в порядке, предусмотренном для работодателей. Начисление страховых взносов на выплаты, начисленные в пользу работника, осуществляется работодателем или другим лицом, оплатившим выполненную работу либо оказанную услугу. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, определяются Правительством  (ст. 2 Закона).


        От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также предприятия, учреждения и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров и численность работающих инвалидов на которых составляет не менее 50 % от общего числа работающих. Если численность работающих инвалидов составляет менее 50 % общего числа работающих, освобождение от уплаты страховых взносов применяется в части выплат, начисленных в пользу инвалидов и пенсионеров, независимо от источников финансирования.


        Закон от 05.02.97 содержит значительные отличия от Закона от 21.12.95 о тарифах страховых взносов на 1996 год. Так, с 5 до 28 % дохода, полученного от их деятельности, увеличены размеры страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, частных охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой, аудиторов, адвокатов. С 5 до 20,6 % дохода, полученного от их деятельности, увеличены размеры страховых взносов для крестьянских (фермерских) хозяйств и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.


        Кроме того, если ранее работодатели должны были уплачивать страховые взносы с выплат, начисленных работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения, то в Законе от 05.02.97 речь идет не об оплате труда, но, как отмечалось, о выплатах, начисленных работодателем в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Очевидно, что у одного работника может быть несколько работодателей, и каждый из них должен уплачивать страховые взносы.


        7 мая 1997 года было принято постановление Правительства РФ № 546 “О перечне  выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации” (далее по тексту  -  Перечень). Содержание Перечня несколько отличается от предыдущего (от 19.02.96 № 153), признанного утратившим силу. Постановление введено в действие по истечении семи дней с момента его официального опубликования, т.е. с 23 мая 1997 года. До этой даты страховые взносы должны были начисляться с учетом прежнего постановления Правительства (см. письмо Пенсионного фонда РФ от 23.05.97 № ЕВ-16-10/4013). Перечень является исчерпывающим, и, соответственно, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ должны взиматься со всех видов выплат, начисленных работнику работодателем, которые не включены в этот Перечень.


        Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не начисляются на следующие выплаты:


         -  выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта) (п. 1 Перечня);


         -  денежную компенсацию за неиспользованный отпуск (п. 1 Перечня);


         -  средний заработок, сохраняемый на период трудоустройства работникам, уволенным в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации (п. 1 Перечня);


         -  государственные пособия гражданам, имеющим детей (п. 2 Перечня);


         -  пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение и иные выплаты, производимые за счет средств Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ и Государственного фонда занятости населения РФ (п. 2 Перечня);


         -  льготы и компенсации, предоставляемые в соответствии с Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, за исключением доплат до размера прежнего заработка при переводе работников по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу и оплаты дополнительного отпуска (п. 3 Перечня);


         -  суммы возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (п. 4 Перечня);


         -  компенсации, выплачиваемые в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста, установленного законодательством Российской Федерации (п. 5 Перечня);


         -  суммы, выплачиваемые в возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу работников вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 6 Перечня);


         -  материальную помощь, оказываемую в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации (п. 7 Перечня);


         -  материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников (п. 8 Перечня);


         -  единовременные выплаты работникам в связи с выходом на пенсию (п. 9 Перечня);


         -  суммы, выплачиваемые в возмещение расходов, и иные компенсации работникам (в том числе надбавки и компенсации взамен суточных), выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством, а также документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения, в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность (п. 10 Перечня);


         -  суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей (п. 10 Перечня);


         -  стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, мыла, смывающих и обезвреживающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания, предоставляемого бесплатно по установленным нормам, или в соответствующих случаях денежное возмещение затрат по их приобретению (п. 11 Перечня);


         -  стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работнику бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в его личном постоянном пользовании (п. 12 Перечня);


         -  стоимость льгот по проезду, предоставляемых отдельным категориям работников законодательством Российской Федерации (п. 13 Перечня);


         -  стоимость бесплатно предоставляемых (частично оплачиваемых) отдельным категориям работников жилья, коммунальных услуг, топлива или соответствующее денежное возмещение (п. 14 Перечня);


         -  стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачиваемую организацией (п. 15 Перечня);


         -  стипендии, выплачиваемые за период обучения (п. 16 Перечня);


         -  доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью организации (п. 17 Перечня);


         -  страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по обязательному страхованию работников (п. 18 Перечня);


         -  страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам добровольного медицинского страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного или утраты им трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, если у работодателя отсутствует задолженность по платежам в Пенсионный фонд РФ и указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным без наступления страхового случая (п. 19 Перечня);


         -  страховые платежи (взносы) работодателей, не превышающие в год 24-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам негосударственного пенсионного страхования, заключенным с негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями на срок не менее пяти лет и предусматривающим выплаты сумм в случаях установления застрахованному инвалидности и (или) достижения им пенсионного возраста, дающего право на установление государственной пенсии, при условии отсутствия у работодателя задолженности по платежам в Пенсионный фонд РФ (п. 20 Перечня);


         -  вознаграждения, выплачиваемые гражданам за выполнение ими работ по договорам гражданско-правового характера, исключая вознаграждения, выплачиваемые по договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также исключая вознаграждения по авторским договорам (п. 21 Перечня);


         -  средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке (п. 22 Перечня);


         -  доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе (п. 22 Перечня);


         -  доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний (п. 22 Перечня).


        Если выплаты, получаемые в связи с выполняемой работой, не предусмотрены Перечнем, на них страховые взносы начисляться не должны. При этом необходимо обратить внимание на то, что практически во всех пунктах Перечня (кроме 8, 9, 16, 17, 19, 20 и 22) речь идет об освобождении от начисления страховых взносов лишь тех сумм, которые выплачиваются в соответствии с законодательством и в установленных им пределах. При отсутствии этого условия на выплачиваемые суммы страховые взносы должны начисляться. На выплаты страхового характера в пользу работников (п. 19, 20) страховые взносы в Пенсионный фонд не начисляются лишь при соблюдении установленных соответствующим пунктом требований по условиям страхования и при отсутствии задолженности перед ним.


        Если страховые взносы в Пенсионный фонд взимались ранее с вознаграждений за выполнение работ по договорам подряда и поручения, то в настоящее время, как уже отмечалось, речь идет о договорах гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг). К ним относятся, помимо договоров подряда и поручения, также договоры возмездного оказания услуг; перевозки; транспортной экспедиции; комиссии; о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; агентирования; доверительного управления имуществом, если обязательства по исполнению этих договоров возложены на физическое лицо либо на предпринимателя, действующего без образования юридического лица.


        Предметом перечисленных ниже видов гражданско-правовых договоров не является выполнение работ или оказание услуг и, соответственно, на вознаграждения, выплачиваемые по этим договорам, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не начисляются. Это договоры купли-продажи (включая договоры поставки и контрактации), мены, дарения, ренты, пожизненного содержания, аренды (за исключением аренды транспортного средства с предоставлением услуг по ремонту и эксплуатации в части эксплуатации этого транспортного средства), найма помещений, займа, кредита, факторинга, банковского счета и вклада, страхования, коммерческой концессии, публичного обещания награды, публичного конкурса, проведения лотерей (см. “Социальная защита”, 1997, № 3, с. 22).


2. Состав заработка, из которого исчисляется пенсия


        Согласно ч.1 ст. 100 Закона от 20 ноября 1990 года (в редакции от 17.03.97) в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.


        В прежней редакции этой правовой нормы речь шла об учете в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, всех видов вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и др.).


        Переход от понятия “заработок” как вознаграждение за работу к более широкому понятию, включающему все виды выплат (дохода) в связи с выполнением работы, свидетельствует о расширении базы не только для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, но и для определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия. Не имеет значения, является ли та или иная выплата вознаграждением за труд (заработной платой в традиционном ее понимании), важно лишь то, чтобы этот доход был связан с выполнением такой работы (служебных обязанностей), которая включается в стаж для назначения пенсии, а также, чтобы это были выплаты, на которые начисляются страховые взносы. Однако, как уже отмечалось, законодатель не называет эти виды выплат. Им избран иной подход  -  устанавливаются те виды выплат, на которые страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не начисляются. Следовательно, остальные выплаты могут быть учтены при определении размера пенсии.


        Более четко сформулированы в новой редакции ст. 100 Закона от 20 ноября 1990 года правила о том, что в заработок для исчисления пенсии наряду с названными выплатами включаются также:


        а) денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, т.е. тех граждан, служба которых засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсии в соответствии со ст. 90 этого Закона;


        б) пособие по временной нетрудоспособности;


        в) стипендия, выплачиваемая за период подготовки к профессиональной деятельности, засчитываемой в общий трудовой стаж в соответствии со ст. 91 того же Закона;


        В новой редакции ст. 100 Закона авторский гонорар не упоминается. Однако он учитывается наравне с другими доходами, поскольку на него начисляются страховые взносы. При этом не действует требование прежней редакции этой статьи об ограничении полученного авторского гонорара государственными ставками, действовавшими на период, когда проводилась его выплата.


3. Подтверждение трудового стажа и заработка


        Как отмечалось нами в статье “Пенсионное обеспечение: комментарий к законодательству 1995-1996 гг.” (см. “Налоговый вестник” за 1996 год, № 11, с. 120), с 1 января 1997 года на всей территории России действует Закон РФ от 01.04.96 “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”. В 1997 году постановлением Правительства РФ от 15.03.97 № 318 “О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования” была утверждена инструкция о порядке ведения такого учета.


        Одной из целей индивидуального учета страховых взносов является обеспечение достоверных сведений о стаже и заработке, определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении, для чего работодатель ежеквартально должен направлять соответствующие сведения в органы пенсионного страхования на каждое застрахованное лицо.
     
             Одной из целей индивидуального учета страховых взносов является обеспечение достоверных сведений о стаже и заработке, определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении, для чего работодатель ежеквартально должен направлять соответствующие сведения в органы пенсионного страхования на каждое застрахованное лицо.


        Логическим следствием введения персонифицированного учета явилось изменение норм Закона от 20 ноября 1990 года, касающихся подтверждения стажа и заработка. Согласно ст. 96 этого Закона (в редакции от 05.05.97) трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами или организациями. Трудовой стаж, приобретенный после указанной регистрации, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Аналогичная норма включена в ст. 102 Закона от 20 ноября 1990 года относительно подтверждения среднемесячного заработка.


        Хотя Закон от 01.04.96 вступил в действие в полном объеме с 1 января 1997 года, планируется охватить персонифицированным учетом все население в течение нескольких лет: в 1997 году  -  40 регионов (20 млн работающих); в 1998 году  -  60 регионов (40 млн работающих); в 1999 году  -  89 регионов (около 60 млн работающих), в 2000 году  -  всех работающих на территории Российской Федерации. Соответственно, нормы Закона от 20 ноября 1990 года о новых доказательствах трудового стажа и заработка будут применяться для граждан с различных сроков в зависимости от того, зарегистрированы ли они фактически в системе государственного пенсионного страхования. Бесспорным подтверждением этого факта является получение страхового свидетельства с указанием регистрационного номера данного лица.


4. Увеличение минимального размера пенсии по старости и соответствующий перерасчет иных видов пенсий


        30 сентября 1997 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон “О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации в 1997 году”, устанавливающий новый минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии. Он составил с 1 октября 1997 года  -  76 533 руб., а с 1 декабря 1997 года  -  84 186 руб. в месяц. С мая 1996 года до октября 1997 года минимальный размер пенсии по старости составлял 63 250 руб. Таким образом, он увеличился по сравнению с прежним минимумом на 10 % в октябре и на 21 % в декабре 1997 года.


        Поскольку минимальные размеры остальных видов трудовых пенсий (по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), максимальные размеры этих пенсий, а также пенсии, назначаемые в твердых размерах (в том числе и социальные), надбавки к пенсиям и повышения пенсий по некоторым основаниям определяются в Законе от 20 ноября 1990 года относительно минимального размера пенсии по старости, установление его нового размера становится причиной автоматического пересмотра размеров всех указанных норм.


        Согласно ст. 17 Закона от 20 ноября 1990 года минимум пенсии по старости при трудовом стаже, превышающем требуемый для назначения полной пенсии, увеличивается на 1 % за каждый год полного трудового стажа сверх требуемого, но не более чем в общей сложности на 20 %. Следовательно, в зависимости от продолжительности трудового стажа минимальная пенсия по старости с 1 октября 1997 года может варьироваться в пределах от 76 533 руб. до 91 840 руб., а с 1 декабря 1997 г.  -  от 84 186 руб. до 101 023 руб.


        Максимум пенсии по старости при достаточном стаже устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии при таком же стаже, а максимальный размер пенсии по старости в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах, т.е. по Списку № 1,  -  на уровне трех с половиной минимумов пенсии по старости. За каждый год общего трудового стажа сверх требуемого он повышается также в той же пропорции, что и минимум, в пределах до 20 % (см. ст. 18 Закона от 20 ноября 1990 года). Исходя из этого, максимальный размер пенсии по старости составляет с 1 октября 1997 года от 229 599 руб. до 275 519 руб. (если он равен трем минимумам) и от 267 866 руб. до 321 439 руб. (если он равен трем с половиной минимумам). С 1 декабря эти значения соответственно варьируются от 252 558 руб. до 303 070 руб. и от 294 651 руб. до 353 581 руб.


        Как предусматривает Закон от 30.09.97 (ч. 1 ст. 2), с указанных выше дат увеличиваются все пенсии, исчисленные в соответствии с Законом РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации”: с 1 октября 1997 года  -  в 1,1 раза, т.е. на 10 %, а с 1 декабря 1997 года  -  в 1,21 раза, т.е. на 21 % исходя из размеров пенсий, выплаченных за сентябрь 1997 года.


        Некоторые пенсионеры для определения нового размера пенсии увеличивают сумму, полученную ими за сентябрь, соответственно на 10 % и 21 %. Этот подход неверен, поскольку пенсия состоит из двух частей  -  денежной суммы, исчисленной по нормам Закона от 20 ноября 1990 года, и компенсационной выплаты, увеличение которой Законом от 30.09.97 не предусмотрено. При повышении пенсий в заданной этим Законом пропорции увеличивается не вся пенсия, а лишь первая ее часть. В то же время Закон от 30.09.97 (ч. 3 ст. 1) предусматривает сохранение при увеличении пенсий компенсационной выплаты, установленной законодательством Российской Федерации. Имеется в виду Указ Президента Российской Федерации от 15.04.96 № 550 “О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации”.


        Сложность применения этого Указа состоит в том, что размеры компенсационных выплат дифференцированы им в зависимости от конкретного денежного значения получаемой пенсионером пенсии. Компенсационная выплата при прежнем минимальном размере пенсии по старости равнялась 150 000 руб. и постепенно уменьшалась до 85 000 руб. Автоматическое применение этого Указа к октябрьскому и декабрьскому размерам минимальной пенсии могло бы сократить прибавку, установленную новым Законом, что недопустимо. Правоприменительные органы руководствуются телеграммой Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 24.09.97 (см. газету “Ваше право” за 1997 г., № 28, с. 5). Этой телеграммой предусматривается, что при увеличении ранее назначенных пенсий компенсационные выплаты, установленные пенсионерам, сохраняются им в прежнем размере, т.е. не пересматриваются. При новом назначении пенсии после 1 октября и после 1 декабря 1997 года применяются следующие правила: лицам, которым пенсия устанавливается в новом минимальном размере пенсии по старости либо в меньшем, компенсационная выплата определяется в размере 150 000 руб. При пенсии, составляющей в период с 1 октября по 1 декабря 1997 год от 76 533 руб. до 141 533 руб. в месяц, размер компенсационной выплаты равен разности между 226 533 руб. и размером назначенной пенсии. С 1 декабря 1997 года при размере назначаемой пенсии от 84 186 руб. до 149 186 руб. включительно компенсация должна быть равна разности между 234 186 руб. и размером назначенной пенсии. Если вновь назначаемая пенсия с 1 октября 1997 года превышает 141 533 руб. либо с 1 декабря 1997 года  -  149 186 руб., компенсация должна устанавливаться в размере 85 000 руб. в месяц.


        Указанные нормы применяются ко всем трудовым пенсиям, назначаемым при полном и при неполном стаже, в том числе к пенсиям по инвалидности любой группы, а также к социальным пенсиям. При пенсионном обеспечении по случаю потери кормильца нескольких членов его семьи размер пенсии и компенсации определяется отдельно на каждого члена семьи.


        Исходя из содержания Закона от 21.07.97 с 1 февраля 1998 года должен быть установлен новый минимум пенсии, а впоследствии он должен пересматриваться ежеквартально. При определении уровня пенсионного обеспечения будет учитываться Федеральный закон от 24.10.97 “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” (см. “Российскую газету” от 29.10.97), вступающий в силу с 1 января 1998 года. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается, в частности, для обоснования устанавливаемого на федеральном уровне минимального размера пенсии по старости (ст. 2 Закона).


        Прожиточный минимум  -  это стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности (см. ст. 1 Закона).


        Потребительская корзина для основных социально-демографических групп (т.е. отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров и детей) должна определяться не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Методические рекомендации утверждаются Правительством РФ. в целом по Российской Федерации потребительская корзина должна устанавливаться Федеральным законом (см. ст. 3 Закона).


        Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим его группам в целом по России ежеквартально устанавливается Правительством РФ на основании потребительской корзины и данных Госкомстата России об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам (см. ст. 4 Закона).


        Пунктом 2 ст. 5 Закона от 24.10.97 установлено требование о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости до величины прожиточного минимума. Соотношение между указанными минимальными размерами и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год должно устанавливаться Законом о федеральном бюджете на следующий год.


        Как известно, 4 августа 1997 года был принят Указ Президента Российской Федерации № 822 “Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен”, предусматривающий провести с 1 января 1998 года деноминацию рубля и замену обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 руб. в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах. 18 сентября 1997 года издано постановление Правительства РФ № 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен”. Минтруду России и Минфину России с участием Пенсионного фонда РФ, а также других органов и организаций, осуществляющих назначение и выплату пенсий, поручено обеспечить их пересчет, исходя из нового масштаба цен. Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут персональную ответственность за пересчет размеров пенсий для каждого пенсионера до 1 декабря 1997 года с тем, чтобы выдача пенсий с 1 января 1998 года производилась в новых размерах (п. 5 постановления).


        Постановлением Минтруда России от 01.10.97 № 52 утвержден Порядок пересчета тарифных ставок, сдельных расценок, должностных окладов, гонораров, премий, других видов оплаты труда, пенсий, пособий и стипендий, выраженных в твердых (фиксированных) суммах, в связи с изменением с 1 января 1998 года нарицательной стоимости российских денежных знаков (см. “Российскую газету” от 31.10.97).


        Месячные размеры пенсий, выраженные в твердых (фиксированных) суммах, с 1 января 1998 года должны выражаться при пересчете в рублях и копейках. Если при этом образуются доли копейки, то они округляются: ниже полкопейки отбрасываются, а полкопейки и более округляются до целой копейки.


        Так, если  до 1 января 1998 года пенсия равнялась 298 745 руб. После пересчета она составит 298 руб. 75 коп. (см. п. 4 Порядка). Задолженность по пенсиям за прошлые периоды с 1 января 1998 года пересчитывается в соответствии с новым масштабам цен по соотношению 1000:1. При этом менее полкопейки отбрасываются, а полкопейки и более округляются до целой копейки (см. п. 9 Порядка).


5. Новые правила исчисления и увеличения пенсии


        Законом РФ от 21.07.97 “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” с 1 февраля 1998 года устанавливаются новые правила исчисления пенсий и их периодического увеличения в связи с ростом заработной платы в стране. Эти правила касаются пенсий, исчисляемых по нормам Закона от 20 ноября 1990 года. Они закреплены в новой редакции ст. 7 указанного Закона.


        Вместе с тем следует отметить, что некоторые нормы нового Закона сформулированы нечетко, что дает основание для их различного толкования. Поэтому мы излагаем расчет только пенсии по старости, который не вызывает разногласий у специалистов.


        Исчисление впервые назначаемых и увеличение ранее назначенных трудовых пенсий должно производиться начиная с 1 февраля 1998 года с применением индивидуального коэффициента пенсионера (далее по тексту  -  ИК), который определяется по каждому пенсионному делу, если вновь назначаемая или ранее назначенная пенсия была исчислена (либо впоследствии пересчитана) из фактического среднемесячного заработка. Новые правила заменяют действующие ныне способы “осовременивания” пенсий и заработка путем их индексации. К пенсиям, исчисленным с применением ИК, компенсационная выплата, предусмотренная законодательством, не начисляется (см. ч. 7 ст. 1 Закона от 21.07.97).


        В двух случаях ИК применяться не будет:


        1) если лицо, обращающееся за пенсией или ее получающее, выполняет оплачиваемую работу (п. “а” ст. 7 Закона от 20 ноября 1990 года);


        2) если размер пенсии неработающего пенсионера, исчисленный с применением ИК, не достигает размера пенсии, подсчитанного по ныне действующим правилам, которые будут сохранены после 1 февраля 1998 года.


        ИК показывает, какую долю средней заработной платы в стране составляла или могла составить пенсия каждого конкретного лица, исчисленная по нормам Закона от 20 ноября 1990 года (включая ст. 7), но без ее ограничения установленным этим Законом максимальным размером.


        Исходя из новых правил, ИК может быть рассчитан по формуле: ИК = РП ґ СЗП/СЗС, где РП  -  размер полагающейся данному лицу пенсии, выраженный в процентах, СЗП  -  среднемесячный фактический заработок, принятый для исчисления пенсии, СЗС  -  среднемесячная заработная плата в стране за тот же период, за который учтен заработок пенсионера.


        пример 1: женщине, проработавшей 21 год, пенсия по старости полагается в размере 56 % ее фактического среднемесячного заработка (ст. 16 Закона от 20 ноября 1990 года). Для подсчета пенсии был взят среднемесячный заработок за 12 месяцев, составлявший 61 руб. Среднемесячная заработная плата в стране за этот период равнялась 122 руб. При этих данных ИК = 56 % ґ 61/122 = 56% ґ 1/2 = 28 % или 0,28.


        При исчислении пенсии с применением ИК не прекращают действовать нормы Закона от 20 ноября 1990 года о надбавках к пенсии и о ее повышении. Следовательно, к пенсии, определенной по новым нормам, начисляются все полагающиеся пенсионеру надбавки (на нетрудоспособных иждивенцев, на уход за пенсионером и другие). Размер пенсии может быть также увеличен при наличии оснований для ее повышения, установленных ст. 110 Закона от 20 ноября 1990 года (Героям Советского Союза, Российской Федерации и Социалистического Труда, некоторым другим награжденным, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, которые не менее 6 месяцев работали или проходили военную службу в годы этой войны, и некоторым другим категориям, перечисленным в названной статье Закона).


        С тем, чтобы соотношение между индивидуальной пенсией и средней заработной платой в стране не ухудшалось, Закон предусматривает постоянное увеличение пенсий путем применения ИК к текущей заработной плате в стране, определяемой ежеквартально. Такое увеличение должно проводиться в сроки, установленные п. “в” ст. 7 Закона от 20 ноября 1990 года: с 1 февраля, с 1 мая, с 1 августа и с 1 ноября каждого года. Соответственно (но с месячным разрывом) определяется среднемесячная заработная плата в стране за предшествующие 3 месяца, а именно с 1 октября по 31 декабря предшествующего года, с 1 января по 31 марта, с 1 апреля по 30 июня, с 1 июля по 30 сентября текущего года. Сведения об этой заработной плате должны представляться Госкомстатом России и утверждаться Правительством РФ не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября каждого года.


        Пенсии, исчисленные без применения ИК, увеличиваются в указанные выше сроки путем их индексации в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране (ч. 4 ст. 7 Закона от 20 ноября 1990 года).


        Размер пенсии, исчисленный по новым правилам, не может во всех случаях быть менее соответствующего минимального размера пенсии, установленного Законом (п. “г” ст. 7 Закона от 20 ноября 1990 года). Минимальный размер пенсии по старости и, соответственно, минимальные размеры других видов пенсий должны повышаться в указанные выше сроки; при этом новый минимум определяется путем умножения действующего минимума на индекс среднемесячной заработной платы в стране за соответствующий квартал (п. “е” ст. 7). Следовательно, в такой же пропорции и в те же сроки будут пересматриваться социальные пенсии, иные пенсии, устанавливаемые в твердых размерах, надбавки к пенсии и ее повышение, определяемые минимальным размером пенсии, а также максимальные размеры пенсий, исчисленных без применения ИК (в том числе и работающим пенсионерам).


        Закон устанавливает ограничения при исчислении индивидуального коэффициента пенсионера. Они касаются учитываемого трудового стажа, максимальной величины учитываемого среднего заработка и размера пенсии инвалидов от общего заболевания.


        Размер полагающейся пенсии в процентах зависит, как известно, от продолжительности трудового стажа. Для подсчета ИК трудовой стаж исчисляется по иным правилам, чем для установления права на пенсию. Во-первых, этот стаж берется только в календарном порядке  -  год за год, месяц за месяц и т.д. В частности, не применяются нормы ст. 94 Закона от 20 ноября 1990 года, предусматривающие исчисление некоторых периодов работы или службы в льготном порядке: в полуторном размере (например, в районах Крайнего Севера), в двойном (например, в лепрозориях), в тройном (например, в период Ленинградской блокады).


        Во-вторых, не принимается во внимание длительный трудовой стаж на работах с особыми условиями труда и в особых климатических условиях. Так, согласно ч. 2 ст. 16 Закона от 20 ноября 1990 года при назначении пенсии в соответствии со ст. 12 этого Закона (лицам, трудившимся на подземных работах, на работах с вредными и иными особыми условиями) либо в соответствии со ст. 14 (в связи с работой на Крайнем Севере) размер пенсии по старости увеличивается на 1 % заработка за каждый полный год специального трудового стажа, превышающий требуемый для назначения пенсии. Для целей исчисления ИК размер пенсии в процентах (РП) за длительный специальный стаж не увеличивается.


        Существенные ограничения установлены в отношении периодов, включаемых в трудовой стаж. При определении ИК учитывается: любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, а также иная работа, на которой работник подлежал социальному страхованию, и некоторая другая работа (служба), перечисленная в ст. 89 Закона от 20 ноября 1990 года;


        военная и приравненная к ней служба, перечисленная в ст. 90 указанного Закона;


        временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы (п. “а” ст. 92);


        инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания (п. “а” ст. 92);


        пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела (п. “е” ст. 92);


        периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (п. “ж” ст. 92).


        Однако во внимание не принимается (т.е. из трудового стажа исключается):


        обучение в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, а также другие формы подготовки к профессиональной деятельности, перечисленные в ст. 91 Закона от 20 ноября 1990 г.;


        пребывание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в местностях, где они не могли трудиться по специальности, а также проживание за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций (п. “г” и “д” ст. 92);


        уход за членами семьи  -  инвалидами I группы, детьми-инвалидами, престарелыми, уход неработающих матерей за детьми, не достигшими 3-летнего возраста (п. “б” и “в” ст. 92);


        пребывание на оккупированной территории во время Великой Отечественной войны и в г. Ленинграде в период его блокады (ст. 95 Закона от 20 ноября 1990 года).


        Пример 2: женщина получает полную пенсию по старости на общих основаниях при наличии 20_летнего общего трудового стража, который состоит из 10 лет работы на заводе, 5 лет учебы в вузе, 3 лет ухода за ребенком раннего возраста и 2 лет проживания с мужем-офицером в отдаленном гарнизоне. Размер ее пенсии в процентном выражении согласно ч. 1 ст.16 Закона от 20 ноября 1990 года составляет 55 % среднего заработка. Однако поскольку при определении ИК во внимание может быть принята только половина указанного стажа (работа на заводе), то и размер пенсии составит 27,5 % (55 % : 2). В данном случае пенсионерка может воспользоваться правом выбора исчисления пенсии по старым либо по новым правилам.


        ИК определяется, как отмечалось ранее, с учетом величины среднемесячного заработка, принятого для исчисления пенсии. Однако Закон устанавливает предельное учитываемое соотношение этого заработка со среднемесячной заработной платой в стране за тот же период. Независимо от основания назначения пенсии их соотношение не может превышать 1,2 (п. “а” ст. 7 Закона от 20 ноября 1990 года). Иначе говоря, предельно учитываемый заработок пенсионера не может быть выше среднего заработка в стране более чем на 20 %. Однако указанное правило с 1 февраля 1998 года применяться не будет. С этой даты установлено более низкое соотношение названных величин  -  0,7, т.е. во внимание может быть принят индивидуальный среднемесячный заработок в пределах 70 % среднемесячной заработной платы в стране (ст. 4 Закона от 21.07.97).


        Пример 3: пенсия была исчислена из среднемесячного заработка за 2 года, равного 300 руб., при среднемесячной заработной плате в стране за те же годы 230 руб. Следовательно, во внимание может быть принято лишь 70 % от 230 руб. При размере пенсии, равном, допустим, 60 %, ИК в этом примере составит 60 % ґ 0,7 = 42 %. Предположим, что средняя месячная заработная плата в стране за последний квартал 1997 года составляет 1 млн руб., тогда при применении ИК, равного 42 %, денежный размер пенсии с 1 февраля 1998 года будет равен 420 тыс. руб. (что в новом масштабе цен составит 420 руб.)


        Размер предельного учитываемого заработка на последующие периоды должен устанавливаться федеральным законом, проект которого будет рассматриваться одновременно с проектом федерального закона о бюджете Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год (ст. 4 Закона от 21.07.97), т.е. в зависимости от финансовых возможностей Пенсионного фонда РФ и не чаще одного раза в год.


        Предусмотрено (п. “б” ст. 7 Закона), что при применении ИК размер полной пенсии по инвалидности от общего заболевания не может быть выше полной пенсии по старости при трудовом стаже равной или большей продолжительности.


        Еще одно правило: при получении пенсионером двух пенсий одновременно их общая сумма после увеличения по новым правилам не может быть выше 1,2 среднемесячной заработной платы в стране.