Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Комментарий к Изменениям и дополнениям № 1 инструкции Госналогслужбы России от 22.07.96 № 43 “О порядке исчисления и уплаты акцизов”*

       

Комментарий
к Изменениям и дополнениям № 1 инструкции
Госналогслужбы России от 22.07.96 № 43
“О порядке исчисления и уплаты акцизов”*


        * См. текст Изменений и дополнений № 1 на с. 152 данного издания.


Е.Н. Шереметьева,
советник налоговой службы I ранга,
С.И. Степанова,
советник налоговой службы I ранга


        Необходимость в разработке Изменений и дополнений № 1 инструкции Госналогслужбы России от 22.07.96 № 43 “О порядке исчисления и уплаты акцизов”, утвержденных 12 мая 1997 года, возникла после принятия Федерального закона от 10.01.97 № 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”", а также уточнения ряда положений инструкции.


        Указанные Изменения и дополнения № 1 зарегистрированы в Минюсте России 6 июня 1997 года (регистрационный номер 1322). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 они вступили в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (опубликованы в газете “Российские вести” за 3 июля 1997 года № 120).


        В практической работе следует обратить особое внимание на то, что акцизами не облагаются коньячный спирт и спирт-сырец, на которые нормативно-техническая документация утверждена на федеральном уровне, так как Федеральным законом от 22.11.95 № 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции” (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 10.01.97 № 15-ФЗ) предусмотрено, что установление государственных стандартов и технических условий в области производства и оборота этилового спирта относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.


        При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.06.93 № 5154-1 “О стандартизации” государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления Российской Федерации, осуществляет Госстандарт России, который формирует и реализует государственную политику в области стандартизации.


        Кроме того, выпускаемые этиловый спирт из пищевого сырья, алкогольная и алкогольсодержащая пищевая продукция должны пройти регистрацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 № 874.


        Федеральным законом от 10.01.97 № 12-ФЗ определено, что подакцизными товарами являются также спиртосодержащие растворы по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.


        Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.97 № 559 “О спиртосодержащих растворах, облагаемых акцизами” установлено, что к спиртосодержащим растворам, облагаемым акцизами, относятся все растворы спирта этилового, вырабатываемые в организациях из всех видов сырья, за исключением растворов с денатурирующими добавками. Таким образом, согласно данному постановлению акцизами облагаются лекарственные средства, парфюмерная продукция и хозяйственные средства, содержащие этиловый спирт и не имеющие денатурирующих добавок. Заключение о наличии денатурирующих добавок в спиртосодержащих растворах должно быть получено предприятиями-производителями в соответствующем федеральном органе  -  Госалкогольмонополии или Минсельхозпроде России.


        Согласно разъяснениям Минюста России акцизы относятся к налоговым платежам, и их установление и изменение затрагивают права, обязанности человека и гражданина; поэтому в соответствии с п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 13.05.96 № 763 данный правовой акт вступил в силу по истечении семи дней после первого официального опубликования (опубликовано в “Российской газете” 15 мая 1997 года).


        При применении конкретных размеров ставок на подакцизные товары следует обратить внимание на то, что в приложении № 1 к инструкции даны определения понятий натуральных и специальных вин, а также слабоалкогольных напитков.


        В инструкции значительному изменению подверглось применение льготы по экспортированным подакцизным товарам (раздел IV “Льготы по налогу”).


        В частности, определен порядок представления документов, подтверждающих экспорт товаров, когда он осуществляется по договору комиссии.


        Взамен товаросопроводительных документов, подтверждающих поступление товаров в страну назначения, организации, производящие и реализующие подакцизные товары собственного производства, должны представлять в налоговые органы для освобождения от уплаты акцизов любые из перечисленных документов: копии транспортных, или товаросопроводительных, или таможенных документов, или иных документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером, с отметками пограничных таможенных органов государств-участников СНГ, а также таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ.


        Кроме того, налогоплательщику дается 90 дней начиная с даты оформления грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта региональной таможней для подтверждения факта экспорта, а до представления этих документов налогоплательщики не отражают указанные операции в своих налоговых декларациях.


        При осуществлении экспортных операций следует иметь в виду, что в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.02.97 № 3620/96 при поставке товаров по внешнеторговому контракту на условиях “франко-перевозчик” налогоплательщик не имеет права на применение данной льготы.


        Одновременно обращаем внимание на то, что при вывозе экспортируемых товаров с таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом перевозчик обязан иметь международную лицензию в соответствии с Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.97 № 322.


        Для упрощения определения облагаемого оборота по ювелирным изделиям, изготовляемым по индивидуальным заказам населения (на давальческих началах) из ювелирных изделий, бывших в употреблении, или лома таких изделий в Изменениях и дополнениях № 1 дан порядок исчисления цен, исходя из которых должен определяться облагаемый акцизами оборот на такие ювелирные изделия.


        В указанном документе уточнено также, что объектом налогообложения по подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки для организаций, производящих подакцизные товары из давальческого сырья, является объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении.


        Обращаем внимание на то, что инструкцией Госналогслужбы России № 43 предусмотрено уменьшение суммы акциза, подлежащей уплате по готовой подакцизной продукции, на сумму акциза, уплаченную по сырью, которое производится только в случае, если в первичных учетных документах, в расчетных документах, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, а также в регистрах бухгалтерского учета сумма акциза указана отдельной строкой. При этом по алкогольной продукции дополнительно требуется представление организациями-поставщиками спирта и алкогольной продукции копий лицензий на право занятия соответствующим видом деятельности.


        В Изменениях и дополнениях № 1 дается также дополнительное разъяснение, при каких конкретно условиях сумма акциза, подлежащая уплате по винам и напиткам виноградным и плодовым, уменьшается на сумму акциза, уплаченную на территории Российской Федерации по спирту этиловому.


        В связи с введением декадных сроков уплаты акцизов исходя из фактических оборотов по реализации алкогольной продукции взамен ежедневных и установлением твердых (специфических) ставок акцизов в инструкцию внесено изменение, предусматривающее порядок определения сумм акциза, подлежащих внесению в бюджет по товарам, по которым сумма акциза уплачивается в бюджет подекадно.


        В указанном нормативном акте дано разъяснение, в каких случаях сумма акциза подлежит зачету в счет предстоящих платежей по акцизам. Это производится тогда, когда организация в данном отчетном периоде не оплатила стоимость подакцизных товаров (сырья), использованных (списанных) для производства готовых подакцизных товаров, а перечислила в бюджет сумму акциза по готовым подакцизным товарам без ее уменьшения на сумму акциза по сырью. После оплаты в последующем отчетном периоде этой организацией сырья, списанного в данном отчетном периоде на себестоимость, эта сумма засчитывается в счет предстоящих платежей по акцизам.


        Одновременно следует иметь в виду, что положение о том, что возникающая при производстве подакцизных товаров отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными на территории Российской Федерации по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья (включая давальческое) для производства других подакцизных товаров, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам к зачету в счет предстоящих платежей или возмещению из бюджета не подлежит и касается отрицательной разницы, возникшей по конкретным подакцизным товарам, при производстве которых был израсходован в качестве сырья другой подакцизный товар. Данная отрицательная разница не может быть погашена за счет подакцизных товаров другого вида.


        Обращаем особое внимание на то, что в данном нормативном акте подтверждено, что при проведении взаимных зачетов с участием подакцизных товаров датой совершения оборота является день их передачи (отгрузки).


        В практической работе следует иметь в виду, что поскольку с введением Федерального закона от 10.01.97 № 12-ФЗ плательщиками акцизов стали индивидуальные предприниматели (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 22.11.95 № 171-ФЗ), они обязаны исчислять и уплачивать акцизы в соответствии с законодательными и нормативными актами по акцизам, а также представлять налоговый расчет (декларацию) по форме, приведенной в приложении № 3 к Изменениям и дополнениям № 1.


        Кроме того, декларацию обязаны также представлять те налогоплательщики, у которых при исчислении акциза получается нулевая либо отрицательная разница.


        При этом в связи с установлением твердых (специфических) ставок акцизов по отдельным подакцизным товарам уточнена форма налогового расчета по акцизам (декларация).