Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности платежей за пользование водными ресурсами

      

Особенности платежей за пользование водными ресурсами


Л.Н. Сенокосов,
советник налоговой службы I ранга
В.В. Петрунин,
советник налоговой службы II ранга


        От эффективности функционирования системы платежей за водопользование в значительной степени зависит обеспечение оптимальных условий водопользования, поддержание качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, предотвращение или ликвидация вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем.


        Учитывая многообразие и специфичность платежей, связанных с использованием водных ресурсов, у налогоплательщиков возникает много вопросов по применению отдельных нормативных актов, обеспечивающих функционирование системы указанных платежей.


        Так, в настоящее время в Российской Федерации взимаются следующие виды платежей:


         -  платежи за пользование недрами по подземным водам;


         -  отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам;


         -  плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;


         -  плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водные объекты.


Платежи за пользование недрами по подземным водам


        Указанные платежи регулируются следующими нормативными актами:


         -  Федеральным законом от 03.03.95 № 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О недрах”";


         -  постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.92 № 828 “Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна”;


         -  инструкцией Минфина России от 04.02.93 № 8, Госналогслужбы России от 30.01.93 № 17 и Госгортехнадзора России от 04.02.93 № 01-17/41 “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами”.


        Порядок и условия взимания платежей в бюджет в настоящее время уточняются в соответствии с изменениями и дополнениями Закона Российской Федерации "О недрах".


        Плательщиками платежей за недра по подземной воде являются все юридические лица независимо от форм собственности, которые пользуются недрами на территории Российской Федерации.


        Порядок и условия взимания платежей устанавливаются в лицензиях на пользование недрами. Постановлением Правительства Российской Федерации № 828 введены предельные уровни регулярных платежей за право на добычу подземных пресных вод в размере 2 - 8 % от стоимости добытого сырья, а также предоставлено право субъектам Российской Федерации определять размеры указанных платежей по минеральным водам.


        Это постановление предусматривает, что до установления по каждому эксплуатируемому месторождению конкретных размеров регулярных платежей за пользование недрами действуют временные минимальные ставки платежей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.92 № 478, которые по воде введены не были.


        Такой порядок позволяет предприятиям, ведущим безлицензионное пользование недрами, не уплачивать в бюджет соответствующие суммы налогов, что в условиях длительного (до нескольких лет) периода оформления лицензии, на наш взгляд, является неоправданным.


        Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О недрах”" предусмотрено взимание платежей от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, а до введения в действие указанного закона  -  от стоимости добытых с учетом погашаемых в недрах запасов, то есть всех потерь, нормативы которых должны отражаться в планах развития горных работ, а также в проектной документации. Эти возникающие при добыче потери технологически связаны с системой разработки месторождения согласно утвержденному техническому проекту.


        Налогооблагаемая база при расчете платы за добычу подземных вод определяется исходя из количества добытых в отчетном периоде подземных вод с учетом сверхнормативных потерь при добыче и цены реализации, рассчитываемой по стоимости отгруженной (отпущенной потребителям) за отчетный период воды на единицу продукции.


        В связи с тем, что система нормирования потерь при добыче подземных вод не отработана, некоторые водопользователи скрывают фактические объемы потерь с целью сокращения объемов вносимых платежей.


        По данным Госкомстата России потери воды по предприятиям и организациям жилищно-коммунального хозяйства составляют в среднем по России 15-20 %, в отдельных городах этот показатель достигает 30 %, хотя следует отметить, что за рубежом такие потери не превышают 12 %.


        На предприятиях, где отсутствуют водоизмерительные приборы, позволяющие определять объемы забора воды, рекомендуется по согласованию с налоговыми органами и территориальными государственными органами управления использования и охраны водного фонда временно, до установки водомерных устройств, определять объем добычи (извлечения) подземной воды на основании учета времени работы технологического оборудования, объемов выпускаемой продукции и норм водопотребления по характеристикам работающих насосов, или по суммарному расходу электроэнергии, или другими косвенными методами.


        Согласно ст. 42 этого Закона распределение платежей за добычу подземных вод устанавливается Водным кодексом Российской Федерации.


        До его введения действовало следующее распределение платежей: бюджет района  -  50 %, бюджет субъекта Российской Федерации  -  25 %, федеральный бюджет  -  25 %.


        При добыче подземных вод на территории автономного округа, входящего в состав края или области, платежи за добычу поступают в бюджет края или области за счет половины суммы платежей, поступающих в федеральный бюджет.


        В связи с введением нового распределения данных платежей целесообразно рассмотреть более подробно соответствующие правовые основания его установления.


        Ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что финансовые отношения, включая налоговые, а также иные административные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством Российской Федерации в соответствии с общими положениями финансового и административного законодательства Российской Федерации.


        Федеральными законами “О федеральном бюджете на 1996 год” и “О федеральном бюджете на 1997 год” предусмотрено, что поступления от платежей за пользование природными ресурсами зачисляются в бюджеты разных уровней по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации.


        В связи с этим при направлении указанных платежей в бюджеты разного уровня следует руководствоваться ст. 124 Водного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что плата за пользование водными объектами (водный налог) поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляется использование водных объектов, и распределяется в следующем соотношении: федеральный бюджет  -  40 %; бюджет субъекта Российской Федерации  -  60 %.


        Данный порядок применяется со дня опубликования Водного кодекса Российской Федерации (“Российская газета” от 23.11.95 № 227).


        Действующим налоговым законодательством иное распределение платежей за право на добычу подземных пресных вод не предусмотрено.


        При этом зачисление платежей производится в бюджет того субъекта, на территории которого производится пользование недрами, а не по месту нахождения (регистрации) плательщика.


        Следует также иметь в виду, что по заключению Министерства природных ресурсов (МПР России) подземные воды не относятся к общераспространенным полезным ископаемым, платежи по которым зачисляются в местный бюджет, а являются самостоятельным видом минеральных ресурсов.


Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам


        Порядок взимания указанных отчислений регулируется следующими нормативными актами:


         -  Федеральным законом от 03.03.95 № 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О недрах”";


         -  Федеральным законом от 30.12.95 № 224-ФЗ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы”;


         -  постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.96 № 597 “О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений”;


         -  инструкцией Госналогслужбы России от 30.09.94 № 28 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы”.


        В настоящее время эта инструкция переработана в связи с принятием Закона “О недрах” в новой редакции и Закона “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы”. При этом учтены поступившие предложения от заинтересованных министерств, ведомств, региональных налоговых инспекций.


        В соответствии с указанным выше Федеральным законом “О недрах” размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определялись как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых.


        В связи с принятием Федерального закона “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” размеры отчислений начиная с 1996 года определяются исходя из стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, и установленных настоящим законом ставок отчислений.


        При определении первого товарного продукта в расчете данных отчислений следует исходить из следующего.


        Технологией добычи полезных ископаемых, в том числе подземных вод, предусмотрено обеспечение достижения требуемого качества минерального сырья, то есть приведения добываемых полезных ископаемых в соответствие со стандартами, техническими условиями на продукцию предприятия.


        Поэтому первым товарным продуктом является вода, прошедшая такую первичную подработку, либо добытая вода без первичной подработки, соответствующая по качеству требованиям технологии добычи.


        Налогооблагаемой базой при определении указанных отчислений является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых подземных вод по ценам, рассчитываемым исходя из поступившей на расчетный счет за отчетный период выручки от реализации продукции и ее количества. По этим же ценам в налогооблагаемую базу включается вода, использованная на производственно-технические нужды.


        В соответствии с п. 8 инструкции Госналогслужбы России № 28 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” для предприятий, осуществляющих реализацию воды по ценам не выше себестоимости, облагаемый оборот определяется исходя из рыночных цен на аналогичную продукцию, сложившихся в данном регионе на дату совершения оборота, но не ниже фактической себестоимости.


        Однако по ряду предприятий (например, по предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства), добывающих подземные пресные воды, при реализации их населению региональными органами государственной власти устанавливаются тарифы, которые значительно ниже себестоимости добываемых подземных вод, и в целях компенсации выпадающих доходов предусматривается соответствующая дотация из бюджета на покрытие убытков от реализации.


        В данном случае считаем нецелесообразным производить начисление налогов на суммы дотаций. Таким образом, при расчете налогооблагаемой базы указанные суммы дотаций следует исключать.


        Порядок распределения отчислений между бюджетами разного уровня следующий.


        В соответствии с Законом “О недрах” часть отчислений поступает в федеральный бюджет, часть  -  в бюджет субъекта, из которых часть оставляется предприятию для самостоятельного финансирования геолого-разведочных работ.


        В соответствии с указанным выше постановлением Правительства России эти части определяются МПР России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минэкономики России.


        Тем же постановлением предусмотрено, что пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений при разработке этих месторождений. Решение об освобождении принимается МПР России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.


        МПР России направляет в Госналогслужбу России согласованные по каждому предприятию-плательщику данные по объемам отчислений, перечисляемых им в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и оставляемых с согласия органа исполнительной власти этому предприятию для самостоятельного финансирования геолого-разведочных работ. Эти данные доводятся до региональных налоговых инспекций, в которых состоят на учете соответствующие налогоплательщики.


        Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в 1997 году распределяются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26.02.97 № 29-ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год”, которым установлено, что указанные отчисления направляются в федеральный бюджет за исключением отчислений, оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий для самостоятельного финансирования геолого-разведочных работ, а также части отчислений, оставляемых в распоряжении субъектов Российской Федерации для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр.


        Предприятия, у которых не предусмотрено направление отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам в бюджет субъекта России и для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ, все отчисления должны направлять в федеральный бюджет.


        Ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы установлены Федеральным законом “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” по подземным водам в размере 5 % и применяются при расчетах отчислений начиная с 1996 года. До этого периода действовало постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25.02.93 № 4546-I “Об утверждении Положения о Государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации” в части установления ставки отчислений в размере 5 % по другим полезным ископаемым (за исключением подземных вод), а в примечании указывалось на то, что ставки отчислений по подземным водам устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, который не был принят.


Плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем


        Взимание указанной платы регулируется следующими нормативными актами:


         -  Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы Российской Федерации” от 27.12.91 № 2118-1, ст. 20;


         -  Федеральным законом Российской Федерации “О федеральном бюджете на 1997 год”, рекомендовавшим соответствующим органам государственной власти субъектов Российской Федерации применять с 1 января 1997 года действовавшие по состоянию на 31 декабря 1996 года тарифы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственным систем, с коэффициентом 1,2;


         -  постановлением Совета Министров РСФСР от 29.12.90 № 623 “О переходе на новую систему оптовых цен и тарифов в РСФСР”;


         -  письмом Минфина РСФСР от 27.05.91 № 16/111 “Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду”;


         -  прейскурантом № 03-03 “Тарифы на воду, забираемую из водохозяйственных систем (поверхностные и подземные источники)”, утвержденным постановлением Госкомцен СССР от 14.10.88 № 551.


        Отнесение предприятия в соответствии с классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) к отрасли “Промышленность” является критерием определения плательщиков.


        Многоотраслевые предприятия, которые в соответствии с классификатором отраслей народного хозяйства наряду с другими видами деятельности отнесены к отрасли “Промышленность”, производят исчисление и взнос в бюджет платы за воду в порядке, установленном указанным выше письмом Минфина РСФСР. По данным предприятиям при наличии раздельного учета использования забираемой из водохозяйственных систем воды для промышленной и иных видов деятельности расчет платы производится за объем воды, использованной для промышленной деятельности, а при его отсутствии  -  за весь объем забираемой воды.


        В соответствии с п. 2 письма Минфина РСФСР от 27.05.91 № 16/111 плательщики вносят плату за воду, забираемую для собственных нужд, независимо от того, поступает вода непосредственно из водохозяйственных систем, от других промышленных предприятий или от предприятий коммунального хозяйства.


        При использовании воды промышленными предприятиями наряду с производственными целями на нужды объектов социально-культурного назначения, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, подсобного сельского и рыбоводного хозяйств или других вспомогательных служб плата в бюджет вносится за всю забранную воду, если эти службы забирают воду из системы водоснабжения промышленного предприятия, на балансе которого они находятся.


        Если они забирают не из своей системы водоснабжения, то есть из системы других предприятий, уже внесших плату, то в соответствии с п. 4 указанного письма такие предприятия налог не платят.
             Если они забирают не из своей системы водоснабжения, то есть из системы других предприятий, уже внесших плату, то в соответствии с п. 4 указанного письма такие предприятия налог не платят.


        Определение системы водоснабжения промышленного предприятия в юридическом отношении в официальных нормативных правовых документах не закреплено.


        Обычно под такими системами понимается комплекс инженерных сооружений, обеспечивающий водой из природных источников водоснабжения (поверхностных водоемов, подземных горизонтов, в том числе с использованием артезианских скважин) технологические потребности в воде промышленных предприятий и хозяйственно-бытовые нужды занятого на производстве персонала. Как правило, подобные системы водоснабжения находятся на балансе (в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении) промышленного предприятия.


        Вместе с тем указанные системы водоснабжения могут использоваться для подачи воды (полностью или частично) населению прилегающих к промышленному предприятию рабочих поселков.


        В целях рационального использования забираемой промышленными предприятиями воды определяются месячные лимиты забора воды, которые исчисляются предприятиями-водопользователями в пределах годового лимита, установленного органами по регулированию использования вод, с учетом проектных материалов и производственных планов, и не позднее 20 февраля представляются налоговым органам и органам по регулированию использования вод. В течение года промышленные предприятия-водопользователи могут корректировать месячные лимиты забора воды в пределах годового лимита. При этом корректировка возможна лишь на предстоящие месяцы до момента их наступления во избежание изменения лимитов под фактический забор воды.


        По промышленным предприятиям, передающим воду другим промышленным предприятиям, из лимита забора воды, установленного в разрешениях на специальное водопользование, отдельной строкой выделяется лимит забора воды на собственные нужды, с учетом которого производится взимание платы за воду по этому предприятию.


        В соответствии с постановлением Правительства России от 01.07.95 № 661“О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные с использованием природного сырья, в части затрат на рекультивацию земель, платы за древесину, отпускаемую на корню, а также платы за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем.


        Прежним постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552 в себестоимость продукции (работ, услуг) включались затраты в части платы за воду в пределах установленных лимитов, а расходы по оплате за сверхлимитный забор возмещались за счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий.


        Согласно письму Минфина России № 16/111 предприятие определяет количество забранной воды по формам первичной документации по использованию воды (данных журнала первичного учета забора воды на основании показаний водоизмерительных приборов).


        Действие прейскуранта 03-03 “Тарифы на воду, забираемую из водохозяйственных систем” распространяется на промышленные предприятия, забирающие воду для хозяйственно-бытовых, питьевых нужд, а также производственных, объем забора которой отражается в форме отчетности 2-ТП (водхоз).


        Нередко на практике возникают вопросы о правомочности налоговых инспекций по доначислению платы за воду из-за несоответствия отчетных данных по форме 2-ТП (водхоз) с данными по форме № 2-ТП. Для этого следует выяснить причину расхождения данных первичного учета и данных формы № 2_ТП, так как расхождений быть не должно. В случае ошибки в первичном учете необходимо произвести доначисление платы за воду.


        В соответствии с п. 4 указанного выше письма Минфина России не вносится в бюджет плата за подземные лечебные минеральные и теплоэнергетические воды. По заключению МПР России к теплоэнергетическим относятся природные термальные воды (в основном это воды, добываемые из источников, расположенных на территории Камчатской области).


        Кроме того, в соответствии с этим же пунктом не вносится также в бюджет плата за подземные промышленные воды, используемые в качестве сырья для извлечения содержащихся в них полезных компонентов.


        Это положение не распространяется, в частности, на дрожжевые заводы, использующие воду в качестве одного из основных видов сырья в технологическом процессе выращивания хлебопекарных дрожжей, но не извлекающие по самостоятельной технологии макро- и микроэлементы, содержащиеся в добываемой воде.


        При безвозвратном водопотреблении размер платы определяется исходя из средневзвешенного тарифа платы за воду из водохозяйственных систем (поверхностных и подземных источников) с применением повышающего коэффициента 1,25. К безвоз-вратному водопотреблению относятся потери воды, забранной из водного объекта при ее транспортировке от водозабора до предприятия, и потери сбрасываемых сточных вод при их транспортировке от предприятия до водного объекта.


        К безвозвратному водопотреблению не относится тот объем воды, который используется на производство продукции, в том числе тепловой энергии, и теряется на испарение, а также не относится тот объем сточных вод, который передается другому предприятию. Указанные потери воды и сточных вод считаются нормативными.


        Рассмотрим несколько общих вопросов, касающихся применения льгот, понижающего коэффициента и др., возникающих при расчете и уплате платежей за пользование водными ресурсами.


О льготах


        В соответствии со ст. 40 Закона “О недрах” от платежей за пользование недрами освобождаются собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд.


        По нашему мнению, под использованием воды на собственные нужды понимается использование воды или продукции (работ, услуг), созданных на ее базе, без реализации на сторону.


        Использование воды на производственные цели не относится к “собственным нуждам”, и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы взимаются по ставке 5 %, установленной Федеральным законом от 30.12.95 № 224-ФЗ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы”.


        Необходимым условием предоставления этой льготы является также наличие у предприятия акта (свидетельства) на право собственности (владения) земельным участком.


        Основанием для освобождения пользователей недр от уплаты отчислений является свидетельство на право собственности, владения земельным участком, выданное в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 № 1767 “О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России” или договор аренды земельного участка, заключенный между пользователем недр и собственником земельного участка.


        В соответствии со ст. 1 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, ст. 40 Закона “О недрах” органы представительной власти субъектов РФ могут устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в их бюджет, что дает возможность учитывать условия деятельности отдельных категорий предприятий.


О применении понижающего коэффициента


        П. 20 инструкции Госналогслужбы России № 17 “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами”, п. 10 инструкции Госналогслужбы России № 28 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” не распространяются при исчислении платежей за пользовании недрами на предприятия, добывающие воду и производящие ее дополнительную обработку: фильтрацию, обезжелезование, хлорирование и др., так как в этих случаях отсутствует реализация товарной продукции более высокой степени передела.


        В соответствии с инструкцией “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами” стоимость добытых других полезных ископаемых определяется исходя из сложившихся свободных цен реализации.


        Однако предприятия водопроводно-канализационного хозяйства и некоторые другие реализуют воду, получаемую из смешанных источников водоснабжения, в частности:


        1) не только добытую из подземных источников, но и забираемую из открытых источников;


        2) не только собственно добытую, но и покупную.


        В этом случае отсутствует как реализация продукции более высокой степени технологического передела добываемых подземных вод, так и цена реализации продукции, полученной только из добытых подземных вод.


        Цена же реализованной предприятием воды наряду с затратами по добыче подземных вод учитывает также, в первом случае, затраты, связанные с забором воды из поверхностных источников, и, во втором случае, затраты (стоимость) по покупной воде.


        Поэтому в подобных ситуациях считаем целесообразным расчет цены реализации добытых подземных вод, принимаемой при расчете платежей при пользовании недрами, производить исходя из фактической себестоимости добычи воды из подземных источников с добавлением затрат (по данным раздельного учета по подземным и поверхностным источникам) на транспортировку воды до резервуаров, накопительных емкостей перед подачей в сеть для потребителей; затрат на приведение добытых подземных вод в соответствии со стандартами, техническими условиями на продукцию предприятия; затрат на проведение аварийно-восстановительных работ, общеэксплуатационных и других затрат с учетом общей рентабельности по предприятию.


        При отсутствии раздельного учета сумма указанных затрат определяется исходя из доли добытых подземных вод в общем заборе воды.


О размерах пени


        В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” с 20 мая 1996 года снижен размер пени, взыскиваемой с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога, до 0,3 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа.


        Указанный размер пени применяется также при несвоевременной уплате платежей за добычу подземных вод и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.


О безлицензионном пользовании недрами


        Несмотря на то, что в соответствии со ст. 9 Закона “О недрах” права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами предприятиям, ведущим безлицензионную добычу воды, следует ускорить работу по получению лицензий, учитывая следующие обстоятельства.


        Ст. 49 указанного Закона установлено, что лица (в том числе предприятия) несут уголовную ответственность за самовольное пользование недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность согласно законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации.


        В соответствии со ст. 39 этого Закона пользование недрами является платным, а пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством.


        Согласно ст. 5 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” объектом налогообложения (при исчислении ресурсных платежей) является пользование природными ресурсами.


        Следовательно, предприятия, добывающие подземные воды, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы независимо от наличия у них лицензий.


        Что же касается вопросов участия налоговых органов в оформлении соответствующих лицензий, следует иметь в виду следующее.


        Ст. 6 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР” установлено, что главной задачей Государственной налоговой службы является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством России. Вопросы, связанные с лицензированием деятельности предприятий при пользовании недрами (в данном случае подземными водами), не входят в компетенцию налоговых органов.


        Вместе с тем в соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 14 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” по фактам добычи предприятиями подземных вод без наличия лицензии налоговые органы вправе возбуждать в установленном порядке ходатайства перед органами, выдающими лицензии на право пользования недрами, о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью.


        В соответствии со ст. 173 Гражданского кодекса России сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. В соответствии со ст. 167 (часть 2) Кодекса при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре  -  возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.


        В заключение остановимся на намечаемых изменениях нормативно-правовой базы, регулирующей действующую систему платежей за пользование водными ресурсами.


        16 ноября 1995 года был принят Водный кодекс Российской Федерации № 167-ФЗ, которым подтверждена необходимость платности пользования водными объектами и предусмотрено введение системы платежей, связанных с пользованием водными объектами, включающей плату за пользование водными объектами (водный налог) и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.


        Для его реализации Правительство Российской Федерации распоряжением от 27.01.96 № 85-р утвердило план подготовки проектов законодательных и других нормативных правовых актов и поручило МПР России разработать по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвердить в установленном порядке норматив-но-методические документы.


        Так, в настоящее время приняты постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.97 № 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", от 03.04.97 № 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии".


        Подготовлен для представления в Правительство Российской Федерации проект постановления “О порядке взимания платы, связанной с пользованием водными объектами”.


        По оценке МПР России сумма платы, связанной с пользованием водными объектами (водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов), может составить около 10 трлн рублей в расчете на год или значительную часть всех платежей при пользовании природными ресурсами. Это позволит решать вопросы финансирования мероприятий по поддержанию в соответствующем состоянии водных ресурсов, их восстановлению, охране и дальнейшему развитию.


        Кроме того, вопросы дальнейшего совершенствования системы платежей, связанных с водными ресурсами, нашли свое отражение в проекте Налогового кодекса Российской Федерации.