Н.П. Семенченко,
генеральный директор
аудиторской фирмы “СЕНКЭЛ”, к.э.н.
Участники хозяйственной деятельности в условиях нестабильного налогового режима испытывают определенные трудности в налоговом планировании и управлении финансовыми активами. Одним из решений проблемы могла бы стать регистрация предприятий в регионах льготного налогообложения, которые иногда называются “российскими офф-шорами”. Однако в чистом виде “офф-шора” в Российской Федерации не существует, так как для такой деятельности нет соответствующей правовой базы.
Начиная с 1991 года в России был принят ряд документов по вопросу благоприятного налогообложения:
1. Закон РСФСР от 04.07.91 “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, в котором предусмотрены налоговые льготы для предприятий с иностранными инвестициями.
2. Постановления ВС РСФСР от 14.07.90 и от 13.09.90 “О создании зон свободного предпринимательства”.
3. В Госдуме РФ прошел второе чтение Закон о свободных экономических зонах в РФ, который в целом одобрен и готовится к третьему чтению.
Данный Закон предусматривает возможность создания в России различных видов “свободно-экономических зон”, таких как зоны экспортного производства, таможенные зоны, технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в том числе банковские офф-шорные центры и т.д.
Однако следует иметь в виду, что в проекте Налогового кодекса РФ не нашла отражения возможность развития свободных экономических зон в России.
Из этого следует, что свободно-экономические зоны (“офф-шоры”) действовать в Российской Федерации в чистом виде пока не могут. Однако практика показывает, что на территории России имелись или имеются регионы льготного налогообложения (Ингушетия, Алтай, Калмыкия, Агинск). Регионы льготного налогообложения не следует отождествлять с понятием “свободные экономические зоны”, которые по своим экономическим аргументам по привлечению предприятий похожи (привлечение инвестиций в регион в виде налоговых льгот) и различаются степенью экономических и юридических обоснований налоговых льгот.
Предприятия, зарегистрированные в этих регионах, обязаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 660 зарегистрироваться в налоговом органе и платить налоги по месту нахождения, которое в отношении юридического лица определяется в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ местом его государственной регистрации, если в соответствии с Законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.
Порядок регистрации юридических лиц, в том числе определения места регистрации юридического лица, должен быть установлен в соответствии с п. 1 ст. 51 Закона о регистрации юридических лиц. Порядок регистрации юридических лиц определяется Законом РСФСР от 25.12.90 № 445-1 “О предприятиях и предпринимательской деятельности”.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона “О введении в действие части первой ГК РФ” местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов управления.
Вышеприведенные положения закреплены постановлением Президиума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8, п. 21.
Для осуществления расчетно-платежных операций предприятие может иметь расчетные, текущие и другие счета в любом самостоятельно выбранном банке согласно разъяснений, содержащихся в Указе Президента РФ от 23.05.94 № 1006.
Таким образом, юридические лица самостоятельно определяют как регион регистрации, так и банк, обслуживающий их деятельность.
Несмотря на то, что предприятия, зарегистрированные в регионах льготного налогообложения, функционируют на основе российского законодательства, они имеют свои особенности:
1. Предприятия зарегистрированы в регионе льготного налогообложения, а деятельность осуществляют в другом регионе.
2. Предприятия, ранее зарегистрированные в регионе, не могут быть перерегистрированы в системе льготного налогообложения, за исключением получивших на то особое разрешение правительства региона.
3. Предприятия, имеющие льготы по налогам, обязаны осуществлять инвестиционную деятельность в регионе.
4. Для предприятий предусматриваются льготы по налогам республиканского и местного бюджетов.
5. Предоставляемые льготы и благоприятный режим налогообложения гарантируется правительством региона.
Предприятия, зарегистрированные в регионе льготного налогообложения:
1) уплачивают:
а) налоги в федеральный бюджет по нормативам, предусмотренным Законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
б) налоги и платежи, имеющие целевое назначение;
2) имеют льготу в форме освобождения от уплаты налогов в части направляемых в региональный и местный бюджеты;
3) освобождаются от налогов:
а) на прибыль предприятий и организаций в части, направляемой в бюджет региона;
б) с доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса;
в) с доходов видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео и аудиокассет и записей на них;
г) на имущество;
д) на пользователей автодорог от объема производства продукции, выполненных работ и оказанных услуг для предприятий и организаций;
е) на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы;
ж) транспортного налога;
з) на нужды образования;
и) единого налога с МП;
к) на рекламу;
4) освобождаются от целевых сборов на содержание милиции и благоустройство территорий и других региональных и местных налогов и сборов.
Заинтересованность предприятия в регистрации в регионе льготного налогообложения определяется получением схем налогового планирования, что позволит:
а) не нарушать налоговое законодательство, поскольку оно официально будет иметь льготы по налогам;
б) определять налоговое бремя и источники его покрытия и показывать истинное состояние экономики предприятия.
Предприятие будет иметь более достоверный бухгалтерский учет, отчетность, что обеспечит привлекательность его финансово-экономических показателей для внешних инвесторов, партнеров, клиентов.
Одна из задач Налогового кодекса - унификация налогов для всех регионов. Регионы льготного налогообложения уже выполняют эту задачу, так как зарегистрированные в них предприятия имеют одинаковые льготы, возможности и обязательства независимо от того, где они функционируют.
Кроме того, предприятие заинтересовано зарегистрироваться в таком регионе еще и потому, что оно получает возможность стабилизировать и планировать платежи сборов и налогов, что обеспечивает большую перспективу деятельности.
Предприятие имеет возможность консультироваться по вопросам права, бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, получить схемы налогового планирования, бизнес-планы деятельности предприятия на перспективу либо для предоставления кредитов.
Предприятиям, работающим на российском фондовом рынке, оказываются следующие услуги:
а) правовое обеспечение брокерской деятельности;
б) размещение эмиссии акций российских предприятий среди отечественных и западных инвесторов;
в) налоговое планирование размещения эмиссий ценных бумаг;
г) для иностранных инвесторов разрабатываются схемы, благодаря которым иностранные компании имеют возможность осуществлять операции на российском фондовом рынке с ценными бумагами, владеть которыми по российскому законодательству могут только российские юридические и физические лица либо в отношении которых имеются ограничения на иностранные инвестиции;
д) разработка схем контроля со стороны иностранного инвестора над российскими юридическими лицами, в которых может быть заинтересован иностранный партнер;
е) оказание помощи в обеспечении залога различных видов ЦБ.
Регистрация предприятия в регионе льготного налогообложения требует от него определенных расходов (единовременный регистрационный взнос, ежеквартальный сбор, расходы на секретарское обслуживание и т.д.), что, однако, с лихвой покрывается экономией денежных средств по уплате региональных налогов. Сравнительный анализ расходов и экономии предприятия рассмотрен на примере торгового предприятия. Все цифры условные; для сопоставления вариантов льготного налогообложения и расходов предприятия, связанных с его регистрацией, и традиционного налогообложения за основу взяты данные о выручке, товарообороте предприятия и т.д. за один и тот же отчетный период.
Основные показатели деятельности за квартал: тыс. руб.
товарооборот (без НДС) 300 000
выручка (без НДС) 90 000
налогооблагаемая прибыль 30 000
остатки товаров на складе 90 000
(счет 41)
Сравнительное налогообложение
Вид налога |
Традиционное налогообложение РФ
|
Для предприятия, зарегистрированного
|
Экономия | ||
|
cтавка, |
сумма, |
ставка, |
сумма, |
тыс. руб. |
НДС |
20 |
60 000 |
15 |
45 000 |
15 000 |
Налог на прибыль |
35 |
10 500 |
13 |
3 900 |
6 600 |
Налог на имущество |
2 |
1 800 |
|
|
1 800 |
Налог на содержание ж/фонда |
1,5 |
1 350 |
|
|
1 350 |
Налог на пользователей а/дорог |
0,15 |
450 |
|
|
450 |
Итого:
|
|
104 100 |
|
71 400 |
32 700 |
Таким образом, экономия предприятия, зарегистрированного в регионе льготного налогообложения, только по вышеуказанным налогам составляет 32 700 тыс. рублей или 31,4 % от общей суммы налогов.
Кроме того, предприятия пользуются льготами по налогу на приобретение автотранспортных средств, сбору на образование, транспортному налогу и налогу на рекламу.
1) Регистрация (единовременно, включая все первоначальные платежи), по курсу $5750:
$ 2 100 = 12 075 000 руб.
2) Ежеквартальные платежи:
$ 1 000 - взнос;
$ 250 - секретарское обслуживание.
$ 1 250 = 7 187 500 руб.
Итого: 19 262 500 руб.
Таким образом, даже у средней торговой фирмы затраты по регистрации и обслуживанию в регионе льготного налогообложения окупаются в течение одного квартала. С увеличением оборотов эффективность деятельности возрастает.
Кроме расходов, предприятие, принявшее решение зарегистрироваться в регионе льготного налогообложения, должно знать, что предприятия, действующие вне зоны регистрации, имеют обычное налогообложение и могут иметь проблемы с ГНИ. Для того, чтобы пользоваться предоставляемыми налоговыми льготами, необходимо юридически правильно оформить взаимоотношения региона и предприятия-налогоплательщика. Заинтересованность в развитии регионов льготного налогообложения имеют не только предприятия, но и сами регионы. Благодаря льготной системе налогообложения регионы получают дополнительные инвестиции в экономику.
Исследование спроса предприятий, желающих зарегистрироваться в регионе льготного налогообложения, позволяет предположить, что в год может быть зарегистрировано около 2000 предприятий. Рассмотрим на примере поступления денежных средств в такой регион по традиционным и льготным каналам налогообложения.
Показатели и налоги, тыс. руб. |
Традиционная |
Льготная |
В т.ч. республиканский бюджет |
В т.ч. предпринимательский |
В т.ч. компенсация предприятию |
Выручка (без НДС) |
100 000,00 |
100 000,00 |
|
|
|
НДС продаж |
20 000,00 |
20 000,00 |
|
|
|
Расходы всего |
70 000,00 |
70 000,00 |
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
приобретение материальных ресурсов (без НДС) |
50 000,00 |
50 000,00 |
|
|
|
НДС приобретения |
10 000,00 |
10 000,00 |
|
|
|
НДС к уплате в бюджет, в том числе: |
10 000,00 |
10 000,00 |
|
|
|
федеральный бюджет |
7 500,00 |
7 500,00 |
|
|
|
республиканский бюджет |
2 500,00 |
2 500,00 |
1 500,00 |
500,00 |
500,00 |
Налоги от выручки: |
|
|
|
|
|
налог на пользователей автодорог и содержание жилищного фонда, в том числе: |
3 000,00 |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
1 500,00 |
|
|
|
|
республиканский бюджет |
1 500,00 |
|
|
|
|
Заработная плата и обязательные платежи, |
16 758,00 |
|
|
|
|
заработная плата |
12 099,60 |
|
|
|
|
взносы в ПФ РФ |
3 387,89 |
|
|
|
|
взносы в ФЗ |
181,49 |
|
|
|
|
взносы в ФСС |
653,38 |
|
|
|
|
взносы в ФОМС |
435,59 |
|
|
|
|
транспортный налог |
12100 |
|
|
|
|
Сбор на нужды образовательных учреждений |
121,00 |
|
|
|
|
Балансовая прибыль |
30 000,00 |
|
|
|
|
Налог на прибыль (35 %), в том числе: |
10 500,00 |
|
|
|
|
федеральный бюджет (13 %) |
3 900,00 |
|
|
|
|
республиканский бюджет (22 %) |
6 600,00 |
|
|
|
|
Чистая прибыль |
19 500,00 |
|
|
|
|
Общая сумма налоговых платежей в бюджет, |
28 400,00 |
|
|
|
|
в республиканский бюджет |
15 500,34 |
|
|
|
|
в том числе, внебюджетные фонды |
4 900,34 |
4 900,34 |
|
|
|
Поступления денежных средств по традиционным каналам вообще исключены, так как без этой системы предприятия не могли быть зарегистрированы в данном регионе.
Общая сумма налоговых платежей предприятия в режиме льготного налогообложения в нашем примере составит за квартал 17800,34 тыс. руб., в том числе в республиканский бюджет - 6400,34 тыс. руб. и в том числе во внебюджетные фонды - 4900,34. При неизменных оборотах поступления в республиканский бюджет и внебюджетные фонды составят в год: 6400,34 * 4 * 2000 = = 51 202 720 тыс. руб. Фактические обороты будут значительно выше, а следовательно, больше и поступления.
В регион поступят также инвестиции в виде:
а) единовременного регистрационного сбора;
б) ежеквартального взноса;
в) лицензионные взносы.
Кроме того, регион заинтересован в использовании режима льготного налогообложения для:
а) привлечения в регион потенциальных налогоплательщиков;
б) улучшения собираемости налогов;
в) обеспечения налогового планирования и создания объективных условий для развития экономики республики.
11.02.2018
11.02.2018
14.12.2017
05.10.2017
05.10.2017
Частичное или полное воспроизведение в любом виде допускается только с письменного разрешения редакции. Не является публичной офертой. Уточняйте наличие в издательстве. Информация 18+
Все логотипы являются зарегистрированными товарными знаками. Все права защищены.
©1996-2018 ИД "Налоговый вестник".