Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности деятельности предприятий в регионе льготного налогообложения


Особенности деятельности предприятий в регионе льготного налогообложения


Н.П. Семенченко,
генеральный директор   
аудиторской фирмы “СЕНКЭЛ”, к.э.н.


I. Правовое обоснование деятельности предприятий, зарегистрированных в регионе льготного налогообложения


        Участники хозяйственной деятельности в условиях нестабильного налогового режима испытывают определенные трудности в налоговом планировании и управлении финансовыми активами. Одним из решений проблемы могла бы стать регистрация предприятий в регионах льготного налогообложения, которые иногда называются “российскими офф-шорами”. Однако в чистом виде “офф-шора” в Российской Федерации не существует, так как для такой деятельности нет соответствующей правовой базы.


        Начиная с 1991 года в России был принят ряд документов по вопросу благоприятного налогообложения:


        1. Закон РСФСР от 04.07.91 “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, в котором предусмотрены налоговые льготы для предприятий с иностранными инвестициями.


        2. Постановления ВС РСФСР от 14.07.90 и от 13.09.90 “О создании зон свободного предпринимательства”.


        3. В Госдуме РФ прошел второе чтение Закон о свободных экономических зонах в РФ, который в целом одобрен и готовится к третьему чтению.


        Данный Закон предусматривает возможность создания в России различных видов “свободно-экономических зон”, таких как зоны экспортного производства, таможенные зоны, технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в том числе банковские офф-шорные центры и т.д.


        Однако следует иметь в виду, что в проекте Налогового кодекса РФ не нашла отражения возможность развития свободных экономических зон в России.


        Из этого следует, что свободно-экономические зоны (“офф-шоры”) действовать в Российской Федерации в чистом виде пока не могут. Однако практика показывает, что на территории России имелись или имеются регионы льготного налогообложения (Ингушетия, Алтай, Калмыкия, Агинск). Регионы льготного налогообложения не следует отождествлять с понятием “свободные экономические зоны”, которые по своим экономическим аргументам по привлечению предприятий похожи (привлечение инвестиций в регион в виде налоговых льгот) и различаются степенью экономических и юридических обоснований налоговых льгот.


        Предприятия, зарегистрированные в этих регионах, обязаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 660 зарегистрироваться в налоговом органе и платить налоги по месту нахождения, которое в отношении юридического лица определяется в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ местом его государственной регистрации, если в соответствии с Законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.


        Порядок регистрации юридических лиц, в том числе определения места регистрации юридического лица, должен быть установлен в соответствии с п. 1 ст. 51 Закона о регистрации юридических лиц. Порядок регистрации юридических лиц определяется Законом РСФСР от 25.12.90 № 445-1 “О предприятиях и предпринимательской деятельности”.


        В соответствии со ст. 8 Федерального закона “О введении в действие части первой ГК РФ” местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов управления.


        Вышеприведенные положения закреплены постановлением Президиума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8, п. 21.


        Для осуществления расчетно-платежных операций предприятие может иметь расчетные, текущие и  другие счета в любом самостоятельно выбранном банке согласно разъяснений, содержащихся в Указе Президента РФ от 23.05.94 № 1006.


        Таким образом, юридические лица самостоятельно определяют как регион регистрации, так и банк, обслуживающий их деятельность.


II. Особенности и преимущества деятельности предприятий, зарегистрированных в регионах льготного налогообложения


        Несмотря на то, что предприятия, зарегистрированные в регионах льготного налогообложения, функционируют на основе российского законодательства, они имеют свои особенности:


        1. Предприятия зарегистрированы в регионе льготного налогообложения, а деятельность осуществляют в другом регионе.


        2. Предприятия, ранее зарегистрированные в регионе, не могут быть перерегистрированы в системе льготного налогообложения, за исключением получивших на то особое разрешение правительства региона.


        3. Предприятия, имеющие льготы по налогам, обязаны осуществлять инвестиционную деятельность в регионе.


        4. Для предприятий предусматриваются льготы по налогам республиканского и местного бюджетов.


        5. Предоставляемые льготы и благоприятный режим налогообложения гарантируется правительством региона.


        Предприятия, зарегистрированные в регионе льготного налогообложения:


        1) уплачивают:


        а) налоги в федеральный бюджет по нормативам, предусмотренным Законом о федеральном бюджете на соответствующий год;


        б) налоги и платежи, имеющие целевое назначение;


        2) имеют льготу в форме освобождения от уплаты налогов в части направляемых в региональный и местный бюджеты;


        3) освобождаются от налогов:


        а) на прибыль предприятий и организаций в части, направляемой в бюджет региона;


        б) с доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса;


        в) с доходов видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео и аудиокассет и записей на них;


        г) на имущество;


        д) на пользователей автодорог от объема производства продукции, выполненных работ и оказанных услуг для предприятий и организаций;


       е) на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы;


       ж) транспортного налога;


       з) на нужды образования;


       и) единого налога с МП;


       к) на рекламу;


        4) освобождаются от целевых сборов на содержание милиции и благоустройство территорий и других региональных и местных налогов и сборов.


        Заинтересованность предприятия в регистрации в регионе льготного налогообложения определяется получением схем налогового планирования, что позволит:


        а) не нарушать налоговое законодательство, поскольку оно официально будет иметь льготы по налогам;


        б) определять налоговое бремя и источники его покрытия и показывать истинное состояние экономики предприятия.


        Предприятие будет иметь более достоверный бухгалтерский учет, отчетность, что обеспечит привлекательность его финансово-экономических показателей для внешних инвесторов, партнеров, клиентов.


        Одна из задач Налогового кодекса  -  унификация налогов для всех регионов. Регионы льготного налогообложения уже выполняют эту задачу, так как зарегистрированные в них предприятия имеют одинаковые льготы, возможности и обязательства независимо от того, где они функционируют.


        Кроме того, предприятие заинтересовано зарегистрироваться в таком регионе еще и потому, что оно получает возможность стабилизировать и планировать платежи сборов и налогов, что обеспечивает большую перспективу деятельности.


        Предприятие имеет возможность консультироваться по вопросам права, бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, получить схемы налогового планирования, бизнес-планы деятельности предприятия на перспективу либо для предоставления кредитов.


        Предприятиям, работающим на российском фондовом рынке, оказываются следующие услуги:


        а) правовое обеспечение брокерской деятельности;


        б) размещение эмиссии акций российских предприятий среди отечественных и западных инвесторов;


        в) налоговое планирование размещения эмиссий ценных бумаг;


        г) для иностранных инвесторов разрабатываются схемы, благодаря которым иностранные компании имеют возможность осуществлять операции на российском фондовом рынке с ценными бумагами, владеть которыми по российскому законодательству могут только российские юридические и физические лица либо в отношении которых имеются ограничения на иностранные инвестиции;


        д) разработка схем контроля со стороны иностранного инвестора над российскими юридическими лицами, в которых может быть заинтересован иностранный партнер;


        е) оказание помощи в обеспечении залога различных видов ЦБ.


        Регистрация предприятия в регионе льготного налогообложения требует от него определенных расходов (единовременный регистрационный взнос, ежеквартальный сбор, расходы на секретарское обслуживание и т.д.), что, однако, с лихвой покрывается экономией денежных средств по уплате региональных налогов. Сравнительный анализ расходов и экономии предприятия рассмотрен на примере торгового предприятия. Все цифры условные; для сопоставления вариантов льготного налогообложения и расходов предприятия, связанных с его регистрацией, и традиционного налогообложения за основу взяты данные о выручке, товарообороте предприятия и т.д. за один и тот же отчетный период.


Технико-экономическое обоснование эффективности деятельности предприятий торговли, зарегистрированных в регионе льготного налогообложения


Основные показатели деятельности за квартал: тыс. руб.


товарооборот (без НДС)                                        300 000


выручка (без НДС)                                                      90 000


налогооблагаемая прибыль                                       30 000


остатки товаров на складе                                                  90 000


(счет 41)
     
     

Сравнительное налогообложение     

     

Вид налога

Традиционное налогообложение РФ

  

Для предприятия, зарегистрированного
в регионе льготного налогообложения

  

 Экономия

  
 

cтавка,
(%)

сумма,
тыс. руб.

ставка,
(%)

сумма,
тыс. руб.

тыс. руб.

НДС

20
10

60 000
30 000

15
7,5

45 000
22500

15 000
7 500

Налог на прибыль

35

10 500

13

3 900

6 600

Налог на имущество

2

1 800

  
 


 

1 800

Налог на содержание ж/фонда

1,5

1 350

  
 


 

1 350

Налог на пользователей а/дорог

0,15

450

  
 


 

450

Итого:

  


 

104 100

  
 

71 400

32 700


        Таким образом, экономия предприятия, зарегистрированного в регионе льготного налогообложения, только по вышеуказанным налогам составляет 32 700 тыс. рублей или 31,4 % от общей суммы налогов.


        Кроме того, предприятия пользуются льготами по налогу на приобретение автотранспортных средств, сбору на образование, транспортному налогу и налогу на рекламу.


Затраты на регистрацию предприятия в регионе льготного налогообложения


        1) Регистрация (единовременно, включая все первоначальные платежи), по курсу $5750:


         $ 2 100 = 12 075 000 руб.


        2) Ежеквартальные платежи:


         $ 1 000  -  взнос;


         $ 250  -  секретарское обслуживание.


        $ 1 250 = 7 187 500 руб.


        Итого: 19 262 500 руб.


        Таким образом, даже у средней торговой фирмы затраты по регистрации и обслуживанию в регионе льготного налогообложения окупаются в течение одного квартала. С увеличением оборотов эффективность деятельности возрастает.


        Кроме расходов, предприятие, принявшее решение зарегистрироваться в регионе льготного налогообложения, должно знать, что предприятия, действующие вне зоны регистрации, имеют обычное налогообложение и могут иметь проблемы с ГНИ. Для того, чтобы пользоваться предоставляемыми налоговыми льготами, необходимо юридически правильно оформить взаимоотношения региона и предприятия-налогоплательщика. Заинтересованность в развитии регионов льготного налогообложения имеют не только предприятия, но и сами регионы. Благодаря льготной системе налогообложения регионы получают дополнительные инвестиции в экономику.


        Исследование спроса предприятий, желающих зарегистрироваться в регионе льготного налогообложения, позволяет предположить, что в год может быть зарегистрировано около 2000 предприятий. Рассмотрим на примере поступления денежных средств в такой регион по традиционным и льготным каналам налогообложения.     
     

 

Показатели и налоги, тыс. руб.

Традиционная
система налогообложения

Льготная
система налогообложения

В т.ч. республиканский бюджет

В т.ч. предпринимательский
доход

В т.ч. компенсация предприятию

Выручка (без НДС)

100 000,00

100 000,00


 


 

  
 

НДС продаж  

20 000,00

20 000,00


 


 

  
 

Расходы всего  

70 000,00

70 000,00


 


 

  
 

В том числе:  


 


 


 


 

  
 

приобретение материальных ресурсов (без НДС)  

50 000,00

50 000,00


 


 

  
 

НДС приобретения  

10 000,00

10 000,00


 


 

  
 

НДС к уплате в бюджет, в том числе:  

10 000,00

10 000,00


 


 

  
 

федеральный бюджет  

7 500,00

7 500,00


 


 

  
 

республиканский бюджет  

2 500,00

2 500,00

1 500,00

500,00

500,00

Налоги от выручки:  


 


 


 


 

  
 

налог на пользователей автодорог и содержание жилищного фонда, в том числе:  

3 000,00


 


 


 

  
 

федеральный бюджет  

1 500,00


 


 


 

  
 

республиканский бюджет  

1 500,00


 


 


 

  
 

Заработная плата и обязательные платежи,
в том числе:  

16 758,00


 


 


 

  
 

заработная плата  

12 099,60


 


 


 

  
 

взносы в ПФ РФ

3 387,89


 


 


 

  
 

взносы в ФЗ  

181,49


 


 


 

  
 

взносы в ФСС  

653,38


 


 


 

  
 

взносы в ФОМС  

435,59


 


 


 

  
 

транспортный налог  

12100


 


 


 

  
 

Сбор на нужды образовательных учреждений  

121,00


 


 


 

  
 

Балансовая прибыль  

30 000,00


 


 


 

  
 

Налог на прибыль (35 %), в том числе:  

10 500,00


 


 


 

  
 

федеральный бюджет (13 %)  

3 900,00


 


 


 

  
 

республиканский бюджет (22 %)  

6 600,00


 


 


 

  
 

Чистая прибыль  

19 500,00


 


 


 

  
 

Общая сумма налоговых платежей в бюджет,
в том числе:  

28 400,00


 


 


 

  
 

в республиканский бюджет  

15 500,34


 


 


 

  
 

в том числе, внебюджетные фонды  

4 900,34

4 900,34


 


 

  
 

    

        Поступления денежных средств по традиционным каналам вообще исключены, так как без этой системы предприятия не могли быть зарегистрированы в данном регионе.


        Общая сумма налоговых платежей предприятия в режиме льготного налогообложения в нашем примере составит за квартал 17800,34 тыс. руб., в том числе в республиканский бюджет  -   6400,34 тыс. руб. и в том числе во внебюджетные фонды  -  4900,34. При неизменных оборотах поступления в республиканский бюджет и внебюджетные фонды составят в год: 6400,34 * 4 * 2000 = = 51 202 720 тыс. руб. Фактические обороты будут значительно выше, а следовательно, больше и поступления.


        В регион поступят также инвестиции в виде:


        а) единовременного регистрационного сбора;


        б) ежеквартального взноса;


        в) лицензионные взносы.


        Кроме того, регион заинтересован в использовании режима льготного налогообложения для:


        а) привлечения в регион потенциальных налогоплательщиков;


        б) улучшения собираемости налогов;


        в) обеспечения налогового планирования и создания объективных условий для развития экономики республики.