Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налог на добавленную стоимость в Великобритании

      

Налог на добавленную стоимость в Великобритании


Н.П. Обухов,
зав. отделом Научно-исследовательского финансового института Минфина России, к.э.н.


        НДС был введен в Великобритании с 1 апреля 1973 г., все нормативные документы по которому были сведены позднее в единый Законодательный акт о налоге на добавленную стоимость, принятый в 1983 г.


        Значение НДС как источника бюджетных поступлений определялось политикой британского правительства. Если первоначально ставка налога равнялась 10 %, а затем была снижена до 8 %, то в настоящее время она составляет 15 %. Поступления в бюджет от налога, плательщиком которого является любое лицо, занимающееся реализацией облагаемых НДС товаров или услуг и зарегистрированное в качестве налогоплательщика, превышают 27 млрд фунтов стерлингов (ф. ст.) в год.


        Предприниматель, зарегистрированный в качестве плательщика НДС, по существу занимается сбором налога, так как через включение НДС в цену товара бремя уплаты налога перекладывается на конечного потребителя (покупателя) товаров и услуг.


        Объектом НДС является оборот товаров и услуг, реализуемых на территории Великобритании.


        В настоящее время действуют две ставки налога на добавленную стоимость  -  стандартная (15 %) и нулевая (0 %). Стандартная ставка может быть изменена Актом о финансах, ежегодно принимаемым парламентом. Кроме того, через механизм делегированного законодательства казначейство вправе в определенных случаях изменить ставку НДС.


        Нулевая ставка означает, что товар подпадает под обложение НДС, но налоговый оклад рассчитывается по ставке 0 %. Суть применения нулевой ставки состоит в том, что лицо, реализующее товар, имеет право зарегистрироваться как плательщик НДС и потребовать возврата уже уплаченных сумм по налогу на добавленную стоимость.


        Перечень товаров и услуг, облагаемых по нулевой ставке, содержится в списке 5 Закона о налоге на добавленную стоимость 1983 г. В него включены продукты питания, кроме некоторых видов кондитерских изделий, а также продовольственных товаров, реализуемых в ресторанах, барах, кафе и т.п., печатная продукция, детская одежда и обувь, некоторые услуги во внешнеэкономической деятельности (реклама, банковские услуги и др.), экспортируемые товары.


        От товаров, облагаемых по нулевой ставке, следует отличать товары, освобожденные от уплаты НДС, так как лицо, занимающееся их производством или сбытом, не регистрируется в качестве плательщика НДС и не может рассчитывать на возврат уже уплаченных сумм по налогу на добавленную стоимость.


        К освобожденным от НДС товарам (услугам) относятся в соответствии с Законом о налоге на добавленную стоимость 1983 г. страхование и услуги страховых брокеров, некоторые виды доходов (проценты, арендная плата), услуги в сфере образования (государственного и частного), медицинские услуги, оказываемые терапевтами и дантистами, комиссионное вознаграждение биржевых брокеров.


        При налогообложении необходимо четко различать место продажи товара.


        Если товары не пересекают границы Великобритании, то они подпадают под обложение НДС. Если товары экспортируются за рубеж, они все равно считаются продаваемыми в Великобритании и подлежат налогообложению. Однако ставка налога при этом равна 0 %. Если товары находятся за пределами страны и не ввозятся в Великобританию, они не подпадают под налогообложение.


        Что же касается услуг, то считается, что их продажа производится там, где находится место, принадлежащее продавцу. Это важно для НДС, ибо место продажи и место, принадлежащее продавцу, могут не совпадать. Таким образом:


        1. Продавец услуг принадлежит той стране, в которой он имеет одно место постоянной деятельности.


        2. Если продавец услуг имеет два или более мест постоянной деятельности, то считается, что он принадлежит той стране, в которой расположено место деятельности, непосредственно связанное с продажей рассматриваемых услуг.


        3. Если продавец не имеет постоянного места деятельности, то он принадлежит той стране, резидентом которой является. Для физического лица это -  страна, в которой оно имеет свое обычное место пребывания, а для компании  -  место юридической регистрации.


        Для правильного исчисления НДС большое значение имеет правильное определение момента передачи товаров или услуг (так называемый “налоговый поинт”). Это необходимо:


        а) для фиксации ставки налога, которая будет применима к данной продаже;


        б) для точного определения отчетного периода, в который должны быть отнесены те или иные продажи;


        в) для правильного исчисления суммы налогового зачета по произведенным закупкам в отчетный период.


        Основными “налоговыми моментами” (поинтами) для применения НДС являются для товаров  -  момент передачи потребителю или момент юридического вступления в право владения, а для услуг  -  время их оказания.


        Основной налоговый момент (поинт) может не совпадать с выплатой счета или получением платежа при следующих обстоятельствах:


         -  выписка счета или платежа произведены до наступления основного налогового момента; в этом случае налоговым моментом (поинтом) считается ранняя дата;


         -  если выписка счета осуществляется 14 дней спустя основного налогового момента, за момент отсчета принимается эта дата.


        Налог на добавленную стоимость входит в компетенцию Департамента таможни и акцизов Великобритании, являющегося структурным подразделением Министерства финансов и возглавляющего таможенную службу Великобритании.


        На местах контроль осуществляют территориальные офисы НДС, главной задачей которых является проверка правильности начисления налога на добавленную стоимость и своевременного перечисления налога в бюджет; на них же возложены функции сбора информации, регистрации и обработки деклараций.


        Вся система контроля за поступлениями от НДС основана на обязанности налогоплательщиков зарегистрироваться.


        Определить, следует ли регистрироваться или нет, просто: для этого необходимо убедиться в том, что, во-первых, вы совершаете сделки с товарами и услугами, подлежащими налогообложению (то есть не перечисленными в списке 6 Закона о налоге на добавленную стоимость 1983 г.), и, во-вторых, ваш оборот превышает регистрационный лимит.


        Если оборот за 12 месяцев больше 23 600 ф. ст. (включая налог на добавленную стоимость), то плательщик обязан встать на учет в территориальном офисе НДС. Если же годовой объем меньше указанной суммы, то во внимание берутся продажи за каждые три месяца. Если оборот за три месяца превышает 8000 ф. ст., то не регистрироваться можно лишь тогда, когда продажи носят сезонный характер.


        Регистрации подлежат все предприниматели (включая тех, кто облагается по нулевой ставке) путем заполнения и передачи в территориальный офис формы 1 по уплате НДС. Предприниматель обязан сообщить об изменениях места деятельности. В подтверждение регистрации плательщика Департамент таможни и акцизов выдает сертификат статуса налогоплательщика. Плательщику присваивается регистрационный номер, который он должен указывать во всех декларациях и инвойсах НДС. В конце квартала налоговая служба рассылает формы налоговых деклараций для заполнения, которые должны вернуться в Департамент в тридцатидневный срок со дня окончания квартала. Заполнение налоговой декларации осуществляется по принципу самообложения.


        Налогоплательщик обязан правильно вести записи своих счетов, что довольно просто. Единственное требование  -  записи должны содержать достаточную информацию для контроля за правильностью подсчета налога.


        На основании этих записей составляется налоговая декларация, которая должна содержать сведения о всех сделках с товарами, облагаемыми НДС, освобожденными от уплаты этого налога или облагаемыми по нулевой ставке. Документация, используемая при расчетах НДС, должна подтверждать составленную плательщиком налоговую декларацию, которая хранится в течение 6 лет. За несоблюдение данного требования предусмотрен штраф в размере 500 ф. ст.


        Департамент допускает также заполнение декларации один раз в год, в частности, для представителей малого бизнеса, которые ограничены в персонале и для которых заполнение ежеквартальных деклараций представляет большую сложность. В то же время ежемесячно заполняют декларации лица, постоянно обращающиеся в Департамент за возмещением уплаченного долга, как правило, при постоянных экспортных операциях или других операциях, облагаемых по налоговой ставке.


        В механизме обложения НДС особая роль отводится “инвойсу” на НДС  -  документу, служащему единственным доказательством уплаты налога на добавленную стоимость. Без инвойса невозможно вернуть уплаченные суммы по НДС.


        Лица, занимающиеся сбытом продукции, обязаны выписывать инвойсы любому покупателю, зарегистрированному в качестве плательщика НДС, в течение 30 дней со дня продажи. На товары, облагаемые по нулевой ставке, инвойс не требуется.


        Обычно в инвойсе указывается регистрационный номер покупателя, налоговый поинт, имя, юридический адрес покупателя, вид сделки, количество товара (объем услуг), применяемая ставка налога, стоимость товара без НДС, общая сумма сделки без НДС, общая сумма налога на добавленную стоимость. Если товары (услуги) освобождены от налога, то их необходимо указать в инвойсе отдельно.


        Налоговым инвойсом может служить чек, выданный розничным торговцем владельцу кредитной карточки.


        Если продавец выписывает покупателю налоговый инвойс в течение 14 дней после налогового поинта, то последний автоматически становится датой инвойса. Может быть единственное исключение из этого правила, когда платеж получен до того, как товары переданы или стали доступными для покупателей. В этом случае налоговым поинтом (моментом) является дата платежа.


        Если декларация не была представлена или подана с опозданием более чем на один месяц, на нарушителя налагается штраф. За вторую задержку представления декларации предусмотрен штраф в размере 10 %, за третью  -  15 %, за четвертую  -  20 % и так далее до максимального размера штрафа  -  30 %.


        С апреля 1990 г. введена форма 652 по уплате НДС, предназначенная для исправления ошибок в декларациях.


        Если плательщик не задекларировал свыше 30 % от суммы налога, подлежащей уплате, или незадекларированная сумма превышает 10 000 ф. ст., то штраф составит 30 % от незадекларированной суммы налога.


        Форма 652 не заполняется, если ошибка составила менее 100 ф. ст. В этом случае эта сумма автоматически переносится на налоговый период, в котором ошибка была обнаружена. На плательщика штраф не налагается, но на сумму неуплаченного налога начисляются проценты. Налоговое законодательство наряду с “недекларированием налога” различает “занижение налога”. Если занижение суммы налога НДС составило более чем 100 ф. ст. (или больше чем 1 % от суммы, подлежащей уплате в данный период) и вызвано, как правило, неточностями в расчетах при заполнении декларации, то штраф не платится. Но если обнаруживается повторное занижение суммы НДС в течение 2 лет, то этот случай рассматривается как “злостное” уклонение от уплаты налога, и налогоплательщик штрафуется в размере 15 % от скрываемой суммы.


        Существует общее правило, согласно которому в случае неумышленного недекларирования налога или занижения размера налога Департамент таможни и акцизов имеет право в шестилетний срок определить сумму налога, подлежащую уплате. При выявлении же умысла у нарушителя налоговых правил этот срок продлевается до 20 лет. В таких случаях применяются комбинированные финансовые санкции: налог уплачивается в полном объеме, штраф налагается в размере 100 % суммы сокрытия.


        Служащие Департамента осуществляют регулярные проверки с интервалом от 1 года до 9 лет. Однако для крупных предпринимателей проверки могут производиться ежемесячно.


        Вся документация должна сохраняться в течение 6 лет. Специальных форм для ведения учетных книг не устанавливается. Записи подтверждаются ваучерами (счетами), счетами-фактурами.


        Служащие Департамента имеют также право доступа к компьютерам клиентов с целью проверки полученной ими информации.


        Сотрудники местных органов имеют право входить в помещения, изымать образцы товаров, проверять бухгалтерские записи в любое время суток, используя при этом, если необходимо, силовые методы. Департамент обладает правом самостоятельного определения суммы налога в случае, если плательщик не представил своевременно налоговую декларацию либо неправильно или неполностью заполнил ее.


        Все споры по поводу решений Департамента сначала регулируются, как правило, путем переговоров, а затем, если стороны не пришли к соглашению, плательщик может обратиться в специальный трибунал, занимающийся спорами о НДС, срок обращения в который не должен превышать 30 дней со дня принятия решения Департаментом таможни и акцизов. Решение трибунала можно последовательно обжаловать в Высшем суде, Апелляционном суде и Палате Лордов как высшей судебной инстанции Великобритании.