Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О результатах “круглого стола” по проекту Налогового кодекса

        

О результатах “круглого стола” по проекту Налогового кодекса


Б. Лахов,
Е. Алексеева,
О. Полукеев


        Накануне принятия Госдумой РФ в первом чтении проект Налогового кодекса (НК) был обсужден на “круглом столе”, прошедшем в Госналогинспекции по г. Москве 18 июня с.г. В его работе участвовали руководитель Госналогслужбы России (ГНС) Александр Починок, член коллегии ГНС, начальник Госналогинспекции по г. Москве (ГНИ) Дмитрий Черник, руководитель Департамента налоговых реформ Минфина России Александр Иванеев, а также представители научных кругов.

     

   Галина Пономарева, начальник территориальной ГНИ № 33:


         -  При всех своих достоинствах НК повторяет ошибки существующей налоговой системы. В частности, считаю необходимым четче прописать главу “Формы сбора налогов”. Ведь не секрет, что сегодня есть много способов уклонения от своевременной уплаты налогов, в том числе с использованием различных зачетов и взаимозачетов, передачи прав на имущество. В НК отсутствует ответственность учредителей и собственников за невыполнение налоговых обязательств, что не позволит решить проблему взыскания недоимок.


        Проблематично также появление нормы, позволяющей предприятиям получать отсрочку при задержке бюджетного финансирования. Таких предприятий окажется, по нашему мнению, никак не меньше 20 %. Для данной категории налогоплательщиков, представляющих прежде всего “оборонку” и стройкомплекс, предусмотрен переход на уплату налогов по методу начислений, при котором учет полученных доходов не зависит от времени их фактического поступления. Вызывает сомнение норма, согласно которой налогоплательщика необходимо предупредить за три дня о предполагаемой проверке. Чрезмерна регламентация порядка уведомления налогоплательщика об его обязательствах перед бюджетом.


        В НК отсутствуют четкие признаки умышленного или небрежного определения размера налогооблагаемой базы.
      

        Зоя Шиляева, начальник налогового управления по Южному административному округу г. Москвы:


         -  Проект НК не упрощает действующих правоотношений. Это видно на примере налога на доходы (прибыль) предприятий и организаций. Полностью исчезает такое понятие, как себестоимость для целей налогообложения. База этого налога будет определяться как доход налогоплательщика, уменьшенный на налоговые вычеты.


        В связи с этим, по мнению наших инспекторов, в НК следует изменить и уточнить включенные в него положения, определяющие порядок налоговых вычетов. В противном случае, их двусмысленность, нечеткие, расплывчатые формулировки будут вызывать постоянные споры между инспекторами и налогоплательщиками.


        Прежде чем принимать НК, следовало бы решить вопрос увязки налогового законодательства с гражданским, финансовым и особенно бухгалтерским, а также учесть практический опыт формирования и становления налоговой системы России в 1992 - 1996 годах.

   

     Раиса Постовая, заместитель начальника территориальной ГНИ № 3:


        В настоящее время изменен порядок определения базы налога на добавленную стоимость (НДС). Объектом обложения теперь считается НДС только с реализованной продукции. На этом уже потеряно очень много доходов. Но разработчики законопроекта этого словно бы не замечаютѕ


        Предусматривается, что ставка НДС по продовольственным и непродовольственным товарам окажется равной 22 % от объема их реализации. Таким образом, НДС по продовольственным товарам повышается более чем вдвое, что спровоцирует рост цен на продукты питания.


        Требуют уточнения положения, относящиеся к определению даты реализации товара. Существующий порядок в учетной политике предприятия мне представляется наиболее приемлемым и подлежащим включению в НК. Иначе все предприятия будут считать налог по-разному, что усложнит порядок их проверки.


        Следует установить единые сроки представления расчетов в налоговые органы по всем видам налогов. Должен быть также единым порядок внесения изменений в отчетность. Целесообразно четче определить объект налогообложения по налогу на имущество предприятий. Было бы предпочтительнее, если бы этот налог уплачивался по месту нахождения юридического адреса налогоплательщика. Мы предлагаем следующий вариант: обязать всех налогоплательщиков выделить структурные подразделения и филиалы как самостоятельные юридические лица с обязательной регистрацией по местонахождению. Тогда и налоги они будут вы-плачивать там, где зарегистрированы.

 

       Алексей Лобанов, начальник территориальной ГНИ № 27:


         -  В НК впервые сделана попытка регламентировать большую часть процедурных моментов. Например, контакты инспектора с налогоплательщиками можно будет осуществлять путем почтовой переписки. Однако в этой связи еще больше обострится вопрос определения юридического адреса налогоплательщиков. По нашему мнению, при постановке налогоплательщика на учет он должен представить убедительные подтверждения наличия у него офиса или помещения, где его всегда можно найти.


        Возникают вопросы, связанные с определением рыночных цен для целей налогообложения. Может быть, будет правильным ввести в НК принцип “минимальной (условной) рентабельности”  -  5 - 10 % себестоимости.


        К сожалению, НК не дает пока возможности дифференцировать подход к дисциплинированным и недисциплинированным налогоплательщикам. Если сейчас в инспекцию обращается плательщик с просьбой выдать справку об открытии счета, а известно, что он в течение 2 - 3 лет не отчитывался в ГНИ, мы не имеем формальных оснований отказать в ее выдаче.

      

         Александр Макаров, начальник налогового управления по Западному административному округу столицы:


         -  Проект НК сводит воедино все ранее разрозненные законодательные акты и представляет собой единую конструкцию. Вместе с тем, не вполне продуман порядок исчисления НДС. Кто является его плательщиком? В соответствии с проектом НК предприятия-льготники таковыми не являются, и на них не возложена обязанность сдавать налоговые декларации. В частности, в одной из статей НК сказано, что плательщиками НДС являются предприятия, у которых есть облагаемые обороты, а в другой статье указывается, чтоѕ определенные обороты эти налогом не облагаются.


        Что не хватает действующему налоговому законодательству? Простоты норм, определяющих порядок исчисления налогов. В НК говорится, что предприятие может быть освобождено от обязанностей налогоплательщика в случае, если в предшествующие два квартала у него не было облагаемых оборотов. А теперь представим: в конце второго квартала предприятие, закупив товары, подаст налоговую декларацию, и весь входной НДС предъявит к возмещению. Оно платить не будет, а нам ему возмещать придется. Необходимо устранить подобное противоречие в НК.


        Согласно НК к зачету входной НДС будет приниматься независимо от оплаты по предъявлению счетов-фактур. Таким образом, не исключено, что недобросовестные налогоплательщики начнут предъявлять к возмещению липовые счета-фактуры. Подделать их нетрудно.


        Недостаток действующего законодательства заключается в том, что если приводятся перечни услуг (например, для льготирования), то они не исчерпывающие. В НК необходимо записать, что льготы предприятие может получить, если обладает лицензией на право производства товаров и оказания услуг, подлежащих льготированию.


        В настоящее время предприятия зачастую злоупотребляют правом уточнения расчетов, а предъявить им претензии за фактически взятый таким образом у бюджета налоговый кредит мы неправомочны, даже если предприятие явно занизило в прошлом периоде облагаемый доход. Пусть предприятие уточнило расчеты, что не является налоговым нарушением, но почему инспектор не может начислить пеню? Скрытых налоговых амнистий тогда не будет.


        Хочу обратить внимание на то, что НК трактует процесс налогообложения с позиции только одной стороны  -  налогоплательщика. Интересы налоговых органов, а значит интересы казны, учтены в недостаточной мере.


        Что же касается так называемых консолидированных групп налогоплательщиков, то это есть способ растворить при помощи трансфертного ценообразования прибыль высокодоходных предприятий в убытках дочерних фирм.

      

       Любовь Константинова, начальник отдела налогообложения физических лиц территориальной ГНИ № 28:


        В НК введены понятия “источник дохода” и “источник выплаты”. Думается, что они неравнозначны, но эти термины встречаются тем не менее в одном контексте. Необходимо четко разграничить функции, а также обязанности по удержанию подоходного налога, поскольку источник дохода и источник выплат не всегда совпадают.


        Думается также, что тридцатидневного срока представления налоговой декларации после окончания отчетного периода недостаточно. Неясно также, что подразумевается под задолженностью по налогу при представлении налоговой декларации.

  

      Татьяна Хрюкина, заместитель начальника территориальной ГНИ № 2:


         -  Основные задачи, которые предполагалось решить после введения НК,  -  это повышение собираемости налогов и облегчение бремени налогоплательщика. К сожалению, проект НК в нынешнем виде этого полностью не решает. Так, наболевшей у налоговиков является проблема регистрации юридических лиц. Фиктивные адреса стали сущим бедствием при контроле за налоговыми платежами. Вторая проблема  -  открытие расчетных счетов. Их число должно быть ограничено. Почему за то, что предприятие не сообщило нам об открытии счета в банке в течение 35 дней, мы не может его оштрафовать? И не в размере 10 % средств, прошедших через этот счет, а на значительно большую сумму. Да и срок этот следует значительно сократить.


        В НК записано, что при задержке банками платежей в бюджет на них налагаются штрафные санкции в размере 100 минимальных месячных оплат труда. Сегодня банкам такие задержки выгодны, ибо штраф пока еще ниже объема полученного при задержках дохода.


        НДС по проекту НК переходит в разряд федеральных налогов. Но его регулирующую функцию все-таки необходимо отражать в законе о бюджете, а регулирование поступлений между бюджетами разных уровней возложить на налоговые органы. При этом проще будет решить проблему возврата НДС по экспорту из средств федерального бюджета.


        Участники рынка ценных бумаг, судя по проекту НК, смогут получить право самостоятельно определять порядок исчисления доходов налогового периода, что внесет путаницу. Необходимо распределить налогоплательщиков по категориям либо дать ГНИ право устанавливать порядок определения доходов не на налоговый период, а на ряд лет.

    

        Ольга Кутилина, начальник территориальной ГНИ № 28:


         -  Предполагалось, что после выхода НК сократится количество инструкций и дополнений к налоговым законам, но представленный законопроект этого не гарантирует. После его принятия потребуется подробно детализировать в специальных подзаконных актах вопросы, связанные с определением того, что относится к экономической деятельности, а что нет, что является пассивной экономической деятельностью, а что можно без сомнений назвать активной.


        Налоговики наделяются правом ежегодно определять, какие предприятия считаются благотворительными, а какие не считаются. Это нужно изначально зафиксировать, но не менять каждый год. А статью об ответственности за причинение неправомерного вреда налогоплательщику, видимо, нужно полностью исключить. Определять правомерность или неправомерность, как явствует из проекта НК, будет налогоплательщик, а возмещать  -  бюджет.


        В проекте Налогового кодекса предусмотрено, что “убытки, полученные налогоплательщиком в налоговом периоде, могут переноситься на будущее”. Это приведет к тому, что предприятия смогут неопределенное время списывать убытки и не платить все это время налог на прибыль.


        Кроме того, так как все иски налоговых органов являются исками по обеспечению защиты прав и интересов государства, они должны освобождаться от уплаты государственной пошлины.


        Положение, касающееся учета доходов и расходов налогоплательщиков, не являющихся предпринимателями, необходимо изложить в следующей редакции: “Налогоплательщики, не являющиеся предпринимателями, учитывают получаемые ими доходы, а также связанные с извлечением из этих доходов расходы по установленной форме”. И определить эту форму.

       

       Александр Аронов, начальник территориальной ГНИ № 26:


         -  Хотелось бы привлечь внимание к налогу на наследование и дарение, поскольку проект НК не трактует возникающие в этой связи правоотношения между супругами. Действительно, еще не в полной мере разработан закон о браке и семье, где были бы по-дробно прописаны права супругов. Тем не менее НК мог бы заполнить этот вакуум.


        Требуется разработка четкого механизма отнесения предметов антиквариата и искусства, валютных ценностей и т.д. к объектам налогообложения на стадии оформления наследства или заключения договора о дарении у нотариуса. Их рыночную цену должны определять специалисты-оценщики, а не налоговики.


        Необходимо ввести норму, обязывающую представлять сведения в ГНИ по месту жительства гражданина об имуществе, оказавшемся у него в собственности в порядке наследования или дарения. Думается, не следует брать подоходный налог с сумм, которые гражданам по решению суда выплачиваются в виде возмещения морального ущерба. Вопросы налогообложения подарков от предприятий, а также льгот застройщикам садовых домиков необходимо прописать более четко.

    

       Андрей Глинкин, заместитель начальника ГНИ по г. Москве:


         -  НК устанавливает штраф в 30-кратном размере минимальной месячной оплаты труда за нарушение порядка учета в главе, специально посвященной его принципам. Но эта норма касается порядка учета, а не принципов и методов. Неужели органам исполнительной власти придется создать орган, в задачу которого войдет разъяснение неконкретной терминологии кодекса?


        Или вот. НК предлагает взыскивать штраф за каждый несохраненный по различным причинам документ, связанный с налогообложением. А разъяснение, что подразумевается под понятием “документ”, в НК отсутствует.


        Вопросам отказа в выдаче документов или иных сведений посвящена отдельная статья. Предусматривается, что налогоплательщик будет должен писать заявление об отказе представить такие документы или сведения налоговым органам. Но никто из злостных нарушителей их не напишет. Не нужен ни отказ, ни объяснение причин. За конкретные нарушения необходимо налагать определенные санкции. Следует также устранить в НК деление нарушений налогового законодательства по основаниям небрежности, умышленности или неумышленности, а если и оставлять это деление, то дать каждому нарушению четкое определение.


        И что немаловажно: НК должен быть введен не сразу, а спустя хотя бы полгода, чтобы к нему успели адаптироваться.       

      

       Алексей Анашкин, главный государственный налоговый инспектор территориальной ГНИ № 7:


         -  Новая методология начисления амортизации ведет к “проеданию” производственных фондов. Предприятия спишут средства на амортизацию, а потом используют по своему усмотрению. Вот почему нужен переход к новой методологии начисления амортизации.


        Мировой опыт показывает, что в условиях сокращающейся инфляции должен снижаться НДС. А НК не только повышает его, особенно по продовольственным товарам, но разрешает регионам вводить похожий на НДС налог с продаж.


        Вряд ли мы сумеем в скором времени обеспечить полный сбор налога с недвижимости. Опыт западных стран показывает, что для этого нужен специальный контрольный аппарат. В нынешних условиях создать его будет непросто.

     

        Виктор Горбачев, начальник территориальной ГНИ № 37:


         -  Когда два года назад началось обсуждение Общей части НК, говорилось о том, что он будет “законом прямого действия”. Сегодня, увы, так уже не утверждают. Необходимо четко определить, что будет принимать Госдума? Если это  -  “закон прямого действия”, то необходимо расписать подробно все то, что в НК неконкретно и требует дополнительных разъясняющих документов.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
         Предполагается установить сбор (налог) за право осуществления предпринимательской деятельности на территории России, который предприятия должны будут вносить в федеральный бюджет ежеквартально вне зависимости от финансовых результатов их деятельности. Введение этого сбора создаст предпосылки для ликвидации предприятий, длительное время не сдающих отчетность, или представляющих нулевые бухгалтерские балансы.

       

         Светлана Холева, представитель Департамента налоговых реформ Минфина России:


         -  Понятийный аппарат НК не вторгается в область регулирования гражданско-правовых отношений. Термины НК используются только для целей налогообложения для более четкого отражения их экономической сути. Прежде всего, разработчики НК опирались на нормы Конституции, на ее понятия, исходили из того, что субъектами налогообложения должны быть все экономические образования, то есть гражданско-правовые образования, которые осуществляют экономическую деятельность, а не только заняты предпринимательством.


        НК нужен, чтобы наиболее четко определить базу налога на прибыль и минимизировать двойное налогообложение. Отсюда вытекают понятия “консолидация”, “материнские”, “дочерние” предприятия и т.п. Средства, переданные материнским предприятием после взимания налога дочернему, не должны повторно облагаться налогом.


        А буквальный перенос терминов гражданского законодательства в налоговые отношения может исказить их смысл.


        Главное, что отличает НК,  -  это то, что он закрепляет приоритет налогового законодательства над всеми другими нормативными налоговыми актами. Инструкция не будет расширительной, в ней не появится иного толкования налогового законодательства. А если это произойдет, то такая инструкция будет признана недействительной.


        Предупредительные меры при проведении налоговых проверок (предупреждение за 3 дня) адресованы добропорядочным налогоплательщикам. Если же возникает сомнение, предусмотрена процедура контрольной проверки, когда предупреждение не обязательно.