Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О льготах по налогу на имущество предприятий, установленных московским организациям федеральным и городским налоговым законодательством

       

О льготах по налогу на имущество предприятий, установленных московским организациям федеральным и городским налоговым законодательством


Н.А. Гаврилова,
советник налоговой службы III ранга


         В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.91   № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий”, с изменениями и дополнениями, для различных категорий налогоплательщиков в 1996 - 1997 годах предусмотрен ряд льгот по налогу на имущество предприятий.


        I. В соответствии со ст. 4 названного закона налогом не облагается имущество:


        1) бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;


        коллегий адвокатов и их структурных подразделений.


        Следует иметь в виду, что бюджетные организации создаются государственными органами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.


        К бюджетным организациям относятся учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций. Бюджетные учреждения и организации не являются плательщиками налога на имущество предприятий, даже если они осуществляют предпринимательскую деятельность и приобретают имущество за счет доходов от этой деятельности;


        2) предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).


        При этом в общую сумму выручки от реализации продукции (работ, услуг) не включается выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества.


        Если по результатам работы отчетного года рассматриваемая выручка составляет менее 70 %, в этом случае для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы. Уплата налога за отчетный год производится по годовому расчету в установленном порядке.


        При рассмотрении вопроса об отнесении продукции к сельскохозяйственной, в целях предоставления льготы по налогу на имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции следует руководствоваться Общероссийским классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции ОК 005-93, принятым Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 № 301 (коды 97 0000 и 98 0000);


        3) специализированных протезно-ортопедических предприятий;


        4) используемое исключительно для нужд образования и культуры.


        К нуждам образования и культуры относится имущество, используемое для дошкольных и других учреждений образования, учебно-производственных комбинатов и учебных участков, учебно-опытных, опытных хозяйств, мастерских, цехов, ведущих подготовку и переподготовку рабочих и специалистов; оздоровительных спортивных лагерей и лагерей труда и отдыха для детей и учащейся молодежи; центров, клубов и кружков (в сфере образования); предприятий и организаций, выпускающих или реализующих учебно-техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений, осуществляющих снабжение, ремонт и хозяйственное обслуживание учреждений образования (в доле, относящейся к указанной продукции, работам и услугам); курсовой сети по профессиональной подготовке и переподготовке населения; детских экскурсионно-туристических организаций, а также других учреждений и организаций, деятельность которых отвечает целям образования;


        стационарных и передвижных клубов (домов и дворцов культуры); библиотек; музеев; зоопарков; парков культуры и отдыха; социально-кульурных специализированных и многофункциональных комплексов и объединений; научно-методических центров творчества и культурно-просветительной работы; театров, стационарных и передвижных цирков; филармоний; кинопроката; кинотеатров; киноустановок; киностудий; планетариев;


        5) религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;


        6) предприятий народных художественных промыслов.


        К народным художественным промыслам относятся все виды производства художественных изделий утилитарного или декоративного назначения, основанные на преемственности, исторически сложившихся традициях народного декоративно-прикладного искусства.


        К изделиям народных художественных промыслов относятся изделия признанного художественного достоинства, при изготовлении которых применяется ручной или механизированный творческий труд художников и мастеров, развиваются традиции народного искусства, сохраняются стилистические особенности данного промысла.


        К предприятиям народных художественных промыслов относятся предприятия, в объеме промышленной продукции которых изделия народных художественных промыслов составляют не менее 50 % (п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.10.94 № 1987 “О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов”);


        7) используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.


        К страховым запасам относится запас ресурсов, предназначенный для бесперебойного снабжения производства в случаях нарушения графика или уменьшения поставок по сравнению с предусмотренным при расчете норм текущего запаса.


        К таким запасам относятся также материальные ценности предприятий, законсервированные в соответствии с указанным порядком.


        Материальные ценности могут входить в состав необлагаемого имущества как страховые и сезонные запасы только в пределах норматива, утвержденного решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.


        При определении соответствующих органов государственной власти и управления, которые могут принять решение о консервации указанного имущества, следует исходить из того, что пунктом 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 № 721, установлено, что акционерное общество с момента его регистрации выходит из структуры управления соответствующих министерств, ведомств и органов отраслевого управления местной администрации. Поэтому решение о консервации их имущества должен принимать законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации или соответствующий орган исполнительной государственной власти по месту расположения этого юридического лица.


        Что касается государственных унитарных предприятий, то решение о консервации их имущества в целях рассматриваемого налога может быть принято соответствующим органом исполнительной власти.


        Предприятия потребительской кооперации не являются государственными предприятиями, и поэтому решение о консервации их имущества должен принимать законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации или соответствующий орган исполнительной государственной власти по месту расположения этого юридического лица. При наличии такого решения предприятия потребительской кооперации могут пользоваться указанной выше льготой по налогу на имущество предприятий;


        8) жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ.


        Следует иметь в виду, что с 1 января 1995 года названные организации освобождаются от уплаты налога на имущество предприятий также в случае осуществления ими предпринимательской деятельности.


        Что касается имущества общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, то оно не облагается налогом только в том случае, если указанные организации не осуществляют предпринимательскую деятельность.


        Общественные объединения, ассоциации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе по ведению приносящих доход внереализационных операций, таких как сдача в аренду имущества или хранение средств на депозитных счетах в банках, являются плательщиками налога на имущество в общеустановленном порядке. Уплата налога производится за период осуществления предпринимательской деятельности.


        Обязанность банка платить общественным объединениям и ассоциациям за остаток средств на расчетном (текущем) счете, отраженная в договоре на расчетно-кассовое обслуживание, не рассматривается как предпринимательская деятельность;


        9) общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа работников.


        Под общим числом работников понимается среднесписочная численность предприятия, учреждения и организации, в которую включаются работники, состоящие в штате, а также совместители (без внутренних) и работники, выполняющие работу по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера.


        Инвалиды, признанные ВТЭК нетрудоспособными и имеющие запрещение или ограничение на занятие трудовой деятельностью, состоящие в штате предприятия, включаются в общее число работников предприятия;


        10) научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу.


        При определении научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций указанных академий в целях предоставления налоговой льготы следует руководствоваться их учредительными документами. Вышеназванные организации полностью освобождаются от уплаты налога на имущество предприятий;


         -  государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в общем объеме работ которых за отчетный год научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 %, а также их филиалов и других аналогичных подразделений, имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.


        К указанным научным центрам, предприятиям, учреждениям (организациям) относятся также государственные научно-исследовательские, научно-технические (инженерные), научно-испытательные, научно-производственные центры, государственные полигоны, научно-испытательные полигоны, а также научно-исследовательские институты, специальные (опытные) конструкторские, проектно-конструкторские и проектно-технологические бюро, проектные, проектно-конструкторские и проектно-технологические (изыскательские) институты, комплексные научно-исследовательские и проектно-конструкторские (технологические) организации, научно-производственные предприятия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.


        Организации, выполняющие научно-технические работы, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности представляют в налоговые органы действующие формы государственной статистической отчетности о выполнении научных исследований и разработок, утверждаемые Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, другие документы, по которым имеется возможность установить льготируемый объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ.


        Если по результатам отчетного года этот объем работ составляет менее 70 %, то уплата налога за отчетный год производится по годовому расчету.


        Организации самостоятельно заявляют льготы в расчетах по налогу и несут ответственность за достоверность представляемой информации в соответствии с налоговым законодательством.


        Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 23.08.96 № 127-ФЗ организация, выполняющая научно-технические работы, должна получить свидетельство об аккредитации, которое выдается в случае если объем ее научной деятельности составляет не менее 70 % от всего объема выполняемых работ;


        11) используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет;


        12) предприятий, учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;


        13) Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов Российской Федерации, районов (за исключением районов в городах), городов (за исключением городов районного подчинения);


        14) специализированных предприятий (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;


        15) органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими своих функций, установленных законодательством Российской Федерации.


        16) иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными и физическими лицами в соответствии с межправительственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.


        Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации.


        В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.06.95 № 94-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией социально-экономических программ жилищного строительства для российских военнослужащих” льгота по налогу на имущество предприятий распространяется на весь период с начала и до завершения реализации ранее начатых и реализуемых целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами.


        В связи с подписанием и вступлением в силу с 29 июля 1994 года Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о предоставлении гранта (безвозмездной субсидии) по программе обеспечения жильем увольняемых в запас или отставку российских военнослужащих все юридические лица и организации, которые за-ключили контракт или финансируются Правительством Соединенных Штатов Америки либо Правительством Российской Федерации, в рамках выполненных работ по оказанию услуг либо совершения сделок по указанному Проекту, освобождаются от уплаты налога на имущество (включая имущество в лизинге и аренде), используемое в связи с реализацией Проекта;


        17) профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.


        Следует иметь в виду, что вновь созданные предприятия, учреждения и организации (вне зависимости от даты их регистрации), являются плательщиками налога на имущество предприятий.


        В случае, если организация, освобожденная от уплаты налога по своему имуществу и внесшая это имущество или часть его в качестве вклада в соответствии с договором о совместной деятельности без образования юридического лица, то она также освобождается от налога на имущество как по внесенному по договору, так и созданному (приобретенному) в результате совместной деятельности в соответствии с установленной по договору долей.


        II. В соответствии со ст. 5 Федерального закона “О налоге на имущество предприятий” для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам):


        1) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.


        При применении данной льготы согласно Классификатору отраслей народного хозяйства № 1-75-018 (переиздание 1987 года Общесоюзного классификатора “Отрасли народного хозяйства” с изменениями 9-17, утвержденными Госстандартом СССР в 1987 - 1991 годах и Госстандартом России в 1992 - 1994 годах, г. Москва, ВЦ Госкомстат России, 1994 год) следует относить:


        объекты жилищно-коммунальной сферы:


        жилой фонд; гостиницы (без туристических); дома и общежития для приезжих; коммунальное хозяйство  -  объекты внешнего благоустройства, улично-дорожная сеть; искусственные сооружения; объекты инженерной защиты города; зеленые насаждения общего пользования; уличное освещение; сооружения санитарной уборки городов; здания и подсобные сооружения дорожно-мостового, зеленого хозяйства и инженерной защиты городов; сооружения и оборудование пляжей и переправ; элементы простейшего водоснабжения; объекты коммунального и бытового водоснабжения; очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями, все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни; объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства;     


        объекты социально-культурной сферы:


        объекты культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения.


        Под балансовой стоимостью объекта следует понимать стоимость его имущества по статьям актива баланса, отражающим объект налогообложения.


        Не рассматриваются как объекты жилищно-коммунальной сферы отдельные квартиры, приобретенные предприятиями в объектах жилого фонда. (Следует иметь в виду, что с 1 июля 1997 года названный абзац отменен в соответствии с Изменениями и дополнениями № 3 инструкции Госналогслужбы России № 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий” (зарегистрированы в Минюсте России 5 июня 1997 года №  1321).


        Учреждения и организации сферы туризма уплачивают налог на имущество в общеустановленном порядке.


        Для целей налогообложения стоимость имущества предприятий, в том числе предприятий сферы туризма, уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика, а также объектов используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны.


        Согласно Классификатору отраслей народного хозяйства № 1-75-018 туристические гостиницы и турбазы отнесены к отрасли “Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение” (код 91620).


        Поэтому стоимость имущества туристических гостиниц и турбаз, находящихся на балансе предприятий сферы туризма, налогом не облагается, как имущество объектов социально-культурной сферы.


        В том случае, когда туристические гостиницы и турбазы являются юридическими лицами или их филиалами, то есть налогоплательщиками, к их льготируемому имуществу следует относить клубы, библиотеки, спортивные сооружения, лечебные и спальные корпуса (летние домики для проживания туристов) с соответствующими коммуникациями, оборудованием, в том числе медицинским оборудованием, мебелью, холодильниками и др.


        При необходимости уточнения перечня имущества, относящегося к объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, а также охраны природы и пожарной безопасности, его следует согласовывать с органами управления данных отраслей в субъектах Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика.


        В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет льготируемого имущества.


        Что касается ресторанов, столовых, пунктов проката, находящихся на балансе предприятий сферы туризма, то стоимость их имущества учитывается при налогообложении, так как согласно Классификатору отраслей народного хозяйства они отнесены к отрасли “Торговля и общественное питание” (коды по КОНХ 71311 и 71400).


        Облагается налогом на имущество у предприятий сферы туризма административные здания и помещения, имущество, сданное в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа, автомобили и другое имущество, не предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, охраны природы, пожарной безопасности, гражданской обороны;


        2) объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны.


        Вопрос освобождения от налогообложения имущества организаций вышеуказанных объектов должен решаться налоговыми органами по месту нахождения налогоплательщика исходя из конкретных условий использования имущества льготируемых объектов.


        К объектам, используемым исключительно для охраны природы и пожарной безопасности, могут быть отнесены моторные лодки, катера, иные плавсредства с подвесным мотором всех модификаций; противопожарная техника, содержащаяся в соответствии с требованиями правил противопожарной безопасности; мотоциклы всех модификаций, используемые в целях охраны природы и пожарной безопасности; автотранспортные средства повышенной проходимости, вездеходы и иная высокопроходимая техника, используемая для охраны природы и пожарной безопасности; гаражи, склады и др.


        Конкретное заключение по объектам, используемым для охраны природы и пожарной безопасности (назначение, состав, использование), можно получить в органах управления, курирующих данные вопросы;


        3) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы.


        К сельскохозяйственной и рыбной продукции относится продукция, включенная в Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, принятый постановлением Госстандарта России от 30.12.93 № 301 и введенный в действие с 1 июля 1994 года;


        4) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, в том числе подъездных путей, принадлежащих железной дороге, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов.


        Следует иметь в виду, что стоимость АТС внутренней связи не исключается из балансовой стоимости имущества предприятия при налогообложении.


        Имущественные (проводные, волоконно-оптические, стекловолоконные и др.) линии связи общего пользования и сооружения, предназначенные для поддержания их в эксплуатационном состоянии, исключаются из балансовой стоимости для целей налогообложения.


        К таким линиям не относятся радиолинии, линии спутниковой связи, сотовой связи и другие аналогичные линии связи, неимущественные линии, в которых задействованы только средства связи (приемники, передатчики, ретрансляторы).


        Конкретное заключение по видам линий связи (назначениям, составу, использованию) и сооружениям, поддерживающим их в рабочем состоянии, можно получить в органах управления, курирующих вопросы связи;


        5) спутников связи;


        6) земли;


        7) специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования;


        8) эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;


        9) мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей.


        Наличие решения соответствующего органа государственной власти или управления о создании мобилизационных резервов является основанием для исключения стоимости мобилизационного имущества из налогооблагаемой базы, определяемой в целях исчисления налога на имущество предприятий.


        При рассмотрении вопроса об отнесении организаций к органам государственной власти и управления следует руководствоваться Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами об этих органах, а также документами (уставы, положения и т.д.), определяющими их правовой статус.


        До 1 июля 1994 года в соответствии с п. “з” ст. 4 Закона Российской Федерации от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” не подлежало налогообложению только законсервированное, не используемое в текущем производстве имущество мобилизационных мощностей.


        В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 № 1483 “О сокращении мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва” и Федеральным законом от 25.04.95 № 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий”" с 1 июля 1994 года мобилизационные мощности, законсервированные и используемые предприятием в текущем производстве, налогом на имущество не облагаются.


        В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552 затраты на воспроизводство основных производственных фондов, используемые в процессе производства, включаются в себестоимость продукции в форме амортизационных отчислений на полное восстановление.


        Этот порядок распространяется и на мобилизационные мощности, используемые предприятием в текущем производстве.


        В расчетах налога на имущество предприятий из стоимости имущества, подлежащего налогообложению, исключается стоимость всего имущества мобрезерва и мобмощностей.


        Льготирование площадей хранилищ и территории предприятий, используемых для содержания законсервированного имущества и оборудования, а также мобрезерва, законом не предусмотрено.


        Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 15 Указа Президента Российской Федерации от 26.02.97 № 31-ФЗ “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации” с 5 марта 1997 года не облагаются налогом на имущество предприятий объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, только законсервированные и не используемые в текущем производстве, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва и другое имущество мобилизационного назначения.


        В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет указанного в настоящем пункте имущества.


        Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.


Льготы по налогу на имущество предприятий, установленные законами города Москвы


        В соответствии с Законом города Москвы от 02.03.94 № 2-17 “О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий”, с изменениями и дополнениями, в 1996 - 1997 годах освобождаются от уплаты налога на имущество предприятий:


        1. Предприятия городского пассажирского транспорта (кроме такси) и метрополитена, получающие дотацию из бюджета г. Москвы.


        При этом следует иметь в виду, что непосредственно из бюджета г. Москвы получают дотацию муниципальная компания “Мосгортранс” и муниципальное предприятие “Московский метрополитен им. В.И. Ленина”. В системе муниципальной компании “Мосгортранс” дотация из бюджета распределяется между подведомственными эксплуатационными предприятиями согласно перечню.


        2. Предприятия, в общем объеме реализации продукции (работ, услуг) которых оказание бытовых услуг бюджетным учреждениям составляет не менее 50 %.


        Перечень бытовых услуг приводится в Общесоюзном классификаторе “Отрасли народного хозяйства” (ОКОНХ), в разделе “Бытовое обслуживание населения” (собирательная отрасль).


        3. Предприятия, оказывающие ритуальные услуги населению, если в общем объеме реализации продукции (работ, услуг) эти услуги составляют не менее 70 %.


        В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 к ритуальным услугам относятся услуги, обозначенные кодами 019500:


         -  услуги приемщика заказов службы по организации похорон;


         -  подача объявлений, некролога, составление текстов траурной речи, оповещение родственников;


         -  прокат зала и его оформление для проведения гражданской панихиды, обряда поминания;


         -  услуга организатора ритуала по похоронам;


         -  услуги по захоронению;


         -  услуги крематориев;


         -  услуги по уходу за могилой  -  услуги по установке, снятию окраски надмогильных сооружений;


         -  заключение договора на организацию похорон, уход за могилой по предварительному заказу;


         -  изготовление гробов, в том числе цинковых;


         -  изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд;


         -  изготовление надгробных сооружений из цемента, с мраморной крошкой, из природного камня и искусственных материалов и их реставрация;


         -  изготовление временных надгробных сооружений из различных материалов;


         -  надписи на памятниках, мраморных досках, крепление фотографий на памятниках;


         -  высечка барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п.;


         -  изготовление оград, памятников, венков из металла;


         -  пошив, изготовление и прокат похоронных принадлежностей.


        4. Предприятия, организации в сфере материального производства и бытового обслуживания, в среднесписочной численности которых инвалиды составляют более 35 %, либо инвалиды и пенсионеры  -  более 50 %.


        Для целей исчисления налога на имущество предприятий среднесписочная численность работающих определяется за отчетный период (январь-март, январь-июнь, январь-сентябрь, январь-декабрь), так как сумма данного налога исчисляется ежеквартально нарастающим итогом.


        С 1 июля 1997 года в соответствии с Законом города Москвы от 4 июня 1997 года № 12 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 2 марта 1994 года № 2_17 “О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий”" при определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.


        В соответствии с Общесоюзным классификатором “Отрасли народного хозяйства” к сфере материального производства относятся отрасли народного хозяйства, коды которых обозначены первым знаком кода 1-8.


        К сфере бытового обслуживания относятся производственные виды бытового обслуживания (в сфере материального производства), а также непроизводственные виды бытового обслуживания населения (код по ОКОНХ  -  90300).


        5. Предприятия и организации в части стоимости находящихся на их балансе памятников истории и культуры, являющихся городской собственностью.


        Льготы предоставляются с момента принятия на баланс предприятий и организаций памятника истории и культуры при наличии у плательщиков охранного обязательства по недвижимому памятнику истории и культуры. В случае, когда охранное обязательство выдано по истечении одного из отчетных периодов, данная льгота предоставляется налогоплательщику путем уточнения расчетов налога на имущество за периоды, в течение которых памятник истории и культуры находился на балансе плательщика.


        6. Предприятия в части стоимости находящихся на их балансе светофорных объектов, дорожных знаков, кабин регулировщиков и стационарных постов ГАИ. (Льгота отменена с 1 июля 1997 года Законом города  Москвы от 04.06.97 № 12).


        7. Предприятия и организации, осуществляющие автотранспортные перевозки по городскому заказу, у которых выручка от выполнения таких работ составляет не менее 70 % от общего объема реализации продукции (работ, услуг).


        Перечень перевозок муниципальных грузов, работ и услуг, установленных в качестве городского заказа, ежегодно утверждается Правительством Москвы.


        8. Общественные организации участников Великой Отечественной войны и лиц, к ним приравненных, в том числе воинов-интернационалистов и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также предприятия, являющиеся собственностью этих организаций и общественных организаций инвалидов.


        В соответствии с разъяснениями Комитета социальной защиты населения Москвы к участникам Великой Отечественной войны приравнены:


         -  бывшие несовершеннолетние узники фашизма в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.10.92 № 1235 (основание для предоставления льгот  -  удостоверение несовершеннолетнего узника фашизма);
              -  бывшие несовершеннолетние узники фашизма в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.10.92 № 1235 (основание для предоставления льгот  -  удостоверение несовершеннолетнего узника фашизма);


         -  лица, пережившие блокаду Ленинграда, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.01.94 (удостоверение о праве на льготы специального образца);


         -  лица, состоявшие на штатной должности по вольному найму в частях действующей армии в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27.02.81 № 220 (основание для предоставления льгот  -  удостоверение установленного образца).


        9. Зарегистрированные в установленном порядке детские и подростковые клубы, центры, осуществляющие работу с детьми и молодежью по месту жительства, в части имущества, используемого для данной работы.


        В целях правильного применения льготы названные организации обязаны обеспечить раздельный учет указанного в настоящем пункте имущества.


        Следует иметь в виду, что Московской городской Думой принят Закон города Москвы от 21.02.96 № 6 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 2 марта 1994 года № 2_17 “О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий”", в соответствии с которым с 1 января 1996 года вводятся дополнительные льготы по налогу на имущество предприятий.


        В соответствии с вышеназванным Законом от уплаты налога на имущество предприятий с 1 января 1996 года освобождаются:


        10. Предприятия в части стоимости имущества, используемого в процессе производства:


         -  сурдоакустической техники;


         -  музыкальных инструментов (льгота введена с 1 января 1997 года Законом города Москвы от 4 июня 1997 года № 12).


        11. Предприятия в части стоимости имущества, используемого по поручению Правительства Москвы для организации постоянно действующих выставок по демонстрации перспективного градостроительства в столице и конкурсов по реализации проектов.


        12. Порты и пароходства, у которых транспортное обеспечение города составляет в общем объеме реализованных услуг не менее 70 %.


        Льгота распространяется на предприятия речного транспорта портов и пароходств, которые осуществляют доставку грузов, погрузочно-разгрузочные работы для предприятий Москвы, а также перевозку пассажиров на внутригородских, пригородных и экскурсионных линиях, у которых транспортное обеспечение города составляет в общем объеме реализованных услуг не менее 70 %.


        13. Предприятия и организации в части стоимости имущества, находящегося на их балансе и созданного в рамках реализации Программы Правительства Москвы Московский международный деловой центр “Москва-Сити” за счет привлечения средств на период их полного возврата.


        Правительство Москвы постановлением от 05.12.95 № 984 “О финансировании работ по Московскому международному деловому центру “Москва-Cити” (ММДЦ) на 1996 год и утверждении программ развития проекта ММДЦ” одобрил программу градостроительного и социально-экономического развития Московского международного делового центра “Москва-Сити”, рассчитанную на период с 1995 до 2000 года.


        Компаниям, осуществляющим инвестиции в проект за счет кредитных ресурсов, после завершения строительства и сдачи объектов в эксплуатацию, предоставлена льгота по налогу на имущество в части стоимости имущества, находящегося на их балансе и созданного в рамках реализации проекта ММДЦ, на период полного погашения кредитных средств.


        14. Предприятия и организации в части стоимости имущества, находящегося на их балансе и созданного в рамках реализации Программы Правительства Москвы:


        строительство многоэтажных гаражей-стоянок за счет привлеченных средств на период их полного возврата.


        Льготы по налогу на имущество предприятий предоставляются в соответствии с Программой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 18.04.95 № 318 “О программе массового строительства в Москве многоэтажных гаражей-стоянок”, а также постановлением Правительства Москвы от 12.03.96 № 216 “О программе массового строительства многоэтажных гаражей-стоянок на 500 000 машино-мест и организации ее выполнения”.


        Следует иметь в виду, что с 1 июля 1997 года в соответствии с Законом города Москвы от 04.06.97 № 12 содержание льготы излагается в следующей  редакции:


        “Предприятия и организации в части стоимости находящихся на их балансе многоэтажных гаражей-стоянок, созданных в ходе реализации Программы Правительства Москвы по строительству многоэтажных гаражей-стоянок”.


        15. Предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства в части стоимости находящихся на их балансе объектов нежилого фонда.


        К объектам нежилого фонда, исходя из положений действующих нормативных и законодательных актов, относятся:


         -  прочие помещения в жилых домах и нежилых строениях, не предназначенные для постоянного проживания (в том числе дачи), и строения, не относящиеся к жилищному фонду, определение которых дано в ст. 1 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики”:


         -  нежилые помещения, отнесенные к местам общего пользования, отчуждение или целевое использование которых возможно только по соглашению собственников помещений дома (Закон города Москвы от 09.11.94 № 19_87).


        Места общего пользования жилых домов как нежилой фонд не рассматриваются.


        Следует иметь в виду, что имущество, не относящееся к объектам жилого и нежилого фондов, подлежит включению в налогооблагаемую базу по налогу на имущество предприятий в общеустановленном порядке.


        В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет льготируемого имущества.


        16. Фонды развития жилищного строительства, созданные по постановлениям Московской городской Думы.


        17. Благотворительные фонды (организации).


        Льготы по налогу на имущество предприятий предоставляются благотворительным организациям, зарегистрированным в установленном порядке в Управлении юстиции г. Москвы и получившим Свидетельство о регистрации общественного объединения, и осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.08.95 № 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” и Законом города Москвы от 05.07.95 № 11_46 “О благотворительной деятельности”.


        Предприятий и организации, в общем объеме реализации продукции (работ, услуг) которых работы по строительству Метрополитена составляют более 70 %  (льгота введена с 1 июля 1997 года Законом города Москвы от 04.06.97 № 12).


        19. Товарищества собственников жилья, управляющие кондоминиумом в соответствии с Законом РФ от 15.06.96 № 72-ФЗ “О товариществах собственников жилья” (льгота введена с 1 июля 1997 года Законом города Москвы от 04.06.97 № 12).


        Стоимость имущества, необлагаемого в соответствии с Законом города Москвы от 02.03.94 № 2-17 “О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий”, отражается в строке “Стоимость имущества, исключаемого из налогооблагаемой базы в соответствии с п. 5 и 6 инструкции и отраженного по указанным выше счетам (всего)” в представляемом в налоговый орган расчете среднегодовой стоимости имущества.


        Льготы, установленные городским налоговым законодательством, распространяются на предприятия и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.


        Проверка правильности применения налоговых льгот осуществляется территориальными налоговыми инспекциями в ходе документальных проверок.


        В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по налогам в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджет.


        Порядок и условия предоставления налоговых льгот по налогам в городе Москве определен Законом города Москвы от 01.07.96 № 21 “О налоговых льготах в городе Москве”.


        Льготы по уплате налогов устанавливаются для отдельных категорий плательщиков независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности.


        Под отдельной категорией плательщиков понимается совокупность налогоплательщиков, объединенных по виду деятельности или по принадлежности к отрасли.


        Проекты законов города Москвы об установлении дополнительных льгот вносятся на рассмотрение Московской городской Думы Мэром Москвы по представлению отраслевых департаментов Правительства Москвы.


        Налоговые льготы организациям предоставляются при наличии оснований, установленных в соответствии с принятыми Московской городской Думой и введенными в действие законами о льготах по налогам, зачисляемым в городской бюджет.