Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Как достичь налогового благополучия

       

Как достичь налогового благополучия
(Журналистские заметки)     

       

В.В. Федулов  


        Учет налогов в одном из старейших королевств мира  -  Швеции ведется с XVI века, со времен викингов, и все сведения сохранились до сегодняшнего дня. С 1902 года в стране платят подоходный налог, и с тех пор каждый швед, в том числе ныне здравствующий король Карл XVI Густав, ежегодно представляет в инспекцию свою налоговую декларацию. Основа налоговой системы остается неизменной в течение 100 лет, чему будет посвящена специальная почтовая марка.


        Каждому гражданину страны с рождения присваивается свой номер, который вводится в компьютерную систему и служит своеобразным налоговым “паспортом”; какие бы доходы в последующем он ни имел  -  все “берется на карандаш”. Причем, от уплаты налогов не освобождены ни пенсионеры, ни инвалиды, ни сам король или члены его семьи   -  это “общенациональная” повинность. В любой, кстати, налоговой инспекции страны, набрав соответствующий код, можно посмотреть доходы за минувший год любого интересующего вас гражданина, в том числе короля. Что я и сделал в одной из инспекций города Стокгольма. Компьютер высветил табличку: король не имеет зарплаты, доходы за год составили столько-то тысяч крон, налоги уплачены в такой-то сумме! Вот вам и король, который демократичнее иного всенародно избранного....


        Зато и само государство с помощью налогов успешно финансирует бюджетную и социальную сферы (на что расходуется свыше 50 % валового национального дохода).


         -  У вас скучно жить!  -  заявил я переводчику-гиду.  -  Совсем мало проблем...


         -  Ну почему же?  -  возразил тот.  -  У нас велик уровень безработицы  -  13 %. После всех вычетов у безработного остается от пособия около 5 тысяч крон в месяц. Как прожить на эти деньги?


        Действительно  -  как? У нас этой суммы хватило бы на покупку всего двух цветных телевизоров. Наши пенсионеры или бюджетники безбедно живут по два-три месяца вообще без копейки в кармане. А учителю, врачу или рядовому специалисту налоговой службы на один цветной телевизор нужно отложить полугодовую зарплату (которую неизвестно когда еще выдадут).


        В Швеции особых проблем с наличностью бюджет не испытывает, а потому налоговое ведомство страны, ставшее своеобразным компьютерным центром, кроме вопросов пополнения казны, занимается переписью населения и проведением выборов.


- - -

        Это, так сказать, вводная часть статьи для наших читателей. Но и она позволяет судить о серьезном отношении шведов к своим налогам, уплата которых воспринимается ими на подсознательном уровне как нечто само собой разумеющееся. Тем не менее силы налоговой службы, в том числе немалые средства государства, все еще направляются на повседневную разъяснительную работу с населением, на оказание целого спектра информационных услуг, о чем теперь и поговорим подробнее.


         -  До 1976 года нас все еще воспринимали “монстром”,  -  рассказывает руководитель информационного отдела Центрального налогового ведомства Швеции господин Бьорн Тхернстрем.  -  Мы не отвечали на вопросы журналистов, не оказывали информационных услуг. Были проблемы с имиджем налоговой службы, слишком много занимались мелочами. Теперь ситуация изменилась. Наша новая политика с 1976 года  -  как можно больше контактов с прессой, телевидением, радио. Используем любую возможность, чтобы проинформировать население о нашей деятельности. Проявляем доверительность, открытость и честность в общении с плательщиками, стремимся к равноправному сотрудничеству с ними.


        Невероятно, но факт: в налоговых инспекциях нет очередей! Посетителю предложат чашечку кофе, по первой же заявке бесплатно выдадут или вышлют на дом любой справочный материал по налогам (которого, кстати, великое множество). Ежегодную декларацию о доходах гражданину заполнять самому необязательно  -  за вас это сделают специалисты налоговой инспекции и пришлют заполненный бланк декларации на дом. Согласен с расчетами  -  ставь свою подпись, и все дела! Есть возражения  -  вноси их в соответствующую графу или милости просим для беседы в инспекцию. Подписанную декларацию можно не передавать “из рук в руки” под роспись, а просто опустить в специальный ящик, который стоит у каждой инспекции.


        Благоприятные условия труда созданы для самих налоговых служащих. В кабинетах инспекций светло и просторно, всюду цветы, компьютеры. Два 15-минутных перерыва (до обеда и после) отводится на бесплатный кофе, автоматы с которым расположены в вестибюлях. В одной из районных инспекций (г. Ескилстуны) находится кабинет, оборудованный специальной техникой с учетом состояния здоровья работающей здесь женщины (у нее болит спина). Стол вращается, а компьютер нажатием кнопки перемещается в любую сторону  -  нагибаться не приходится.


        А теперь опять послушаем господина Бьорна, который назвал каналы распространения информации для налогоплательщиков Швеции:


        1. Печать. Ежегодно огромное количество материалов рассылается по стране бесплатно для плательщиков. Работы много, а потому выпуск печатной продукции максимально стандартизирован. Принято 6 цветов для брошюр и иных изданий; цвета из года в год чередуются. В этом году, например, обложки буклетов, декларации и бланки зеленого цвета, в следующем  -  оранжевого, потом фиолетового и т.д. Стандартизированы все типы и виды документов вплоть до формата набора и размеров объявлений в прессе.


        2. Реклама на телевидении. Практикуются 30-секундные ролики с тем или иным сюжетом. Сюжет разрабатывают по заказу инспекции специалисты на телевидении. Один такой ролик обходится налоговой службе в 250 тыс. крон. Деньги на рекламу выделяются специальной строкой в смете.


        3. Прямая доставка документов:


        а) рассылка документов в местные инспекции, где оборудованы специальные стенды: приходи и бери;


        б) доставка документов напрямую плательщикам по конкретным адресам (они есть в компьютере и печатаются непосредственно в типографии);


        в) рассылка документов по всем почтовым ящикам (без адресов).


        4. Сервис по телефону. Плательщик набирает определенный код, и по его звонку автоответчик через компьютер дает консультацию по налогам. Таким же образом можно быстро заказать нужные бланки  -  компьютер соединит с той типографией, где они имеются в данный момент в наличии. И через день эти бланки уже доставят в почтовый ящик звонившего.


        5. “Домашняя страница”, то есть консультация или получение нужной информации через свой домашний компьютер. В базе данных этой страницы  -  свыше 2 тысяч документов.


        Государство сознательно идет на затраты по организации сбора налогов, предусматривая на эти цели около 15 млрд крон ежегодно. Из них прямые затраты на общественный информационный сервис составляют около 5 млрд крон. У нас же, как известно, на информационную работу с налогоплательщиками государство не выделяет ни копейки: инспекции исхитряются вести ее для казны на общественных началах. Отсюда, видимо, и разница в конечном результате такой работы по сравнению со Швецией: скупой, как известно, платит дважды.


        Для справки.


        Население Швеции  -  8,6 млн человек, из них 7 млн граждан  -  налогоплательщики, в том числе 6,3 млн  -  физические лица. Отсюда структура поступления налогов за 1995 год: 340 млрд крон внесли в казну физические лица (рядовые граждане и предприниматели), 56 млрд крон  -  юридические лица (работодатели).


        Налоговая служба Швеции замыкается на Министерство финансов, вся работа тем не менее ведется ею самостоятельно. Структура ГНС: центральный аппарат (около 800 работающих), 23 региональных инспекции и 117  -  местных (около 11 тысяч сотрудников). Плюс 10 ведомств судебных исполнителей по взиманию долгов (2700 человек).